Инфоурок География Другие методич. материалыУрок -презентация по регионоведению "Дорогами Петра Великого"

Урок -презентация по регионоведению "Дорогами Петра Великого"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ ДОКЛАД.doc

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Ленинградской области

«Подпорожский политехнический техникум»

 

 

 

 

 

 

    

           Учебно-исследовательская работа

 

                Дорогами Петра Великого

 

 

 

 

Автор: Александрова Е.С. преподаватель истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Подпорожье

 

                                     ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.Введение- -------------------------------------------------------ст.3

2. «Отец Отечества»---------------------------------------------ст.4

3.Озерная область------------------------------------------------ст.7

4. Век XVIII-Начало новой жизни края.

    Олонецкая губерния------------------------------------------ст.7

5. Лодейная пристань--------------------------------------------ст.8

6. Петровские заводы--------------------------------------------ст.10

7. « Эх, дороги…»  Водный путь------------------------------ст.11

8. Мариинская водная система---------------------------------ст.12

9. Век ХХ-----------------------------------------------------------ст.12

10. XX век и третье столетие были насыщены большими

  и  значительными событиями для Межозерья----------ст.13

11. Начало новой эпохи Присвирья----------------------------ст.14

12. Земля Подпорожская-----------------------------------------ст.14

13. Заключение-----------------------------------------------------ст.17

14. Литература------------------------------------------------------ст.18

15. Приложение (Презентация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

                                    ВВЕДЕНИЕ

 

Я – гражданин великой и могучей страны со звучным именем Россия. На протяжении веков Россией правили князья, цари; современной Россией – президенты. Многие из них своими делами укрепляли государство, но мне хочется остановиться на правлении Петра I, который превратил Россию в могучую державу. Все начинания Петра имели для России поворотное значение. Огромное значение Петровские преобразования имели и для Межозерья-Присвирья-Карелии. Начинания Петра в Присвирье и сегодня имеют здесь продолжение и развитие.

          Во время поиска, перебрав множество различных источников и литературы, я решил уделить внимание своей малой родине и совершить путешествие по Межозерью. Изучая историю  Присвирья, мне хотелось понять, какова роль Петра в развитии нашего края, поэтому и работу свою, назвал «Дорогами Петра Великого».

 

   Цель исследования:

    - проследить, что стало с Петровскими начинаниями в крае                                            за прошедшие 300 лет;

    - путешествуя, опираясь на архивные источники, музейные и краеведческие материалы, художественную литературу, понять масштабность и значимость преобразований Петра I для становления Ленинградской области, для Межозерья и Присвирья:  Лодейнопольского  и  Подпорожского  районов.

 

 Задачи исследования:

1.     Исследовать, как  использование Межозерья  для изготовления военных кораблей положило начало  судостроительству в крае и привело к  развитию новых водных путей. 

2.     Исследовать,  как  дороги, проложенные Петром I,повлияли на развитие  Северо – Запада, Северо - Востока  региона  и всего государства в целом.

3.     Выяснить, есть ли будущее у Присвирья, каковы      перспективы   дальнейшего   развития  края и   Подпорожского  района.

 

 Данная работа, в своей основе опирается на преобразования Петра I, которые продолжают  приносить свои  плоды и в наши дни.

                             « Отец      Отечества »

 

 

                                                                                         «Прошло уже три сотни лет,

                                                                                                              Прошло уже три века

                                                                                            Но не забудет белый свет

                                                                                                                      Такого человека» 

                            

      «Отец Отечества» - кто он?  Чем этот человек отличался от нас?  Что в нем грандиозного?

         М.П.Погодин, историк, живший в пушкинские времена, писал в своих краеведческих записках «Петр Великий»: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? – Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться – наше платье сшито по фасону, данному Петром Великим (по европейскому образцу). Сукно выткано на фабрике, которую завел он. Попадается на глаза книга - Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее – этот язык при Петре I сделался письменным, литературным. Приносят газеты – Петр Великий их начал издавать. Все напоминает нам о Петре Великом: и за обедом,  от соленых сельдей и картофеля, который указал он сеять, от виноградного вина, им разведенного, все блюда  будут говорить вам о Петре Великом…»*

       Особо почитаем Петр всегда был на берегах Невы, где он основал великий город, в котором все связано с именем его создателя. «Он был рожден имперской стать столицей». Именно здесь начался и прошумел «петербургский» период российской истории, наполненный именами, датами, событиями, без которых немыслима даже мировая история. А в начале этого, столь памятного периода, стоит гигантская фигура Петра, жизнь которого в истории оказалась необычайно яркой и долговечной.

 

         Время показало удивительную жизнеспособность многих начинаний Петра I. «… Каким  бы ни был Петр в оценке историков и публицистов, он был и остался не только в памяти поколений, но и во всех творениях – преобразованиях, которые проложили дороги в грядущее. Куда мы не оглянемся, везде встречаемся с этою колоссальною фигурою, которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее»*

         Эти слова, написанные Погодиным 150 лет назад, особенно актуальны сейчас, когда наше общество вошло в эпоху новых преобразований XXI века, от глубины последовательности и радикальности которых зависит судьба  современной России.

 

 

«… Великий Петр был первый большевик,

Замысливший Россию перебросить,

Сложениям и нравам  вопреки, за сотни лет, к ее грядущим далям.

Он, как и мы, не знал иных путей,

Опричь указа, казни и застенка,

К осуществленью правды на земле…»

                             (Волошин М.«Россия»)

 

 

«Отец Отечества» - кто он? Мальчик, родившийся в день Исаакия Далматского, 30 мая 1672 года, ничем особенным не отличался от своих многочисленных братьев и сестер.

Летом 1689 года Петр пришел к власти, и благодаря этому, разрешился давно зревший политический кризис, вызванный неестественным состоянием фактического двоевластия. Нужно выделить три важных события тех лет, повлиявших на становление Петра – реформатора. Во-первых, это поездка в Архангельск в 1693 – 1694 годах. Он впервые увидел настоящее море, корабли, совершил плавание в неспокойной и опасной морской стихии. Это дало мощный толчок фантазии, появилась мечта о море для России. Море и корабли стали судьбой Петра, заняли особое место в его жизни.

Вторым важным событием тех лет были Азовские походы 1695 – 1696 годов, война с Турцией за выход к Азовскому морю. Эти походы стали для Петра первой военной школой, которая принесла ему несомненную пользу.

Наконец, третьим событием, повлиявшим на становление личности будущего преобразователя России, стала его длительная поездка за границу в составе Великого посольства в 1697 – 1697 годах. Там Петр впервые увидел  западноевропейскую цивилизацию во всем ее военном и культурном могуществе, почувствовал ее дух, смысл, силу.

Петр считал своим первейшим долгом заботиться о безопасности государства, расширении торговли и главное – коренном преобразовании страны на европейских началах.

 

           Вокруг имени Петра сложилось немало легенд и стереотипов. Трудно возвеличить личность, которая уже и так поднята на недосягаемую высоту короной.

        «Северная война. Победа России в этой длительной и упорной войне, возвела страну в ранг великой державы. В представлении европейских дворов того времени, на восточной окраины Европы,  находилась полудикая Московия. Теперь на глазах изумленной Европы, преодолевая отсталость, она в короткий срок подняла на более высокую ступень торговлю и промышленность, просвещение и культуру» - это строки из произведения Павленко Н.И. и  Артамонова  В.А. «Памятные даты истории.27июня1709». -М.6 Мол. Гвардия,1989.*

       Так было 300 лет тому назад.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

        Сегодня, вступив в новое тысячелетие, после стольких испытаний, выпавших на долю России, Европа вновь удивляется. Как это, после развала СССР - одной из сверхдержав мира, России, в столь короткие сроки удалось вновь поднять на более высокую ступень и экономическую и, другие сферы жизни общества. Новое государство - Российская Федерация, не уронило честь Великой державы.

                                                                    

       «Ни один победитель не верит в случайность» - писал Ф.Ницше.*

       И это не случайно. Таково мое мнение. «Любая точка зрения имеет право на существование».  Факты,  вещь   неоспоримая.

 

       Многих  государей  современники  и  потомки   называют  ВЕЛИКИМИ,  но ПЕТР I  едва ли не единственный  из них, по  праву  носящий  этот  титул. Грандиозность петровских преобразований такова, что спустя и 300  лет продолжает  быть  реальностью,  живой   жизнью.

 Завершилась «Северная война». 30 октября 1721 года Сенат подает прошение, в котором подчеркивает особую роль царя в «произведении» России и просит принять новый, невиданный в России титул – «Отца Отечества».

 И действительно, в то время, воля одного – единственного человека лежала в преображении России, за столь короткий срок. «Петр - … сочинил из России самую метаморфозис, или претворение». Это слова П.П. Шафирова, вице-канцлера петровских времен, из его трактата 1717 года «Рассуждения о причинах Северной войны»*.

 

         По окончанию  «Северной войны»  Петр I был признан первым Российским императором. Россия стала называться  при нем империей, Великой Европейской державой, а Петра удостоили званий «Великий» и «Отец Отечества». Подтверждение этих титулов можно найти в сочинениях  Соловьева С.М. «История России с древнейших времен». В 18 кн. Книга VI.Т.11-12.М.: Мысль, 1990.*

 

        За что же это ему такие почести? И почему, сегодня, спустя три века, современные потомки, с благодарностью вспоминают все преобразования Петра I?!   Мне  захотелось разобраться  в этом.

 

   

 

 

Озерная область

 

Территория Присвирья, большую часть которой занимает теперь Подпорожский район, одна из древнейших областей поселения человека в Ленинградской области.

        Вот, что мне удалось обнаружить в Подпорожском краеведческом музее. Оказывается, первые поселения были здесь еще в 5 – 6 веках до нашей эры.

        Территория Присвирья входила в Озерную область (межозерье), которая в свою очередь, в эпоху правления Петра I, являлась частью Олонецкого края Ингерманландской (Петербургской) губернии.

 

В состав озерной области входили финские племена: весь, чудь, ямь, ведь, ижора, среди которых с середины первого тысячелетия нашей эры начинают преобладать вепсы – потомки древнего племени весь.

Весь - это одна из самых интересных, самобытных и загадочных народностей Европейского Севера. В прошлом территория проживания  вепсов охватывала пространство между тремя крупнейшими озерами: Онежским, Ладожским и Белым – называлась  Межозерье.

 

        Население   занималось   рыболовством,   охотой, промыслами, вязало  сети, строило  ладьи, а с  приходом  новгородцев- славян  научилось  обрабатывать земли, разводить  скот, строить прочные  деревянные  избы.

 

 

 

 

 

 Век XVIII - начало новой жизни края.

Олонецкая губерния.

 

        Новая эпоха для Озерной области начинается с преобразовательной деятельности Петра I. Сюда был перенесен центр тяжести всех государственных забот и попечений, здесь должны были пройти пути к европейской цивилизации!

    Нелегко досталась эта цивилизация местным жителям, немало тысяч их погибло при осуществлении гордых планов, предначертанных железной волей Петра Великого – прорубая просеки, копая каналы,  устраивая  новую  столицу  на негостеприимных берегах Невы. Но их работа предназначалась не для них одних, а для  будущего всей  России.

      Олонецкая губерния во времена правления Петра I охватывала огромную территорию, куда входило  Межозерье.

 

         С началом XVIII века связана история Северной войны, войны России со Швецией за право выхода и господства на Балтике. Петр I прекрасно понимал, что без собственных кораблей эту войну ему не выиграть и поэтому активно искал удобное, а также безопасное место для их постройки.

       С этой целью в 1702 году Петр I отправился в Межозерье. Путь его лежат  от Ладоги, через Присвирье, в Архангельск. Тогда этот путь преодолевался на лошадях, и назывался  он - Архангельский тракт. Данное название существует до сих пор, в Подпорожском районе. Это именно тот путь, которым Петр I и многие знатные купцы, да и вельможи следовали  к Белому морю.

 

 

Лодейная пристань.

 

 

Следуя этим путем из Петербурга в Архангельск, Петр останавливался на отдых в небольшой деревушке Мокрошвица, которая затерялась в густых лесах, на том месте, где сейчас находится город Лодейное Поле. Там Петр сразу заметил мастерство жителей в строительстве «лодей». Наличие же вокруг хорошего корабельного леса, а также удобный водный путь, укрепили решение Петра, основать здесь судостроительную верфь.   В 1702 году, по велению Петра, на левом берегу реки Свири была заложена судостроительная верфь, давшая жизнь городу Лодейное Поле. 

                                                                                                                                             

В марте 1703 года на верфи были заложены первые суда, а спустя 5 месяцев, 22 августа, первое из них, 28-ми пушечный фрегат «Штандарт»,  было спущено на воду. Его капитаном стал сам Петр I. Название корабля символично. Раньше на средней мачте корабля поднимали царский флаг – штандарт, на нем был изображен двуглавый орел, держащий карты трех морей, принадлежащих  России:  Белого, Черного  и  Азовского.

     А  на поднятом в разгар Северной войны, новом флаге, появилась карта четвертого моря – Балтийского. Тем самым этот корабль предвещал победу России в Балтийском море.

 

К осени 1703 года с верфи было спущено более 38 судов, они составили первую русскую эскадру на Балтике.

 

 

      За 127 лет  со стапелей верфи  сошло более  450  судов  разных  типов,  которые  прославили честь  России.  На  шлюпе  «Диана», в  1807 – 1809 гг.  мореплаватель   Головин  совершил   переход из  Кронштадта  на  Камчатку. На шлюпах «Восток» и «Мирный»  М.П.Лазарев и  Ф.Ф.Беллинсгаузен  участвовали  в  кругосветной экспедиции и открыли новый континент -  Антарктиду. Память об этом  событии  увековечена в  XX веке в названии  научной станции.

 

        Официально верфь называлась Олонецкой, но местные жители называли ее Лодейной пристанью, а слободу где жили работники – Лодейным полем.

 

       В 1785 году, указом Екатерины II, селение было переведено в разряд города, а название Лодейное Поле узаконено.

 

       В 1788году, у молодого города появился  свой герб.  Верхняя его часть целиком позаимствована от герба города  Олонца, так как тогда Лодейное Поле принадлежало к Олонецкой губернии. В этой части герба изображены рука со щитом, символизирующая защиту крайних пределов России, а также, четыре перекрещенных пушечных ядра, в знак развития металлургической промышленности. В нижней части герба, на голубом фоне изображен корабль с поднятым на главной мачте штандартом, как символ того, что корабли, построенные здесь, первыми пришли в Балтийское море.

 

      «Всякий   потентент    (властелин),   который   едино   войско  сухопутное  имеет, одну  руку имеет,  а  который  и  флот имеет,  обе   руки   имеет».   ( Петр I)*

                                                                                                                                             

       В 1830 году, после постройки Адмиралтейства, верфь прекратила свое существование. Сейчас о ней напоминает лишь каменная плита с историческими датами. В 1832 году на берегу Свири, в том месте, где стоял деревянный домик Петра I, был сооружен памятный обелиск.

 

Сегодня, в начале нового тысячелетия, город является районным центром, благополучно живет и развивается в тесном сотрудничестве не только со своими соседями, но и со Скандинавскими странами. В перспективе на 2011год намечено: реконструкция действующих мощностей системы ОАО «Ленэнерго» и строительство Ленинградской ГАЭС на реке Шапше  в Лодейнопольском районе.

 

 

 

 

 

Петровские заводы

 

      Растущему Балтийскому флоту требовалось вооружение и металлическая оснастка. Для этого Петр I  в 1702 – 1707 годах начал  активное строительство фабрик в устьях   рек   Усланки, Ивины, Остречинки и  Пидьмы, действовавшие  по принципу  водяных мельниц. Лес  сплавляли  плотами   вниз   по  Свири. Как было сказано ранее, флоту понадобились металлические детали оснастки, цепи и якоря. С этой целью Петр  «выписал» из Немецкой слободы – Кукой, мастеров «огненного дела» и поселил их на берегу реки Свирь. Первоначально их селение называлось Немецким, а теперь оно известно нам как поселок Никольский.* Эти сведения,  я  обнаружил в местной газете  «Свирские огни», а также в книге  Петра Васильева « Земля Подпорожская.» 2008 с.29

 

       Дальнейший мой путь лежал в Карелию. Вот, что удалось мне выяснить в краеведческом музее г. Петрозаводска.

 

       В Восточном Прионежье появились 5 железоделательных заводов : один из которых, самый крупный в крае, был  выстроен в 1703 году по указу Петра I в устье реки Лососинки на берегу Онежского озера, названный позднее в честь его основателя–Петровский. При заводе образовалась Петровская слобода.  Здесь плавился чугун, отливались пушки и снаряды, выделывалось железо и ружья, палаши, сабли, построен дворец для приездов Петра I, сооружен соборный храм во имя апостолов Петра и Павла, разведен сад.  Приезжая в эти края, Петр обнаружил, что в местечке, где добывалась эта ценная железная руда имеется источник, дающий силу и мощь организму человека. В 1714 году по Указу Петра I, возле этого живого источника была выстроена здравница, которая получила свое название в честь античного бога войны Марса. «Марциальные воды» стал первым курортом в России. Петр сам написал правила употребления этой воды для укрепления здоровья под названием «Свод дохтурских правил». Этот курорт и сегодня популярен в стране. По  указу  Екатерины II  в  1777г. Петровская слобода была сделана уездным городом Олонецкой провинции Новгородского наместничества и переименована в город Петрозаводск*, который стал  столицей  Восточной Карелии с 1784 года. Этот факт зафиксирован в Большом Энциклопедическом словаре 1991.  с. 141.

 

      А, что касается завода, то завод неоднократно менял свое название и с 1956года это «Онежский тракторный завод» — одно из старейших предприятий страны.   С 2007 года   « Онежский тракторный завод» - это  Общество с ограниченной ответственностью.

 

 

 

                                    « Эх, дороги…»  Водный путь.

 

 

        Для  переброски   военного  снаряжения с берегов   Онеги   в  Ладогу   использовали водный  путь  по Свири. «Намойные пески» — это левобережная сторона нынеш­него поселка Вознесенье на побережье Онежского озера, получила свое развитие во времена Петра I. Именно здесь находится исток реки Свирь. Прохождению судов по Свири, мешали   многочисленные   пороги, которых насчитывалось   31, и тянулись они на  140  км  вниз по течению.        Петр  решил  проложить,  в  будущем, через Вытегорско – Шекснинский  волок (участок  суши   между   двумя  судоходными   реками, через который в старину перетягивали суда), воднотранспортный путь,  важной составной частью  которого  должна  была  стать   Свирь.  Для проводки  судов  по  этому пути   Петр  создал регулярную  лоцманскую  службу, которая  продолжает  действовать    в XXI веке.

 

        В  ХVIII веке  на берега Свири были  переселены с реки Исты Новгородские крестьяне (лоцманы)- хорошо знающие  фарватер  рек. Они  обосновались  под  двумя  самыми  большими   порогами – Сиговец и Медведец,  в селениях  под названиеями Подпорожье.

      Мест­ное население работало на проводке судов через пороги, на строительстве их, на заготовке леса, смолы, дегтя.

 

              В начале  XIX веке  вдоль берегов Свири была устроена специальная дорога – бечевник, передвижение  судна бечевой -  канатом,  который  тянули  по берегу  лошади  и    люди  - бурлаки.

 

          В середине века, организуется «Онежское пароходное товарищество» с управлением в С.-Петербурге. Принад­лежащие ему пароходы совершают регулярные рейсы по маршруту С.-Петербург - Петрозаводск. Пароходства держали устойчивую связь с пристанями  Сермакс (Вознесенье)* на реке Свирь, Санкт - Петербургом, а также Повенцом и Петрозаводском.  Статистика свидетельствует о росте грузооборота. В связи с этим увеличился спрос на специалистов по судовождению, поэтому в 1881 году на Вознесенской пристани были открыты мореходные клас­сы по подготовке кадров для судов, ходивших этим маршрутом.

 

 

 

 

 

Мариинская водная система

 

         Мариинская водная сис­тема. Сведения о ней я нашел в словаре*(БЭС.т.1. 1991.с.764.), а подтверждения в местном музее. С ее развитием тесно связана жизнедеятельность всего Присвирья и в первую очередь Вознесенского края. В поселке стоит стела в честь ее основания и, как памятник строителям.

         Одновременно с закладкой Петербурга, по распоряжению Петра начались работы по основанию Тверецкого канала, позднее названного Вышневолоцким. Развитие внутрироссийского рынка настоятельно требовало водной артерии, связывающей, Балтику с Волгой и Каспием

 Такой артерией должна бы­ла стать Мариинская водная система. Интерес к ее строительству проявил еще Петр I, хотя по ряду причин начало работ относится к концу XVIII века. В 1711 году Петр, возвращаясь с севера в С-Петербург архангельским трактом, десять дней провел в вытегорских лесах, знакомясь с волоком между Ковжей и Вытегрой, общаясь с местными жителями. Он наказал валить строевой лес для строительства шлюзов, но этот замысел при его жизни не воплотился. Впоследствии в оставшихся после Петра бумагах были найдены наброски плана соединения Ковжи с Вытегрой. План этот начал осуществляться лишь в конце 18 века. Лишь и 1799 году построен канал между реками Ковжа и Вытегра.  Правительство долго не могло выделить деньги на столь необходимое для развития экономики страны сооружение. Наконец деньги были найдены и взяты из источника далекого от казны. Павел I своим указом разрешил заимствовать 400 тысяч рублей ежегодно «из сохранной казны воспитательского дома», попечительницей которого состояла императрица Мария Федоровна. В ее честь, сооруженная водная система стала называться Мариинской. 21 июля 1810 года открыли свободное судоходство по новому пути. План Петра был приведен в исполнение и  в 1845-1852 гг.  был отрыт  Онежский обводный канал (48км от урочища Черные пески к реке Свирь).  С 1890-1896 года была проведена очередная реконструкция и пропускная способность увеличилась вдвое.

       Мариинская система была удостоена большой золотой медали всемирной выставки в Париже как выдающееся достижение инженерной мысли.

 

Век ХХ

 

        В XX веке эта система каналов являлась составной час­тью  Волго-Балтийского водного пути, который соединяет Волгу с Балтийским морем, а через Беломорско – Балтийский канал с Белым морем. Проект этого пути был утвержден в 1939 году. В мае 1961 года через Вытегорский узел прошел первый караван судов. Завершилась реконструкция Волго-Балта в 1964 году

         После реконструкции отпала необходимость в перевалке грузов через Воз­несенье. Сократилось количество речников и особенно работников береговых служб.

          Но тот же технический прогресс потребовал созда­ния в Вознесенье современной крупной ремонтной ба­зы флота. Приказом министра речного флота № 148 от 25 декабря 1970 года из Вознесенского эксплуата­ционного участка СЗРП было выделено самостоятель­ное предприятие — Вознесенская ремонтно-эксплуатационная база флота. В ее распоряжение были выделе­ны плавдоки, плавмастерские, пилорама, корпус слесарно-мехнического участка, кузница, столярная мас­терская и несколько единиц флота. До 90-х годов XX столетия Вознесенье развивалось сравнительно неплохо: функционировали водные линии в Ленинград (ныне Санкт-Петербург.)  Еще более грандиозные планы вынашивались на будущее.

 

 

XX век и третье столетие были насыщены большими и значительными событиями для Межозерья

          В национальном архиве республики Карелия имеются сведения о том, что в годы I Мировой войны « 30 декабря 1914 года вышло "Высочайшее повеление о скорейшем сооружении пути на Мурман"»

            Железная дорога от Петрозаводска до Мурманска, была построена в рекордно короткие сроки — за один год и шесть месяцев. 16 ноября 1916 года было уложено последнее рельсовое звено и забит, по рассказам, серебряный костыль. Эта дата и считается официальным днем открытия

      Строительство дороги завершилось открытием сквозного движения от Петербурга до Мурманска.

       Мурманская железная дорога,  прошла через Лодейное  Поле, сыграв революционную   роль  в  его развитии.  До  начала  нового тысячелетия   город являлся  железнодорожным узлом одной из важнейших магистралей страны - Октябрьской железной  дороги.  Магистраль также прошла через станцию Погра,  на окраине г. Подпорожья, и станцию  Свирь, в центре Подпорожского  района.  Именно сюда, в начале XXI века  перенесен железнодорожный   узел  из города Лодейное Поле. Сегодня, станция Свирь, крупнейшая узловая на рубеже Ленинградской области и Карелии. В Карельском государственном краеведческом музее этому событию посвящена выставка  "Путь в Арктику".

       Значение этого события в истории России трудно переоценить. Строительство железной дороги обеспечивало выход к незамерзающим гаваням Кольского полуострова Баренцева моря, освоение природных богатств Севера, экономическое развитие края. Страна же, получила единую трансконтинентальную транспортную систему от западных границ до берегов Тихого океана. Сообщает газета "Октябрьская магистраль". Военно-стратегическое значение этого пути заключалось в том, что он проходил по внутренним районам империи и был практически неуязвим для противника. Сегодня, знаменитая «Октябрьская дорога» пересекается с водной магистралью края  в Подпорожском районе. Там, через реку  Свирь  расположен стальной мост  для данной железнодорожной магистрали. Так, в Подпорожском районе (самом северо-восточном в Ленинградской области) пересеклись дороги Петра Великого и современные транспортные узлы.

 

 

 

 

 

 

                           Начало новой эпохи Присвирья.

 

         1927 –  год  больших  перемен.  1 августа  образовалась Ленинградская  область.  Лодейнопольский  уезд  стал  округом. Образуются отдельные Подпорожский,  Винницкий,  Вознесенский, административные  районы. Осенью начинается воплощение  грандиозного  плана  по обузданию реки      Свирь.  Началось строительство Каскада Свирских ГЭС по проекту инженера     Г. О. Графтио.  В июне 1933года заработал шлюз, регулирующий движение судов. 19декабря 1933г. Нижне – Свирская ГЭС  дала первый ток.

       ГЭС расположена в поселке «Третья Свирь» в Лодейнопольском районе. Название говорит о том, что по плану Г.О. Графтио, на Свири предполагалось соорудить три станции. Но после ввода в строй второй очереди каскада – Верне - Свирской ГЭС, уровень воды  в верховьях реки поднялся, образовав Ивинское водохранилище и, тем самым отпала необходимость в строительстве очередной станции под номером один.

 

                       Земля Подпорожская

 

 Подпорожье – один из самых молодых городов Ленинградской области: и в июне 2016 года ему исполнится 60 лет. Но история его восходит к восемнадцатому веку, к эпохе петровских преобразований. Деревушки Погра и Подпорожье, упоминаемые в писцовой книге «Об онежской пятины» за 1496 год, приобрели известность только в 1703 году, когда по велению Петра сюда привезли из Боровичей, с реки Мосты, опытных лоцманов. Деревенька тогда была невелика и лоцманы чаще называли ее Подпорожьем, потому что стояла она как раз под самыми страшными порогами – Сиговец и Медведец. Это название и закрепилось окончательно. В 1896 году деревня стала центром Подпорожской волости, хотя продолжала быть глухим углом.

Подлинное преображение края началось со строительством Верхнее Свирской ГЭС, вызвавшим к жизни рождение новых предприятий, рост жилищного строительства. Поселок гидростроителей быстро рос и в 1956 году был преобразован в город.

 

       Окончательно, проблема прохода судов по  Свири была решена только в  XX веке  с вводом в строй  Каскада  Свирских  Г Э С   и шлюзов   при   них,  кторые контролируют    уровень воды  на  порогах. Подлинное преображение края началось с  момента закладки Верхнее - Свирской ГЭС, что вызвавало к жизни рождение новых    предприятий,   приток населения,   рост    жилищного строительства.

 Поселок гидростроителей в 1956году был преобразован в город Подпорожье, ставший центром Подпорожсого района.

       

       XXI век принес Подпорожскому району много кардинальных позитивных изменений

        Удаленность района от центра области – о многом говорит. Но, несмотря на определенные трудности,  район и город уверенно смотрят в будущее.

        Дальнейшее развитие Подпорожского района будет продолжено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Заключение.

 

        В данной работе, в своей основе я опиралась на преобразования Петра I, которые продолжают  приносить свои  плоды и в наши дни. Я надеюсь, что мне удалось проследить путь этих преобразований на примере истории и культуры родного рая. Ведь идеи, которые однажды зародились в голове этого Великого гения своей эпохи, дали возможность моему раю не просто существовать, а развиваться и расцветать. Сегодня представить сложно, что всего этого могло бы и не быть, если бы не царь Петр и его идеи.

         Если проследить происходящее в Присвирье во времена правления Петра I, можно заметить, что много из основанного им дошло до наших дней. Говоря о Петре Великом и Присвирье, мы сразу вспоминаем город Лодейное поле, судостроительную верфь, заводы и лоцманскую службу. Да, основу города, положил именно Петр I. И все дороги в крае и за его пределами, начались именно отсюда, с Олонецкой верфи.

        Грандиозность петровских преобразований такова, что спустя и сто, и триста лет продолжает быть реальностью, живой жизнью. Петровские идеи были претворены в жизнь благодарными потомками. Свирь  стала связующим звеном между  Западом и  Востоком не только в границах своего Отечества, но и в международном плане.

 

Впереди у Подпорожцев более весомые достижения, которые позволят продолжить Петровские преобразования и улучшить жизнь в Присвирье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Литератур

1.Погодин. М.П. Петр Великий. Историко –краеведческие отрывки,т.1.М.,1846, с.341-342.*

2. Волошин М. Поэма «Россия»*.

3.Павленко Н.И. Артамонова  В.А. «Памятные даты истории. 7июня1709». -М.6 Мол. Гвардия,1989.*

4. Шафирова П.П. «Рассуждения о причинах Северной войны»*.

5. Соловьев С.М.  «История России с древнейших времен». В 18 кн. Книга   VI.Т.11-12.М.: Мысль, 1990.*

6. Материалы краеведческого музея г. Лодейное Поле.(зал Петрвской эпохи)*;

7. Материалы газеты  «Свирские огни» Подпорожского района*;

 8.Петр Васильев « Земля Подпорожская.» 2008 с.29*

 9.Большой Энциклопедический словарь 1991.с.141*;(БЭС.т.1. 1991.с.764.);

10.Материалы краеведческого музея г. Вытегры Вологодской области (выставка «Мариинская водная система»)*;

11.Материалы  Карельского государственного краеведческого музея (выставка  "Путь в Арктику")*;

12.Материалы краеведческого музея г. Подпорожье (выставка «Петровский зал», «Вехи развития Подпорожья»)*;

13.Материалы музея Каскада Свирских ГЭС. Пос. Третья Свирь. Лодейнопольскиго района*;

14.Лисицин В.А. История и культура Ленинградской Земли. 2005;

15.Волков С.Д. Экономика Ленинградской области.2007*;

16Гришина Л.И., Фрайнштейн Л.А., Великанова Г.Я. Памятные места Ленинградской области. Л.,1973;

17.Анисимов Е.В. Время петровских реформ-Л.:Лениздат,1989.- 496с. Историческая библиотека «Хроника трех столетий».*

18. Павленко Н.И. Петр Первый и его время-М. Просвещение,1989.-175 с.

19. Материалы газеты «Вести» 14 сентября 2002 №105(1665).Лодейному Полю – 300 лет. По замыслу Великого Петра.

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Приложение

 

Исследования провел:

         
студент :                                   Подпорожского политехнического техникума
                                           Прохоров Семен Семенович  группа № 81.

 

Научный     руководитель:                                                 преподаватель истории
                                                              Александрова Елена Сергеевна.

 

Презентация прилагается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Поорожье

2009 год.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок -презентация по регионоведению "Дорогами Петра Великого""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Дорогами Петра Великого.ppt

Скачать материал "Урок -презентация по регионоведению "Дорогами Петра Великого""

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ДОРОГАМИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО«Прошло уже три сотни лет,
Прошло уже три века,
Но не...

    1 слайд

    ДОРОГАМИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
    «Прошло уже три сотни лет,
    Прошло уже три века,
    Но не забудет белый свет
    Такого человека».

  • Многих  государей  современники  и  потомки   называют  ВЕЛИКИМИ,  но ПЕТР I...

    2 слайд

    Многих государей современники и потомки называют ВЕЛИКИМИ, но
    ПЕТР I едва ли не единственный из
    них, по праву носящий этот титул.
    Грандиозность петровских преобразований такова , что спустя 300 лет продолжает быть реальностью, живой жизнью.

  • М Е Ж О З Е Р Ь Е

 Цель исследования:
   проследить, что стало с Петровскими...

    3 слайд

    М Е Ж О З Е Р Ь Е


    Цель исследования:
    проследить, что стало с Петровскими начинаниями в крае за прошедшие 300 лет . Путешествуя, опираясь на архивные источники, музейные и краеведческие материалы, художественную литературу, понять масштабность и значимость преобразований ПетраI для становления Ленинградской области , для Межозерья и Присвирья: Лодейнопольского и Подпорожского районов.


    Задачи исследования:
    Исследовать, как использование Межозерья для изготовления военных кораблей положило начало судостроительству в крае.
    Исследовать, как дороги, проложенные Петром I,повлияли на развитие Северо – Запада, Северо - Востока региона и всего государства в целом.
    3. Выяснить, есть ли будущее у Присвирья , каковы перспективы дальнейшего развития края, и Подпорожского района.

  • ОЗЕРНАЯ      ОБЛАСТЬ
      Наш край, лишь маленькая частица огромной Ро...

    4 слайд

    ОЗЕРНАЯ ОБЛАСТЬ

    Наш край, лишь маленькая частица огромной России,
    куда был обращен
    взор государя.

    Территория
    Присвирья
    входит в состав
    Межозерья.

  • Коренными  жителями   озерной  области  являлись  финские ,   племена: ижора,...

    5 слайд

    Коренными жителями озерной области являлись финские , племена: ижора, ямь, водь , чудь, весь. Весь - вепсы одна из самых интересных самобытных и загадочных народностей Европейского Севера. Из словаря топонимов Ленинградской области (М.А.Потанина 2003г) выяснилось, что именно от вепских слов произошли названия рек, озер и населенных пунктов в Межозерье (от Ладоги до Онеги и Белоозера).


    Коренными жителями озерной области являлись финские , племена: ижора, ямь, водь , чудь, весь. Весь - вепсы одна из самых интересных самобытных и загадочных народностей Европейского Севера. Из словаря топонимов Ленинградской области (М.А.Потанина 2003г) выяснилось, что именно от вепских слов произошли названия рек, озер и населенных пунктов в Межозерье (от Ладоги до Онеги и Белоозера).

  • Население   занималось   рыболовством,   охотой, промыслами, вязало  сети...

    6 слайд

    Население занималось рыболовством, охотой, промыслами, вязало сети, строило
    ладьи ,а с приходом новгородцев- славян
    научилось обрабатывать земли, разводить
    скот, строить прочные деревянные избы.

  • НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ                ВЕК  XVIII        Новая эпоха для Озерн...

    7 слайд

    НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ
    ВЕК XVIII
    Новая эпоха для Озерного края начинается с преобразований, проводимых Петром I.
    Сюда был перенесен центр тяжести всех государственных забот, где должны были пройти
    пути к европейской цивилизации.

    Нелегко досталось местным жителям осуществляя планы Великого Петра. Немало тысяч их погибло прорубая просеки, копая каналы для строительства флота, возводя новую северную столицу на негостеприимных берегах Невы.
    Их работа предназначалась
    для будущего всей России.

  • ОЛОНЕЦКАЯ      ГУБЕРНИЯ

    8 слайд

    ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНИЯ

  • ЛОДЕЙНАЯ       ПРИСТАНЬ     
Следуя путем с берегов Невы  в   Архангельск,...

    9 слайд

    ЛОДЕЙНАЯ ПРИСТАНЬ

    Следуя путем с берегов Невы в Архангельск,
    Петр остановился на Свири заинтересовавшись строительством «лодий» ( водных судов ).


    В 1702 г. по его
    указу на левом берегу реки была заложена судостроительная
    верфь, давшая жизнь
    г. Лодейное Поле.

  • В августе 1703г.на воду было спущено первое судно, 28-пушечный фрегат  « Штан...

    10 слайд

    В августе 1703г.на воду было спущено первое судно, 28-пушечный фрегат « Штандарт », капитаном которого был сам царь Петр I. Символично его название(штандарт - полковое знамя, флаг главы государства ). Осенью сошло 38 кораблей, составивших первую русскую эскадру на Балтике .

  • За 127 лет  со стапелей верфи  сошло более  450  судов  разных    типов, кот...

    11 слайд

    За 127 лет со стапелей верфи сошло более 450 судов разных типов, которые прославили честь России. На шлюпе «Диана»,
    в 1807 – 1809 гг. мореплаватель Головин совершил переход
    из Кронштадта на Камчатку. На шлюпах «Восток» и «Мирный» М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузен участвовали в кругосветной экспедиции и открыли новый континент– Антарктиду. Память об этом событии увековечена в XXв. в названии научной станции.

  • Официально  верфь  называлась  Олонецкой. Местные  называли  ее - Лодейно...

    12 слайд

    Официально верфь называлась Олонецкой.
    Местные называли ее - Лодейной пристанью.
    Слободу где жили работники–Лодейным полем.


    Указом Екатерины II
    от 16 мая 1785 г.
    поселению был жалован статус уездного города , а название Лодейное Поле узаконено.

    В 1788 г. был
    учрежден его герб.

  • «Всякий   потентент    (властелин),   который   едино   войско  сухопутное  и...

    13 слайд

    «Всякий потентент (властелин), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». ( Петр I)

    О важном
    историческом этапе развития города напоминает памятник Петру I, сооруженный на берегу Свири в
    1832 году, в том месте, где ранее стоял дом Петра I.

  • ПЕТРОВСКИЕ     ЗАВОДЫ Растущему Балтийскому флоту требовалось  
обилие  леса,...

    14 слайд

    ПЕТРОВСКИЕ ЗАВОДЫ
    Растущему Балтийскому флоту требовалось
    обилие леса, вооружение и металлическая
    оснастка (снасти, которыми оборудовано
    судно).
    Для этого Петр I в 1702 - 1707 гг. начал
    строительство в Присвирье лесопильных
    заводов в устьях рек Усланки, Ивины,
    Остречинки и Пидьмы, действовавшие по
    принципу водяных мельниц.
    Лес сплавляли плотами вниз по Свири.


    В Восточном Прионежье появились 5
    железоделательных завода: один из
    которых был в Присвирье в деревне Усланка.
    А самый крупный в крае , был на Онеге – Петровский. При заводе образовалась Петровская слобода.
    По указу Екатерины II в 1777г. слобода получила статус города с названием Петрозаводск, который в 1784 г, стал губернским гордом Олонецкой провинции, столицей Восточной Карелии и входил
    в состав Петербургской губернии.


  • ЭХ ,  ДОРОГИ…ВОДНЫЙ         ПУТЬ
       Для  переправки   военного  снар...

    15 слайд

    ЭХ , ДОРОГИ…
    ВОДНЫЙ ПУТЬ

    Для переправки военного снаряжения с берегов Онеги в Ладогу использовали водный путь по Свири. Но прохождению судов мешали многочисленные пороги (каменистые возвышения поперек речного дна, ускоряющие течение и затрудняющие судоходство). На Свири их насчитывалось 31, которые начинались в истоке реки и тянулись на 140 км.


    Петр решил проложить, в будущем, через Вытегорско – Шекснинский волок ( участок суши между двумя судоходными реками, через который в старину перетягивали суда) воднотранспортный путь, важной составной частью которого должна была стать река Свирь. Для проводки судов по этому пути он создал регулярную лоцманскую службу, которая продолжает действовать и в XXI веке. Для проводки судов через пороги на берега Свири были переселены с реки Исты Новгородские крестьяне (лоцманы)- хорошо знающие фарватер рек. Они обосновались под двумя самыми большими порогами – Сиговец и Медведец,в селениях Подпорожье.



    В XIX веке вдоль берегов Свири была устроена специальная дорога- бечевник , передвижение судна бечевой - канатом, который тянули по берегу лошади и люди – бурлаки.

  • МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА
         Мариинская   водная система  -   искусстве...

    16 слайд

    МАРИИНСКАЯ ВОДНАЯ СИСТЕМА

    Мариинская водная система - искусственно созданный водный путь, соединяющий, р. Волгу с Балтийским морем. С ее развитием тесно связана жизнедеятельность всего Присвирья и особенно Вознесенского края. Вознесенье. Это большое село находится у самого истока Свири — там, где она вытекает из Онеги. В поселке Вознесенье стоит стела в честь ее основания.
    Петру I создал наброски плана строительства. В строй она вступила в XIX веке.
    Мариинская система была удостоена большой золотой медали всемирной выставки в Париже как выдающееся достижение инженерной мысли.

  • XXвек и третье столетие насыщены большими и значительными событиями:...

    17 слайд

    XXвек и третье столетие насыщены большими и значительными событиями:

    В годы I Мировой войны, в 1916г.
    Была построена Мурманская железная дорога, которая прошла через Лодейное Поле, сыграв революционную роль в его развитии. До начала нового тысячелетия город являлся железнодорожным узлом одной из важнейших магистралей страны- Октябрьской железной дороги.


    Магистраль прошла через станцию Погра, которая вошла в состав
    г. Подпорожья, и станцию Свирь Подпорожского района. Именно сюда в XXI веке перенесен железнодорожный узел из
    г. Лодейного Поля.

  • 1927 –  год  больших  перемен, начало новой эпохи Присвирья. 1   августа  обр...

    18 слайд

    1927 – год больших перемен, начало новой эпохи Присвирья.
    1 августа образовалась
    Ленинградская область.

    Лодейнопольский уезд стал округом.

    Образуются отдельные
    Подпорожский, Винницкий, Вознесенский
    административные районы.
    Осенью начинается воплощение грандиозного плана по обузданию р. Свирь - строительство Каскада Свирских ГЭС по проекту
    инженера Г. О. Графтио.
    В июне 1933г. Заработал шлюз,
    регулирующий движение судов.

    19 декабря 1933г. Нижне –
    Свирская ГЭС дала первый ток.

  • ЗЕМЛЯ    ПОДПОРОЖСКАЯПроблема прохода судов по
 Свири была решена только
 в...

    19 слайд

    ЗЕМЛЯ ПОДПОРОЖСКАЯ
    Проблема прохода судов по
    Свири была решена только
    в XX в. со строительством
    Каскада Свирских Г Э С и
    шлюзов при них, кторые
    контролируют уровень
    воды на порогах.

    Подлинное преображение края
    началось со строительства
    Верхне – Свирской Г Э С,
    вызвавшим к жизни рождение
    новых предприятий, приток
    населения, рост жилищного
    строительства.

    Поселок гидростроителей в
    1956г. Был преобразован в
    город.


  • З А К Л Ю Ч Е Н И ЕДеревушки Погра и Подпорожье, упоминаемые в писцовой книге...

    20 слайд

    З А К Л Ю Ч Е Н И Е
    Деревушки Погра и Подпорожье, упоминаемые в писцовой книге «Об Онежской пятины» за 1496г.,приобрели известность только после преобразований Петра I, начатых в1703г.
    В 1896г. Деревня Подпорожье стала центром Подпорожской волости, хотя продолжала быть «глухим углом».
    Подлинное преображение края началось со вводом в стой Каскада Свирских ГЭС и образования г.Подпорожья.
    Новый, XXIвек принес Подпорожскому району много кардинальных позитивных изменений:
    Ожидается строительство автомобильного моста через р.Свирь, по которому пойдет основной транспортный поток на Петрозаводск и Мурманск.
    Петровские идеи были претворены в жизнь благодарными потомками. Свирь стала связующим звеном между Западом и Востоком не только в границах своего Отечества.

  • Подпорожский политехнический техникум



ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА: 
Алексан...

    21 слайд



    Подпорожский политехнический техникум




    ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА:
    Александрова Е.С. преподаватель истории

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

. Изучая историю  Присвирья, мне хотелось понять, какова роль Петра в развитии нашего края, поэтому и работу свою, назвал «Дорогами Петра Великого».

 

   Цель исследования:

    - проследить, что стало с Петровскими начинаниями в крае                                            за прошедшие 300 лет;

    - путешествуя, опираясь на архивные источники, музейные и краеведческие материалы, художественную литературу, понять масштабность и значимость преобразований Петра I для становления Ленинградской области, для Межозерья и Присвирья:  Лодейнопольского  и  Подпорожского  районов.

 

 Задачи исследования:

1.     Исследовать, как  использование Межозерья  для изготовления военных кораблей положило начало  судостроительству в крае и привело к  развитию новых водных путей. 

2.     Исследовать,  как  дороги, проложенные Петром I,повлияли на развитие  Северо – Запада, Северо - Востока  региона  и всего государства в целом.

3.     Выяснить, есть ли будущее у Присвирья, каковы      перспективы   дальнейшего   развития  края и   Подпорожского  района.

 

 Данная работа, в своей основе опирается на преобразования Петра I, которые продолжают  приносить свои  плоды и в наши дни.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 159 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 874
    • RAR 24.4 мбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Александрова Елена Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Александрова Елена Сергеевна
    Александрова Елена Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 10333
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Игровые приемы и методы обучения в школьном курсе физической географии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек