Главная / Русский язык и литература / Урок - практикум по русскому языку «Обстоятельство и его виды» в 11 классе естественно-математического направления

Урок - практикум по русскому языку «Обстоятельство и его виды» в 11 классе естественно-математического направления

Урок - практикум по русскому языку

«Обстоятельство и его виды»

в 11 классе естественно-математического направления

Выполнил: учитель русского языка

и литературы Д.И.Жантлеуова

Тема: Обстоятельство и его виды

Лексическая тема: П


ромелькнувший метеор.

Цели урока:

Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся об обстоятельстве и его видах;

Развивающая: развивать умения правильно выделять обстоятельства в предложениях, определять их вид по значению и способы выражения, активизировать творческие способности учащихся, а также их самостоятельность мышления.

Воспитательная: воспитывать культуру речи, интерес к творческой деятельности ученого Ш.Уалиханова.

Тип урока : комбинированный

Форма урока: урок-практикум

Методы: самостоятельная работа в группах, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Оборудование урока: интерактивная доска, учебник, флипчарты, материалы для защиты постера, презентации о жизни и творческой деятельности Ш.Уалиханова.

Эпиграф урока: “Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Шокан Шынгисович Уалиханов…” Н.И.Веселовский


Ход урока:

I. Организационный момент

1) Подготовка учащихся к уроку.

2) Проверка посещаемости.

(Психологический настрой).

Учитель: - День за окном сегодня теплый и ясный, настроение у нас с вами прекрасное; давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

3) Объявление темы и целей урока.

II. Вступление к теме

Прочитать текст. Найти обстоятельства, задать вопросы, определить значения.

В детстве Шокан учился в казахской школе, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков.У мальчика с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. Изначально Шокан использовал тушь и карандаш, но позже стал рисовать и акварелью. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и сохранил её на всю жизнь.

III. Повторение теоретических сведений.

Составление постера по темам.

1-группа. Тема: Обстоятельство и его виды.

2-группа. Тема: Способы выражения обстоятельства.

(Во время выполнения работы учитель включает фрагмент музыкальной записи. Прелюдии №15 Ф.Шопена)

Поэтическая минутка: Выразительное чтение наизусть стихотворения Еркеша Ибрахимова «Шоқанға»

(Опережающее задание. Читает Е. Хамит)


IV. Закрепление темы.

  1. Выполнение упражнений.

Упражнение 135.

Работа по группам.

1.Задания по развитию речи:

1-группа.

  • Прочитайте текст. Составьте план к нему.

  • Перескажите текст от имени третьего лица, заменяя местоимение 1-го лица, указывающее на рассказчика, именами существительными местоимением 3-го лица.

2-группа.

  • Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи.

  • Перескажите текст от имени третьего лица, заменяя местоимение 1-го лица, указывающее на рассказчика, именами существительными местоимением 3-го лица.

2. Выполнение послетекстовых заданий:

1-группа.

Выделите: 1) имена существительные со значением «место (пространство)»; 2) наречия;

2-группа.

  • Выделите: 1) имена собственные, являющиеся географическими названиями; 2) деепричастные обороты.

  • Определите значения обстоятельств.

2) Тренировочное упражнение

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Над обстоятельствами поставьте вопросы, на которые они отвечают.

1-группа.

1) Учитель истории Гонсевский очень высоко ценил Шокана и иногда приглашал его к себе домой.

2) Во время учёбы в корпусе у юноши появилась страсть к путешествиям и мечта открыть миру тогда ещё неизведанную Азию.

3) Он часто навещал своё родовое имение — Усадьбу Сырымбета.


2-группа.

4) Незадолго до окончания учёбы в кадетском корпусе учитель геодезии

К. К. Гутковский познакомил молодого Шокана с семьёй Я. С. Капустина. 5) Подчеркивая поэтическую и музыкальную душу народа, Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть сказочная птица, которая, пролетая прямо над землей, как бы одаривает находящихся в тени ее крыльев частицей своего гения.

6) 8 ноября 1853 года Шокан Уалиханов окончил Омский кадетский корпус и стал кадровым офицером Русской императорской армии, получив чин корнета.

3) Контроль. Тест по разделу «Второстепенные члены предложения» (15 вопросов)

4)






Составление кластера на тему «Шокан Уалиханов»




hello_html_m72761350.gif


hello_html_m6266a951.gif

hello_html_m523ac3dc.gifhello_html_2c36e3a9.gif


hello_html_m32636c2c.gif




V. Подведение итогов урока

Учитель: Перед вами высказывание русского географа, друга Шокана Уалиханова Г. Потанина : «Шокан Уалиханов принадлежит к числу тех исключительных натур, которые, как метеор, являются в наш мир только на короткий срок, чтобы своей оригинальностью скрасить жизнь… Он имел нежное сердце и острый ум».

Да, ребята, Ш. Уалиханов все свои знания и силы отдал служению народу и Родине. Казахский народ восхищаются и гордятся своим великим предком, истинным сыном своей Родины.

Завершаем наш урок поэтическими строками:

Народ свой ты стремился одарить

Плодами светлыми культуры и науки.

И благородно правнуки и внуки

Хранят твое наследие теперь!

Народу своему ты открыл в Европу дверь;

И берегут ученые в веках

Труды твои на многих языках!


VI. Домашнее задание.

1. Написать эссе на тему «Слово о Шокане».

2. Повторить правила по разделу «Второстепенные члены предложения».

VII. Комментирование оценок

Урок - практикум по русскому языку «Обстоятельство и его виды» в 11 классе естественно-математического направления
  • Русский язык и литература
Описание:

                             Урок - практикум по русскому языку

«Обстоятельство и его виды»

 в 11 классе естественно-математического направления  

Выполнил: учитель русского языка

и литературы Д.И.Жантлеуова

Тема: Обстоятельство и его виды

Лексическая тема:

 

 

Промелькнувший метеор.

Цели урока:

    Образовательная:  повторить и обобщитьзнания учащихся  об обстоятельстве и его видах;  

     Развивающая: развивать умения правильно  выделять обстоятельства в предложениях, определять их вид по значению и способы выражения, активизировать творческие способности учащихся, а также их самостоятельность мышления.

    Воспитательная: воспитывать  культуру речи, интерес к творческой деятельности ученого Ш.Уалиханова.

Тип урока : комбинированный

Форма урока: урок-практикум

Методы: самостоятельная работа в группах, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Оборудование урока: интерактивная доска, учебник, флипчарты, материалы для защиты постера, презентации о жизни и творческой деятельности Ш.Уалиханова.

 

Эпиграф урока: “Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения Шокан Шынгисович Уалиханов…”  Н.И.Веселовский

Автор Жантлеуова Дина Изимбергеновна
Дата добавления 27.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 590
Номер материала 12829
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓