Тема
урока:
Путешествие в Страну слова
Цель: показать
учащимся красоту и богатство русского языка; вызвать желание
изучать родной язык; совершенствовать владение языковым материалом;
формировать умение вести диалогическую речь;
развивать критическое мышление учащихся, умение работать в группе и
наблюдать языковые явления;
воспитывать любовь к родной земле, своему народу, родному языку.
Форма
организации урока: урок – путешествие
Оборудование:
оформление классной доски (изображение поезда, снежинки),
таблички с номерами классов, памятки «Правила работы в группе»
Ход урока
1.
Оргмомент
2.
Мотивация
учебной деятельности
3.
Работа
по теме урока
-
Слово учителя: Самое большое и дорогое богатство каждого народа – это его язык.
Пока живёт язык – будет жить и народ. Желание знать язык не зависит не от
возраста, не от пола. Главное, чтоб такое желание было.
-
Сегодня мы с вами проводим всероссийский урок, посвящённый Дню русского языка,
который согласно указу Президента
Российской Федерации
отмечается 6 июня. Указ гласит:
«Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день
рождения великого русского поэта, основоположника современного русского
литературного языка А. С. Пушкина».
-
Ребята, давайте совершим путешествие в Страну слова на этом волшебном поезде,
который привёз нам не только зиму, но и интересные познавательные задания.
-Участниками
сегодняшнего командного соревнования будут учащиеся 5 – 8 классов, которые
выбрали себе капитанов ( представление команд и капитанов),
а
оценивать знания будет жюри в составе:
-
И пусть сегодня, в первый день зимы, оценками будут не баллы, а первые зимние
снежинки, количество которых в конце нашего путешествия и поможет определить
нашего победителя!
-
Работая в группе, необходимо соблюдать определённые правила. Давайте их
повторим. (Работа с памятками)
Работа в группах
·
Взаимодействовать нужно в группе с любым
партнером или партнерами;
·
Работать активно, серьезно относясь к порученному
заданию;
·
Вежливо и доброжелательно общаться с
партнерами;
·
Испытывать чувство ответственности не
только за собственные
успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
·
Полностью
осознавать, что совместная работа в группах - это
серьезный
и ответственный труд.
-
Ну что ж, в добрый путь! Мы начинаем наше путешествие.
1станция «Загадки» (Участникам команд
предлагается отгадать по 3 загадки. За каждый правильный ответ – снежинка)
1.Два
березовых коня
По
снегам несут меня.
Кони
эти рыжи,
А
зовут их ... (лыжи).
2.Красногрудый,
чернокрылый,
Любит
зернышки клевать,
С
первым снегом на рябине
Он
появится опять.
(Снегирь)
3.Назовите-ка
ребятки,
Месяц
в этой-вот загадке,
Дни
его всех дней короче,
Всех
ночей длиннее ночи,
На
поля и на луга
До
весны легли снега.
Только
месяц наш пройдет,
Мы
встречаем Новый Год.
(Декабрь)
4.Все
лето стояли, зимы ожидали.
Дождались
поры - помчались с горы.
(Санки)
5.Две
плетенки, две сестренки,
Из
овечьей пряжи тонкой,
Как
гулять - так надевать,
Чтоб
не мерзли пять да пять.
(Варежки)
6.Всегда он
в работе,
Когда
говорим,
А
отдыхает,
Когда
мы молчим.
(Язык)
7.Непоседа
пестрая,
Птица
длиннохвостая,
Птица
говорливая,
Самая
болтливая.
(Сорока)
8.Хоть
я не молоток -
По
дереву стучу:
В
нем каждый уголок
Обследовать
хочу.
Хожу
я в шапке красной
И
акробат прекрасный.
(Дятел)
9.Двенадцать
братьев
Друг
за другом бродят,
Друг
друга не обходят.
(Месяцы)
10.Скатерть
бела
Весь
мир одела.
(Зима)
11.Есть,
ребята, у меня
Два
серебряных коня.
Езжу
сразу на обоих,
Что
за кони у меня?
(Коньки)
12. Один
седой, другой молодой,
Третий
скачет, а четвертый плачет.
Что
это за гости?
(Времена года)
2 станция «Пословицы» (Командам
необходимо продолжить по 3 пословицы)
1.Корень
учения горек, а…да плод его сладок.
2.Повторение
- …мать учения.
3.Учение
– свет, а…неучение – тьма.
4.Не
учась и лаптя…не сплетёшь.
5.Кто
хочет много знать, тому…надо мало спать.
6.Красна
птица перьем, а…человек умением.
7.Учись
доброму, так…худое на ум не пойдёт.
8.Нетрудно
сделать, да…трудно задумать.
9.Сначала
подумай, а…потом скажи.
10.Сказанное
слово – серебро, а…молчание – золото.
11.Слово
– не стрела, а…ранит глубже.
12.И
от сладких слов…бывает горько.
3 станция «Фразеологизмы» (Участники
должны объяснить смысл 3 фразеологизмов)
1.Разбить
в пух и прах - …полностью, окончательно.
2.Заварить
кашу -….затеять хлопотное, сложное дело.
3.Не
по дням, а по часам -…очень быстро.
4.Ушки
на макушке - …кто – либо насторожён, внимателен.
5.Из
кожи лезут вон - …стараться.
6.Во
всё горло - …громко.
7.Собаку
съесть - …иметь большой опыт в чём – либо.
8.Доводить
до белого каления - …приводить в состояние крайнего
раздражения, сердить кого – либо.
9.И
в помине нет - …полностью отсутствует, существует что –
либо.
10.Держать
язык за зубами - …молчать, не говорить лишнего.
11.Тише
воды, ниже травы -…быть чрезвычайно скромным,
незаметным, безобидным.
12.Держать
камень за пазухой - …замышлять плохое, таить злобу на
кого – либо.
4 станция «Ребусы» (Командам предлагается
решить по 3 ребуса)
5 станция «Конструктор» (Участники должны
за 5 минут сконструировать из букв, составляющих слово «превысокомногорассмотрительствующий»
как можно больше новых слов. (у кого будет больше слов – 4 снежинки, у кого
меньше, то 3, 2, 1.)
-
Учитель: Наша поездка завершается, но у вас есть возможность заработать
дополнительные баллы для своих команд. Для этого нужно отгадать слово по его
признакам:
1.
Свежий, вкусный, священный, отцовский, пшеничный, твёрдый, ароматный, пушистый,
румяный, тяжёлый, белый, чёрный… (хлеб)
2.
Певучий, бархатный, соловьиный, ласковый, литературный, родной, быстрый, тихий,
звонкий…(язык, речь)
3.
Пустой, серьёзный, умный, работящий, грамотный, порядочный, хороший,
несправедливый, счастливый, вежливый, гуманный, строгий, больной, скромный,
старательный, щедрый, благородный, сентиментальный… (человек)
4.
Тяжёлый, лёгкий, человеческий, вдохновенный, приятный, ежедневный,
старательный, любимый, честный, полезный, кропотливый, титанический… (труд, работа)
--
Учитель: Ну а теперь мы просим членов жюри подсчитать количество снежинок у
каждой команды и огласить результаты. (слово жюри)
-
Мы поздравляем наших победителей – лучших знатоков русского языка и желаем всем
и дальше продолжать его изучение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.