Главная / Русский язык и литература / Урок - кроссворд на тему " Повторение по теме " Предложение" "9 класс

Урок - кроссворд на тему " Повторение по теме " Предложение" "9 класс

hello_html_648175e3.gif

Урок русского языка

9 класс, школа с казахским языком обучения

Урок-кроссворд на тему : «Повторение по теме «Предложение»»

Цель урока:

1.повторение и обобщение сведений о предложении и заполнение кроссворда

2.закрепить приобретенные знания ,умения и навыки

3.прививать интерес к легендам и преданиям

Тип урока : повторение изученного

Форма организации урока  :    урок-кроссворд

Ресурсы: интерактивая доска, сигнальные карточки «Члены предложения», «Части слова», жетоны для оценивания, листы с тестом легенды «Гора Бура» для всех учащихся

Учащимся раздаются листы с текстом казахской легенды «Гора Бура»

Ход урока:

1. Организационный момент.

а/  приветствие;

б/  проверка посещаемости  учащихся;

в/  проверка готовности  класса к уроку

2. Сообщение цели урока и знакомство с формой урока:повторение сведений о предложении и заполнение кроссворда,используя легенды и материал о Кокшетау

Учитель:

Бурабай-край удивительных песен и легенд. Именно об этом крае сказано: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.» Природа создала здесь волшебный мир красок и звуков.



12Borovoe




Вопрос: Кто написал поэму «Кокшетау»?/ Сакен Сейфуллин/


КнигаКультура.Gazeta.kz

Что мы знаем о С.Сейфуллине?


Чтение отрывка из эпической поэмы С.Сейфуллина «Кокшетау»/ученик/










Гора Кокшетау стройна, как сосна.
Дождями свой лик умывает она.
Плывут облака над ее головой,
Справляются: в здравье она иль больна?
Озера ее окружили толпой,
И каждое - в чаше лежит золотой.
Коль вы нездоровы - езжайте сюда:
Недуг исцеляет наш воздух степной.
Высокие сосны растут на горе,
Березы стоят здесь в зеленом шатре.
И ветер, пьянея от трав и цветов,
Их нежно колышет на ранней заре.
На самом верху тоже сосны растут,
Их корни крепки - ни за что не дадут
Деревья свалить. Неприступна гора -
Одни ястреба свои гнезда там вьют.
С вершины не сходит лиловая мгла.
Ни разу ее не касалась стрела...
Вдохнула б душа чистый воздух горы -
До гроба его бы забыть не смогла.
И если целуется солнце с горой,
То кажется местность вокруг золотой.
И снова раскроется бездна времен,
Века пред тобою пройдут чередой.
Об этой, о самой чудесной из гор
С деревьями ветер ведет разговор,
И шепчут о ней и трава, и листва,
И гулкие волны целебных озер.
Поют о горе и акыны-отцы,
Поют о горе молодые певцы,
И камни, и скалы в свидетели взяв,
Споют о ней женщины или юнцы.

Преданья о ней, о ее чудесах
Нигде не записаны, но на устах.
У старцев-сказителей живы они,
Чтоб знал их и пел о них каждый казах.

Учитель: Ребята,что означает слово ЛЕГЕНДА?/ Считается, что легенда-  это одна из разновидностей устного народного творчества, но в отличие от сказки, там нет никакого волшебного начала. Легенда, как правило, описывает события, которые были на самом деле. Но так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно менялась. 

Легенда «Гора Бура» - рассказывает ученик

Казахстан, озеро Боровое. Если посмотреть вдаль на очертания Синих гор, кажется , что видишь великана, уснувшего среди лесов. Да, это гора Спящего батыра. Легенда гласит - давным-давно славный Жеке-батыр нес здесь стражу и заснул на посту. Не разбу-дил его ни грохот обрушившихся скал, ни гомон наступившего утра. Так и спит он доныне горой-великаном.
Посмотришь в другую сторону и видишь как бы окаменевшего верблюда. Это гора Бура, о которой казахи сложили немало легенд. 
Рассказывают, много лет назад жил здесь двугорбый красавец-верблюд, белый, как снег. Был он мирным, спокойно пасся у подножия Кокшетау, но, если случалась беда - джут ли, война ли - верблюд, по-казахски - бура, преображался. 
Стремительно взлетал на вершину горы, и от его громоподобного рева содрогались скалы, замирала степь. Услышав призыв, люди собирались вместе, чтобы отразить напа-дение врага, отвести беду от родной земли. Народ глубоко почитал белого верблюда, бе-рег от дурного глаза. Но однажды, на пути к водопою, встретил буру надменный Касым-хан и, забавляясь, пустил в него стрелу. 
Взревел от боли и упал на передние ноги верблюд, а Касым - хан смеялся над его предсмертными муками и посылал в вещуна одну отравленную стрелу за другой - в голову, в глаза, в сердце. Стеная, полз бура к озеру глотнуть живительной влаги, но сил не хватило. Превратился он в камень, стал горой. С той поры и называют нашу местность - Бурабай.att-486b5e2ec312ctrov.jpg

3.Беседа: 1.О чем стихотворение «Кокшетау»?

2. Почему верблюд превратился в гору?

3.Какую форму имеет гора Бура?

Учитель: Нам предстоит работа с текстом легенды. В тексте есть различные предложения. Работая с текстом , мы будем заполнять кроссворд. При оценивании будут использованы жетоны.

Задание 1: записать и разобрать предложение по членам.

Народ любил белого верблюда.

По наличию грамматической основы записать вид предложения (№1)(простое )

Задание2: а )как называются слова с противоположным значеним? Ответ записать в кроосворде ( №13),(антоним)б), Подобрать антонимы к словам из текста:

Любим-ненавидим, война-мир

Задание3:под №3 записать вид предложения по наличию второстепенных членов членов.

Стремительно взлетал он на вершину горы ./распространенное/

Попутно: морфологический разбор местоимения ОН

Он-личное местоимение,3 лицо,ед.ч.м.р.,кто?,является подлежащим

Задание 4:Запишите в кроссворд, какими членами предложения являются слова мир (№5)/дополнение/,создала (№6)/сказуемое/,волшебный (№4)/определение/ в преложении

Природа создала здесь волшебный мир красок и звуков.

Задание 5:Прочитайте предложение,найдите в нем синонимы :Бурабай-чудесный,

красивый,прекрасный край удивительных песен и легенд.Ответьте на вопрос:Как называются слова ,близкие по значению? (№15) /синонимы/

Задание 6:Какое общее название имеют дополнение,определение,обстоятельство? (№9)/второстепенные/

Задание 7:Мы знаем,что предложения делятся на простые и сложные, а сложные – на союзные и бессоюзные.Каким будет следующее предложение по наличию союзов? (№10)

С тех пор гора и носит название Бура,что в переводе с казахского означает верблюд.

Прочитайте по отдельности части этого сложного предложения.Как они называются?

С тех пор гора и носит название Бура, (№11)-гл.пред.

что в переводе с казахского означает верблюд (№14)-прид.пред.

Задание 8:Что означает название горы? (№14)/верблюд/

Задание 9:Перевести на русский язык и записать перевод слов ТАУ (№18)/гора/ и ЖЕР(№19)/земля/ в кроссворд.

Задание 10:Что служит для связи частей ССП и СПП? (№17)/союзы/

Задание 11:Знак,который ставится между частями СП,отделяя их друг от друга на письме. (№20)/запятая/

Задание 12:Какое это предложение-простое или сложное?

От его рева содрогались скалы,замирала степь. (№25)/ сложное/

Задание 13:Каким предложением является название легенды? (№7)/назывное/

Задание 14:Каков жанр этого небольшого произведения? (№2)/легенда/

Задание 15:Какой вид придаточного предложения отвечает на вопрос ПОЧЕМУ? (№21)/причины/

Задание 16:К какому придаточному от главной части ставятся вопросы КОГДА? С КАКИХ ПОР ДО КАКИХ ПОР? (№22)/времени/

Задание 17:Какие придаточные связываются с главным предложением при помощи ГДЕ,КУДА,ОТКУДА(№23)/места/

Задание 18:Каково значение разделительных союзов ИЛИ-ИЛИ,ТО-ТО? (№12)

/чередование/

Задание 19: Перевести на русский язык термин «СӨЙЛЕМ» (№16)/предложение/

Задание 20: К какому придаточному от главной части задаются вопросы С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ (№24)/цели/

Учитель:Мы,ребята,заполнили кроссворд,вспомнили,повторили все,что знаем о предложении.Завершим нашу работу морфологическим и фонетическим разборами ,разбором слов по составу и составлением характеристики предложений:

1.Но если случалась беда,верблюд преображался.(Предложение сложное,союзное,сложноподчиненное ,состоит из двух частей-главной и придаточной ,союз ЕСЛИ ,вопрос ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?,придаточное условия.Первая часть(придаточная): Но если случалась беда. Грамматическая основа предложения : подлежащее БЕДА,сказуемое СЛУЧАЛАСЬ. Вторая часть(главная): Верблюд преображался. Грамматическая основа предложения : подлежащее ВЕРБЛЮД,сказуемое ПРЕОБРАЖАЛСЯ. )

2.Превратился верблюд в камень,стал горой.(Предложение повествовательное,

невосклицательное ,простое, двусоставное,распространенное. Грамматическая основа предложения: подлежащее- ВЕРБЛЮД,сказуемое- ПРЕВРАТИЛСЯ,СТАЛ-однородные сказуемые)

Фонетический разбор слов НАРОД,СТЕПЬ

Морфологический разбор слов ХАН, К ОЗЕРУ

Разбор по составу слов ЗАСТОНАЛ, ЛУЧИСТЫХ,СТЕПНЫХ

Учитель: С какой легендой мы сегодня познакомились?( С легендой «Гора Бура»)

Пусть живут народные легенды и предания.Мы должны любить природу,беречь ее. Подводя итоги нашего урока,хочу предложить вам послушать еще одну легенду нашего народа о названии рек ИЛИ и КАРАТАЛ.

Легенда « ИЛИ и КАРАТАЛ»

Жил на свете Балхаш, чародей и богач. Выросла у него дочь,красавица Или.

-Выдам дочку замуж только за самого богатого,красивого и сильного!- решил

Балхаш, и горцы разнесли эту весть во все страны.

Заторопились женихи. Первыми прибыли два сына китайского императора с

караванами, груженными шелками, золотом и бирюзой. Появились сыновья монгольского хана с табунами лошадей и большими чашами, наполненными серебрянными монетами.Молодые бухарские купцы привезли ковры,цветные сукна,изделия из слоновой кости.А в сухих песках,за рекой Чу, жил бедный пастух по имени Каратал.Подумал он: «Силен я,смел и умом не обижен.Попытаю-ка я счастья! Вдруг придусь по нраву Или». Как подкмал так и сделал.Было у него два коня. С ним он и предстал перед привередливой невестой.Взглянула Или на Каратала и глаз отвести не могла.

- Разрешаю тебе, джигит, состязаться с женихами.

Начались состязания женихов. Всех победил Каратал.Стал просить у Балхаша отдать Или в жены. Чародей ногами затопал:

- Вон, оборванец ! Чтоб духу твоего не было.

Но Или полюбила Каратала, а для любви нет преград.Настала ночь.Ни луны, ни света каганца. Или под черным покрывалом неслышными шагами оставила дворец.Каратал ждал ее на коне, держа за уздечку другого.Застучали копыта.Кони понеслись быстрее сайгаков. Только на рассвете Балхаш узнал о побеге дочери. Он пришел в ярость и стал грозить бежавшим бедой.

- Это ночь темная виновата ! – кричал он. – Темнота помогла им скрыться !

А жених и невеста спустились с гор и скакали степью.Чародей Балхаш прокричал заклятье : перед беглецами распростерлось огромное море. Красавица Или обратилась в реку и устремилась в это море. Горько заплакал Каратал и хотел утопиться в реке. Но чародей предупредил его желание и обратил юношу в другую реку. Текут в море обе реки Или и Каратал, но никогда не соединяются. Море люди назвали Балхашом. Вода в нем горько-соленая,как слезы. Там, где вода испаряется, образуются солончаки.


Подведение итогов урока. Заполнить рефлексивный лист

9 класс   Фамилия, имя __________________________

Мои достижения

Мои трудности

Чему я научился?

Что было трудным на уроке?



Как я этого достиг?

Почему мне было трудно?



Как я закреплю успех?

Что могло бы помочь преодолеть эти трудности?




Далее – оценивание работы и знаний учащихся по количеству жетонов,собранных ими за урок.












4










Кроссворд



















о




1



9




2



5













17


12



п




п



в




л



д













с


ч


3

р

а

с

п

р

о

с

т

р

а

н

е

н

н

о

е












о


е



е




о



о




г



п



19


14








ю


р



д




с



р




е



о



з


п




6

с

к

а

з

у

е

м

о

е




т



о




н



л



е


р










д



л




о



с




д



н



м


и










о



е




е



т




а

8

в

е

р

б

л

ю

д










в



н







е







н



я


а






18

г

о

р

а



и

25



20

з

а

п

я

т

а

я



и





т










н

23

м

е

с

т

а




е







е





о










и




л






н








21

п

р

и

ч

и

н

ы







е




о






н


#






7




н














ж






ы


ц




11


н




о












13


н



22

в

р

е

м

е

н

и


г

л

а

в

н

о

е












а


о








л






з











10

с

о

ю

з

н

о

е








и






ы
















т
















в
















о
















н
















н
















о
















и





16

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е









15

с

и

н

о

н

и

м



















































































































































Урок - кроссворд на тему " Повторение по теме " Предложение" "9 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка                                              

9 класс, школа с казахским языком обучения

Урок-кроссворд  на тему :  «Повторение по теме «Предложение»»          

Цель  урока:

1.повторение и  обобщение  сведений   о предложении  и заполнение кроссворда

2.закрепить приобретенные знания ,умения и навыки

3.прививать интерес к легендам и преданиям

Тип урока : повторение  изученного

Форма организации урока  :    урок-кроссворд 

Ресурсы: интерактивая  доска, сигнальные  карточки «Члены  предложения», «Части слова», жетоны для оценивания, листы с тестом легенды «Гора Бура» для всех учащихся

 

Учащимся  раздаются  листы  с текстом    казахской  легенды «Гора  Бура»

Автор Аравиди Олгьга Ивановна
Дата добавления 25.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 599
Номер материала 54935
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓