Инфоурок География Другие методич. материалыУрок - конференция «Атомная энергетика и её экологические проблемы» (9 класс)

Урок - конференция «Атомная энергетика и её экологические проблемы» (9 класс)

Скачать материал

Урок - конференция «Атомная энергетика и её экологические проблемы»

Цели. 1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.

2. Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей. Оборудование: выставка книг, журналов, плакатов и рисунков по данной теме, стихи российских поэтов, физическая карта России.

 

Литературная композиция

Учитель.  Каждый год  26 апреля  человечество отмечает  годовщину крупнейшей катастрофы века - аварии на атомной электростанции в г. Чернобыле. После чернобыльской трагедии человек понял, насколько «коварна» и опасна ядерная энергия, что нужны надёжные системы контроля за ней, что она может не только служить людям источником электроэнергии, но и нести им разрушения и беды. Сегодня, мы проводим конференцию «Атомная энергетика и её экологические проблемы».

Первый ученик. В этом году человечество отмечает печальную двадцать  первую годовщину техногенной катастрофы 1986 г. в Чернобыле. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому «творенья рук человеческих».

Жизнь — беззащитна

 И любовь — нежна.

 И Разум Землю

Облагает данью.

И точная ответственность

Должна сопутствовать

Великому Познанью

Второй ученик. На земном шаре более трёхсот атомных электростанций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1 кг урана заменяет 2,5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.

Третий ученик. Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвертом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986 г., в 1 час 27 мин. на атомной станции произошел взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьет колокол глухой

Чуть слышный, дальний.

Я слушаю, я плачу и молчу,

 

 

Чернобыльцев глаза печальны, Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Четвёртый ученик. Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовалось последствиями строительства АЭС. Но Москва — далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружен под землей (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчеты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. Ряд срочных мер (переселение людей в новые поселки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

Пятый ученик. Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в зараженной местности, а тем более купаться, загорать, удить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть ее истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми оставались города и села, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв. км территории, след чернобыльской аварии коснулся Брянской и Ростовской областей.

Шестой ученик.

Четвертый реактор — он дьявольски вздрогнул раскатом. Замрите народы, прощайте семья и друзья..

Кто в пекло шагнул, — как на дот навалился на атом,

Чтоб вечно жила, чтобы вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул, тот не думал о смерти и славе,

Он думал о жизни, о жизни и только о ней!

Поэтому вишни цветут окрылено в державе,

И дети играют под солнечным пологом дней!

Ты черным платком свою голову горько покрыла,

Но ты устояла в чудовищном этом бою.

Я кровный твой брат, обопрись на меня, Украина,

Я все, что имею, тебе в этот день отдаю.

 Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля, это все наяву, а не сон!

Четвертый реактор — святые бесстрашные лица,

Им, нас защитившим, живым и погибшим —поклон!

Минута молчания

Учитель. Почтим минутой молчания память погибших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Конференция

Учащиеся, участники конференции, сидят за столами с табличками: сотрудник МАГАТЭ, специалист по атомной энергии, биолог, физик, министр атомной энегетики.

Учитель. «Энергетика — это отрасль промышленности и народного хозяйства, занимающаяся получением, передачей, преобразованием и рациональным использованием энергии. От нее зависит состояние экономики любой страны. Сегодня проблема энергоснабжения стала одной из приоритетных.

Постигая законы природы и используя научно-технический прогресс в своей практической деятельности, человек становится все более могущественным. Современному человеку многое под силу. Но технический прогресс имеет и оборотную, "теневую" сторону — возрастает ущерб, наносимый природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов появляется губительная для водной флоры и фауны пленки нефти, все меньше остается лесов, некоторые виды техники в состоянии уничтожить на Земле все живое, в том числе и человека. Поэтому в наше время, как никогда раньше, приобретают важность нравственные аспекты использования природных ресурсов, вопросы экологии, разумного, бережного отношения человека к природе — среде своего обитания. Именно поэтому  тема нашей конференция "Ядерная энергетика и экологические проблемы".

Доклады

1.  Сотрудник МАГАТЭ «Атомная энергетика» (Доклад)

2.           Биолог «Влияние радиации на организм человека»

Биолог. Излучения радиоактивных веществ, связанные с самопроизвольным превращением ядер одних атомов в ядра других элементов, и сопровождающее этот процесс выделение ядерной энергии, оказывает очень сильное воздействие на все живые организмы. Даже слабое излучение при его полном поглощении нарушает жизнедеятельность живых клеток, которые представляют собой сложные структуры, неспособные продолжать нормальную деятельность при малейших повреждениях отдельных участков. Даже слабые излучения вызывают опасные заболевания. Их коварность усугубляется тем, что они не сопровождаются никакими болевыми ощущениями даже при смертельных дозах.

Механизм поражения сводится к ионизации атомов и молекул клеток, а это приводит к изменению их химической активности. Наиболее чувствительны к излучениям клетки, которые быстро делятся. Поэтому в первую очередь страдает костный мозг; вследствие чего нарушается процесс образования крови. Затем поражаются клетки органов пищеварительного тракта. Сильное

влияние оказывает облучение на наследственность, поражая гены в хромосомах.

В некоторых случаях облучение организмов может приносить и пользу. Быстро размножающиеся клетки злокачественных опухолей под воздействием облучения погибают. На этом основано подавление раковой опухоли у-лучами, испускаемыми радиоактивными препаратами. Международная комиссия по радиационной защите установила предельно допустимые дозы безопасных поглощенных излучений разной природы.

3.  Физик «Проблемы использования ядерной энергии»

Физик. О ядерной энергии можно говорить долго: слишком уже много она сделала для человека — и плохого, и хорошего. Мы здесь слышали и о том, и о другом. Мне хотелось бы остановиться на проблемах использования ядерной энергии. Да, это неисчерпаемый источник энергии, компактный, бездымный. Но он тоже дает отходы: это ставшие радиоактивными детали и отработавшие твэлы — тепловыделяющие элементы; просто их выбросить нельзя, приходится хранить в специальных контейнерах, сделанных из свинца и опускать глубоко в землю, в специальные шахты, чтобы не дать возможности излучениям вырваться наружу. А это все дорого. Иначе обезвредить отходы мы пока не можем. Вот и получается: тот выигрыш, который мы получаем при использовании ядерной энергии, перекрывается проигрышем, связанным с захоронением отходов. Это первое. Второе, пожалуй, пострашнее: взрыв реактора или АЭС — грозная опасность для жизни на Земле. А если таких взрывов будет несколько, может на нашей планете наступить ядерная зима; человек не сможет выжить, он погубит и себя, и Землю. Таким образом, использование ядерной энергии имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Увидев положительное в применении ядерной энергии, человек начал пропагандировать ее, потерял бдительность и не до конца отработал системы контроля и безопасности. Но когда случилась беда (по вине самого же человека), он устремился в другую крайность: потребовал запретить, осудить ядерную энергию, прекратить ее использование. Человек во многом сам виноват в своих трагедиях! Человек должен всегда помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом: "Не навреди!", быть осмотрительным, внимательным, просчитывать десятки связей и ходов наперед, а главное — всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.

4.     Специалист по атомной энергии «Чему нас научил Чернобыль»
(Доклад)

Учитель. Сегодня на нашу конференцию мы пригласили свидетелей страшных трагедий, которые произошли в результате использования ядерной энергии.. Слово предоставляется очевидцу взрыва атомной бомбы в Хиросиме

Свидетель-1. Это случилось 6 августа 1945 г. в 8 ч утра, когда японцы спешили на работу. Над Хиросимой показался американский военный самолет. Он нес ядерную смерть, находящуюся в бомбе "Малыш". Бомбу сбросили и взрыв потряс и ослепил людей. Люди падали замертво, а те, кто был рядом с местом падения бомбы, сгорели, и пепел оседал на землю. Этот акт массового уничтожения людей — сразу было убито и ранено свыше 140 тыс. мирных жителей — не был вызван военной необходимостью: ведь война кончалась, капитуляция фашистской Японии была предрешена. А сколько людей погибло после ядерного облучения!

По сей день мы, граждане Страны восходящего солнца, помним те трагические дни, помним жертвы того взрыва и призываем людей никогда не применять смертоносную технику.

Учитель. Слово предоставляется жителю Семипалатинска

Свидетель-2. Мне трудно говорить! Я с детства живу в этом городе, здесь жили мои родители. До недавнего времени мы лишь догадывались, какое страшное место вблизи города — Семипалатинский полигон. Всем понятно, что государство должно быть сильной державой. Но разве можно добиваться этого, не заботясь о своем народе, причиняя ему зло? С 1949 по 1963 г. в Семипалатинской области производились испытания ядерного оружия. За этот период осуществлено 138 воздушных и 28 наземных ядерных взрывов. Их суммарная мощность в 2,5 тыс. раз превышает мощность взрыва ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму. Из тех районов, где производились взрывы, людей не всегда эвакуировали. На них затем изучали действие радиации. В 1961 г. был организован специальный диспансер, где этих людей обследовали. На этом материале медицинские работники защитили 7 докторских и 12 кандидатских диссертаций. Собранные данные говорят, что те люди, которые подверглись облучению, на 39% чаще болеют раком; срок их жизни сокращается в среднем на 10 лет; у облученных родителей рождаются дети, которые ослаблены и в значительной мере утратили иммунные свойства; возросли смертность, число врожденных уродств и рождение умственно отсталых детей.

С 1963 по 1989 г. на Семипалатинском полигоне производились подземные ядерные взрывы, их было 343, в среднем 14 — 18 испытаний в год.

Отрицательные воздействия ядерных взрывов можно перечислять долго. По сегодняшний день люди не уверены в том, что им не грозит страшная беда, ведь еще точно не известны все отдаленные последствия облучения. Семипалатинцы активно выступали за запрещение ядерных взрывов, за закрытие полигона.

Учитель. Слово предоставляется свидетелю из Чернобыля.

Свидетель-3  Вы видели город, в котором нет людей? Вы видели лес, где все усыпано грибами и ягодами, а собирать их нельзя? Все это есть у нас.

Более 20 лет прошло с этого страшного дня, когда ночью над Припятью взвился зловещий гриб из огня, дыма и радиоактивных выбросов. В результате взрыва атомного реактора на Чернобыльской АЭС людям пришлось покинуть обжитые места, забыть свои любимые улицы, рощи, дома. Они уже никогда не смогут туда вернуться. Здесь пусто! Здесь смерть! Невидимая, без огня, без вкуса, без запаха. В обличье радиоактивных излучений. Это страшно! На 300 верст от Чернобыля эта смерть в виде радиоактивной пыли рассыпана по полям, лесам и домам. Более чем на 500 верст от Чернобыля эта смерть в виде радиоактивной пыли рассыпана по полям, лесам и домам. Более чем на 500 деревень только Гомельской области попали радиоактивные цезий, стронций, плутоний. Вся земля поделена на мертвые зоны: зоны отселения, зоны отчуждения, зоны жесткого контроля. Это ужасно! И всему виной — ядерная энергия

Учитель. Давайте послушаем эколога

Эколог. Атомные электростанции — это «скрытые» атомные бомбы, которые могут взорваться, став причиной глобальной катастрофы (пример — авария 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС); отработанные отходы атомных электростанций опасны, ибо радиоактивны: они порождают злокачественные образования в организме человека и животных, способствуют появлению мутаций — необратимых изменений в генах. Радиоактивных отходов АЭС много; к концу века их наберется 125 тыс. т. Куда девать эти отходы? Атомные электростанции «выбрасывают» потоки горячей воды из своей системы охлаждения; эта вода приводит к гибели рыбы в водоемах, что тоже наносит огромный вред окружающей среде.

Учитель. Слово предоставляется работнику АЭС

Энергетик : АЭС потребляют немного «топлива»; они не выбрасывают миллионы тонн отходов в виде золы, которые окружают современные электростанции, работающие на угле; они не дают выбросов оксидов серы и азота, угарного и углекислого газов, присущих ТЭС. Да, АЭС потенциально опасны. Понимая это, ученые и конструкторы делают многое, чтобы предотвратить возможность аварий и их губительных последствий, например, АЭС строятся с многократными дублирующими системами защиты. Нужно понимать, что любой переход к новой технике всегда сопряжен с увеличением опасности для человека. Разве не бывало и не бывает взрывов паровых котлов, поражений электричеством, авиакатастроф? Вопрос не в существовании  потенциальной опасности, а в степени ее вероятности; важны и объем ожидаемого ущерба, наличие средств для его предотвращения.

Учитель. А теперь последнее слово предоставим министру энергетики.

Министр энергетики . Многие готовы осудить ядерную энергию только потому, что живут днем сегодняшним, не думая о будущем. Мне бы хотелось задать такой вопрос: какую энергию будет использовать человек, когда иссякнут запасы твердого топлива, нефти и газа? А ведь они не безграничны. Кроме того, обычное топливо, сгорая, очень сильно загрязняет воздух и нарушает экологию Земли. Задумайтесь и еще над тем, что, развиваясь технически, наша цивилизация требует все больше и больше энергии, и решить эту проблему помогает ядерная энергия. Ею только надо разумно и крайне осторожно пользоваться.

Учитель. На нашей конференции вы заслушали доклады учёных и специалистов, выслушали свидетелей. Теперь каждому из вас надо проголосовать «За что вы?»

1.                  За  развитие атомной  энергетики

2.                  Против  развития атомной энергетики

Каждому из вас раздали кружочки красного цвета. Если вы «За», то прикалываете кружочек к таблице «За развитие ядерной энергии» и наоборот. Начинаем голосование. Учитель подводит итоги.

Заключительное слово учителя

Человек должен всегда помнить, что Природа мудра, и, вторгаясь в ее тайны, нельзя нарушать ее законы. Кроме того, в своих действиях нужно руководствоваться правилом: "Не навреди!", быть осмотрительным, внимательным, просчитывать десятки связей и ходов наперед, а главное — всегда помнить о других людях, ценности жизни, уникальности нашей планеты.

 

Будем чтить великие законы

Чтоб мудро шаром управлять земным.

Чтоб не оставить страшной мёртвой зоны

Потомкам и наследникам своим.

(Стихи высечены на памятнике жертвам катастрофы в Чернобыле.

 Город. Бобров Воронежской области)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок - конференция «Атомная энергетика и её экологические проблемы» (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок - конференция проводится при изучении темы "Электроэнергетика России" в 9 классе. 

Целью данного урока:

1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость  внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.

2. Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья людей.

Оформление:  выставка книг, журналов, рисунков по данной теме, физическая карта России.

Конференция заканчивается голосованием " Вы за или против развития атомной энергетики?"

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 340 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 562
    • DOCX 62 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Северинова Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Северинова Ирина Владимировна
    Северинова Ирина Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 57297
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 208 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек