Инфоурок География Другие методич. материалыУрок -практикум по теме: Финикийские мореплаватели.(5 класс)

Урок -практикум по теме: Финикийские мореплаватели.(5 класс)

Скачать материал

Тема:          Финикийские мореплаватели.

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями Финикийцев в области культуры; формировать умения работы с услышанной и прочитанной информацией; записать в тетради достижения и открытия финикийцев; выяснить основные занятия финикийских мореплавателей.

Воспитательная: познакомить с эстетическими представлениями финикийцев.

Тип урока: урок- практикум.

Оборудование урока: карта Передняя Азия в древности.                                                                          Аппликации: Финикийские корабли, маски из стекла;  вещи для логической задачи:   ракушки, улитки, стекло, оливки.      Письмо фараона.

                                      Тема урока написана справа налево.

Словарь: Ливанские горы,  оливковые деревья, маслины, Библ, Сидон, Тир, благовонии,  пурпурный,  колонии, Карфаген.

Ход урока:      

I.                   У нас сегодня необычный урок. На уроке присутствуют гости. Но мы будем работать так, что гостям и нам самим будет интересно.

II.               Изучение новой темы.

-- Ребята,  вы заметили что -нибудь необычное на нашем уроке?

-- Да, тема урока записана как-то странно.

-- Это одна из загадок, ОТВЕТ НА КОТОРУЮ МЫ сегодня  НАЙДЁМ  .

 

III.           Разминка.  Презентация.

1.Египет в древности называли… ( Чёрная земля).

2.Нил впадает в …(Средиземное море)

3.Основное занятие египтян было… (земледелие, скотоводство, ремесло)

4.Египтяне писали на… (папирусе).

5.Главная река Египта… ( Нил).

6.Государство в Египте образовалось в…(3000 год до н. э.)

7.Правитель Египта носил титул… (фараон).

8.Механизм для подъёма воды в Египте назвался… (шадуф);

9.Первой столицей египетского царства был город... (Мемфис);

10.Название Двуречья пошло от названия рек   (Тигр, Евфрат);

11.Во главе Вавилонского царства с 1792-1750г. стоял царь…(Хаммурапи);

12Люди, наживавшиеся на том, что давали имущество «в рост»…(ростовщики);

13Столица Вавилонского царства…(Вавилон);

   14. В Двуречьи  писали на…(глиняных дощечках).                           

I.                  Письмо фараона.

 ( Стук в  дверь.  Посланец  передаёт конверт)  чтение письма фараона учителем.

    Юные сыновья и дочери вельмож и ремесленников!

Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живёт ваш царь вечно - вековечно и справедливо правит страной!

    Я, царь Верхнего и Нижнего Египта, наслышан, что есть такое государство –Финикия. Многие там разности и диковины делают её  умельцы, что корабли их лучшие по всей великой воде, а одежды ярки, как закат,  что придумали они, как мы быстро записать то, что храниться в хранилищах их вельмож. Помогите узнать, где находится эта страна. Чем занимаются её свободные люди? Правда ли, что они лучшие мореплаватели? Куда и зачем плавают, торгуют ли чем?

   Задумал я великое дело и нуждаюсь в хороших кораблях и расторопных людях.  

   Разузнайте  всё, что можно. И сообщите мне. И тогда лучшие мои художники и каменщики будут работать на строительстве вашей деревни.

          ( Царь Верхнего и Нижнего Египта, фараон Псаметих 2).

II.                Продолжение беседы.

  Учитель:  Ребята!  Какие же вопросы поставил перед вами фараон?

                 ( выделить основную группу вопросов).

1.     Где находится страна Финикия?

2.     Занятия людей?

3.     Куда и зачем плавают?

4.     Какие они мореплаватели?

5.     Развита ли торговля?

 

Учитель: Скажите, чем мы можем пользоваться, чтобы найти ответы?

( Картой, учебником, рисунками, справочниками, предметами из раскопок, если бы они были, информацией учителя или одноклассников).

 

Работа с картой. Давайте посмотрим на карту. Найдите, где находится Финикия.

 

Финикия - в древности - узкая полоска суши, зажатая между Ливанскими горами, покрытыми могучими зелеными кедрами и побережьем Средиземного моря.

 

Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря. На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Да и места здесь мало для полей и пастбищ. Проходили века, жизнь шла вперед. Маленькие долины покрылись полями и садами. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, и тогда десятки юношей и девушек с радостным смехом и веселыми песнями топтали их босыми ногами, выдавливали темно-красную “виноградную кровь”, чтобы она, перебродив, превратилась в сладкое вино. В песнях восхвалялась богиня плодородия Астарта , впервые научившая людей возделывать виноград и приготовлять из него напиток, веселящий людей и богов.

Сейчас эту территорию занимает страна, которая называется Ливан (обращение к политической карте).

Работа с рабочими тетрадями. Контурные  карты -обозначить Финикию.

III.           Работа в группах.

 1-я группа обращает внимание на то, какими  искусными  мореплавателями были Финикийцы. Проект на ватмане.

(Знакомство с текстом, выполнение заданий).

Восточнее Египта, на восточном побережье Средиземного моря,  жили Финикийцы. Их страна славилась рощами знаменитого ливанского кедра. Прочная смолистая древесина кедра была отличным материалом для постройки крепких морских судов. Финикийские плотники научились укреплять борта изогнутыми рёбрами—шпангоутами, а мачту делали из цельного ствола дерев - так удобнее управлять парусом. А ещё у самой воды на носу они укрепляли заострённое окованное бронзой бревно- таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло.

   Торговые суда Финикийцев брали большой груз. Они имели два ряда гребцов .  Жители Финикии были опытными  мореплавателями и торговцами. Они выходили даже в Атлантический океан через Гибралтайский пролив. В 600 г. до н.э. в ходе трёхлетнего плавания финикийцы обогнули всю Африку по просьбе египетского фараона.

Финикийцы строили очень прочные суда, которым не были страшны ни штормы, ни бури. Именно финикийцы первые смоделировали и построили корабли с килем, оснащенные обшивкой на боках судна – это значительно увеличивало их скорость.

Также их суда были оснащены специальными отделениями для перевозки груза, которые располагались над палубой. Благодаря прочности своих кораблей финикийцы имели возможность выходить в Атлантический океан, что на то время было не доступно многим мореплавателям Средиземноморья.

Морская стратегия финикийцев поражала своей продуманностью: они строили специальные бухты, вдоль побережья, чтоб в случае шторма корабли могли бы оставаться в безопасности. С помощью мореплавания  , древние финикийцы смогли основать свои колонии в местах, куда могли дойти их корабли.

Задание на основе текста:

1. На листе ватмана: построить корабль финикийцев. (Даны пазлы)

2.Из какого материала строились корабли?

3.Как действовали в бою?

4.Докажите, что Финикийцы - смелые  мореплаватели.

5.Что увеличивало скорость кораблей?

6.Как действовали в случае шторма?

2 я группа - Торговые связи Финикийцев. Проект на ватмане.

       

 Торговля. Финикийские купцы торговали по всему Средиземному морю. Из своей страны они везли ткани, выкрашенные пурпурной краской, сосуды и бусы из стекла, бревна из ливанского кедра, оливковое масло и виноградное вино. Ввозили зерно, полотно, тонкие желтоватые листы папируса, с острова Кипр медь, из Испании серебро. Жажда наживы гнала финикийских купцов все дальше и дальше. Возвращались домой через много лет, нагруженные новыми невиданными изделиями, пригоняя скот и закованных в цепи рабов. Пригнав рабов домой, можно было продать их в десять раз дороже.

Но если предоставлялся удобный случай, не стеснялись финикийцы и разбойничать: иногда высаживались на берег и грабили беззащитные поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.

Финикийские колонии. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы называем их колониями). Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шел уже с соплеменниками, даже с родственниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. В IX-м веке до н. э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.

 

КОЛОНИЯ – поселение финикийцами в чужих землях.

Карточки:     Продавали ( вывозили):   ткани, выкрашенные пурпурной краской, сосуды и бусы из стекла, бревна из ливанского кедра, оливковое масло и виноградное вино. Из Египта вывозили зерно, полотно, тонкие желтоватые  листы папируса, с острова Кипр медь, из Испании серебро.                                                                  

Ввозили в Финикию:  рабов, пшеницу, скот.

Задания:

На основе текста на листе ватмана ответить на вопросы:

1.Что  продавали Финикийцы.

2. Какой товар ввозили в страну?

3,Что именно создавали финикийцы в тех краях, где они бывали?

 

3-й  группы - чем прославились. Проект на ватмане.

       Финикийцы первыми научились окрашивать ткань в пурпурный цвет. Они не выгорали на солнце и не линяли при стирке. Такие ткани считались царской роскошью. Пурпур—вещество, которое добывали из морских моллюсков. Моллюск давал несколько капель этого вещества, поэтому оно стоило очень дорого. Древняя легенда гласит, что однажды на берегу моря один мельник увидел, как бог Мелькарт окрасил белый хитон нимфы в кроваво- красную краску. Когда они удалились, крестьянин увидел на  берегу раздавленные раковины и понял, что именно из них можно добыть необычную краску. Он собрал их и смолол на мельнице, перепугав при этом жену и детей (они думали, что он сошёл с ума), затем взял одежду и выкрасил её.

  Прославились: Прозрачное стекло, изделия из стекла (сосуды для благовоний, стеклянные маски), строительство кораблей, пурпурную краску.

На основе текста на листе ватмана ответить на вопросы:

1.Чем прославились Финикийцы ? Объяснить каждое открытие.

2.   Финикийским торговцам необходимо было знать грамоту, чтобы вести свои счётные записи. Что для  этого финикийцы придумали ?

  Сообщение:

  Купцам, воинам, ремесленникам часто необходимо было сделать деловые записи или что-то прочесть. Пользоваться иероглифами стало всё больше упрощаться. В разных странах стали употреблять один значок для обозначения одного звука. Так появились буквы и алфавит. Самый первый алфавит создали финикийцы. В нём 22 буквы, они просты, писать их легко. Писали финикийцы справа  налево , а не слева  направо, как мы. Буквы обозначали только согласные звуки, а гласные при письме пропускали. Финикийский алфавит оказался таким простым и удобным, что постепенно распространился по всему побережью Средиземного моря. Сначала им пользовались все народы, а потом на его основе появились ещё два новых алфавита: арамейский (им писало племя арамеев) и греческий. Первым начали пользоваться в странах Востока. У них буквами обозначают только согласные звуки, гласные обозначают специальными значками и пишут справа налево . Греческий алфавит сначала был очень похож на финикийский ( демонстрирует образец этого алфавита и крепиться к основным планшетам с образцами письменности). Но скоро греки придумали буквы для гласных звуков. Теперь на письме слово передавалось целиком. Сначала они писали справа налево. Затем одну строку справа на лево, другую- слева направо. И наконец, перешли к письму слева направо. На основе греческого алфавита монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. На её основе был создан и русский алфавит. Само название греческих букв взято у финикийцев: Финикийская буква « алеф» - греческая «альфа» (а), финикийская «бет» -- греческая- «бета» (б).

 

Учитель: Так почему у нас  тема урока написана справа налево?

( Так писали финикийцы).

 Учитель: Что нам нового нужно вставить в тему?

Ученик: Прославились: Первый алфавит.

 

Подведение итогов урока:  «Черный ящик»

 Узнайте, что находится в черном ящике:

1.Взяв в руки два тяжелых камня, финикийцы ныряли на дно моря и, рискуя жизнью, доставали это… (раковины)

2.Чтобы получить знаменитую пурпурную краску

(из улиток по капельке выдавливали жидкость)

3.Они первыми научились изготавливать это. Смешивали прибрежный песок с содой и плавили этот состав.

(стекло, стеклянные сосуды)

4.Из этого они получали вкуснейшее масло, которым торговали по всему Средиземноморью.

 (оливки)  

 

  Учитель: Ребята узнали ли мы с вами о Финикии? Чем занимаются её жители? Чем прославились?

    Учитель: Как бы мы начали письмо фараону?

 Ученики: «Я написал бы фараону, что…»

                Финикийцы привозили и продавали:( ответ учащихся: зерно, скот, холсты для парусов, выделанные кожи, папирус, рабов).

.                Финикийцы  продавали и вывозили: (лес, вино, оливковое масло, пурпурные ткани, янтарь, олово, изделия из стекла, рабов).

                 Финикийцы прославились: (надёжные корабли, прозрачное стекло, пурпурную краску, первый алфавит, первую картотеку).

 

Домашнее задание: 1. Восстановить опорную схему с помощью учебника, выучить.

1.      Прочитать « Легенду о Карфагене»- «Я познаю мир»-энциклопедия.

2.     &15.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок -практикум по теме: Финикийские мореплаватели.(5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок истории в 5 классе посвящён удивительной стране, которая называется ФИНИКИЯ. На узком берегу Средиземного моря расположилось это  государство.  У него не было плодородных долин, Финикия располагалась на узкой полосе между морем и ЛИВАНСКИМИ ГОРАМИ. Люди  выращивали  на склонах гор виноград и оливковые деревья. Так что славилась Финикия вином, оливковым маслом и ещё прекрасной строительной древесиной - ливанских кедров. Всем этим и торговала Финикия, чтобы покупать пшеницу и многое другое, чего не было в стране. А для торговли страна была прекрасно расположена, мимо неё шли пути караванов из Двуречья и из Египта. И из портов Финикии - городов БИБЛ, СИДОН и ТИР, отправлялись корабли во все стороны: и в Египет, и в Грецию, и в далёкие и неизведанные земли. 
Основным населением страны были мореплаватели и ремесленники. Корабли финикийцы строили из прочного дерева, и они отличались быстроходностью. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 556 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 1135
    • DOCX 27.2 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фоменко Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фоменко Ольга Анатольевна
    Фоменко Ольга Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 20910
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технологии географического образования

Педагог в сфере географического образования (учитель географии)

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 692 человека из 75 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 317 человек

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе