Урок русского языка в 6 классе по УМК В. В. Бабайцевой с
использованием цифровых образовательных ресурсов.
Значимость данного урока заключается в том,
что он направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса,
умение работать с тестами. Готовит детей к ГИА, ЕГЭ.
Материал к уроку подобран таким образом,
чтобы в игровой форме повторить материал по теме «Имя прилагательное». На уроке
используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
План
урока.
I.
Оргмомент (1 мин).
II.
Урок-морское путешествие.
1.
Разминка. Ответы на вопросы (3
мин).
2.
Выбор названия корабля (1 мин).
3.
Электронное задание по
вариантам (6 мин).
4.
Поэтическая пауза (1 мин).
5.
Выполнение задания по карточкам
«Морской бой» (5 мин).
6.
«Остров безмолвия» НЕ с
прилагательными (2 мин).
7.
Физминутка (2 мин).
8.
Определение разряда имен
прилагательных (4 мин).
9.
Устный творческий диктант.
Восстановить текст (4 мин).
10.
Музыкальная пауза (2 мин).
11.
Тест из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (5 мин).
12.
Тест и его
проверка (6 мин).
13.
Рефлексия
(1 мин).
III.
Подведение
итогов (2 мин).
Урок - морское путешествие
по теме «Имя прилагательное». 6 класс.
Задачи урока:
В игровой форме повторить
и обобщить знания обучающихся, полученные в результате изучения темы «Имя
прилагательное».
Цели урока:
Образовательные
обобщить,
систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме «Имя
прилагательное»;
Развивающие
развивать навыки устной и
письменной речи, образное мышление, память, внимание, творческое мышление,
навыки работы с тестами;
Воспитательные
воспитывать любовь к родному
языку; интерес к чтению, взаимовыручку, дружбу; создать условия для проявления
творческих способностей учащихся, самостоятельность и активность на уроке.
Знать:
морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных, правила
правописания имен прилагательных.
Уметь: находить
прилагательные, определять их роль в тексте, правильно употреблять имена
прилагательные в речи.
Тип урока: урок повторения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы
обучения: словесно-наглядный, самостоятельная работа,
иллюстративный.
Методические
приемы:
- слово
учителя,
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов,
- творческие
задания,
-
практические упражнения.
Педагогические
технологии:
- элементы
игровой технологии,
-
здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).
Оборудование: компьютер.
Оформление: использование ЦОР, карточки, презентация.
Ожидаемые результаты: урок позволяет обогатить речь учащихся, она
станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят
уровень знаний, обогатят свой словарный запас, подготовятся к контрольной
работе.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Слово учителя:
- Сегодня у нас необычный
урок– морское путешествие в страну «Прилагательное». Отправляясь в путешествие,
мы с вами должны поставить цель: увидеть все особенности имени прилагательного,
с которыми мы знакомились на предыдущих уроках.
Мы с вами построим
корабль из ваших прочных знаний и отправимся покорять неизведанное.
Запишите в тетрадь (она
же - судовой журнал) дату отправления, место (классная работа).
Любой корабль начинают
строить с судна - лодки, которая является основанием.
У нас получится большая
лодка с кормой, трюмом, палубой, каютами, рубкой.
2. Урок – морское
путешествие.
Разминка:
Вопросы для повторения:
1.
Что такое прилагательное? (Общее
грамматическое значение).
2.
Как оно изменяется? (Морфологические
признаки).
3.
Каким членом предложения
бывает? (Синтаксическая роль в предложении).
Теперь закрепим на
борту корабля его название (название корабля в
выделении морфем): приставка
в слове приморский, корень в слове полагаться, суффиксы в словах
преподаватель и лунный, окончание в слове морское.
Наш корабль называется
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Осталось поднять
паруса. В этом нам поможет Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов (Техника безопасности при работе с ПК).
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7beb1b6a-0b48-4cbb-ad20-ce254eaef77d/index_listing.html
Электронное задание "Безударные
окончания прилагательных". Вариант 1
Электронное задание "Безударные
окончания прилагательных". Вариант 2
Электронное задание "Безударные
окончания прилагательных". Вариант 3
(Дети работают по два
человека: сильный и слабый ученик).
Поэтическая пауза.
Стихотворение “Веселые
рифмы”
Очень занимательное -
Имя Прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”,
Не скажем маме “милая,
Красивая, любимая”,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы все отличным стало
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.
Мы отправляемся в плавание
к неизвестному острову сокровищ. Разные испытания придётся нам пройти: коралловые
рифы, остров безмолвия, штормовой центр и многое другое.
Внимание! Пробоины! Карточки
«Морской бой». (Слайды № 6-7).
Держим курс на остров
безмолвия. Здесь тихо-тихо, давайте и мы попробуем тихо, не произнося ни
слова, показать жестами слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
1 неряшливый 6
ненастный
2 небрежный 7
неуклюжий
3 невнимательный 8
ничуть не трудный
4
нелживый 9 не красивый, а безобразный
5 вовсе не интересный
10 неласковый
Физминутка.
Внимание! На нас
надвигается шторм! Чтобы выдержать его, нужно
выполнить следующее
задание:
Задание по группам: 1 группа выписывает качественные прилагательные, 2
- относительные, 3- притяжательные. (Слайды № 9-10).
Каменный, морской,
осенний, отцов, волчий, темный, близкий, красивый, папин, летний, высокий,
любимый, бабушкин, деревянный, лисий.
1 2
3
Тёмный Каменный Отцов
высокий морской волчий
красивый осенний папин
любимый летний
бабушкин
близкий деревянный
лисий.
Держим курс на неизвестный
остров.
Но что это за бортом?
Бутылка. А в ней послание. Некоторые слова размыло водой. Понятен ли текст?
Интересен ли он? Каких слов не хватает?
Задание: Подберите
подходящие прилагательные. Постарайтесь восстановить текст ближе к авторскому. (Слайд № 12).
Мои мама и папа!
Я живу хорошо. У меня
есть свой дом. Он ____________. А ещё у нас ____________печка есть. Здоровье-то
у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что,
_______________ мои мама и папа, у меня была _________________жизнь, полная
лишений и выгоняний.
А на днях я линять
начал. _______________ шерсть с меня сыплется – хоть в дом не заходи. Зато
_____________ шерсть растёт - ___________, __________! Просто каракуль!
_____________ папа и
мама, вы меня теперь не узнаете, хвост у меня крючком, уши торчком, нос
_________________, и лохматость повысилась.
До свидания. Ваш сын
– дядя Шарик.
Музыкальная пауза. (Звук моря.
Track1.mp3).
Имена прилагательные
украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной.
А умеем ли мы правильно
употреблять прилагательные в речи. Задание из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7beb1b6a-0b48-4cbb-ad20-ce254eaef77d/index_listing.html
Тест "Как сказать правильно?"
(Степени сравнения прилагательных)
Неизвестный остров.
Высаживаемся на берег. Перед нами крепость, разрушенная от времени, а вот и
задание-тест, но только посложнее (индивидуальное задание).
Тест (на отдельных листах, проверка на компьютере).
1. Имя прилагательное - часть речи,
которая:
а) в предложении бывает
определением;
б) обозначает
признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?;
в) отвечает на вопрос чей?
2. Имена прилагательные изменяются:
а) по лицам и числам;
б) по родам (в единственном числе),
числам, падежам;
в) по числам и падежам.
3. Имена прилагательные в
предложении бывают
а) дополнениями, обстоятельствами;
б) подлежащими и сказуемыми;
в) определениями и сказуемыми.
4. В окончаниях имен
прилагательных после шипящих пишется буква о:
а) под ударением
б) без ударения.
5. В окончаниях имен прилагательных
после шипящих пишется буква е:
а) под ударением;
б) без ударения.
6. Краткие прилагательные
изменяются:
а) по числам, падежам, родам;
б) по числам, родам (в единственном числе);
в) по родам и падежам.
7. У кратких прилагательных с
основой на шипящую мягкий знак на конце:
а) пишется;
б) не пишется.
Рефлексия.
- Ребята, вы молодцы!
Хорошо поработали. Посмотрите на картинки и выберите себе ту, которая
соответствует вашему настроению, а я покажу вам своё (слайд моё настроение).
Я хочу прочитать вам похвальное
слово прилагательному:
- Я слово ищу необычное,
звучное, самое лучшее,
Короткое, Особое, сильное, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
- Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Л. Л. Шкарова.
3. Подведение итогов урока.
1) Чем мы занимались на
уроке?
Выполнили поставленные
задачи?
2) Оценки учащимся за
работу на уроке
3) Мне хочется пожелать
вам любить свой родной язык, понимать язык тех людей, которые живут с вами
рядом. И я думаю, что грамотное употребление разных частей речи поможет вам в
этом.
- Спасибо за работу на
уроке!
Домашнее задание:
Подготовиться к
контрольной работе по теме «Имя прилагательное».
Список
используемой литературы
1.
«Русский язык. Практика», 6 класс, Г. К. Лидман - Орлова:
М, «Дрофа», 2008 год.
2.
Рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику
«Русский язык. Теория» 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
3.
Единые цифровые общеобразовательные ресурсы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.