Главная / Русский язык и литература / Урок - игра «Времена года» в 5 классе.

Урок - игра «Времена года» в 5 классе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

села Новокулево муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан







Урок - игра «Времена года» в 5 классе.





Разработала: учительница русского языка и

литературы Ахтарьянова Н.Д.







Урок – игра «Времена года» в 5 классе.

Цель урока – игры: расширить знания учащихся, прививать уважение и любовь к произведениям устного народного творчества, пробудить интерес к чтению, воспитать любовь к природе.

Оборудование: Запись музыки П.И. Чайковского «Времена года», 4 ватмана, цветные бумаги белого, зеленого, красного и желтого цвета, 4 набора акварельных красок с кисточками, 4 шарика: синего, зеленого, красного и желтого цвета, 4 помады, листы с заданиями.

Ход урока-игры: Учитель приветствует учащихся и сообщает цель урока – игры. Проводится жеребьевка и класс делится на 4 команды.

Учитель предлагает взять по 1 цветной карточке, образовать команды по выбранным цветам, прочитать название команды, перевернув карточки. Учащиеся зачитывают названия своих команд: «Морозко», «Льдинка». «Василек», «Каравай».

Учитель: Ребята, мы узнали названия команд. Оценивать игру будет жюри (знакомство с членами жюри).Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

1 задание: В устном народном творчестве есть такие жанры как загадки, пословицы, поговорки, песни и сказки, которые посвящены временам года. Обратимся к загадкам. Команды по очереди начинают отгадывать загадки:

  1. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

  2. Не зверь, а воет. (Ветер)

  3. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

  4. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

  5. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает ? (Весной)

  6. Рук нет, а строить умеет. ( Птица)

7.На первых мартовских проталинках

Растёт цветочек этот маленький.

Сквозь лёд он тонкий пробивается,

С весною вместе просыпается.

Что за цветы такие нежные?

Вы догадались? То - ………..(подснежники)

  1. Сосульки плачут под слепящим солнцем.

Их слёзы попадают на оконце.

Внизу сверкает лужица-купель.

Что за окном? Весенняя - ……(капель)

  1. Красное коромысло над рекою повисло (Радуга)

  2. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

  3. Пушистая вата, плывет куда – то. (Облако)

  4. Утром падаю всегда, не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах, на опушках и лугах. ( Роса)

  1. Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает ? (Осенью)

  2. Шел долговяз, да в земле увяз. ( Дождь)

  3. Под ногами лежат. Зашагаешь – шуршат.

Яркие, цветные, Краешки резные. (Листопад)

  1. Собрались в небе дружно, На юг лететь им нужно.

Далек их путь, мои друзья, Туда, где теплые края. (Отлет птиц)

2 задание: Выбрать из предложенного списка названия сказок, посвященные временам года:

Морозко. Репка. Гуси – лебеди. Мужик и медведь. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Дюймовочка. Зимовье зверей. Два Мороза. Лягушка – путешественница. Волк и семеро козлят. Дед Мазай и зайцы. Три поросенка. Красная Шапочка. Сказка про Емелю.

3 задание: Каждая команда должна правильно продолжить пословицы:

Задания команде «Льдинка»:

1.В зимний холод (всякий молод).

2.«Два друга — (мороз да вьюга).

3. Лето — припасиха, (зима — подбериха).

4.Летом каждый кустик (ночевать пустит).

5. В сентябре одна ягода, (да и та горькая рябина).

6.От осени к лету (повороту нету).

Задания команде «Каравай»:

1.Хороший снежок (урожай сбережёт).

2.Январь — году начало, (зиме середина).

3.Что летом родится, (зимой пригодится).

4.Летом не соберёшь — (зимой не найдёшь)

5. Март с водой, (апрель с травой)

6.Май холодный — (год хлебородный).

Задания команде «Василек»

1.Мороз и метели (под февраль налетели).

2.Мороз не велик, (да стоять не велит).

3. Кто весною потрудится, (тот осенью повеселится).

4.Кто спит весной, (плачет зимой).

5.Упал с дерева один (лист — жди осени).

6.Сентябрь холоден, (да сыт).

Задания команде «Морозко»:

1.Грач в воздухе — (весна на улице).

2. Матушка весна — (всем красна).

3. Как сено косят, (так дождей не просят).

4. Летом пролежишь, (а зимой с сумой побежишь).

5. Август собирает, (а зима поедает).

6. Ноябрь с гвоздём, (декабрь с мостом).

4 задание: Вспомнить и назвать народные приметы о временах года:

Приметы о зиме.

1.Был ночью иней – днем снег не выпадет.

2.Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.

3.Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

4. Снегирь поет зимой на снег, вьюгу на слякоть.

Приметы о весне.

1. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

2. Вода с гор потекла, весну принесла.

3. До первой грозы лягушки не квакают.

4. Весна – зажги снега, заиграй овражки!

Приметы о лете.

1. Лес притих перед грозой.

2. Сильная роса – к ясному дню.

3. Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

4. Лягушки расквакались к непогоде.

Приметы об осени.

1.Гром в сентябре – теплая осень.

2. Осенью паутина - на ясную погоду.

3. Облака идут низко – скоро похолодает.

4. Дневной снежок – нележок, первый прочный снег выпадет ночью.

5 задание. На листах ватмана нарисовать народные праздники, которые проводились в зимой, весной, летом и осенью.

«Морозко»- рисует праздник Масленицы, «Льдинка» - «Сабантуй»,

«Василек»- «Воронья каша», «Каравай» - Праздник Урожая.

6 задание. Вспомнить любимые народные игры сезона у детворы:

«Малечина -калечина», «Мороз», «Два Мороза», «Звонари», «Лиска - лиса», «Горелки», «Заря», «Жмурки», «Пчелки и ласточка», «Невод», «У медведя во бору», «Стадо», «Казаки и разбойники», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Золотые ворота», «Гуси - лебеди», «Шишки, желуди, орехи», «Зайцы в огороде».

7 задание. Выразительно прочитать считалки о временах года:

Команда «Каравай»:

10, 9, 8 – наступает ОСЕНЬ,
7, и 6, и 5 – листопад опять,
На 4, 3 – дождик, посмотри.
А на 2, 1 – ветер-исполин.
Вот такая осень –
Зиму в гости просит.

Команда «Морозко»:

10, 9, 8 – ЗИМУ в гости просим,
7, и 6, и 5 – снегопад опять,
На 4, 3 – в реках лёд, смотри!
А на 2, 1 – солнца апельсин
Нам тепло даёт,
К нам весну зовёт.

Команда «Льдинка»:

10, 9, 8 – мы ВЕСНУ попросим,
7, и 6, и 5 – вот капель опять,
На 4, 3 – вновь пошли дожди.
А на 2, 1 – солнце-исполин
Ярче разгорается,
Лето начинается!

Команда «Василек»:

10, 9, 8 – ЛЕТО в гости просим,
7, и 6, и 5 – зной царит опять,
На 4, 3 – спрячемся в тени.
А на 2, 1 – ливень-господин,
Радуга цветёт…
Осень к нам идёт.

8 задание: Написать древние названия месяцев в алфавитном порядке:

Декабрь: Лютень, Студень,Ветрозим, Стужайло.

Январь: Просинец,Трескун, Лютовей, Перезимье.

Февраль: Вьюговей, Бокогрей,Лютень, Ветродуй.

Март: Зимобор, Протальник, Грачевник,Капельник.

Апрель: Снегогон, Ручейник, Первоцвет,Березень.

Май:Травень,Цветень,Травник,Ярець.

Июнь:Разноцвет, Скопидом, Хлеборост.Кресень.

Июль: Страдник, Сенозарник,Грозник, Липень.

Август: Густоед, Разносол, Жнивень, Ленорост.

Сентябрь:Ревун, Хмурень, Вересень, Зоревник.

Октябрь:Грязник, Свадебник, Листобой, Хлебник.

Ноябрь:Грудень,Полузимник, Бездорожник,Листогной.

9 задание: Нарисовать на шариках портрет: Снегурочки, Веснянки, Лето и Осени с помощью помады.

Подведение итогов игры. Награждение команд - победителей и вручение призов.

Использованная литература:

  1. Елкина Н.В, Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: Академия развития, 1997.

  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Занимательная педагогика народов России», Москва: «Школа - Пресс»,1998.

Урок - игра «Времена года» в 5 классе.
  • Русский язык и литература
Описание:

      Разработка урока-игры "Времена года" предназначена для учащихся 5 класса.Проводится во время изучения темы  "Устное народное творчество" как  обобщающий урок по теме.

        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа

               села Новокулево  муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан

 

 

 

                                                                         

                                                               Урок - игра «Времена года» в  5 классе.

 

 

                                                                                                                               Разработала: учительница русского языка и 

                                                                                                                               литературы Ахтарьянова Н.Д.

               

                                                                         

 

 

 

Урок – игра «Времена года» в 5 классе.

Цель урока – игры: расширить знания учащихся, прививать уважение и  любовь к  произведениям устного народного творчества, пробудить интерес к чтению, воспитать любовь к природе.

Оборудование: Запись музыки П.И. Чайковского «Времена года», 4 ватмана, цветные бумаги белого, зеленого, красного и желтого цвета, 4 набора акварельных красок  с кисточками, 4 шарика: синего, зеленого, красного и желтого цвета,  4 помады, листы с заданиями.

Ход урока-игры: Учитель приветствует учащихся и сообщает цель урока – игры. Проводится жеребьевка и  класс делится на 4 команды.

Учитель предлагает взять по 1 цветной карточке, образовать команды по выбранным цветам, прочитать название команды, перевернув карточки. Учащиеся  зачитывают названия своих команд: «Морозко», «Льдинка». «Василек», «Каравай».

Учитель: Ребята, мы узнали названия команд. Оценивать игру будет жюри (знакомство с членами жюри).Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».

1 задание: В  устном народном творчестве есть такие жанры как загадки, пословицы, поговорки, песни и сказки, которые посвящены временам  года. Обратимся к загадкам. Команды  по очереди начинают отгадывать загадки:

1.     На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

2.     Не зверь,  а воет. (Ветер)

3.     Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)

4.     И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

5.     Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает ? (Весной)

6.     Рук нет, а строить умеет. ( Птица)

  7.На первых мартовских проталинках

     Растёт цветочек этот маленький.

     Сквозь лёд он тонкий пробивается,

           С весною вместе просыпается.

           Что за цветы такие нежные?

           Вы догадались? То - ………..(подснежники)

8.     Сосульки плачут под слепящим солнцем.

     Их слёзы попадают на оконце.

     Внизу сверкает лужица-купель.

     Что за окном? Весенняя - ……(капель)

9.     Красное коромысло над рекою повисло (Радуга)

10.                Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

11.                Пушистая вата, плывет куда – то. (Облако)

12.                 Утром падаю всегда, не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах, на опушках и лугах. ( Роса)

13.                 Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает ?  (Осенью)

14.                 Шел долговяз, да в земле увяз. ( Дождь)

15.                 Под ногами лежат. Зашагаешь – шуршат.

Яркие, цветные,  Краешки резные. (Листопад)

16.                 Собрались в небе дружно, На юг лететь им нужно.

Далек их путь, мои друзья, Туда, где теплые края. (Отлет птиц)

          2 задание: Выбрать из предложенного списка названия сказок, посвященные временам года:

Морозко. Репка. Гуси – лебеди. Мужик и медведь. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Дюймовочка. Зимовье зверей. Два Мороза.  Лягушка – путешественница. Волк и семеро козлят. Дед Мазай и зайцы. Три поросенка. Красная Шапочка. Сказка про Емелю.

3 задание: Каждая команда должна правильно продолжить пословицы:  

Задания команде «Льдинка»:

1.В зимний холод                              (всякий молод).

2.«Два друга —                                 (мороз да вьюга).

3. Лето — припасиха,                       (зима — подбериха).

4.Летом каждый кустик                    (ночевать пустит).

5.В сентябре одна ягода,                  (да и та горькая рябина).

6.От осени к лету                               (повороту нету).

Задания команде «Каравай»:

1.Хороший снежок                           (урожай сбережёт).

2.Январь — году начало,                 (зиме середина).

3.Что летом родится,                        (зимой пригодится).

4.Летом не соберёшь —                   (зимой не найдёшь)

5.Март с водой,                                 (апрель с травой)

6.Май холодный —                            (год хлебородный).

           Задания команде «Василек»

          1.Мороз и метели                              (под февраль налетели).

          2.Мороз не велик,                              (да стоять не велит).

3. Кто весною потрудится,               (тот осенью повеселится).

4.Кто спит весной,                             (плачет зимой).

5.Упал с дерева один                        (лист — жди осени).

6.Сентябрь холоден,                          (да сыт).

Задания команде  «Морозко»:

1.Грач в воздухе —                            (весна на улице).

2. Матушка весна —                          (всем красна).

3. Как сено косят,                               (так дождей не просят).

4. Летом пролежишь,                         (а зимой с сумой побежишь).

5.Август собирает,                            (а зима поедает).

6.Ноябрь с гвоздём,                           (декабрь с мостом).

          4 задание: Вспомнить и назвать народные приметы о временах года:

Приметы о зиме.

1.Был ночью иней – днем снег не выпадет.

2.Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.

3.Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

4. Снегирь поет зимой на снег, вьюгу на слякоть.

Приметы  о весне.

1. Ласточки прилетели – скоро гром загремит.

2. Вода с гор потекла, весну принесла.

3. До первой грозы лягушки не квакают.

4. Весна – зажги снега, заиграй овражки!        

Приметы о лете.

1. Лес притих перед грозой.

2. Сильная роса – к ясному дню.

3. Паук усиленно плетет сети – к сухой погоде.

4. Лягушки расквакались к непогоде.

Приметы об осени.

1.Гром в сентябре – теплая осень.

2. Осенью паутина - на ясную погоду.

3. Облака идут низко – скоро похолодает.

4. Дневной снежок – нележок, первый прочный снег выпадет ночью.

5 задание. На листах ватмана нарисовать народные праздники, которые проводились в зимой, весной, летом и осенью.

«Морозко»- рисует праздник Масленицы, «Льдинка» -  «Сабантуй»,

«Василек»-  «Воронья каша»,  «Каравай» - Праздник Урожая.

6 задание. Вспомнить любимые народные игры сезона у детворы:

«Малечина -калечина», «Мороз», «Два Мороза», «Звонари», «Лиска - лиса», «Горелки», «Заря», «Жмурки», «Пчелки и ласточка», «Невод», «У медведя во бору», «Стадо», «Казаки и  разбойники», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Золотые ворота», «Гуси - лебеди», «Шишки, желуди, орехи», «Зайцы в огороде».

7 задание. Выразительно прочитать считалки о временах года:

Команда «Каравай»:

10, 9, 8 – наступает ОСЕНЬ,
7, и 6, и 5 – листопад опять,
На 4, 3 – дождик, посмотри.
А на 2, 1 – ветер-исполин.
Вот такая осень –
Зиму в гости просит.

Команда «Морозко»:

10, 9, 8 – ЗИМУ в гости просим,
7, и 6, и 5 – снегопад опять,
На 4, 3 – в реках лёд, смотри!
А на 2, 1 – солнца апельсин
Нам тепло даёт,
К нам весну зовёт.

Команда «Льдинка»:

10, 9, 8 – мы ВЕСНУ попросим,
7, и 6, и 5 – вот капель опять,
На 4, 3 – вновь пошли дожди.
А на 2, 1 – солнце-исполин
Ярче разгорается,
Лето начинается!

Команда «Василек»:

10, 9, 8 – ЛЕТО в гости просим,
7, и 6, и 5 – зной царит опять,
На 4, 3 – спрячемся в тени.
А на 2, 1 – ливень-господин,
Радуга цветёт…
Осень к нам идёт.

8 задание: Написать древние названия месяцев в алфавитном порядке:

Декабрь: Лютень, Студень,Ветрозим, Стужайло.

Январь: Просинец,Трескун, Лютовей, Перезимье.

Февраль: Вьюговей, Бокогрей,Лютень, Ветродуй.

Март: Зимобор, Протальник, Грачевник,Капельник.

Апрель: Снегогон, Ручейник, Первоцвет,Березень.

Май:Травень,Цветень,Травник,Ярець.

Июнь:Разноцвет, Скопидом, Хлеборост.Кресень.

Июль: Страдник, Сенозарник,Грозник, Липень.

Август: Густоед, Разносол, Жнивень,  Ленорост.

Сентябрь:Ревун, Хмурень, Вересень, Зоревник.

Октябрь:Грязник, Свадебник, Листобой, Хлебник.

Ноябрь:Грудень,Полузимник, Бездорожник,Листогной.

9 задание: Нарисовать на шариках портрет: Снегурочки, Веснянки, Лето и Осени с помощью помады.

Подведение итогов игры. Награждение команд - победителей и вручение призов.

Использованная литература:

1.     Елкина Н.В, Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль: Академия развития, 1997.

 

2.     Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Занимательная педагогика народов России», Москва: «Школа - Пресс»,1998. 

Автор Ахтарьянова Наиля Динисламовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 579
Номер материала 52612
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓