ГБОУ РМЭ «Казанская школа-интернат»
Урок чтения и развития речи в 7 классе
Тема урока : «Стихотворение Н. А.
Некрасова “Несжатая полоса”»
Форма урока : урок-форум
Цель урока: анализ поэтического произведения
Задачи урока:
· Формировать навык чтения.
· Знакомство с литературными
терминами.
· Развитие коммуникативной
компетентности учащихся через активные методы обучения : форум , диалог ,
беседа , работа с компьютером , интернет-общение.
· Воспитывать бережное отношение к
хлебу, уважения к труду хлебороба.
Оборудование: портрет Н. А. Некрасова, слайды с
изображением картин русских художников, компьютер, проектор, экран.
Ход
урока:
I. Оргмомент. Отчёт дежурного.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Здравствуйте , юные литературоведы!
Приветствую вас на интернет-форуме «Умный сайт поэзии».
Слайд №1
Что такое форум ? Вот какое понятие даётся на странице
свободной интернет энциклопедии Википедии.
Слайд №2
На форуме высказывают свои мысли , анализируют стихи ,
оставляют комментарии к строчкам стиха , к биографии писателей.
III .
Повторение пройденного материала.
Слайд № 3
Посмотрите на страничку форума и назовите писателей ,
которые здесь изображены.
Мы знакомы с писателями , поэтами …… и Николаем
Алексеевичем Некрасовым.(показать портрет)
Об этом известном человеке много пишут и говорят на
интернет – форуме «Умный сайт поэзии».
Давайте послушаем.
Сообщение учеников.
Слайд4 Слайд№5 Слайд №6
Поэтом каких людей стал Некрасов после пережитых трудностей
?
Некрасов стал поэтом обиженных , голодных ,униженных страдающих.
- Кто является главным героем творчества Некрасова?
(Н. А. Некрасов сделал русского
крестьянина главным героем своей поэзии, а заступничество, борьбу за его
свободу и счастье – главным мотивом своего творчества).
IV. Знакомство
с произведением.
Я с вами согласна .
В 1853 году , став известным писателем , Некрасов пишет
стихотворение «Несжатая полоса»
Тема для обсуждения на нашем форуме : Стихотворение
Н.Некрасова «Несжатая полоса» (запись в тетради)
Слайд №7
На форуме есть такой комментарий к стих-ю:
-Стихотворение написано как отзвук на одну из печальных
народных песен.
Но прежде чем сказать согласны вы или нет с таким
высказыванием , давайте прослушаем стих-е Н.Некрасова
-прослушивание записи стиха
V . -Беседа
по содержанию:
-О чём это стих-е?
-Кто является главным героем этого стих-я?
- Пахарь явл-ся главным героем стиха.
Слайд № 8
- А кто такой пахарь? (Слайд картинки «Пахарь»)
VI. Прочтите
самостоятельно данное стих-е.
-Каким показан пахарь в стих-е? (пахарь показан больным ,
слабым)
- Как вы думаете, какую песню мог петь пахарь? (пахарь пел
песню «Русское поле»)
Прослушивание народной песни «Русское поле»
- О чём поётся в песне?
- Почему пахарь выбрал эту песню?
VII . Беседа по содержанию стихотворения и словарная работа.
- Какое время года описывает поэт в своем стихотворении? (Слайд
с картиной Исаака Левитана «Осень»).Посмотрите на картину И Левитана «Осень»
Какие краски используются для изображения осени ?
Найдите и прочитайте строки об осени.
Слайд № 9
- Что характерно для этого времени года?(холод , дождь )
- Какие хлебные культуры сажали крестьяне в России?
(Слайд№10
с картиной И. И. Шишкина
«Рожь»).
Посмотрите на картину Шишкина «Рожь». Спелые колосья ржи
склоняются до самой земли , каждый колосок так и просит собрать его зёрна.
Ведь каждое зёрнышко , которое выросло , каждый спелый колосок выращен руками
человека.
А о какой полоске идет речь в в нашем стихотворении ? Прочтите
эту строчку.
Слайд № 11
-Что значит несжатая полоса?
Подберите однокоренные слова к слову несжатая. (сжать ,
жатва)
- Почему полоска осталось несжатой? (Крестьянин-пахарь
тяжело заболел)
- Как вы думаете, отчего мог заболеть пахарь? (От
тяжелой работы)
- Вспомним из истории . В каких условиях жили крестьяне в
1854 году во время написания данного стихотворения? (В условиях крепостного
права)
Слайд № 12
На странице форума появился такой
комментарий по поводу отношения к крепостному праву:
Крепостное право тяготило простого
крестьянина. Он работал на хозяина ,был собственностью ,которая должна была беспрекословно
подчиняться .
Согласны вы с таким высказыванием ?
Что вы выскажите в своих комментариях?
На интернет-форуме очень горячо обсуждается главная мысль
этого стиха. Участники должны написать главную мысль стих-я. Для этого мы
напечатаем свои комментарии и озвучим их участникам форума.
( Несколько учащихся печатают на компьютере комментарии), а
остальные выполняют задание на карточках.
Главная мысль стихотворения заключается в
том , что автор хотел показать (трудную , лёгкую) жизнь крепостного крестьянина
, который всегда (работал ,отдыхал)на (себя ,на своего хозяина )Не смотря на
(болезнь, здоровье) он пахал ……………..
- Какова главная мысль данного стихотворения?
Высказывания учеников. Обобщение учителем. слайд)
Слайд № 12
Главная мысль стихотворения – показать
тяжесть доли простого русского крестьянина, для которого хлеб всегда был высшей
ценностью. С раннего утра до поздней ночи обрабатывал он землю, выращивал хлеб,
отдавая ему свою силу и здоровье.
Молодцы , что вы так активно обсуждаете , комментируете.
Ваши комментарии , напечатанные на вордовском документе , прикреплены к стиху
на странице форума.
VIII. Выразительное чтение стихотворения. На интернет-форуме
идёт активное чтение стих-я. Чтобы настроиться на восприятие стихотворения ,
на правильное чтение мы выполним специальные упражнения.
IX. Физкультминутка
.
Лезгинка
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак
развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном
положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена
правой и левой рук. Добиваться высокой скорости смены положений-
“Свеча” Исходное положение – сидя за партой.
Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и
постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5
маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими
порциями выдоха.
Массаж
а) Оттянуть уши вперед, затем назад,
медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с
закрытыми. Повторить 7 раз.
Каким настроением проникнуто это
стихотворение?
(Стихотворение проникнуто горечью и
тоской. Автор сочувствует пахарю, жалеет его, понимая, что именно тяжелый труд
стал причиной его недуга. Автор называет его «бедняга», выражая тем самым свое
отношение к доле простого русского крестьянина).
- Как нужно читать это стихотворение? (С грустью,
сочувствием, тоской)
Работа над выразительным чтением.
-Чтение
стих-я учащимися по1 строфе.
Словарная
работа.
Какое
непонятное слово встретилось в стих-ии?
(Станицы
– стаи птиц.)
Слайд №
13
Записываем
определение в тетрадь
X. Работа с учебником:
Обратимся
к тексту стих-я.
Задание №
5 Найдите слова , которые относятся к существительным
Какой
частью речи являются эти слова ?
Для чего
используются прилагательные в тексте?
(Чтобы
усилить эффект тяжёлого положения крестьянина)
На
странице форума читатели обдумывают некоторые строчки из текста стиха. Давайте
вместе обсудим и объясним эти выражения :
- Как вы
понимаете выражение:
Слайд №
14
- моченьки
нет?
- не по
силам работу затеял –
- высохли
в щепки-
- повисли
,как плети-
-очи
потускли –
-
заунывная песня-
Для чего
поэт приписывает колосьям человеческие качества?
(Чтобы
донести до читателей ту боль , страдания , которые испытывает крестьянин ,
когда смотрит на неубранный хлеб в поле)
Какое
чувство вызывают у вас колосья?
Чтобы
услышать колосья , давайте прочитаем стих-е по ролям.
VII. Беседа
о хлебе.
- И все-таки несмотря на тяжесть ,труд хлебопашца славен,
Счастье хлебороба в том, чтобы усилия его были не напрасны, чтобы выращенный им
хлеб пришел на радость в каждый дом.
Любой труд сложен. А сейчас для вас что
является трудом ?
Выучитесь , выберите профессию. Может
кто-то из вас тоже будет хлеборобом.Но не смотря ни на что любая профессия
требует старания , усилия. Труд , работа становятся смыслом жизни человека. На
интернет -форуме об этом говорят так :
Слайд №16
Упорно трудиться - будет хлеб в доме
водиться
Землю солнце красит , а человека – труд.
Обобщение.
- Слайд № 17
День и ночь, и в стужу, и в зной трудятся люди, чтобы
вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и, наконец, выпечь хлеб. Особенно
трудно приходилось крестьянам , которые всю работу делали своими руками. Женщины
работали наравне с мужчинами . Было тяжело , больно .Не оставалось сил , но
крестьяне знали , что нужно убрать хлеб. Без хлеба начнётся голод.
VIII. Подведение
итогов урока.
Рефлексия :
И в завершении интернет-форума хочется узнать :
- Что особенно запомнилось в обсуждении стих-я Некрасова
«Несжатая полоса»?
-Что вы почувствовали при чтении стих-я?
- Какая основная идея стихотворения?
-Что хотел сказать Некрасов своим стих-м?
XII.
Выставление оценок.
- Сегодня отлично поработали на странице форума ……
- Нужно поактивнее участвовать в обсуждениях……..
XIII.
Домашнее задание.
В процессе обсуждения стих-я на форуме было размещено такое
предложение:
Слайд № 18
Провести конкурс на создание иллюстрированного рассказа по
тексту стих-я. Все участники форума автоматически становятся участниками
конкурса. Свои иллюстрированные рассказы размещаем по адресу : WWW SAITPOETOV.RU
Благодарю за участие в интернет – форуме.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.