Главная / ИЗО, МХК / Урок - занятие "Гжельское чудо"

Урок - занятие "Гжельское чудо"

Вид занятий: декоративное рисование в 5 классе (Учитель ИЗО: Огородник Е.С., МБОУ –СОШ№7 г. Клинцы, Брянской области)

Тема: «Гжельское чудо».

Цель:

  • познакомить с разнообразием посудных форм современной гжельской керамики;

  • украшение форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приёмов письма;

  • упражняться в приёмах рисования кистью «мазка с тенями» (с растяжкой синего цвета);

  • развивать у учащихся эстетическое восприятие, чувство ритма и цвета;

  • развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи

  • (на белом фоне синие узоры);

  • прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества.

Задачи:

Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.

Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.

Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.

Оборудование: Альбом, акварельные краски, кисточки, непроливашка с водой.


Ход занятия:

С -1

Оргмомент.

  1. Здравствуйте ребята.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?


2. Сообщение темы и цели занятия


Что ж давайте по порядку

Загадаю я загадку

Кто быстрей ответ найдёт,

Тот первым и тему урока назовёт.


С -2 Снежно белая посуда, расскажи: ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. (Гжель)


С-3 Верно, ребята, сегодня на занятии мы продолжим знакомство по теме "Гжель". В начальной школе вы познакомились с элементами гжельской росписи. Сегодня вы подробнее узнаете о Гжели, вам предстоит создать эскиз росписи гжельской керамики, своими руками. Особенность занятия в том, что вы будете работать в творческих группах, представите собранный вами материал.


3.Проверка домашнего задания.


Дома вы готовили сообщения, подбирали стихи и загадки о Гжели и гжельской керамике. Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками, "Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?

С -4

Фарфоровые чайники, подсвечники. Часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась, теперь

Известно всем в народе ее названье — Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила

Кисть мастера, на чашку, легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый.

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения.

С -5

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под кистью художника, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет — Синий кобальт.

Сообщение I

Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Белая керамическая посуда расписана синими и голубыми цветами. Это пышные садовые цветы, крупные листья, лепестки ромашек, полевые цветы. Синие колокольчики, синие тюльпаны, много лепестковые розы и причудливые цветы, рождённые фантазией авторов. В росписи также встречаются рыбы и птицы.

С - 6 Гжельские мастера ещё лепят скульптурки животных, птиц, фантастических зверей, героев сказок, и расписывают их синим.

Сообщение II

С -7

Гжельская керамика - гончарные, фаянсовые и фарфоровые изделия, вырабатываемые на керамических производствах в селениях близ станции Гжель (Московская область). Гончарное мастерство существовало в Гжели с древних времен. До 18 века мастера Гжели и окрестных селений делали простую гончарную посуду и игрушки; в 18 веке они освоили выделку художественной майолики. В начале 19 века кустари Гжели перешли на производство изделий из фаянса и фарфора. В 30-40х годах 19 века около половины всех русских фарфорофаянсовых предприятий было сосредоточено в Гжели.


Сообщение III

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.

Гжель- это большой рабочий поселок из тридцати двух малых деревень.

В Русском музее много старинных гжельских изделий: квасники, кумганы, кувшины, блюда, тарелки, кружки.


Сообщение IV

Как и у всякой другой росписи у гжели есть своя история.

В 1724 году по приказу «Его императорского величества» - Петра 1 купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству «табачных трубок и майоликовой (бело-глиняной) посуды» Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и народности.

С - 8 Роспись майолики того времени выполнялась красками 4 цветов: желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой. В сочетании с белым цветом фона создавалось удивительное равновесие и декоративность.


Сообщение V

В конце 18 века изделия мастеров Гжели были разнообразны: квасники, кумганы, супницы, блюда, тарелки... В то время гжельские кумганы и квасники считались дорогими подарками, их ценили и тщательно хранили, ими награждали за заслуги пред отечеством.

Однако в 19 веке в Европе появляется фарфор, он становится популярным и начинает вытеснять майолику. Тогда гжельские мастера покупают секрет изготовления фарфора и с 1830 года заводчиком (производителем) фарфоровой гжели становится Яков Кузнецов.

С -9 При нем начинается новый расцвет гжели. С изменением используемого материала, меняется и традиции росписи — мастера начинают использовать лишь один цвет — синий кобальт.

(Во время рассказа демонстрируются фотографии и изделия гжельской керамики)

С – 10,11,12

Ребята, смотрите, к нам гости пришли на занятие.

Мы посланцы небольшой подмосковной деревни Гжель,

А деревня наша гжель не за тридевять земель.

Под Москвою мы живем, глину месим и поем

И игрушки, и посуду прославлять и вам тут будем.

Очень любим синий цвет, потому, что краше нет.

Небо гжельское такое, лучезарно- голубое

В речке синяя водица, так и хочется напиться,

Ну а только лето будет, голубица там и тут, Вот поэтому нас люди гжелью синею зовут.

Чашки, блюдца, самовары знают люди всей земли.

Мы и к вам полно товару для показа привезли.


Сообщение V/

С -13

Литейный цех. Здесь в фарфоровую массу заливают в гипсовые формы. Осторожно вынимают, зачищают швы и обжигают при температуре 900 градусов. Теперь изделие отправляют в живописный цех.

С -14 Наносят рисунок от руки, круглыми беличьими кистями. Рисунок получается черным. Изделие покрывают глазурью и отправляют в печь с температурой 1350 градусов. Остывая изделие лучится белоснежной прозрачностью фарфора и синей росписью.

С -15,16

Исчерпывающую информацию вы получите на уроках химии.

"Что нового, интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?

4. Сейчас мы немного поиграем. 3 желающих: ваша задача правильно и красиво расписать эти предметы.


hello_html_41da122f.png


hello_html_m524c6af0.png

hello_html_1dd05879.png


Справились ли ребята со своей работой?

Молодцы!

Ребята, прослушайте стихотворение Р, Киплинга «Синие розы» И ответьте на вопрос, где можно найти синие розы.

Целый ворох красных роз

Милой как-то я принес

Не взяла она и в слезы:

Синие найди ей розы!

Океан я пересек, чтоб найти такой цветок,

И расспрашивал я всех

Но в ответ мне, громкий смех.

Зря я весь изъездил свет –

Синих роз под солнцем нет!

С-17

5. Самостоятельная практическая работа

Давайте поможем молодому человеку найти синие розы, а так – же закрепим знания о гжели, выполняя творческую работу. На столах лежат шаблоны вы обведете его и приступите к росписи. Обратите внимание на аккуратность, красочность, выразительность, композицию.

С-18

Перед вами карточки- подсказки с элементами росписи, вы можете их использовать в работе. Напоминаю, как рисуется веточка с листочками

Используйте уже знакомое примакивание, Точки.

Вот как проще нарисовать розу.


(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции).

С-19 Приступайте к работе. Желаю вам успешно выполнить работу.

С-20 6. Итог занятия.

(Оформление выставки работ вокруг «Милой»)

Сине – голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель

Это называется

Просто роспись ГЖЕЛЬ

7. Вручение дипломов.

За интересный материал все члены поисковой группы № 1, получают дипломы.

Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными, получите призы и дипломы


8. Рефлексия

Мне хотелось бы узнать ваше мнение о занятии:

Если понравилось -синяя бабочка

Если не очень – белая бабочка

  1. Домашнее задание.


VIII.Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).

    1. Поисковая группа № 2 готовит сообщения, стихи, загадки с показом иллюстраций, открыток, изделий Хохломы.

Литература:

Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Сказочная Гжель», Межуева Ю.А., Москва-Синтез, 2007 год

Учебно-наглядное пособие для детей «Детям о народном искусстве», Грибовская А.А., Москва «Просвещение», 2002 год

Учебник изобразительное искусство «Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс», Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Неменского Б.М., Москва «Просвещение», 2008 год


Урок - занятие "Гжельское чудо"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Урок - занятие "Гжельское чудо"

Вид занятий: декоративное рисование в 5 классе

Цель:

познакомить с разнообразием посудных форм современной гжельской керамики;

украшение форм росписью с использованием традиционных для данного промысла приёмов письма;

упражняться в приёмах рисования кистью «мазка с тенями» (с растяжкой синего цвета);

развивать у учащихся эстетическое восприятие, чувство ритма и цвета;

развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи

(на белом фоне синие узоры);

прививать любовь и уважение к промыслам народного творчества.

Задачи:

Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.

Развивать творческую активность, навыки работы с художественным материалом.

Методы: Демонстрация презентации, наглядных учебных пособий. Практическая работа.

Оборудование: Альбом, акварельные краски, кисточки, непроливайка с водой.

Автор Огородник Елена Станиславовна
Дата добавления 18.04.2016
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 392
Номер материала MA-066489
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓