Инфоурок Химия КонспектыУрок "Жесткость воды"

Урок "Жесткость воды"

Скачать материал

Дата: 29.01.16 год

Тема урока: Понятие о жесткости воды и способы их устранения. Демонстрация №3 (3.4) ознакомление со свойствами жесткой воды

Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием жесткости воды, ее видами и объяснить способы устранения жесткости.

Задачи уроки:

Образовательные: создать условия для изучения нового материала, обобщить и систематизировать знания  учащихся о жесткости воды и пути ее устранения.

Развивающие: Развитие умений составлять химические уравнения, объяснять сущность химических реакций с позиций электронно-ионных изменений, умений обобщать, делать выводы, получать знания с использованием различных источников информации.

Воспитательные: воспитать у учащихся такие личностные качества, как сосредоточенность, наблюдательность, умение работать на уроке.

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, составление опорного конспекта .

 Ход урока

I. Организационный момент:

Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке нам предстоит изучить новую тему «Жесткость воды и пути ее устранения».

II. Актуализация знаний.                                                                                                             Опрос домашнего задания: стр:154, упр:7, решение задач

СаСО3 → СаО + СО2

СО2 + СаО → СаСО3

CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2                                                                                           

CaCO3 + HCl = СаCl2 +H2O+CO2

1. Какая масса оксида кальция получится при разложении 10 кг известняка, если выход  составляет 90 %, от теоретически возможного?

Дано:                                                                                                                                   т(СаСО3) = 10кг.                  СаСО3 →СаО + СО2                                                                        выход = 90%                         10кг             х                                                                                             т(СаО) =?                             100кг/моль 56кг/моль                                                                                                                х = =  5,6кг.                                                                                                                                       5,6кг – 100%                                                                                                                                      х     – 90%                                                                                                                           х = = 5,04кг.           

2. Рассчитайте, сколько надо прокалить известняка при выходе продукта 75%, чтобы получить 6 кг негашеной извести.

Дано:                                                                                                                                               т(СаО) = 6кг.                        2)  СаСО3 →СаО + СО2                                                                                                                                                                                                                    Выход = 75%                         х кг            8                                                                                      т(СаСО3) = ?                        100кг/моль 56кг/моль                                                                                                                х = =  14,3 кг.                                                                                                                                    1) 6 кг – 75%                                                                                                                                     х      – 100%                                                                                                                                   х = = 8 кг.           

III. Изучение новой темы:

И так приступаем к изучению новой темы:

Природная вода, содержащая ионы Ca2+ и Mg2+, называется жесткой. В природных водах всегда содержатся растворенные вещества. Гипс, гидрокарбонаты магния и кальция придают воде определенную жесткость. В жесткой воде мыло плохо растворяется.                                                                                                                                           Взаимодействуя с остатками органических кислот, входящих в состав мыла, ионы кальция и магния образуют нерастворимые соли. При стирке в жесткой воде часть мыла расходуется на осаждение ионов кальция и магния. Жесткая вода также наносит вред промышленности. Такая вода не пригодна для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и питания паровых котлов, так как при нагревании жесткой воды на стенках охладительных систем образуется накипь. Накипь плохо проводит теплоту; поэтому возможен перегрев моторов, паровых котлов, кроме того, ускоряет их изнашивание.                                                                                                                                             Жесткая вода непригодна для изготовления лекарственных препаратов, она также препятствует окрашиванию тканей. В жесткой воде плохо растворяется пища, так как катионы Са2+ образуют с белками пищи плохо растворимые соединения. В такой воде плохо завариваются чай и кофе. Из-за употребления жесткой воды в организме накапливаются соли.

Различают постоянную и временную жесткость воды. Карбонатная (временная) жесткость обусловлена присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния. Временной она называется потому, что при нагревании гидрокарбонат переходит в осадок (СаСО3) и жесткость устраняется. Временную жесткость можно устранить двумя способами(демонстрационный опыт):                                                                                   1)     кипячением:                                                                                                          Сa(HCO3)2  t˚CCaCO3↓+ CO2 + H2O                                                                                       Mg(HCO3)2  t˚CMgCO3↓+ CO2 + H2O                                                                                    2)     добавлением известкового молока:                                                                             Ca(HCO3)2 + Ca(OH)2  →  2CaCO3↓ + 2H2O                                                                                  3)     добавлением соды:                                                                                                         Ca(HCO3)2 + Na2CO3 →CaCO3↓+ 2NaHCO3                                                                           Некарбонатная  (постоянная)  жесткость обусловлена присутствием растворов хлоридов и сульфатов кальция и магния в воде и при нагревании не исчезает. Для ее устранения добавляют соду:                                                                                                                 CaSO4 + Na2CO3CaCO3↓ + Na2SO4                                                                                            MgCl2 + Na2CO3MgCO3↓ + 2NaCl                                                                                                                    Общая жесткость воды рассматривается как сумма карбонатной и некарбонатной.                                                                                                                          4)     пропусканием через ионнообменную смолу

В настоящее время для смягчения воды используют катиониты(демонстрационный опыт). В них содержатся подвижные ионы (Na+, H+), которые легко замещаются ионами Ca2+, Mg2+, имеющимися в составе воды. В основном используются башни, наполненные алюмосиликатами (катионит):                                      Na2R + Ca2+ →2Na+ + CaR                                                                                                                   В катионите ионы Са+ удерживаются, а ионы Na2+переходят в воду. При насыщении катионита ионами кальция через него пропускают раствор хлорида натрия (NaCl), при этом происходит обратный процесс:                                                                             2Na+ + CaRNa2R + Ca2+                                                                                                 а) катионный обмен:                                                                                                                2RH + Ca2+ → R2Ca + 2H+                                                                                                                 б) анионный обмен:                                                                                                                 2ROH + SO42-R2SO4 + 2OH-                                                                                                                     (где R - сложный органический радикал).

IV. Закрепление изученного материала:

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

1.      Чем обусловлена жёсткость воды?

2.      Какие виды жёсткости воды различают?

3.      Присутствием каких соединений обусловлена временная жёсткость?

4.      Присутствием каких соединений обусловлена постоянная жёсткость воды?

5.      Какими способами устраняют временную жёсткость?

6.      Какими способами устраняют постоянную жёсткость?

(решение задачи):

Дано:                                                                                                                      

т(Cu2(OH)2 * CO3) = 66.4г.              Cu2(OH)2 * CO3 →    2CuО + Н2О  + СО2

т(СаСО3) - ?                                                  66.4г                                             х                                                                                                  222г/моль                                 44г/моль                                                                                      х =  = 13.2 г.                                                                                               СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О                                                                                                    13.2г                       х                                                                                                                       44г/моль               100г/моль                                                                                                        х =  = 30 г.

 

Тест для слабоуспевающих:

1. Чем обуславливается жесткость воды

количеством растворимых солей кальция

магния

количеством растворимых солей кальция и магния

 

2. Как называют временную жесткость воды


3. Из воды временную жесткость можно удалить

 отстоять

 кипячение

 добавление раствора гидроксида кальция

 

4. Начало формы

Постоянную жесткость воды называют:

 

карбонатная

некарбонатная

 

5. Конец формы

Начало формы

Для умягчения какой воды используют соду – карбонат натрия

карбонатная

некарбонатная

Конец формы

 

V. Домашнее задание :§34, упр:7            

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Жесткость воды""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Микробиолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием жесткости воды, ее видами и объяснить способы устранения жесткости.Задачи уроки:Образовательные: создать условия для изучения нового материала, обобщить и систематизировать знания учащихся о жесткости воды и пути ее устранения.Развивающие: Развитие умений составлять химические уравнения, объяснять сущность химических реакций с позиций электронно-ионных изменений, умений обобщать, делать выводы, получать знания с использованием различных источников информации.Воспитательные: воспитать у учащихся такие личностные качества, как сосредоточенность, наблюдательность, умение работать на уроке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 902 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.02.2020 111
    • DOCX 37.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ивашевская Наталья Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ивашевская Наталья Юрьевна
    Ивашевская Наталья Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70317
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 136 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 477 человек

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе