Главная / Русский язык и литература / Урок - размышление по рассказу Е.И.Носова "Кукла"

Урок - размышление по рассказу Е.И.Носова "Кукла"

Урок литературы в 7 классе по рассказу Евгения Носова « Кукла» « Если ты сле...
Евгений Иванович Носов 1925-2002 Евгений Иванович Носов принадлежит к поколе...
Из автобиографии писателя «Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм ,в вод...
Из автобиографии писателя «…своими холмами и соборами Курск знаменит ещё с да...
Из автобиографии писателя «…из детства вынырнул прямо взрослым парнем, минуя ...
Из автобиографии писателя «На фронте мне выпала тяжкая доля…» В каких войсках...
Из автобиографии писателя « Эта постоянная дуэль с танками- кто кого …» Что с...
Из автобиографии писателя «…я был старше их на целую войну» О ком и в связи с...
Из автобиографии писателя Из автобиографии писателя «Моей неизменной темой п...
Оценка творчества Е.Носова «…доброта его по отношению ко всем своим героям шл...
Оценка творчества Е.Носова Государственная премия РСФСР имени М. Горького (19...
 Памятник почетному гражданину г. Курска
Его книги живут и будут жить
Рассказ «Кукла» (« Акимыч») Почему писатель изменил название рассказа ?
Герои рассказа « Кукла» Акимыч рассказчик кукла дети-ученики учителя влюбленн...
Словарная работа Глумиться-издеваться Святотатство- поругание,оскорбление чег...
Пороки человеческой личности Жестокость жадность Безответственность злость За...
« Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга свое...
 Спасибо за урок!
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок литературы в 7 классе по рассказу Евгения Носова « Кукла» « Если ты слеп,
Описание слайда:

Урок литературы в 7 классе по рассказу Евгения Носова « Кукла» « Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

№ слайда 2 Евгений Иванович Носов 1925-2002 Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению
Описание слайда:

Евгений Иванович Носов 1925-2002 Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны. И. Баскевич

№ слайда 3 Из автобиографии писателя «Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм ,в водах
Описание слайда:

Из автобиографии писателя «Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм ,в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города … » Откуда родом . Е. Носов?

№ слайда 4 Из автобиографии писателя «…своими холмами и соборами Курск знаменит ещё с давни
Описание слайда:

Из автобиографии писателя «…своими холмами и соборами Курск знаменит ещё с давних веков.»

№ слайда 5 Из автобиографии писателя «…из детства вынырнул прямо взрослым парнем, минуя юно
Описание слайда:

Из автобиографии писателя «…из детства вынырнул прямо взрослым парнем, минуя юность». « Я даже девчатам писем не писал: не успел завести…» В каком классе учился Е.Носов, когда началась Великая Отечественная война?

№ слайда 6 Из автобиографии писателя «На фронте мне выпала тяжкая доля…» В каких войсках во
Описание слайда:

Из автобиографии писателя «На фронте мне выпала тяжкая доля…» В каких войсках воевал Е.Носов?

№ слайда 7 Из автобиографии писателя « Эта постоянная дуэль с танками- кто кого …» Что случ
Описание слайда:

Из автобиографии писателя « Эта постоянная дуэль с танками- кто кого …» Что случилось с Носовым в конце войны?

№ слайда 8 Из автобиографии писателя «…я был старше их на целую войну» О ком и в связи с че
Описание слайда:

Из автобиографии писателя «…я был старше их на целую войну» О ком и в связи с чем так писал Е.Носов?

№ слайда 9 Из автобиографии писателя Из автобиографии писателя «Моей неизменной темой по-п
Описание слайда:

Из автобиографии писателя Из автобиографии писателя «Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле…»

№ слайда 10 Оценка творчества Е.Носова «…доброта его по отношению ко всем своим героям шла о
Описание слайда:

Оценка творчества Е.Носова «…доброта его по отношению ко всем своим героям шла от самой земли, от незлобивой и доброй природы русской» Б. Агеев

№ слайда 11 Оценка творчества Е.Носова Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975)
Описание слайда:

Оценка творчества Е.Носова Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) Международная литературная премия имени М.А. Шолохова (1996) Государственная премия имени А. Солженицына (2001)

№ слайда 12  Памятник почетному гражданину г. Курска
Описание слайда:

Памятник почетному гражданину г. Курска

№ слайда 13 Его книги живут и будут жить
Описание слайда:

Его книги живут и будут жить

№ слайда 14 Рассказ «Кукла» (« Акимыч») Почему писатель изменил название рассказа ?
Описание слайда:

Рассказ «Кукла» (« Акимыч») Почему писатель изменил название рассказа ?

№ слайда 15 Герои рассказа « Кукла» Акимыч рассказчик кукла дети-ученики учителя влюбленные
Описание слайда:

Герои рассказа « Кукла» Акимыч рассказчик кукла дети-ученики учителя влюбленные мамы с колясками неизвестный

№ слайда 16 Словарная работа Глумиться-издеваться Святотатство- поругание,оскорбление чего-н
Описание слайда:

Словарная работа Глумиться-издеваться Святотатство- поругание,оскорбление чего-нибудь заветного, святого Варварство-грубость, дикость нравов, невежественное отношение к культурным ценностям Кощунство –оскорбительное отношение к чему-нибудь ( из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова)

№ слайда 17 Пороки человеческой личности Жестокость жадность Безответственность злость Завис
Описание слайда:

Пороки человеческой личности Жестокость жадность Безответственность злость Зависть Равнодушие Легкомыслие предательство Жадность лицемерие Трусость подлость

№ слайда 18 « Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего,
Описание слайда:

« Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство ». Бруно Ясенский

№ слайда 19  Спасибо за урок!
Описание слайда:

Спасибо за урок!

Урок - размышление по рассказу Е.И.Носова "Кукла"
  • Русский язык и литература
Описание:

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»).

 

Цели урока: 

• выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;

• показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

• формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

• воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

 

ХОД УРОКА:

I. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

 

     Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с писателем Е.И.Носовым и прочитали его рассказ «Кукла». Сегодня мы попытаемся раскрыть нравственный смысл этого рассказа, будем учиться пониманию поступков людей и мотивов их поведения.  

 

II. Аналитическая работа по тексту.

 

     Давайте обратимся к началу рассказа, где автор вдохновенно описывает картину природы. 

(Чтение текста со слов « В не так далекое время…» до слов «…матерый хозяин-сом»).

     Так начинается рассказ Е.И.Носова «Кукла». Почему автор начинает рассказ с этого описания природы? (Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).

     Но в этом отрывке уже звучат тревожные ноты, которые омрачают восторженное настроение читателя. С чем это связано? Найдите это место в описание пейзажа. («Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»).

     Прошло несколько лет. Что произошло за это время с рекой? Какой автор увидел реку? Какое чувство он испытывает, вновь оказавшись в дорогих его сердцу местах? Найдите и прочитайте отрывки из текста.

(«Поехал и не узнал реки…Подхожу и не верю глазам…»).

     О чем думаем мы, читая эти строки, невольно сравнивая вместе с автором прежнюю и нынешнюю реку? (Об уродливом отношении человека к земле, воде, о гибели живой природы. Мы чувствуем вину перед природой за трагическое ее состояние).

     На фоне меняющейся природы автор знакомит нас с Акимычем. Кто такой Акимыч ,и что связывает автора с ним? («Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно…»).

     Это вы сказали о судьбе Акимыча. А о нем как о человеке что вы можете сказать? Какой человек предстает перед нами? (Беспокойный, неравнодушный. Старый рыбак, он не просто любит природу, он относится к ней бережно и уважительно, страдает, видя погибающую природу). 

Подтвердите эти слова текстом. («Глядя на заросшую реку…»).

     Устами Акимыча Носов убеждает нас, читателей, в том, что люди утратили в себе что-то очень важное, забыли о своем долге перед природой, рвут связи с ней. С грустью описывает автор новую встречу с Акимычем. «Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило».

     Используя метод контраста, автор вдруг прерывает грустные размышления об Акимыче описанием природы, «создающим ощущение праздничности и радости бытия».

     Прочитайте этот отрывок. («Мы пошли мимо школьной ограды…»).

     Кроме описания природы, какие еще детали в тексте подчеркивают праздничность и радостность наблюдаемой героем картины? («Хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков…»).

     Кажется, ничто не предвещает беды. Что же происходит с Акимычем? Почему он не замечает этой красоты вокруг? («Шел молча и споро…», «сдавленно обронил»). 

Что его так взволновало? Куда идет Акимыч?

     Прочитайте описание куклы. Какое чувство вызвал у вас этот эпизод?

     А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Если да, то как вы относитесь к этому?                                                        

     Носов описывает куклу как человека, подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком («миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», « светлые шелковистые волосы»).

     И все-таки кукла – это просто игрушка, это не живое существо. Почему же так сильно страдает Акимыч? Как он это объясняет? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий»).     (Слайд №2 )  

     Может быть, Акимычу виделось в эту минуту то, что изобразил художник К.Ломыкин на своей картине «Это не должно повториться!»

     Какую вы видите связь между рассказом и этой картиной?

     Итак, можно сделать вывод, что кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Какла – это лицо войны, детство, искалеченное войной. Именно об этом стихотворение В.Тушновой «Кукла». Перед началом урока я попросила ученицу подготовить выразительное чтение этого стихотворения. Послушаем.

 

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

 

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

 

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

 

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

 

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

 

Маленькая смерти не поверит,

и разлуки не поймет она...

Так хоть этой крохотной потерей

дотянулась до нее война.

 

Некуда от странной мысли деться:

это не игрушка, не пустяк,—

это, может быть, обломок детства

на железных скрещенных путях.

 

     Кукла напомнила Акимычу пережитое во время войны. Но Акимыч страдает не только из-за этого. Что ещё глубоко ранит его душу? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. («А люди идут мимо… и заговорит он теперь не скоро»).

     Назовите всех героев этого отрывка, не только активно действующих, но и тех, которые просто упоминаются в тексте. (Акимыч, рассказчик, кукла, неизвестный, который растерзал куклу, дети-ученики, влюбленные, мамаши с колясками, учителя). (Слайд №3)

     Давайте расположим на вертикальной оси всех героев рассказа, исходя из их поступков – нравственного выбора. Объясните свое решение.

 

-4 – неизвестный, так как он совершил кощунство.

-3 – учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.

-2 – мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей?

-1 – влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру.

0 – дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут.

1 – кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.

2 – рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.

3 – Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.

 

     Почему же люди остались безучастными к случившемуся? Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте. Найдите его. ( «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

     Невозможно равнодушно читать эпизод, когда Акимыч хоронит куклу. («Он сутуло, согбенно перешагнул кювет…»).

     А теперь послушайте пьесу П.И.Чайковского «Похороны куклы». Она поможет вам понять чувства Акимыча. (Слайд №4)

     Какое настроение возникает, когда мы слушаем эту музыку? Какие чувства мы испытываем?

     Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

     Рассказ заканчивается короткой горькой фразой Акимыча: «Всего не закопать…»

    Как вы понимаете эти слова? (Случай с куклой не единичен. Это только один эпизод. Зла много, в одиночку с ним не справиться). (Слайд №5)

     Посмотрите на экран, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите тот из них, который присущ неизвестному, растерзавшему куклу. (Жестокость, безответственность)

      А какой порок присущ остальным людям, оказавшимся в минусовой части нашей оси? (Равнодушие). (Слайд №6)

 

III. Рефлексия.

 

      Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов своим рассказом? (Слайд №7)

     Закончите предложение. 

     Я понял(а), что…

     

     Подходит к концу наш урок. У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?

     Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.

     Польский писатель Бруно Ясенский сказал: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

     Спасибо за урок!

 

      

 

 

 

 

Автор Огуречникова Галина Юрьевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 1418
Номер материала 3687
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓