Главная / Начальные классы / Урок. Как человек двигается?

Урок. Как человек двигается?

Конспект урока по Окружающему миру в 4 классе.

Учитель: МОУ «Новокошкульская средняя общеобразовательная школа» Шпакова Тамара Ивановна.


Тема урока: Как человек двигается?


Цели и задачи: 1) сформировать у младших школьников общее представление о скелете; познакомить с особенностями строения; показать значение правильной осанки, дать правила её формирования.

2) развивать коммуникативные качества учащихся: умение отыскивать и передавать информацию, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, выполнять социальную роль в группе и в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач, использовать современные информационные технологии.

3) воспитание доброжелательного отношения к своим товарищам, развитие мотивации к здоровому образу жизни, способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.


Ресурсы урока (оборудование): мультимедиа, макет скелета, учебник, раздаточный материал «разборная модель скелета», памятки ( на рецензирование ответов товарища), «Гора Знаний» и рожицы – на этапе рефлексии.


Ключевые понятия: «сустав», «мышцы».

Тип урока: Овладение новыми знаниями и образовательными компетенциями.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Учитель:

- Дан звонок

Дети:

- Начинается урок!

(беседа учителя с детьми о готовности их к работе)


II. Мотивация урока.

- Ребята, я очень рада встрече с вами, в вашей прекрасной школе. А когда она была построена? Историю школы – то знаете? А с чего начиналась стройка школы или другого здания? (с фундамента).

- Фундамент – это опора любого здания, вашего дома. (слайд)

- А как вы думаете, опорой организма человека – что является? (кости и мышцы, которые составляют опорно – двигательную систему человека).



III. Актуализация темы.

А) Мозговой штурм.

- Ребята, какие ассоциации (представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно – двигательная система»? (Дети отвечают – какая – то опора, движущая механизм).

- У вас на столе лежат листочки. Напишите ваши представления, а кто желает – нарисуйте. Обсудите в группе (из 4 – 5 чел.), что у вас получилось. Потом каждая группа, ( 1 человек из неё), защищает получившиеся мини – проекты.

(вывесить на доску . Вывод: во всех проектах говорится об одном и том же: об опоре. А мы будем говорить о том, что является опорой для тела человека.


IV. Совместное целеполагание.

- Наверное, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке. У нас с вами есть возможность придумать тему урока. Помогите мне, пожалуйста. У кого – то уже есть предложения? Я внимательно выслушаю вас и назовем тему урока. ( Дети высказываются , тема урока: «Как человек двигается?» появляется на мультимедиа) (слайд).


А) Синквейн. (это значит «стройный», «лаконичный», краткость – сестра таланта)

1) –Ребята, как одним словом (существительным) можно назвать нашу тему урока ? (Движение) (слайд)

2) Придумаем 2 прилагательных к слову «Движение» . Какие? (движение- быстрое, движение (какое?) – красивое……) (слайд)

3) Какие действия можно движением совершать? ( плавать, танцевать, прыгать …..) (слайд)

4) А теперь придумаем фразу из 4 слов, из которых можно будет понять отношение к нашей теме ?( Например, движение – это здоровый образ жизни). (слайд)

5) Подберем синоним к слову «Движение» .(Действие, перемещение…)(слайд).


V. Изучение нового материала.

- А теперь, ребята, я попрошу вас всех встать. Какое действие мы совершили? А вы когда вставали, почувствовали, что в вашем организме что – то происходило? (садятся)

- Ребята, прощупайте у себя голову, руки, ноги, грудь. Потрогайте правой рукой ладонь своей левой руки. Вы почувствовали под кожей кости и мышцы?



- Если бы у тебя не было костей и мышц, ты был(а) бы мягкой(им), как медуза. Мог(ла) бы ты стоять? Забудь об этом! Ходить? Никогда!


- Сейчас мы посмотрим слайд, а вы подумайте над вопросом :какое назначение у костей скелета?

(слайд)(Появляется на мультимедиа скелет человека . Диск:«Большая детская энциклопедия». Диктор называет части скелета.)


- Какого назначение костей скелета? (защищать внутренние органы, а позвоночник и кости ног совместно со скелетными мышцами и суставами дают тебе возможность стоять и ходить.)


В) Работа со словариком.

Нам встретились новые понятия: мышца и сустав. ( слайд)


Что означает понятие «мышца»? Существует такое объяснение, что мышца – это мышка, которая бегает под кожей.


Скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль её поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости. А что же такое «сустав»? Найдите в словарике определение этого понятия. ( стр. 159) .


Есть мышца – сгибатель и мышца – разгибатель. Они работают согласованно. Если мышца – сгибатель сокращается, то мышца – разгибатель расслабляется, и наоборот. Это и позволяет нам совершать с помощью рук самые различные движения: писать, рисовать, строить и др.

Мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Конечно, вы будете правы, если скажете, что большую роль в этом играет позвоночник.


Б) Прослушивание мини – сообщений. Работа с памятками.

- Сейчас прослушаете мини – сообщения товарищей, я раздам вам памятки – рецензии на их ответ. Ваша задача: прослушать сообщения и по памяткам проанализировать ответ.

(Сообщения о позвоночнике, об осанке, плоскостопии).

( После каждого выступления ребята дают рецензию на ответ товарища).

Физминутка.

Прошу всех ровно встать, ……..


Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо,получается на славу!




Г) Составление групповых мини- проектов на тему: «Как избежать искривления позвоночника?». (слайды).


А теперь, ребята, давайте с вами поработаем. Ваша задача сейчас по группам разработать и защитить свои мини – проекты на тему: Как избежать искривления позвоночника?

Ребята, мини - проект – например, придумать правило на такую тему. Может рисунок нарисуете, или придумаете физическое упражнение и т.д. Но не забывайте, мне бы очень хотелось, чтобы вы проявили как можно больше активности и творчества. ( 7 мин.)


Защита.

А теперь защита будет у нас состоять из того, что кто – то из группы выскажет ваше общее мнение по своему мини – проекту. ( 3 группы по рядам).

- (Рассаживаемся тихонечко по своим местам).



VI. Закрепление. Давайте поиграем. И тем самым мы закрепим с вами наше общее представление о скелете, и особенностях его строения.

а) Работа в парах. (собирают разборную модель скелета, а 2 ученика у доски собирают части макета скелета).

- Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.( Скелет)


VII. Рефлексия.

А) Ребята, перед вами лежат рожицы. Теперь я хотела бы увидеть как вы оцениваете свою работу на уроке. Покажите рожицу, которая соответствует вашему настроению, впечатлению.

- Что нового на уроке узнали? (костная и мышечная системы дают опору телу человека и помогают ему двигаться и что кости защитную функцию выполняют для внутренних органов).


- Ребята, на доске перед вами- Гора Знаний. Как вы считаете, вы все поняли на уроке? Значит, вы уже на вершине знаний- ставите флажок на вершину горы.

Если вы немного затрудняетесь, но вы все – таки поняли тот материал, который был на уроке – значит флажок ставите на середину горы.

Если ничего не поняли – флажок у подножия горы.


- Я вижу, что вы действительно поняли тему нашего урока.

Я довольна вашей работой; те, кто поднялся на вершину горы – может смело ставить «5».


VIII. Задание на дом. (слайд)

  1. Прочитать текст учебника, стр. 17 – 20.

  2. сделать подушечку с камушками (по желанию) для массажа стоп и принести в школу для упражнений по профилактике плоскостопия.




Урок. Как человек двигается?
  • Начальные классы
Описание:

                      Конспект урока по Окружающему миру в 4 классе.

Учитель:  МОУ «Новокошкульская средняя общеобразовательная школа» Шпакова Тамара Ивановна.

 

Тема урока:  Как человек двигается?

 

Цели и задачи: 1) сформировать у младших школьников общее представление о скелете; познакомить с особенностями строения; показать значение правильной осанки, дать правила её формирования.

2) развивать коммуникативные качества учащихся: умение отыскивать и передавать информацию, организовывать себя на выполнение поставленной задачи,  выполнять социальную роль в группе и в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач, использовать современные информационные технологии.

3) воспитание доброжелательного отношения к своим товарищам, развитие мотивации к здоровому образу жизни, способствовать формированию познавательных интересов учащихся, их социальной активности.

 

Ресурсы урока (оборудование): мультимедиа, макет скелета, учебник, раздаточный материал «разборная модель скелета», памятки ( на рецензирование ответов товарища), «Гора Знаний» и рожицы – на этапе рефлексии.

 

Ключевые понятия: «сустав», «мышцы».

Тип урока: Овладение новыми знаниями и образовательными компетенциями.

                                                Ход урока.

    I.Организационный момент.

Учитель:

 - Дан звонок

      Дети:

- Начинается урок!

(беседа учителя с детьми о готовности их к работе)

 

    II. Мотивация урока.

- Ребята, я очень рада встрече с вами, в вашей прекрасной школе. А когда она была построена? Историю школы – то знаете? А с чего начиналась стройка школы или другого здания? (с фундамента).

- Фундамент – это опора любого здания, вашего дома. (слайд)

- А как вы думаете, опорой организма человека – что является? (кости и мышцы, которые составляют опорно – двигательную систему человека).

 

 

   III. Актуализация темы.

А) Мозговой штурм.

- Ребята, какие ассоциации (представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно – двигательная система»? (Дети отвечают – какая – то опора, движущая механизм).

- У вас на столе лежат листочки. Напишите ваши представления, а кто желает – нарисуйте. Обсудите  в группе (из 4 – 5 чел.), что у вас получилось. Потом каждая группа, ( 1 человек из неё), защищает получившиеся мини – проекты.

(вывесить на доску . Вывод: во всех проектах говорится об одном и том же: об опоре. А мы будем говорить о том, что является  опорой  для тела человека.

 

IV. Совместное целеполагание.

-  Наверное, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке. У нас с вами есть возможность придумать тему урока. Помогите мне, пожалуйста. У кого – то уже есть предложения? Я внимательно выслушаю вас и назовем тему урока. ( Дети высказываются , тема урока: «Как человек двигается?» появляется на мультимедиа) (слайд).

 

 А) Синквейн. (это значит «стройный», «лаконичный», краткость – сестра таланта)

1) –Ребята, как одним словом (существительным) можно назвать нашу тему урока ? (Движение) (слайд)

2) Придумаем 2 прилагательных к слову «Движение» . Какие? (движение- быстрое, движение (какое?) – красивое……) (слайд)

3) Какие действия можно движением совершать? ( плавать, танцевать, прыгать …..)  (слайд)

4) А теперь придумаем фразу из 4 слов, из которых можно будет понять отношение к нашей теме ?( Например, движение – это здоровый образ жизни). (слайд)

5) Подберем синоним к слову «Движение» .(Действие, перемещение…)(слайд).

 

V. Изучение нового материала.

- А теперь, ребята, я попрошу вас всех встать. Какое действие мы совершили? А вы когда вставали, почувствовали, что в вашем организме что – то происходило? (садятся)

- Ребята, прощупайте у себя голову, руки, ноги, грудь.  Потрогайте правой рукой ладонь своей левой руки. Вы почувствовали под кожей кости и мышцы?

 

 

- Если бы у тебя не было костей и мышц, ты был(а) бы мягкой(им), как медуза. Мог(ла) бы ты стоять? Забудь об этом! Ходить? Никогда!

 

- Сейчас мы посмотрим слайд, а вы подумайте над вопросом :какое назначение у костей скелета?

 (слайд)(Появляется на мультимедиа скелет человека . Диск:«Большая  детская энциклопедия». Диктор называет части скелета.)

 

- Какого назначение костей скелета? (защищать внутренние органы, а позвоночник и кости ног совместно со скелетными мышцами и суставами дают тебе возможность стоять и ходить.)

 

В) Работа со словариком.

Нам встретились новые  понятия: мышца и сустав.  ( слайд)

 

Что означает понятие «мышца»? Существует такое объяснение, что мышца – это мышка, которая бегает под кожей.

 

Скелетная мышца прикреплена к одному концу кости и тянется вдоль её поверхности. Затем она проходит через сустав и прикрепляется к другой кости.   А что же такое «сустав»? Найдите в словарике определение этого понятия. ( стр. 159) .

 

Есть мышца – сгибатель и мышца – разгибатель. Они работают согласованно. Если мышца – сгибатель сокращается, то мышца – разгибатель расслабляется, и наоборот. Это и позволяет нам совершать с помощью рук самые различные движения: писать, рисовать, строить и др.

Мышцы спины и ног массивнее, чем мышцы рук. Ведь им приходится удерживать всё тело в вертикальном положении. Конечно, вы будете правы, если скажете, что большую роль в этом играет позвоночник.

 

Б) Прослушивание мини – сообщений. Работа с памятками.

- Сейчас прослушаете мини – сообщения товарищей, я раздам вам памятки – рецензии на их ответ. Ваша задача: прослушать сообщения и по памяткам проанализировать ответ.

(Сообщения о позвоночнике, об осанке, плоскостопии).

( После каждого выступления ребята дают рецензию на ответ товарища).

Физминутка.

Прошу всех ровно встать, ……..

 

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо,получается на славу!

 

 

 

Г) Составление групповых мини- проектов на тему: «Как избежать искривления позвоночника?».  (слайды).

 

А теперь, ребята, давайте с вами поработаем. Ваша задача сейчас по группам разработать и защитить свои мини – проекты на тему: Как избежать искривления позвоночника?

 Ребята, мини -  проект – например, придумать правило на такую тему. Может рисунок нарисуете, или придумаете физическое упражнение  и т.д. Но не забывайте, мне бы очень хотелось, чтобы вы проявили как можно больше активности и творчества. ( 7 мин.)

 

Защита.

А теперь защита будет у нас состоять из того, что кто – то из группы выскажет ваше общее мнение по своему мини – проекту. ( 3 группы по рядам).

- (Рассаживаемся тихонечко по своим местам).

 

 

VI. Закрепление. Давайте поиграем. И тем самым мы закрепим с вами наше общее представление о скелете, и особенностях его строения.

а) Работа в парах. (собирают разборную модель скелета, а 2 ученика у доски собирают части макета скелета).

- Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.( Скелет)

 

 VII. Рефлексия.

А) Ребята, перед вами лежат рожицы. Теперь я хотела бы увидеть как вы оцениваете свою работу на уроке. Покажите рожицу, которая соответствует вашему настроению, впечатлению.

- Что нового на уроке узнали? (костная и мышечная системы дают опору телу человека и помогают ему двигаться и что кости защитную функцию выполняют для внутренних органов).

 

- Ребята, на доске перед вами- Гора Знаний. Как вы считаете, вы все поняли на уроке? Значит, вы уже на вершине знаний- ставите флажок на вершину горы.

Если вы немного затрудняетесь, но вы все – таки поняли тот материал, который был на уроке – значит флажок ставите на середину горы.

Если ничего не поняли – флажок у подножия горы.

 

- Я вижу, что вы действительно поняли тему нашего урока.

Я довольна вашей работой;  те, кто поднялся на вершину горы – может смело ставить «5».

 

VIII. Задание на дом.    (слайд)

1.     Прочитать текст учебника, стр. 17 – 20.

2.     сделать подушечку  с камушками (по желанию) для массажа стоп и принести в школу для упражнений по профилактике плоскостопия.

 

 

 

Автор Шпакова Тамара Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1347
Номер материала 31928
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓