Инфоурок Биология Другие методич. материалыВикторина по биологии на тему "Зимующие птицы" (8 класс)

Викторина по биологии на тему "Зимующие птицы" (8 класс)

Скачать материал

ГИМНАЗИЯ №9

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

ГОРОДСКОЙ ЭТАП РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ТРУДОВОЙ АКЦИИ

«ДЕТИ ЗА ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ»

 

КОНКУРС «ПОМОГИ ПТИЦАМ – «КОРМУШКА»

 

Урок - конференция для 8 класса по теме

 

        

                                                                  

                                                                                    Автор:

                                                                                       Кайко Султание Аметовна,

                                                                                             учитель биологии

                                                  

 

 

2014г.


Урок-конференция  для 8 класса по теме «Зимующие птицы»

Зимою птицам холодно,

Тоскливо, очень голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь?

Дорогие ребята! Сегодня мы проводим мероприятие, посвященное нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть нашей природы.

Птицы- обширный класс позвоночных животных, обособившийся от пресмыкающихся в конце триасового – начале юрского периодов (190-170 млн лет назад). В настоящее время класс объединяет около 8600 видов из 27 отрядов. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.

         Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение радуют наш слух и глаз. Без птиц природа мертва!

Ежегодно орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

 

 

Что вы знаете о птицах, их повадках, местах обитания?

·        Птицы – единственные животные с перьями;

·        Большинство птиц умеют летать;

·        Птицы бывают перелётные и зимующие, оседлые и кочующие.

·        Птицы бывают домашними и дикими;

·        Птицы – теплокровные животные;

·        Птицы питаются насекомыми, семенами растений, мышами, рыбой, червяками;

·        Птицы бывают хищными, зерноядными, насекомоядные;

·        Птицы селятся в степи, в лесу, садах, парках скверах…

·        Птицы вьют гнезда на траве, кустарниках, деревьях, в норках береговых откосов

«Птичья викторина»

1.     С прилетом каких птиц мы начинаем отсчет весны? (Грачей)

2.     Какие птицы зимой, в самые морозы, вьют гнезда и выводят птенцов? (Клесты)

3.     Какую птицу называют так, как один веселый танец? (Чечетку)

4.     Какие птицы говорят, как их зовут? (Галка, Кукушка, Пищуха)

5.     Какая птица высиживает яйцо на весу? (Пингвин)

6.     Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

7.     Какая птица днем спит, а ночью летает? (Сова)

8.     Как по воробьям узнать погоду зимой?

9.     Почему одну из наших синичек зовут «гренадером»? (У нее есть хохолок)

10. Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Сойка, Кедровка, Поползень, Синичка-московка и др.)

11. Какие птицы зимуют и ночуют, зарывшись в снег? (Тетерев, Рябчик, Куропатка)

12. Что птицам страшнее — холод или голод? (От голода умирают)

13. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? (Птица бросит гнездо испугавшись)

14. Кто дважды родится, а один раз умирает? (Рыба, Птица)

15. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (температура тела воробья - постоянная)

16.  Почему снегиря назвали снегирем? (Появляется зимой)

17. Какая птица выводит своих птенцов зимой? (клест)

18. Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом? (остатки пищи)

19. Почему поползня называют лесным акробатом? (перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой)

20. Жизнь какой птицы тесно связана с человеком? (голубь, воробей)

21. Эта птица может поворачивать голову на 180 и даже на 270 градусов? (филин, сова)

22.  Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?

(образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло)

23. Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег? (под снегом теплее)

24. Почему основная масса птиц улетает с наступлением зимы в теплые края? (нехватка корма)

25. Клюв это птицы изогнут под углом, на языке и краях челюстей – роговые пластинки, которые действуют как сито (Фламинго).

26. На многих языках мира эта птица по справедливости зовётся – «рыболов» (Скопа)

27. Он и кликун, и шипун (лебедь).

28. Эта птица побывала в парикмахерской, у неё на шее и голове курчавые перья (Кудрявый пеликан).

29. Клюв её большой, часто с наростом, имеет веки с ресницами, поэтому эту птицу назвали …..(птица-носорог).

30. В книге «Алиса в стране чудес» автор Л.Кэрролл представил себя читателю в образе птицы, исчезнувшей по вине человека голубя? (Дронт)

31. Он бывает, белохвост, долгохвост и белоплечий  (Орлан). Все занесены в Красную Книгу: белохвостый встречается повсеместно, долгохвост – в степях, белоплечий – на тихоокеанском побережье.

32. Они пьют, ловят насекомых и купаются на лету, ходить почти не могут, гнездо делают в виде фляжки (ласточки).

33. она может плавать, нырять и бегать по дну водоёма только против течения в поисках пищи (Оляпка).

34. В названии какой птицы упоминается музыкальный инструмент? (Лирохвост – птица-лира, самцы могут имитировать звуки, и даже звуки животных, ночуют на деревьях).

35. На конце длинного надклювья острый крючок. Под клювом большой горловый мешок (Пеликан).

36. Этим птицам клюв помогает при лазании, служит «третьей ногой» (попугай).

37. Эту птицу можно дрессировать как собаку (ворона).

38. Известно, что орел является долгожителем среди пернатых. Какова средняя продолжительность его жизни? (90-100 лет)

39. Какому известному киноперсонажу  было «птичку жалко»? (Шурику из комедии «Кавказская пленница»)

40. Барабанная перепонка этой птицы по размерам такая же, как и у льва, и может усиливать звук в 40 раз. О какой птице идет речь? (сова (филин)

41. Каким птичьим именем в стародревние времена оружейные мастера на Руси называли приспособление для разрушения крепостных стен? (ворон)

42.  В древности некоторые племена в качестве денег использовали……….( скальпы дятлов)

43. Какие птицы считаются первыми, которых человек одомашнил?(гуси)

44. На какой праздник,  на Руси принято выпускать птиц?( в Благовещенье)

45. В 756 году купец Аким Мальцов построил завод изделий из стекла. Какому городу он положил начало?( Гусь – Хрустальный)

46. Почему птицы,  попав в глубокий колодец, не могут вылететь из него?

( они не могут летать вверх по прямой линии)

47. Звуки, издаваемые этой птицей, напоминают мяуканье кошки. Что это за птица?( канюк)

48. Доподлинно известно, что не все соловьи поют. Кто же среди соловьев подвержен пению? (только самцы)

49. Считается, что эта птичка вьет самое красивое гнездо. Она устраивает себе гнездышко в виде красивого мешка в виде черемухи, убирает его листьями пырея, растительным пухом, а для украшения вплетает цветные шерстинки. Что это за птичка?( пеночка- пересмешница)

50. Какая птица является символом Московского художественного театра им. А.П. Чехова? (чайка)

 

 

«Легендарные птицы»

О птицах в народе слагались не только пословицы, стихи, песни, но и легенды. Легенды всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Сегодня вы услышите несколько повествований о птицах, постарайтесь угадать, о какой птице сложена та или иная легенда.

Иногда в гнездах этих птиц обнаруживаются обугленные прутья, куски полусожженных сучьев, подобранные ими на месте костра... Если головешка не совсем погасла, огонь может быть раздут ветром, и таким образом птица «поджигает" свое гнездо... Такие случаи послужили основанием для легенды о том, что они приносят в клюве горящую головешку и поджигают дом, если разрушить его гнездо. О какой птице идет речь? Аист

Когда птицы имеют что- то необычное в своем происхождении или повадках, то по этому поводу часто возникают суеверные суждения. Эта птица имеет очень странную наружность и сильно отличается своим поведением от других птиц. Вот почему она обросла всевозможными легендами. Так в древние времена она считалась птицей, приносящей несчастье. Римляне так сильно ее ненавидели, что, увидев и поймав ее в городе в дневные часы, сжигали, а пепел публично бросали в Тибр! Однако в Англии и других местах ее часто называли «мудрой». А как ее называют у нас? Сова

Древнейшие изображения этой птицы восходят к 6—5-му тыс. до н. э. В христианской традиции она символизирует святой дух; эта птица и лилия — благовещение; двенадцать птиц ассоциируется с апостолами. У древних евреев она — образ искупления; вместе с ветвью оливы-воплощают мир, обновленную жизнь, знак, данный Ною.  В Китае с ней связывают идею долголетия, бесстрастного исполнения. О какой птице идет речь? Голубь

Эта птица в мифах нередко выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной, снесший золотое яйцо — солнце.  В ряде языков понятия солнца и птицы передаются сходными языковыми элементами. В Китае он связан с небом и с принципом ян; рассматривается как талисман, помогающий любви в браке.  В гностической традиции — воплощение святого духа, символ предусмотрительности и бдительности. В средние века в Европе верили, что эти птицы являются ездовыми животными ведьм. Что это за птица? Гусь

В одной из самых распространенных легенд об этой птице говорится как о женщине, погубившей своего мужа и в наказание превращенной в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет она с тех пор. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой. Каково же настоящее название этой птицы? Кукушка

Еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни, у нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие неприспособленные для ходьбы ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется около стад и зачастую шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании ее называют «обманщиком пастухов».А как ее называют у нас? Козодой

Послушайте последнюю легенду. Когда Христос был на кресте, эта птица прилетела и выдернула клювом гвозди. За это бог пожаловал им перекрещивающиеся клювы и причислили к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы. Клест

 

Конкурс: «Барометры природы»

По поведению птиц в природе вам необходимо догадаться, какую погоду они предсказывают

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)
2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)
3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)
4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.) 
5. Воробьи дружно зимой под окнами расчирикались. (К оттепели.)
6. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)
7. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)
8. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)
9. Вороны садятся на верхушки деревьев. (К морозу.)
10. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)
11. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)
12. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)
13. Днём сова кричит. (К дождю.)

14. Ворона клюв под крыло прячет (к холоду)

15. Цапли собираются на сухих возвышенных местах  ( к дождю);

16. Кукушка кукует регулярно  (теплой погоде);

17. Дятел клювом стучит по суку в хороший летний день  (к дождю);

18. Лебеди устраивают гнёзда на высоких местах  (к дождливой весне; низкие места уйдут под воду).

 

«Из жизни пернатых»

1. Наверняка не всем известно, что скорость полета ласточки – 74 км/ час, скворца – 70 км/ час,  воробья – 56 км/ час, зяблика – 55 км/час, вороны – 30 км/ час.

2. Известно ли вам, что размах крыльев у южноамериканского кондора более 4 м, у альбатроса – 4 м, у черного грифа и пеликана – 2 метра.

         3. Можете ли вы представить, что земляная кукушка развивает при беге скорость до 35 км/ час, фазан – 34 км/час, а домашняя курица может бегать (при угрозе опасности) со скоростью до 14 км/ час.

         4. Наверное,  не каждый знает, что вес африканского страуса – 90 кг, а высота его более 2, 5 м. Страус эму весит около 50 кг, высота этих птиц – 1, 7 м.

         5. Различна и глубина ныряния птиц: у баклана и гагары она доходит до 10 м, у гоголя – до 4м, а пингвины могут нырять на глубину до 265 метров.

         6. Ученые установили, что в одной кладке у журавля и голубя – по 2 яйца, у большой синицы – 15, а страус эму откладывает до 18 яиц.

         7. Знаете ли вы, что у одного вида колибри вес яйца всего лишь 2 мг, у кукушки – 3г, у гагары – 180 г, у пингвина – до 500 г, а яйцо страуса весит около 1, 5 кг.

         8. Не каждый знает и о том, что высота полета кондора составляет 6 км, ласточки – 4км, стрижа – 3км, лебедя – 2, 4 км.

 

 «Что мы знаем о классе птиц»

(класс делится на группы)

За 2 минуты участникам необходимо написать на листе характерные черты класса птиц. Выигрывает команда, которая назвала больше признаков, грамотно составила предложения.

Профессии в мире птиц

(работа в группах)

Необходимо  записать на листе названия птиц, в которых упоминаются профессии людей.

ТРУБАЧ – семейство  журавлиных – «верблюжья спина» - заметно горбятся во время громкого трубного крика;

 ТКАЧ – крытые гнёзда вьют на концах ветвей, на кустах или на верхушках высоких стеблей сахарного тростника и других трав, живёт в Африке, в южной Азии.

ПТИЦА-СЕКРЕТАРЬ – на голове имеются перья, как у секретарей перьевая ручка за ухом, живёт в Африке.

ОРЁЛ-СКОМОРОХ – в период размножения выделывает акробатические упражнения.

ПАСТУШОК -  семейство журавлиные.

ПОРТНИХА – сшивает края листьев и заполняет получившуюся воронку травинками и растительным пухом, концы волокон, которыми сшит лист, завязывает узелки, живёт в Южной и Юго-восточной Азии;

ПТИЦЫ-ПЕЧНИКИ (ГОРШЕЧНИКИ) – лепят крытые гнёзда из глины.

БУРГОМИСТР – полярная чайка.

В заключении, хочется отметить, что важно улучшать условия гнездования птиц путём формирования оптимальных по видовому составу городских и загородных зелёных насаждений, максимально использовать искусственные гнездовья.

Охрана птиц требует не только понимания происходящих в ней изменений, Нои соответствующего к ним отношения самых широких кругов населения. Узкий утилитаризм по отношению к природе никогда себя не оправдывал. Он находится в противоречии с понятием общей культуры. Птицы более всего ценны своей неповторимой привлекательностью. Они важны для нас как действенное средство художественного, эстетического и патриотического воспитания. И наш долг хотя бы в отдельных частях сохранить красоту природы и защитить её.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Викторина по биологии на тему "Зимующие птицы" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сегодня мы проводим мероприятие, посвященное нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть нашей природы.

Ежегодно орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безвыходных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому множество поверий, поговорок, сказок, песен, легенд, так или иначе, связано с пернатыми.

 

            Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение радуют наш слух и глаз. Без птиц природа мертва! 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 202 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1162
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 985
    • DOCX 116.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кайко Султание Аметовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кайко Султание Аметовна
    Кайко Султание Аметовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 262147
    • Всего материалов: 43

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 557 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 160 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов