Главная / Русский язык и литература / Урок - путешествие на тему "Путешествие в Страну слова" (5-8 классы)

Урок - путешествие на тему "Путешествие в Страну слова" (5-8 классы)

hello_html_648175e3.gif

Тема урока: Путешествие в Страну слова

Цель: показать учащимся красоту и богатство русского языка; вызвать желание

изучать родной язык; совершенствовать владение языковым материалом;

формировать умение вести диалогическую речь;

развивать критическое мышление учащихся, умение работать в группе и

наблюдать языковые явления;

воспитывать любовь к родной земле, своему народу, родному языку.

Форма организации урока: урок – путешествие

Оборудование: оформление классной доски (изображение поезда, снежинки),

таблички с номерами классов, памятки «Правила работы в группе»

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Мотивация учебной деятельности

  3. Работа по теме урока

- Слово учителя: Самое большое и дорогое богатство каждого народа – это его язык. Пока живёт язык – будет жить и народ. Желание знать язык не зависит не от возраста, не от пола. Главное, чтоб такое желание было.

- Сегодня мы с вами проводим всероссийский урок, посвящённый Дню русского языка, который согласно указу Президента Российской Федерации  отмечается 6 июня. Указ гласит: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина».

- Ребята, давайте совершим путешествие в Страну слова на этом волшебном поезде, который привёз нам не только зиму, но и интересные познавательные задания.

-Участниками сегодняшнего командного соревнования будут учащиеся 5 – 8 классов, которые выбрали себе капитанов ( представление команд и капитанов),

а оценивать знания будет жюри в составе:

- И пусть сегодня, в первый день зимы, оценками будут не баллы, а первые зимние снежинки, количество которых в конце нашего путешествия и поможет определить нашего победителя!

- Работая в группе, необходимо соблюдать определённые правила. Давайте их повторим. (Работа с памятками)

Работа в группах

  • Взаимодействовать нужно в группе с любым партнером или партнерами;

  • Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

  • Вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

  • Испытывать чувство ответственности не только за собственные

успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

  • Полностью осознавать, что совместная работа в группах - это

серьезный и ответственный труд.



- Ну что ж, в добрый путь! Мы начинаем наше путешествие.

1станция «Загадки» (Участникам команд предлагается отгадать по 3 загадки. За каждый правильный ответ – снежинка)



1.Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их ... (лыжи).



2.Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)



3.Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой-вот загадке,

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый Год.

(Декабрь)



4.Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры - помчались с горы.

(Санки)



5.Две плетенки, две сестренки,

Из овечьей пряжи тонкой,

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

(Варежки)



6.Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим.

(Язык)



7.Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)



8.Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел)



9.Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

(Месяцы)



10.Скатерть бела

Весь мир одела.

(Зима)



11.Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих,

Что за кони у меня?

(Коньки)



12. Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

Что это за гости?

(Времена года)

2 станция «Пословицы» (Командам необходимо продолжить по 3 пословицы)



1.Корень учения горек, а…да плод его сладок.

2.Повторение - …мать учения.

3.Учение – свет, а…неучение – тьма.

4.Не учась и лаптя…не сплетёшь.

5.Кто хочет много знать, тому…надо мало спать.

6.Красна птица перьем, а…человек умением.

7.Учись доброму, так…худое на ум не пойдёт.

8.Нетрудно сделать, да…трудно задумать.

9.Сначала подумай, а…потом скажи.

10.Сказанное слово – серебро, а…молчание – золото.

11.Слово – не стрела, а…ранит глубже.

12.И от сладких слов…бывает горько.

3 станция «Фразеологизмы» (Участники должны объяснить смысл 3 фразеологизмов)



1.Разбить в пух и прах - …полностью, окончательно.

2.Заварить кашу -….затеять хлопотное, сложное дело.

3.Не по дням, а по часам -…очень быстро.

4.Ушки на макушке - …кто – либо насторожён, внимателен.

5.Из кожи лезут вон - …стараться.

6.Во всё горло - …громко.

7.Собаку съесть - …иметь большой опыт в чём – либо.

8.Доводить до белого каления - …приводить в состояние крайнего раздражения, сердить кого – либо.

9.И в помине нет - …полностью отсутствует, существует что – либо.

10.Держать язык за зубами - …молчать, не говорить лишнего.

11.Тише воды, ниже травы -…быть чрезвычайно скромным, незаметным, безобидным.

12.Держать камень за пазухой - …замышлять плохое, таить злобу на кого – либо.

4 станция «Ребусы» (Командам предлагается решить по 3 ребуса)



5 станция «Конструктор» (Участники должны за 5 минут сконструировать из букв, составляющих слово «превысокомногорассмотрительствующий» как можно больше новых слов. (у кого будет больше слов – 4 снежинки, у кого меньше, то 3, 2, 1.)



- Учитель: Наша поездка завершается, но у вас есть возможность заработать дополнительные баллы для своих команд. Для этого нужно отгадать слово по его признакам:

1. Свежий, вкусный, священный, отцовский, пшеничный, твёрдый, ароматный, пушистый, румяный, тяжёлый, белый, чёрный… (хлеб)

2. Певучий, бархатный, соловьиный, ласковый, литературный, родной, быстрый, тихий, звонкий…(язык, речь)

3. Пустой, серьёзный, умный, работящий, грамотный, порядочный, хороший, несправедливый, счастливый, вежливый, гуманный, строгий, больной, скромный, старательный, щедрый, благородный, сентиментальный… (человек)

4. Тяжёлый, лёгкий, человеческий, вдохновенный, приятный, ежедневный, старательный, любимый, честный, полезный, кропотливый, титанический… (труд, работа)



-- Учитель: Ну а теперь мы просим членов жюри подсчитать количество снежинок у каждой команды и огласить результаты. (слово жюри)

- Мы поздравляем наших победителей – лучших знатоков русского языка и желаем всем и дальше продолжать его изучение.















































































































Урок - путешествие на тему "Путешествие в Страну слова" (5-8 классы)
  • Русский язык и литература
Описание:

Всероссийский урок-путешествие посвящён  Дню русского языка, который согласно указу Президента Российской Федерации отмечается 6 июня.

Мероприятие проводится между командами учащихся средних классов, задания для которых привёз волшебный паровозик. Оценивать скорость и правильность выполнения заданий будет жюри, а вместо традиционных баллов командам вручаются снежинки, количество которых и определит лучших знатоков русского языка.

На каждой станции приготовлены следующие задания: на 1 станции - разгадывание загадок о зиме, на 2 - "собрать" пословицы, на 3 - объяснить фразеологизмы, на 4 - решить ребусы, на 5 - придумать новые слова из букв сложного слова.

Автор Вильчинская Ольга Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 475
Номер материала 45854
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓