Главная / Биология / Урок -модуль по теме:нуклеиновые кислоты.ДНК.

Урок -модуль по теме:нуклеиновые кислоты.ДНК.

Название документа 21проект современный открытый урок публикация.doc

Мирошниченко Наталья Константиновна,

учитель биологии,

МКОУ СОШ№10, город Железноводск, Ставропольского края.

Инновационные педагогические технологии: Модульная технология.

Предмет-биология

Класс-10в химико-биологического профиля

Название МП: Основы цитологии. Химическая организация клетки

Тема модуля: Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. ДНК

Тип модуля: изучение и первичное закрепление новых знаний.

По ФГОС «Открытия» нового знания.

Вид урока: интегрированный (химия, биология, ИКТ)

Форма урока: урок-модуль

Подход: системно – деятельностный

Цели урока:

1.Дидактическая: Формирование знаний об особой роли нуклеиновых кислот в живой природе-хранении и передаче наследственной информации.

2.Метапредметная: формирование умений самостоятельно находить информацию, работать с понятиями, систематизировать, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, позиционно анализировать, проблематизировать, рефлексировать.

3.Предметная: выявление взаимообусловленности строения и функций ДНК. Обоснование отрицательного воздействия вредных привычек на организм человека.

4.Личностная: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; моральная ответственность перед будущими поколениями , обусловливающая необходимость вести здоровый образ жизни, приобретения навыков составления опорного конспекта, формирование ответственного отношения к обучению.

Задачи:1.Образовательная. Формирование знаний о строении, видах, локализации в клетке, свойствах и функциях нуклеиновых кислот. 2.Воспитательная. Продолжить формирование убеждённости старшеклассников в познаваемости строения органических молекул научными методами. Формирование представления о единстве происхождения и эволюционного развития живой природы. З.Развивающая. Развитие интеллектуальных умений - анализировать, синтезировать, сравнивать, использовать аналогию. Развитие учебно-организационных умений - принимать и намечать учебную задачу, прогнозировать результаты, осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы, осуществлять коррекцию своей деятельности по итогам контроля и оценки. Развитие учебно-информационных умений - работать с учебником, усваивать информацию со слов учителя, с помощью технических средств. Развитие учебно-коммуникативных умений - участвовать в учебном диалоге, высказываться в виде рассказа, тематического ответа, характеристики, рецензирования ответа товарища

Планируемые результаты. В результате изучения модуля обучающиеся должны: Знать и понимать: Термины и понятия - нуклеиновые кислоты, мономер, полимер, нуклеотид, комплементарность, редупликация, матричный синтез, водородная связь, репарация. Строение нуклеотидов, I, II, III структуры ДНК, связи стабилизирующие структуры ДНК. Уметь: Схематично изображать: 1.Строение нуклеотида, 2.II-ю структуру ДНК, процесс редупликации. Объяснять биологический смысл редупликации и принципа комплементарности, роль ферментов в биосинтезе и репарации ДНК. Устанавливать взаимосвязь состава, строения и функций ДНК. Пользоваться введённой научной терминологией и символикой. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников.
Общие компетенции

1.Учебно-познавательная

2.Информационная

3.Коммуникативная

Методы обучения: проблемный, эвристический, иллюстративный

Оборудование: Таблицы по биологии: «Нуклеиновые кислоты», «Генетический код», «Редупликация ДНК», модель-аппликация «Удвоение ДНК», CDRОМ «Дрофа»,2011,Общая биология,10-11 класс, к учебнику В.И. Сивоглазова и др., 1DVD, «Просвещение»,2011, Биология 10-11, к учебнику Л.Н. Сухоруковой и др., пространственная модель ДНК, ПК у обучающихся и учителя, проектор.

Список литературы: учебники 1.Основной - Захаров В.Б., Мамонтов. С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология 10класс. Профильный уровень –М.: «Дрофа»,2013. 2.Дополнительный Бородин П.М., Высоцкая Л.В. ,Дымшиц Г.М. и др.Общая биология. 10-11классы, часть 1. Профильный уровень. В 2 ч. Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М. М.:«Просвещение»,2012. 

УМК: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. "Биология" 10-11 класс. Профильный уровень:1.  «Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6—11 классы» –М.: «Дрофа»,2009. 2.  Козлова Т.А., Сонин Н.И. «Общая биология». 10—11 классы. Методическое пособие, –М.: «Дрофа»,2009. 3. Рабочая тетрадь Сонин Н.И., Козлова Т.А. «Общая биология». 10—11 классы. Рабочая тетрадь для учителя. В 2 ч. –М.: «Дрофа»,2008. 4. Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. «Общая биология». 10—11 классы. Рабочая тетрадь к учебнику для  учащихся. –М.: «Дрофа»,2008 5.Ващенко О.Л. Поурочные планы. Биология. 10 класс по учебникам В. К. Шумного, Г. М. Дымшица, А. О. Рувинского, В. Б. Захарова, С. Г. Мамонтова, Н. И. Сонина. Профильный уровень. Изд. «Учитель»,2009 6. «Общая биология» Поурочно-тематическое планирование А.В.Кулиев. -М.:«Просвещение», 2007. 7. Сборники КИМ ЕГЭ

План урока:

1. Организационная часть — 2 мин.

2. Самостоятельная работа обучающихся по модулю: открытие новых знаний—25мин

3. Проверка усвоения знаний и умений. Закрепление. -10мин

4. Рефлексия — 5мин

5. Сообщение задания на дом — 3 мин


УЭ

Название учебного элемента и его задачи

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

0

Орг. момент. Задача: Проверка готовности к уроку - наличие учебника, дневника, тетради письменных принадлежностей.


Приветствие, выявление отсутствующих. Проверка готовности к уроку: сообщи- готов, не готов, частично готов.

1

Целеполагание

Пусть вымерли все наши предки -

бессмертные живые клетки,

наследье бережно хранят

«А. Салли - Прюдом»

Франция, вторая половина ХIX века



Обучающиеся формулируют дидактическую цель урока.

Все живое на Земле изменяется с течением времени, но в целом жизнь сохраняется. Что же является этим хранителем наследственной информации в клетках живых организмов?

2

Мотивация: осознание необходимости знаний по этой теме

Проблемная задача 1-го уровня. Как вы думаете: 1.Почему из7.2 млрд жителей Земли идентичны только монозиготные близнецы? 2.Каким способом можно установить отцовство?3.Почему существуют семьи в которых в нескольких поколениях проявляются музыкальные способности? (Например Бахи: дед, сын, отец,) предрасположенность к таким болезням, как шизофрения, эпилепсия, сахарный диабет? Обучающиеся предлагают свои варианты. Выдвигают гипотезы для объяснения фактов.












Сделаем вывод: Почему необходимо изучать нуклеиновые кислоты?

3

Актуализация

1.Что называется полимерами? биополимерами? 2. Из каких более мелких частиц состоят полимеры? 3.Выберите правильный ответ: Mr полимеров а)мала б)очень велика.4.Что лишнее в данном ряду: а)целлюлоза б)белок в)крахмал г)аминокислота

5.Прокомментируйте одно из определений белков: «Белки -это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты» 6.«Жизнь – есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществ и энергии с окружающей средой» Ф. Энгельс. 6.Отчего зависит огромное разнообразие белков ?

7.Молекулы белков отличаются друг от друга: а)последовательностью чередования аминокислот б)количеством аминокислот в молекуле в)формой третичной структуры г)всеми указанными особенностями


1.Дайте определение базовым понятиям.

2.Обратитесь к опорным конспектам по теме «Органические вещества клетки»



3.Как вы понимаете это определение?


4

Изучение нового материала.

Частная цель №1:

Познакомиться с особенностями строения ДНК





































































Частная цель 2:

познакомить со свойствами ДНК













Частная цель3:

Познакомиться с функциями ДНК

Просмотр фрагмента учебного фильма «История открытия НК» », CDRОМ «Дрофа»,2011,Общая биология,10-11 класс, к учебнику В.И. Сивоглазова

Напишите краткий опорный конспект по теме:

«Биологические полимеры-нуклеиновые кислоты».

1.Кто из учёных открыл нуклеиновые кислоты? 2.Где впервые были обнаружены НК? Как это связано с названием этого класса органических соединений?

3.Какие 2 типа НК существуют в природе?

4.НК-мономеры или биополимеры?

5.Дайте определение НК

6. Что является мономером ДНК ?а)аминокислота б)глюкоза в)нуклеотид 7.Зарисуйте в тетрадь схему строения нуклеотида, обозначьте его составные части, отметьте пуриновые и пиримидиновые основания.

8.Что представляет собой первичная структура ДНК?


9.Какими связями связаны между собой нуклеотиды в полинуклеотидной цепи?

10.Какой учёный впервые количественно проанализировал нуклеотидный состав ДНК? Какую закономерность открыл?

11.Какие учёные впервые предложили модель молекулы ДНК- двойная спираль?

а)Тимофеев –Ресовский б)Уотсон и Крик в) Чаргафф

12.Какой метод исследования был использован?

13.За счёт каких связей объединяются две полинуклеотидные цепи? а) водородные б) дисульфидные в) сложноэфирные

14. Продолжите предложение: Принцип комплементарности- это….

15.Выбирите правильный ответ(ы):

а) А= Т б) Г=А в) Г= Ц г) Г≡Ц, 16.Двойная спираль-это…структура ДНК

16. Схематично зарисуйте вторичную структуру ДНК.

16.На предложенной цепи ДНК постройте комплементарную цепь: А-Т-Г-Г-Ц-А-Т-Т-А

17.Какова третичная структура ДНК?

Информация учителя. Информационная ёмкость – это количество информации, которое хранит носитель. ДНК хранит информацию в четвертичной системе исчисления. Молекулы ДНК плотно упаковыны-1021 битов в 1 см3, что даёт организму возможность развиваться

из одной клетки, содержащую всю необходимую генетическую информацию. Для сравнения современные микросхемы позволяют хранить в 1см3до 1010битов информации, что в 100 млрд меньше, чем в ДНК. Также существуют механизмы обнаружения повреждений и самовосстановления(репарации).

1.В результате какого процесса осуществляется преемственность генетического материала в поколениях клеток и организмов?

2.В какой период жизни клетки осуществляется редупликация ДНК? Какой биологический смысл заложен в этом процессе? Какой фермент осуществляет редупликацию?

3.На каких принципах основана точность передачи генетической информации от материнской к дочерней клетке?



Продолжите предложение:

1.Первая функция ДНК –хранение……

Объясните биологическую сущность процесса.

2.Вторая функция ДНК- перенос……

Объясните биологическую сущность процесса

3. Третья функция ДНК –передача генетической информации..

Объясните биологическую сущность процесса

Какие особенности строения ДНК обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству дочерним клеткам информации о структуре белковых молекул?





Работайте индивидуально



См. учебник В. К. Шумного: §7стр.42

См. учебник В.Б.Захарова.§3.2.4стр.106

См.учебник В.Б.Захарова.§3.2.4стр.107

Дайте определение самостоятельно, используя аналогию с первичной структурой белка.

См. учебник В.Б.Захарова.§3.2.4стр.106


См. учебник В. К. Шумного:§7

стр.44

См. учебник В. К. Шумного: §7

стр.44







См. учебник. В. К. Шумного;§7

рис.12



См. учебник. В. К. Шумного;§7

стр.44


См. учебник В.Б.Захарова.§3.2.4стр.107




См. учебник В. К. Шумного: §7

стр.47


Проблемный вопрос 2 уровня. Почему в мире органических молекул именно ДНК является хранителем наследственной информации? На чём основана огромная информационная ёмкость ДНК?





См. учебник В.Б.Захарова.§3.2.4стр.108 рис. 3.9


См. учебник В.Б.Захарова.§5.3 стр.167-168


См. учебник В. К. Шумного: §7

стр.46




См. учебник В. К. Шумного: §17

стр110-111 рис.47


См. учебник В.Б.Захарова.§3.2.4 стр.108-109 рис.


Озвучить составленный опорный конспект по частным целям 1,2,3.При необходимости коррекция классом и учителем.

5

Проверка усвоения знаний и умений. Закрепление.

1.Тестовый контроль с использованием ПК1DVD, «Просвещение»,2011, Биология 10-11, к учебнику Л.Н. Сухоруковой и др.а) тренажёр, б)контроль


2.Просмотр видео фрагмента учебного фильма», CDRОМ «Дрофа»,2011,Общая биология,10-11 класс, к учебнику В.И. Сивоглазова по теме нуклеиновые кислоты.


3Решите задачу. В одной ДНК Т составляет 16% от общего количества нуклеотидов. Определите количество (в%) каждого из остальных видов нуклеотидов.

4.Решите задачу. Сколько содержится Т, А, Ц нуклеотидов в отдельности во фрагменте молекулы ДНК, если в нём обнаружено 880Г, 22% от их общего количества. Какова длина этого фрагмента ДНК?

5. Ответы на проблемные вопросы.

Уровень А






Звук выключен,

ученики комментируют фильм по частным целям 1,2,3. Уровень С

Уровень В





Уровень С

Выставляется рейтинговая отметка в карту.

6

Рефлексия


1.Какая цель стояла перед тобой на сегодняшнем занятии? 2.Какие знания ранее полученные по этому предмету помогли тебе усвоить новый материал?3. На какие знания по другим предметам ты опирался на этом уроке?4.Какие новые понятия ты усвоил на уроке?5.Составь контрольный вопрос для себя и класса по теме урока 6. Какие твои гипотезы подтвердились?

7. Какую главную мысль, основной вывод ты можешь сформулировать после урока?

7

Домашнее задание

« Общая биология» В.Б.Захаров.§3.2.4

стр.106-109.

« Общая биология» под ред.В.К. Шумного §7 стр.46-48, §17стр.110-112

Самостоятельно законспектировать локализацию ДНК в клетке.

См. дидактическую карту модуля

Уровень А-знать

Уровень Б- знать и уметь, составить синквейн ДНК

Уровень С- знать, уметь. Ответьте на вопросы: Почему в составе ДНК имеет место строгое соотношение компонентов? На чём основана надёжность хранения генетической информации в ДНК?















hello_html_m328e16c6.png



Приложение.

С целью алгоритмизации самостоятельной деятельности , мной составлены общие и частные алгоритмы и инструкции по управлению деятельностью обучающихся .

1.Приемы работы с книгой, способствующие формированию учебно-информационных и коммуникативных компетенций. Самостоятельное составление заданий, вопросов к тексту, к одноклассникам.

Вопросительные слова

Ключевые слова вопросов

Что?

Структура, функция

Где?

Свойства, виды

Когда?

Цель, отношение

Какой?

Связь, взаимодействие

Как?

Воздействие, влияние

Почему?

Развитие, условие

Можно ли?

Смысл . значение



Сравнение 1. Определите цель сравнения, объек­ты сравнения.

2. Установите однородность объектов сравнения.

3. Уточните фактические знания о сравниваемых объектах.

4. Четко выделите основные призна­ки, которые характеризуют каждый срав­ниваемый объект.

5. Выделите главные признаки, кото­рые будут положены в основу сравнения.

6. Определите в сравниваемых объек­тах эти главные признаки.

7. Найдите общие признаки объектов.

8. Найдите отличительные признаки объектов.

9. Сделайте окончательный вывод из сравнения.

(Вывод это выведение цепи умоза­ключений (рассуждений), звенья (вы­сказывания) которой связаны отношением логического следования. Началом вывода являются гипотезы (предположительные суждения о закономерной (причинной) связи явлений, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствие из посылок, теоремы («частное»). Таким образом, вывод – переход от посылок к следствиям (за­ключениям) по правилам логики.)

Анализ 1. Определите цель мыслительной операции, анализируемый объект.

2. Мысленно расчлените объект, яв­ление на части, имеющие функциональ­ное значение, объедините их в блоки.

3. Найдите в выделенных частях осо­бенности, детали.

4. Выявите связи.

5. Сформулируйте вывод.

Синтез 1. Определите цель мыслительной опе­рации.

2. На основе чего происходит соеди­нение частей в целое?

3. Найдите связи между отдельными частями явления.

4. Объедините, обобщите полученные сведения.

Классификация 1. Определите цель классификации.

2. Дайте характеристику класса.

3. Выберите основание (признак, свойство) для классификации.

4. Проведите деление на классы по заданному основанию.

5. Проверьте результаты классификации.

Обобщение 1. Определите цель обобщения.

2. Выделите главное, основное содер­жание в обобщаемых объектах.

3. Выделите основные факты, харак­теристики, отношения между объектами.

4. Сравните их между собой, выдели­те общее, фундаментальное, что легло бы в основу обобщения

5. Сформулируйте на основе обоб­щения вывод (общую тенденцию, за­кономерность, фундаментальную идею и т.д.).

Индукция 1. Определите цель умозаключения.

2. Осознайте, достоверно представьте факты (явления, свойства) и пр.

3. Дайте им научное объяснение.

4. Сделайте обобщение, выведите суждение большей степени общности.

 

Урок -модуль по теме:нуклеиновые кислоты.ДНК.
  • Биология
Описание:

В XXI веке стало актуальным формирование личностной готовности и способности к непрерывному образованию, для чего необходимо формирование универсальных учебных действий. Технология модульного обучения П.И. Третьякова, которая основана на самостоятельном добывании обучающимися ЗУН в процессе работы с различными источниками информации соответствует образовательной парадигме XXI века. Мной представлен урок-модуль по теме: Биологические полимеры - нуклеиновые кислоты. ДНК. Тип модуля по ФГОС "Открытия нового знания". Вид урока: интегрированный( химия биология, икт).Подход : системно - деятельностный. Определены цели урока: дидактическая, метапредметная,  личностная. Осуществляется развитие общих компетенций1.учебно-познавательной 2.информационной 3.коммуникативная. Методы обучения: проблемный, эвристический, иллюстративный. С целью алгоритмизации самостоятельной деятельности, мной составлены общие и частные алгоритмы и инструкции по управлению деятельностью обучающихся.

Автор мирошниченко наталья константиновна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 981
Номер материала 35266
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓