Главная / Начальные классы / Урок -проект по литературному чтению "Зимушка-зима" ( 4 класс)

Урок -проект по литературному чтению "Зимушка-зима" ( 4 класс)

Мастер класс. «Зимушка-зима»

Форма проведения урока: урок - проект

Тип проекта: информационный.

Тип проекта по профилю знаний: предметный.

Тип проекта по форме проведения: групповой.

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.

Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии конкурсантов с педагогом.

Жизнеспособность проекта.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.

Продукт: литературная газета «Зимушка-зима».

Тип урока: комбинированный

Цель: 1)Создание представления о зиме на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства.

2)Развитие творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в парах.

3)Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о времени года «зима", участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы: 1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.)

Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова.

2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “На тройке” из цикла “Времена года”.

3. Листы формата А-2.

4. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.

5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.





Ход урока:



Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)



1. Организационный момент.



- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка…Легкая, пушистая, красивая…



- Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка зимы?



- Как вы это понимаете? ( Снежинка - снег – сугробы - зима)



2. Вступительное слово учителя.



-Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.



-Давайте посмотрим « Зимнюю сказку».(1-й слайд)



Показ слайдов сопровождается чтением учителя произведения Г. Скребицкого « Зима», под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Тройка»



« Побелели поля и пригорки.(2-й слайд) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.(3-й слайд) Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках.(4-й слайд) Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.(5-й слайд) А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись.(6-й слайд) Их Зима тоже в белые шубки одела.(7-й слайд) И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось.(8-й слайд) На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.(9-й слайд)

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы.(10-й слайд) Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится.(11-й слайд) Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях.(12-й слайд) А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»(13-й слайд)



3. Сообщение темы урока.



-Вам понравилась «Зимняя сказка»?



-Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще? ( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)



-Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему:…….. ? («Зимушка-зима»)



- А кто может сказать, что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело)



-Проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.



-Результатом (продуктом) нашей работы будет Литературная газета. А знание изученных произведений о зиме поможет вам в создании этой газеты.

- Какую цель мы поставим перед собой при выполнении данной работы?

-Работать будете в парах. Каждая пара будет работать над созданием своей «зимней» страницы. У вас на столах находятся источники, которые помогут вам сегодня в создании нашего проекта.



Создание продукта проектной деятельности



4. Основная часть урока.



Задание №1



- Каждая страничка нашей литературной газеты будет иметь своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат чистые страницы, которые вы в течение урока будете оформлять и конверты. Перед вами несколько вариантов заголовка вашей страницы, выберите понравившийся и разместите его на листе. Если вы хотите назвать вашу страницу по-другому, пожалуйста.



Варианты названия странички:



1. Гостья- зима. 2. Волшебница- зима.



3. Матушка – зима . 4. Чародейка-зима.



Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.





Задание №2.



- Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья. Так нежно и ласково называли поэты и писатели зиму. Когда мы говорим слово «зима», у нас возникают сразу ассоциации с этим временем года? Откройте конверты под №1 , достаньте заготовки, и в них запишите свои ассоциации, связанные с этим временем года.



По окончании работы дети зачитывают ассоциации.





Задание №3.



- Зима в России долгая и снег в разное время выглядит по-разному. В рассказе Сергея Иванова “ Каким бывает снег”, писатель приглашает нас понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы. Откройте конверты под №2, ознакомьтесь с рассказом.

- Следующая рубрика вашей странички - “Снежный ковер”. У каждой пары будет свой снег.



1 пара – первый снег

2 пара – январский снег

3 пара- мартовский (весенний снег)



Выберите слова из рассказа, характеризующие ваш снег, запишите их на снежинки, которые находятся у вас в конверте.



По окончании работы участники зачитывают свои варианты ответов.

- Расположите снежинки на вашей страничке.





Задание №4.

- А теперь, кто из вас сможет вспомнить наизусть небольшое стихотворение о зиме? Кто автор?

Чтение отрывков участниками.



- Следующая рубрика нашей страницы – «Литературная». У вас в конверте № 3 лежат строки из стихотворения. Вам нужно будет вспомнить этот стих и правильно собрать строки, а затем и оформить его на вашей странице (не приклеивая).



Задание 5

- Вот такая зима бывает у нас в России. За это и любима она многими поэтами и писателями.

- Наблюдая за явлениями природы зимой, народ определял по ним, какими будут зима, весна, осень и лето. Народ слагал о зиме пословицы, поговорки, загадки.

- Следующая рубрика нашей странички –«Зима в пословицах, поговорках, загадках…».

Возьмите конверт №4. На заготовках, напишите знакомые вам загадки, пословицы, поговорки, приметы о зиме.



1 пара- пословицы, поговорки

2 пара- зимние приметы

3 пара – загадки.

- Что поможет выполнить нам данное задание? (дополнительные источники)

Задание №5.



- Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов. Показ слайдов.



- Перед вами репродукции картин А. Пластова, К. Юона, И.Левитана. На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы. У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза; у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого. У И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский.



- Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и оформителями. Вы сейчас сможете оформить свою страничку, т е. расположить ваш материал так, как вы считаете правильно и приклеить, А затем добавить зимних рисунков. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “На тройке”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой. Музыка Чайковского «Времена года»



Участники украшают рисунками свои страницы.





5. Презентация продукта



- У каждой пары получилась своя страничка. И вы нам ее сейчас представите по плану, который находится у вас в конверте № 5



План защиты проекта.



1) Название страницы

2) Цель создания нашей страницы……….

3) На своей странице мы поместили стихи ……(ЗАЧИТАТЬ, АВТОР),

пословицы, ( загадки)……..(ЗАЧИТАТЬ)

4) Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..

5) Нашу литературную страничку можно использовать …………

3) При работе над проектом использовали следующие источники………



6. Итог урока. Рефлексия.



- Подошёл к концу наш урок. За очень короткое время мы с вами выполнили очень интересную работу. - Какую?

- Что нам помогло в работе?

- Что по-вашему мнению получилось хорошо?

- Над чем нам надо поработать?

- Каждый из вас сегодня попробовал себя в качестве художника, оформителя, редактора, корреспондента.

- Оцените свою работу с помощью смайликов, желтый – вы довольны своей работой, зеленый – что-то пошло не так, как положено.



-Из ваших страничек получилась прекрасная Зимняя газета, которая стала украшением сегодняшнего урока.



Урок окончен. Спасибо!

План защиты проекта.



1) Название страницы…..

2) Цель создания нашей страницы……….

3) На своей странице мы поместили стихи ……(ЗАЧИТАТЬ, АВТОР),

пословицы, ( загадки)……..(ЗАЧИТАТЬ)

4) Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..

5) Нашу литературную страничку можно использовать …………

3) При работе над проектом использовали следующие источники………







План защиты проекта.



1) Название страницы…..

2) Цель создания нашей страницы……….

3) На своей странице мы поместили стихи ……(ЗАЧИТАТЬ, АВТОР),

пословицы, ( загадки)……..(ЗАЧИТАТЬ)

4) Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..

5) Нашу литературную страничку можно использовать …………

3) При работе над проектом использовали следующие источники………





План защиты проекта.



1) Название страницы…..

2) Цель создания нашей страницы……….

3) На своей странице мы поместили стихи ……(ЗАЧИТАТЬ, АВТОР),

пословицы, ( загадки)……..(ЗАЧИТАТЬ)

4) Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..

5) Нашу литературную страничку можно использовать …………

3) При работе над проектом использовали следующие источники……


Бунин Иван

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.




Александр Блок

Ветхая избушка

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.


Внукам шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег.

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом.



























Сергей Есенин

Поёт зима аукает

Поёт зима аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.




























Побелело за ночь всюду,



А у нас в квартире чудо!



За окошком двор исчез.



Там волшебный вырос лес.



(морозный узор)





Текло, текло -



И легло под стекло.



(замерзающая речка)





Что за звездочки сквозные



На пальто и на платке,



Все сквозные, вырезные,



А возьмешь - вода в руке?



(снежинки)





Жил я посреди двора,



Где играет детвора,



Но от солнечных лучей



Превратился я в ручей.



(снеговик)





Белый дед, белее нет.



Старый, горбатый,



Лежит возле хаты.



Лежит всю зиму - никто не поднимет.



Весна придет- он сам уйдет.



(сугроб)





Не колючий, светло-синий



По кустам развешан …



(иней)





В мороз - лежит, в тепло - бежит,



Прозрачное, а не стекло,



Пригреешь - собрать не успеешь.



(лед)





У нас под крышей



Белый гвоздь висит.



Солнце взойдет -



Гвоздь упадет.



(сосулька)





Они летят быстрее ветра,



И я лечу с них на три метра.



Вот мой полет закончен. Хлоп!



Посадка мягкая в сугроб.



(санки)





Две сестренки, две плетенки



Из овечьей шерсти тонкой.



Как гулять - так надевать,



Чтоб не мерзли пять да пять.



(варежки)



hello_html_m258d2e10.png



Иссак Левитан Март

hello_html_11075730.png

Юон Конец зимы. полдень











hello_html_m7f53ace0.png

Саврасов





hello_html_m1ddad193.png

Пластов первый снег











hello_html_2f5b65ba.png



Юон Мартовское солнце



hello_html_4853e996.png

Саврасов Зимняя дорога

hello_html_m3b8ecb80.png



Саврасов Грачи прилетели







hello_html_7bad1f42.png

Игорь грабарь зимнгий вечер



hello_html_4ebca842.png

В. Яснов Русская зима



hello_html_m6fcd39a6.png

И. Шишкин Зима

Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.



Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью труда, к бесконечной жизни в душах моих детей. Я не работаю учителем, я-учитель. Я сделала свой выбор и считаю его правильным...





Я наслаждаюсь общением с Чудом. Совершенствуюсь сама, иду рядом с ним. Даю ему руку, свою крепкую руку. Его нежные пальчики беру в свою ладонь и веду по жизни, её лабиринтам, словно гид, который осилил уже этот путь. Я его друг, его – вера, его - надежда…





Детство – это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. Детство – это солнечные лучики, вплетенные в косички девочки… Детство – это бумажные кораблики в весеннем ручейке… Детство – это обезоруживающие улыбки, любознательные искорки в смеющихся глазах и порыв нежности, идущей от самого сердца

Урок -проект по литературному чтению "Зимушка-зима" ( 4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Форма проведения урока: урок - проект

Тип проекта: информационный.

Тип проекта по профилю знаний: предметный.

Тип проекта по форме проведения: групповой.

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.

Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии конкурсантов с  педагогом.

Жизнеспособность проекта.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.

Продукт: литературная газета  «Зимушка-зима».

 

Тип урока: комбинированный

Автор Прохоренко Елена Борисовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1220
Номер материала 16684
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓