Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок - игра «Времена года» в 5 классе.

Урок - игра «Времена года» в 5 классе.

Скачать материал

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа

               села Новокулево  муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан

 

 

 

                                                                         

                                                               Урок - игра «Времена года» в  5 классе.

 

 

                                                                                                                               Разработала: учительница русского языка и 

                                                                                                                               литературы Ахтарьянова Н.Д.

               

                                                                         

 

 

 

Урок – игра «Времена года» в 5 классе.

Цель урока – игры: расширить знания учащихся, прививать уважение и  любовь к  произведениям устного народного творчества, пробудить интерес к чтению, воспитать любовь к природе.

Оборудование: Запись музыки П.И. Чайковского «Времена года», 4 ватмана, цветные бумаги белого, зеленого, красного и желтого цвета, 4 набора акварельных красок  с кисточками, 4 шарика: синего, зеленого, красного и желтого цвета,  4 помады, листы с заданиями.

Ход урока-игры: Учитель приветствует учащихся и сообщает цель урока – игры. Проводится жеребьевка и  класс делится на 4 команды.

Учитель предлагает взять по 1 цветной карточке, образовать команды по выбранным цветам, прочитать название команды, перевернув карточки. Учащиеся  зачитывают названия своих команд: «Морозко», «Льдинка». «Василек», «Каравай».

Учитель: Ребята, мы узнали названия команд. Оценивать игру будет жюри (знакомство с членами жюри).Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

1 задание: В  устном народном творчестве есть такие жанры как загадки, пословицы, поговорки, песни и сказки, которые посвящены временам  года. Обратимся к загадкам. Команды  по очереди начинают отгадывать загадки:

1.     На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

2.     Не зверь,  а воет. (Ветер)

3.     Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

4.     И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

5.     Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает ? (Весной)

6.     Рук нет, а строить умеет. ( Птица)

  7.На первых мартовских проталинках

     Растёт цветочек этот маленький.

     Сквозь лёд он тонкий пробивается,

           С весною вместе просыпается.

           Что за цветы такие нежные?

           Вы догадались? То - ………..(подснежники)

8.     Сосульки плачут под слепящим солнцем.

     Их слёзы попадают на оконце.

     Внизу сверкает лужица-купель.

     Что за окном? Весенняя - ……(капель)

9.     Красное коромысло над рекою повисло (Радуга)

10. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

11. Пушистая вата, плывет куда – то. (Облако)

12.  Утром падаю всегда, не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах, на опушках и лугах. ( Роса)

13.  Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает ?  (Осенью)

14.  Шел долговяз, да в земле увяз. ( Дождь)

15.  Под ногами лежат. Зашагаешь – шуршат.

Яркие, цветные,  Краешки резные. (Листопад)

16.  Собрались в небе дружно, На юг лететь им нужно.

Далек их путь, мои друзья, Туда, где теплые края. (Отлет птиц)

          2 задание: Выбрать из предложенного списка названия сказок, посвященные временам года:

Морозко. Репка. Гуси – лебеди. Мужик и медведь. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Дюймовочка. Зимовье зверей. Два Мороза.  Лягушка – путешественница. Волк и семеро козлят. Дед Мазай и зайцы. Три поросенка. Красная Шапочка. Сказка про Емелю.

3 задание: Каждая команда должна правильно продолжить пословицы:  

Задания команде «Льдинка»:

1.В зимний холод                              (всякий молод).

2.«Два друга —                                 (мороз да вьюга).

3. Лето — припасиха,                       (зима — подбериха).

4.Летом каждый кустик                    (ночевать пустит).

5. В сентябре одна ягода,                  (да и та горькая рябина).

6.От осени к лету                               (повороту нету).

Задания команде «Каравай»:

1.Хороший снежок                           (урожай сбережёт).

2.Январь — году начало,                 (зиме середина).

3.Что летом родится,                        (зимой пригодится).

4.Летом не соберёшь —                   (зимой не найдёшь)

5. Март с водой,                                 (апрель с травой)

6.Май холодный —                            (год хлебородный).

           Задания команде «Василек»

          1.Мороз и метели                              (под февраль налетели).

          2.Мороз не велик,                              (да стоять не велит).

3. Кто весною потрудится,               (тот осенью повеселится).

4.Кто спит весной,                             (плачет зимой).

5.Упал с дерева один                        (лист — жди осени).

6.Сентябрь холоден,                          (да сыт).

Задания команде  «Морозко»:

1.Грач в воздухе —                            (весна на улице).

2. Матушка весна —                          (всем красна).

3. Как сено косят,                               (так дождей не просят).

4. Летом пролежишь,                         (а зимой с сумой побежишь).

5. Август собирает,                            (а зима поедает).

6. Ноябрь с гвоздём,                           (декабрь с мостом).

          4 задание: Вспомнить и назвать народные приметы о временах года:

Приметы о зиме.

1.Был ночью иней – днем снег не выпадет.

2.Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.

3.Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

4. Снегирь поет зимой на снег, вьюгу на слякоть.

Приметы  о весне.

1. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

2. Вода с гор потекла, весну принесла.

3. До первой грозы лягушки не квакают.

4. Весна – зажги снега, заиграй овражки!  

Приметы о лете.

1. Лес притих перед грозой.

2. Сильная роса – к ясному дню.

3. Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

4. Лягушки расквакались к непогоде.

Приметы об осени.

1.Гром в сентябре – теплая осень.

2. Осенью паутина - на ясную погоду.

3. Облака идут низко – скоро похолодает.

4. Дневной снежок – нележок, первый прочный снег выпадет ночью.

5 задание. На листах ватмана нарисовать народные праздники, которые проводились в зимой, весной, летом и осенью.

«Морозко»- рисует праздник Масленицы, «Льдинка» -  «Сабантуй»,

«Василек»-  «Воронья каша»,  «Каравай» - Праздник Урожая.

6 задание. Вспомнить любимые народные игры сезона у детворы:

«Малечина -калечина», «Мороз», «Два Мороза», «Звонари», «Лиска - лиса», «Горелки», «Заря», «Жмурки», «Пчелки и ласточка», «Невод», «У медведя во бору», «Стадо», «Казаки и  разбойники», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Золотые ворота», «Гуси - лебеди», «Шишки, желуди, орехи», «Зайцы в огороде».

7 задание. Выразительно прочитать считалки о временах года:

Команда «Каравай»:

10, 9, 8 – наступает ОСЕНЬ,
7, и 6, и 5 – листопад опять,
На 4, 3 – дождик, посмотри.
А на 2, 1 – ветер-исполин.
Вот такая осень –
Зиму в гости просит.

Команда «Морозко»:

10, 9, 8 – ЗИМУ в гости просим,
7, и 6, и 5 – снегопад опять,
На 4, 3 – в реках лёд, смотри!
А на 2, 1 – солнца апельсин
Нам тепло даёт,
К нам весну зовёт.

Команда «Льдинка»:

10, 9, 8 – мы ВЕСНУ попросим,
7, и 6, и 5 – вот капель опять,
На 4, 3 – вновь пошли дожди.
А на 2, 1 – солнце-исполин
Ярче разгорается,
Лето начинается!

Команда «Василек»:

10, 9, 8 – ЛЕТО в гости просим,
7, и 6, и 5 – зной царит опять,
На 4, 3 – спрячемся в тени.
А на 2, 1 – ливень-господин,
Радуга цветёт…
Осень к нам идёт.

8 задание: Написать древние названия месяцев в алфавитном порядке:

Декабрь: Лютень, Студень,Ветрозим, Стужайло.

Январь: Просинец,Трескун, Лютовей, Перезимье.

Февраль: Вьюговей, Бокогрей,Лютень, Ветродуй.

Март: Зимобор, Протальник, Грачевник,Капельник.

Апрель: Снегогон, Ручейник, Первоцвет,Березень.

Май:Травень,Цветень,Травник,Ярець.

Июнь:Разноцвет, Скопидом, Хлеборост.Кресень.

Июль: Страдник, Сенозарник,Грозник, Липень.

Август: Густоед, Разносол, Жнивень,  Ленорост.

Сентябрь:Ревун, Хмурень, Вересень, Зоревник.

Октябрь:Грязник, Свадебник, Листобой, Хлебник.

Ноябрь:Грудень,Полузимник, Бездорожник,Листогной.

9 задание: Нарисовать на шариках портрет: Снегурочки, Веснянки, Лето и Осени с помощью помады.

Подведение итогов игры. Награждение команд - победителей и вручение призов.

Использованная литература:

1.     Елкина Н.В, Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: Академия развития, 1997.

2.     Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Занимательная педагогика народов России», Москва: «Школа - Пресс»,1998.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок - игра «Времена года» в 5 классе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Разработка урока-игры "Времена года" предназначена для учащихся 5 класса.Проводится во время изучения темы  "Устное народное творчество" как  обобщающий урок по теме.

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа

               села Новокулево  муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан

 

 

 

                                                                         

                                                               Урок - игра «Времена года» в  5 классе.

 

 

                                                                                                                               Разработала: учительница русского языка и 

                                                                                                                               литературы Ахтарьянова Н.Д.

               

                                                                         

 

 

 

Урок – игра «Времена года» в 5 классе.

Цель урока – игры: расширить знания учащихся, прививать уважение и  любовь к  произведениям устного народного творчества, пробудить интерес к чтению, воспитать любовь к природе.

Оборудование: Запись музыки П.И. Чайковского «Времена года», 4 ватмана, цветные бумаги белого, зеленого, красного и желтого цвета, 4 набора акварельных красок  с кисточками, 4 шарика: синего, зеленого, красного и желтого цвета,  4 помады, листы с заданиями.

Ход урока-игры: Учитель приветствует учащихся и сообщает цель урока – игры. Проводится жеребьевка и  класс делится на 4 команды.

Учитель предлагает взять по 1 цветной карточке, образовать команды по выбранным цветам, прочитать название команды, перевернув карточки. Учащиеся  зачитывают названия своих команд: «Морозко», «Льдинка». «Василек», «Каравай».

Учитель: Ребята, мы узнали названия команд. Оценивать игру будет жюри (знакомство с членами жюри).Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

1 задание: В  устном народном творчестве есть такие жанры как загадки, пословицы, поговорки, песни и сказки, которые посвящены временам  года. Обратимся к загадкам. Команды  по очереди начинают отгадывать загадки:

1.     На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

2.     Не зверь,  а воет. (Ветер)

3.     Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

4.     И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

5.     Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает ? (Весной)

6.     Рук нет, а строить умеет. ( Птица)

  7.На первых мартовских проталинках

     Растёт цветочек этот маленький.

     Сквозь лёд он тонкий пробивается,

           С весною вместе просыпается.

           Что за цветы такие нежные?

           Вы догадались? То - ………..(подснежники)

8.     Сосульки плачут под слепящим солнцем.

     Их слёзы попадают на оконце.

     Внизу сверкает лужица-купель.

     Что за окном? Весенняя - ……(капель)

9.     Красное коромысло над рекою повисло (Радуга)

10.                Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

11.                Пушистая вата, плывет куда – то. (Облако)

12.                 Утром падаю всегда, не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах, на опушках и лугах. ( Роса)

13.                 Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает ?  (Осенью)

14.                 Шел долговяз, да в земле увяз. ( Дождь)

15.                 Под ногами лежат. Зашагаешь – шуршат.

Яркие, цветные,  Краешки резные. (Листопад)

16.                 Собрались в небе дружно, На юг лететь им нужно.

Далек их путь, мои друзья, Туда, где теплые края. (Отлет птиц)

          2 задание: Выбрать из предложенного списка названия сказок, посвященные временам года:

Морозко. Репка. Гуси – лебеди. Мужик и медведь. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Дюймовочка. Зимовье зверей. Два Мороза.  Лягушка – путешественница. Волк и семеро козлят. Дед Мазай и зайцы. Три поросенка. Красная Шапочка. Сказка про Емелю.

3 задание: Каждая команда должна правильно продолжить пословицы:  

Задания команде «Льдинка»:

1.В зимний холод                              (всякий молод).

2.«Два друга —                                 (мороз да вьюга).

3. Лето — припасиха,                       (зима — подбериха).

4.Летом каждый кустик                    (ночевать пустит).

5.В сентябре одна ягода,                  (да и та горькая рябина).

6.От осени к лету                               (повороту нету).

Задания команде «Каравай»:

1.Хороший снежок                           (урожай сбережёт).

2.Январь — году начало,                 (зиме середина).

3.Что летом родится,                        (зимой пригодится).

4.Летом не соберёшь —                   (зимой не найдёшь)

5.Март с водой,                                 (апрель с травой)

6.Май холодный —                            (год хлебородный).

           Задания команде «Василек»

          1.Мороз и метели                              (под февраль налетели).

          2.Мороз не велик,                              (да стоять не велит).

3. Кто весною потрудится,               (тот осенью повеселится).

4.Кто спит весной,                             (плачет зимой).

5.Упал с дерева один                        (лист — жди осени).

6.Сентябрь холоден,                          (да сыт).

Задания команде  «Морозко»:

1.Грач в воздухе —                            (весна на улице).

2. Матушка весна —                          (всем красна).

3. Как сено косят,                               (так дождей не просят).

4. Летом пролежишь,                         (а зимой с сумой побежишь).

5.Август собирает,                            (а зима поедает).

6.Ноябрь с гвоздём,                           (декабрь с мостом).

          4 задание: Вспомнить и назвать народные приметы о временах года:

Приметы о зиме.

1.Был ночью иней – днем снег не выпадет.

2.Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.

3.Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

4. Снегирь поет зимой на снег, вьюгу на слякоть.

Приметы  о весне.

1. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

2. Вода с гор потекла, весну принесла.

3. До первой грозы лягушки не квакают.

4. Весна – зажги снега, заиграй овражки!        

Приметы о лете.

1. Лес притих перед грозой.

2. Сильная роса – к ясному дню.

3. Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

4. Лягушки расквакались к непогоде.

Приметы об осени.

1.Гром в сентябре – теплая осень.

2. Осенью паутина - на ясную погоду.

3. Облака идут низко – скоро похолодает.

4. Дневной снежок – нележок, первый прочный снег выпадет ночью.

5 задание. На листах ватмана нарисовать народные праздники, которые проводились в зимой, весной, летом и осенью.

«Морозко»- рисует праздник Масленицы, «Льдинка» -  «Сабантуй»,

«Василек»-  «Воронья каша»,  «Каравай» - Праздник Урожая.

6 задание. Вспомнить любимые народные игры сезона у детворы:

«Малечина -калечина», «Мороз», «Два Мороза», «Звонари», «Лиска - лиса», «Горелки», «Заря», «Жмурки», «Пчелки и ласточка», «Невод», «У медведя во бору», «Стадо», «Казаки и  разбойники», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Золотые ворота», «Гуси - лебеди», «Шишки, желуди, орехи», «Зайцы в огороде».

7 задание. Выразительно прочитать считалки о временах года:

Команда «Каравай»:

10, 9, 8 – наступает ОСЕНЬ,
7, и 6, и 5 – листопад опять,
На 4, 3 – дождик, посмотри.
А на 2, 1 – ветер-исполин.
Вот такая осень –
Зиму в гости просит.

Команда «Морозко»:

10, 9, 8 – ЗИМУ в гости просим,
7, и 6, и 5 – снегопад опять,
На 4, 3 – в реках лёд, смотри!
А на 2, 1 – солнца апельсин
Нам тепло даёт,
К нам весну зовёт.

Команда «Льдинка»:

10, 9, 8 – мы ВЕСНУ попросим,
7, и 6, и 5 – вот капель опять,
На 4, 3 – вновь пошли дожди.
А на 2, 1 – солнце-исполин
Ярче разгорается,
Лето начинается!

Команда «Василек»:

10, 9, 8 – ЛЕТО в гости просим,
7, и 6, и 5 – зной царит опять,
На 4, 3 – спрячемся в тени.
А на 2, 1 – ливень-господин,
Радуга цветёт…
Осень к нам идёт.

8 задание: Написать древние названия месяцев в алфавитном порядке:

Декабрь: Лютень, Студень,Ветрозим, Стужайло.

Январь: Просинец,Трескун, Лютовей, Перезимье.

Февраль: Вьюговей, Бокогрей,Лютень, Ветродуй.

Март: Зимобор, Протальник, Грачевник,Капельник.

Апрель: Снегогон, Ручейник, Первоцвет,Березень.

Май:Травень,Цветень,Травник,Ярець.

Июнь:Разноцвет, Скопидом, Хлеборост.Кресень.

Июль: Страдник, Сенозарник,Грозник, Липень.

Август: Густоед, Разносол, Жнивень,  Ленорост.

Сентябрь:Ревун, Хмурень, Вересень, Зоревник.

Октябрь:Грязник, Свадебник, Листобой, Хлебник.

Ноябрь:Грудень,Полузимник, Бездорожник,Листогной.

9 задание: Нарисовать на шариках портрет: Снегурочки, Веснянки, Лето и Осени с помощью помады.

Подведение итогов игры. Награждение команд - победителей и вручение призов.

Использованная литература:

1.     Елкина Н.В, Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: Академия развития, 1997.

 

2.     Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Занимательная педагогика народов России», Москва: «Школа - Пресс»,1998. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 528 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Индивидуальный учебный проект по русскому языку "Происхождение некоторых чоконимов"
  • Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
  • Тема: § 35. Как пополняется словарный состав русского языка
  • 02.10.2020
  • 604
  • 2
«Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1036
    • DOCX 26 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ахтарьянова Наиля Динисламовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25849
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Политология: теория, практика, законодательство

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Психологические исследования и поддержка психического здоровья

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе