Главная / Русский язык и литература / урок - форум Н.А.Некрасов "Несжатая полоса"

урок - форум Н.А.Некрасов "Несжатая полоса"

ГБОУ РМЭ «Казанская школа-интернат»

Урок чтения и развития речи в 7 классе

Тема урока : «Стихотворение Н. А. Некрасова “Несжатая полоса”»

Форма урока : урок-форум


Цель урока: анализ поэтического произведения

Задачи урока:

  • Формировать навык чтения.

  • Знакомство с литературными терминами.

  • Развитие коммуникативной компетентности учащихся через активные методы обучения : форум , диалог , беседа , работа с компьютером , интернет-общение.

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважения к труду хлебороба.

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, слайды с изображением картин русских художников, компьютер, проектор, экран.


Ход урока:

  1. Оргмомент. Отчёт дежурного.

  2. Сообщение темы и цели урока.

- Здравствуйте , юные литературоведы!

Приветствую вас на интернет-форуме «Умный сайт поэзии».

Слайд №1

Что такое форум ? Вот какое понятие даётся на странице свободной интернет энциклопедии Википедии.

Слайд №2

На форуме высказывают свои мысли , анализируют стихи , оставляют комментарии к строчкам стиха , к биографии писателей.

III . Повторение пройденного материала.

Слайд № 3

Посмотрите на страничку форума и назовите писателей , которые здесь изображены.

Мы знакомы с писателями , поэтами …… и Николаем Алексеевичем Некрасовым.(показать портрет)

Об этом известном человеке много пишут и говорят на интернет – форуме «Умный сайт поэзии».

Давайте послушаем.

Сообщение учеников.

Слайд4 Слайд№5 Слайд №6

Поэтом каких людей стал Некрасов после пережитых трудностей ?

Некрасов стал поэтом обиженных , голодных ,униженных страдающих.

- Кто является главным героем творчества Некрасова?

(Н. А. Некрасов сделал русского крестьянина главным героем своей поэзии, а заступничество, борьбу за его свободу и счастье – главным мотивом своего творчества).

IV. Знакомство с произведением.

Я с вами согласна .

В 1853 году , став известным писателем , Некрасов пишет стихотворение «Несжатая полоса»

Тема для обсуждения на нашем форуме : Стихотворение Н.Некрасова «Несжатая полоса» (запись в тетради)

Слайд №7

На форуме есть такой комментарий к стих-ю:

-Стихотворение написано как отзвук на одну из печальных народных песен.

Но прежде чем сказать согласны вы или нет с таким высказыванием , давайте прослушаем стих-е Н.Некрасова

-прослушивание записи стиха

V . -Беседа по содержанию:

-О чём это стих-е?

-Кто является главным героем этого стих-я?

- Пахарь явл-ся главным героем стиха.

Слайд № 8

- А кто такой пахарь? (Слайд картинки «Пахарь»)

VI. Прочтите самостоятельно данное стих-е.

-Каким показан пахарь в стих-е? (пахарь показан больным , слабым)

- Как вы думаете, какую песню мог петь пахарь? (пахарь пел песню «Русское поле»)

Прослушивание народной песни «Русское поле»

- О чём поётся в песне?

- Почему пахарь выбрал эту песню?

VII . Беседа по содержанию стихотворения и словарная работа.

- Какое время года описывает поэт в своем стихотворении? (Слайд с картиной Исаака Левитана «Осень»).Посмотрите на картину И Левитана «Осень» Какие краски используются для изображения осени ?

Найдите и прочитайте строки об осени.

Слайд № 9

- Что характерно для этого времени года?(холод , дождь )


- Какие хлебные культуры сажали крестьяне в России?

(Слайд№10

с картиной И. И. Шишкина «Рожь»).

Посмотрите на картину Шишкина «Рожь». Спелые колосья ржи склоняются до самой земли , каждый колосок так и просит собрать его зёрна. Ведь каждое зёрнышко , которое выросло , каждый спелый колосок выращен руками человека.

А о какой полоске идет речь в в нашем стихотворении ? Прочтите эту строчку.

Слайд № 11

-Что значит несжатая полоса?

Подберите однокоренные слова к слову несжатая. (сжать , жатва)

- Почему полоска осталось несжатой? (Крестьянин-пахарь тяжело заболел)

- Как вы думаете, отчего мог заболеть пахарь? (От тяжелой работы)

- Вспомним из истории . В каких условиях жили крестьяне в 1854 году во время написания данного стихотворения? (В условиях крепостного права)

Слайд № 12

На странице форума появился такой комментарий по поводу отношения к крепостному праву:

Крепостное право тяготило простого крестьянина. Он работал на хозяина ,был собственностью ,которая должна была беспрекословно подчиняться .

Согласны вы с таким высказыванием ?

Что вы выскажите в своих комментариях?


На интернет-форуме очень горячо обсуждается главная мысль этого стиха. Участники должны написать главную мысль стих-я. Для этого мы напечатаем свои комментарии и озвучим их участникам форума.

( Несколько учащихся печатают на компьютере комментарии), а остальные выполняют задание на карточках.

Главная мысль стихотворения заключается в том , что автор хотел показать (трудную , лёгкую) жизнь крепостного крестьянина , который всегда (работал ,отдыхал)на (себя ,на своего хозяина )Не смотря на (болезнь, здоровье) он пахал ……………..

- Какова главная мысль данного стихотворения?

Высказывания учеников. Обобщение учителем. слайд)

Слайд № 12

Главная мысль стихотворения – показать тяжесть доли простого русского крестьянина, для которого хлеб всегда был высшей ценностью. С раннего утра до поздней ночи обрабатывал он землю, выращивал хлеб, отдавая ему свою силу и здоровье.

Молодцы , что вы так активно обсуждаете , комментируете. Ваши комментарии , напечатанные на вордовском документе , прикреплены к стиху на странице форума.

Vhello_html_m2ed70ff.jpgIII. Выразительное чтение стихотворения. На интернет-форуме идёт активное чтение стих-я. Чтобы настроиться на восприятие стихотворения , на правильное чтение мы выполним специальные упражнения.

IX. Физкультминутка .


Лезгинка

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук. Добиваться высокой скорости смены положений-

Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Массаж

а) Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

(Стихотворение проникнуто горечью и тоской. Автор сочувствует пахарю, жалеет его, понимая, что именно тяжелый труд стал причиной его недуга. Автор называет его «бедняга», выражая тем самым свое отношение к доле простого русского крестьянина).

- Как нужно читать это стихотворение? (С грустью, сочувствием, тоской)

Работа над выразительным чтением.

-Чтение стих-я учащимися по1 строфе.

Словарная работа.

Какое непонятное слово встретилось в стих-ии?

(Станицы – стаи птиц.)

Слайд № 13

Записываем определение в тетрадь

X. Работа с учебником:

Обратимся к тексту стих-я.

Задание № 5 Найдите слова , которые относятся к существительным

Осень –

Дума –

Вьюга-

Зёрна-

Птицы-

Ответ-

Песня-

Какой частью речи являются эти слова ?

Для чего используются прилагательные в тексте?

(Чтобы усилить эффект тяжёлого положения крестьянина)

На странице форума читатели обдумывают некоторые строчки из текста стиха. Давайте вместе обсудим и объясним эти выражения :

- Как вы понимаете выражение:

Слайд № 14

- моченьки нет?

- не по силам работу затеял –

- высохли в щепки-

- повисли ,как плети-

-очи потускли –

- заунывная песня-

Для чего поэт приписывает колосьям человеческие качества?

(Чтобы донести до читателей ту боль , страдания , которые испытывает крестьянин , когда смотрит на неубранный хлеб в поле)

Какое чувство вызывают у вас колосья?

Чтобы услышать колосья , давайте прочитаем стих-е по ролям.

VII. Беседа о хлебе.

- И все-таки несмотря на тяжесть ,труд хлебопашца славен, Счастье хлебороба в том, чтобы усилия его были не напрасны, чтобы выращенный им хлеб пришел на радость в каждый дом.

Любой труд сложен. А сейчас для вас что является трудом ?

Выучитесь , выберите профессию. Может кто-то из вас тоже будет хлеборобом.Но не смотря ни на что любая профессия требует старания , усилия. Труд , работа становятся смыслом жизни человека. На интернет -форуме об этом говорят так :


Слайд №16

Упорно трудиться - будет хлеб в доме водиться

Землю солнце красит , а человека – труд.

Обобщение.

- Слайд № 17

День и ночь, и в стужу, и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и, наконец, выпечь хлеб. Особенно трудно приходилось крестьянам , которые всю работу делали своими руками. Женщины работали наравне с мужчинами . Было тяжело , больно .Не оставалось сил , но крестьяне знали , что нужно убрать хлеб. Без хлеба начнётся голод.

VIII. Подведение итогов урока.

Рефлексия :

И в завершении интернет-форума хочется узнать :

- Что особенно запомнилось в обсуждении стих-я Некрасова «Несжатая полоса»?

-Что вы почувствовали при чтении стих-я?

- Какая основная идея стихотворения?

-Что хотел сказать Некрасов своим стих-м?

XII. Выставление оценок.

- Сегодня отлично поработали на странице форума ……

- Нужно поактивнее участвовать в обсуждениях……..

XIII. Домашнее задание.

В процессе обсуждения стих-я на форуме было размещено такое предложение:

Слайд № 18

Провести конкурс на создание иллюстрированного рассказа по тексту стих-я. Все участники форума автоматически становятся участниками конкурса. Свои иллюстрированные рассказы размещаем по адресу : WWW SAITPOETOV.RU

Благодарю за участие в интернет – форуме.

урок - форум Н.А.Некрасов "Несжатая полоса"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока:  анализ поэтического произведения

Задачи урока:

·        Формировать навык чтения.

·        Знакомство с литературными терминами.

·        Развитие коммуникативной компетентности учащихся через активные методы обучения : форум , диалог , беседа , работа с компьютером , интернет-общение.

·        Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважения к труду хлебороба.

Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, слайды с изображением картин русских художников, компьютер, проектор, экран.

 

 

Автор Зайцева Светлана Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1148
Номер материала 31136
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓