Главная / Химия / Урок - исследование на тему

Урок - исследование на тему

Тема урока: «Химические реакции».

Тип урока. Изучение нового материала.

Цели:

1. Изучить сущность химических реакций; научить школьников отличать физические явления от химических по определенным признакам; изучить классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения энергии.

2. Продолжить развитие интеллектуальных (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) и практических умений учащихся; развивать познавательный интерес учащихся .

3. Продолжить формирование научного мировозрения учащихся – объяснить сущность химических явлений с позиций атомно-молекулярного учения; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «ученик – учитель», воспитывать у учащихся такие личностные качества как наблюдательность, внимательность, доброжелательность и требовательность друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, видеозапись опыта: разложение воды электрическим током.

Для демонстрационного опыта: фильтровальная бумага с наклеенными на нее опилками магния.

Для лабораторных опытов: медная проволока, тигельные щипцы, спиртовка, спички, кусочки мела, раствор соляной кислоты, растворы CuCl2 и NaOH, пробирки.

Ход урока.

1.Актуализация знаний. Фронтальная беседа.

1. Что изучает химия?

2.Какие явления, происходящие с веществами, вам известны?

3. Какие явления называются физическими? Приведите примеры физических явлений.

4.Какие изменения происходят с веществами при физических явлениях?

5.Какие явления называют химическими? Приведите примеры химических явлений.

2.Изучение нового материала.

Сегодня на уроке нам предстоит изучить сущность и признаки химических реакций, изучить классификацию реакций по принципу выделения или поглощения энергии (слайд №2)

Итак, в чем сущность химической реакции? Разобраться в этом нам поможет опыт: действие электрического тока на воду. После демонстрации видеозаписи вам необходимо ответить на вопросы: что происходит с исходным веществом, что образуется в результате реакции? (видеозапись опыта разложение воды электрическим током).

Учитель комментирует опыт: для опыта используется прибор Гофмана, состоящий из трех трубок, заполненных водой. В крайних трубках находятся электроды: один заряжен положительно, другой – отрицательно; к электродам подводится постоянный ток. При пропускании тока вы наблюдаете появление пузырьков газа. В одной трубке газа набирается по объему в два раза больше, чем в другой.

Газ, занимающий меньший объем, поддерживает горение, в нем тлеющая лучинка вспыхивает. Какой это газ? (кислород).

Газ, занимающий больший объем, вспыхивает при поднесении лучинки - этот газ ? ( водород).

Что же происходит с молекулами воды под действием постоянного электрического тока? ( молекулы разрушаются).

Точнее, разрушаются химические связи между атомами водорода и кислорода в молекулах воды. Атомы водорода, объединяясь попарно, образуют двухатомные молекулы водорода, атомы кислорода, объединяясь попарно, образуют двухатомные молекулы кислорода – т.е. в продуктах реакции образуются новые химические связи.

Понять сущность этой реакции нам поможет статическая модель (слайд №3).

Учитель комментирует схему. Каждая молекула воды состоит из атома кислорода, обозначим его красным кружочком, и двух атомов водорода - кружочки синего цвета. При пропускании электрического тока через воду разрушаются химические связи между атомами водорода и кислорода, образуются одиночные атомы, которые объединяются попарно, образуя двухатомные молекулы водорода и кислорода с новыми химическими связями.

Итак, в рассмотренном опыте исходное вещество вода – жидкость, без цвета, вкуса и запаха, под действием электрического тока разлагается на бесцветные газы: водород и кислород. Продукты реакции отличаются от исходного вещества составом, строением, свойствами.

Сделаем вывод (слайд №4): согласно атомно-молекулярному учению при химических реакциях молекулы разрушаются, а атомы сохраняются; в процессе реакции происходит перегруппировка атомов.

В соответствии с теорией химической связи происходит разрыв химических связей в исходных веществах и образование новых в продуктах реакции. (Учащиеся делают записи в тетрадях).

Судить о протекании химических реакций можно по определенным признакам. Для того чтобы сделать вывод о том, по каким признакам мы будем отличать химические явления от физических, проделайте опыты и результаты внесите в таблицу (слайд №5)


Исходные вещества

Полученные

продукты

реакции

Признаки

реакции














Первый ряд выполняет опыт «Нагревание медной проволоки в пламени спиртовки» (описание опыта см. в учебнике с.183). Какие правила необходимо соблюдать при работе со спиртовкой?

(Ответы учащихся).

Второй ряд выполняет опыт «Взаимодействие хлорида меди(II) c раствором щелочи».

Третий ряд – «Взаимодействие мела с соляной кислотой» (описание опыта см. в учебнике с.184).

Вспомним какие правила нужно выполнять при работе с кислотами и щелочами. (Ответы учащихся).

На работу отводится 5 минут. После окончания учащиеся представляют результаты своей работы и наблюдения, заполняют таблицу (слайд № 5)

Исходные вещества

Полученные продукты

реакции

Признаки реакции

Медь, кислород

Оксид меди(II)

Изменение цвета

Мел, соляная кислота

Углекислый газ, вода, соль

Выделение газа

Хлорид меди(II), гидроксид натрия

Хлорид натрия, гидроксид меди

Выпадение осадка





А теперь ответьте на вопрос: по каким признакам мы будем отличать химические явления от физических? ( ответы учащихся).

Какие еще признаки могут указывать на протекание химических реакций? Ответ подскажет нам опыт «Горение магния» (демонстрация опыта).

Какие новые признаки реакций мы наблюдали в данном опыте? (яркое свечение).

Все реакции горения сопровождаются выделением света и тепла. Следовательно, можно сделать вывод: признаками химических реакций являются также выделение света и тепла. Допишите это в таблицу. (Отводится 2 минуты).

Еще Д.И.Менделеев указывал, что наиболее существенным признаком всех химических реакций является изменение энергии. Энергия затрачивается на разрушение одних веществ и выделяется при образовании других веществ. Количество теплоты, которое выделяется или поглощается в результате реакции, называется тепловым эффектом реакции. Реакции бывают экзо- или эндотермическими (слайд №6)

Рассмотрим в общем виде схему, поясняющую сущность экзо- и эндотермических реакций (слайд №7)


Э

Исходные вещества

Продукты реакции

кзотермические реакции:

hello_html_5073de46.gif+ Q


Э

Исходные вещества

hello_html_5073de46.gif

Продукты реакции

ндотермические реакции:

Q - Q


На данной схеме (слайд №8) Буквой Q обозначено количество теплоты, которое поглощается или выделяется в реакции, т.е. тепловой эффект реакции. Тепловой эффект реакции записывается в правой части уравнения со знаком «+», если теплота выделяется, и со знаком «-», если она поглощается. Тепловой эффект выражается в килоджоулях (кДж) и часто относится к одному моль вещества.

Область науки, занимающаяся изучением тепловых эффектов химических реакций, называется термохимией. А химические уравнения с указанием теплового эффекта называют термохимическими.

3. Закрепление.

На экране отрывок из произведения писателя – фантаста А.Казанцева «Пылающий остров».Прочтите этот текст и посмотрите, как в художественном произведении нашло отражение то, о чем шла речь сегодня на уроке. О каком признаке реакции автор говорит в этом отрывке? (слайд № 9)

«Люди мира! Воздух, которым вы дышите, состоит из смеси двух газов – азота и кислорода. Кислород – очень деятельный газ. При повышенной температуре он стремится соединиться со многими телами нашей Земли. Эта реакция хорошо известна нам как горение. Когда горит уголь, вещество его соединяется с кислородом, при этом выделяется тепло.

Соединение многих тел с кислородом сопровождается выделением тепла; выражаясь научно, является реакцией экзотермической. Но не все тела таковы. Есть соединения с кислородом, образование которых требует тепла извне, есть явления холодного горения - горения, не выделяющего, а поглощающего тепло. Таким холодным горением было до сих пор соединение двух газов нашего воздуха – азота и кислорода. Эта реакция эндотермическая, она требовала затраты значительной энергии и потому была редка на Земле. Она происходила в природе во время грозовых электрических разрядов – во время ударов молнии».

(Ответы учеников).

Я надеюсь, что знания, полученные на уроке, пригодятся вам при дальнейшем изучении химии.

Домашнее задание (слайд № 10).







О.А. Жуковская

учитель химии МОУ гимназии №12

Краснооктябрьского района г. Волгограда

6


Урок - исследование на тему
  • Химия
Описание:

Тип урока - изучение нового материала. предполагаемые результаты:  знать сущность химических реакций; уметь  отличать физические явления от химических по определенным признакам; знать классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения энергии,продолжить развитие интеллектуальных (умение анализировать, сравнивать, делать выводы) и практических умений учащихся; развивать познавательный интерес учащихся, уметь объяснить сущность химических явлений с позиций атомно-молекулярного учения; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «ученик – учитель», такие личностные качества как наблюдательность, внимательность, доброжелательность и требовательность друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, видеозапись опыта: разложение воды электрическим током. 

Автор Жуковская Ольга Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 353
Номер материала 31852
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓