№ УЭ и
время
|
Дидактический
материал
|
Руководство
по освоению учебного материала
|
Контроль
|
УЭ – 0
1 минута
|
Цель:
изучить цели урока и определить самую трудную.
|
Полилог
|
УЭ – 1
10 минут
|
Цель:
повторить орфографию. Упражнение 1. Словарный диктант.
(Не)прекр..ща..щийся
дождь,
(ни)кем
(не)нарушаемая тишина,
ра..се..вший
тучи,
(не)продума..ное
решение,
Стены
(не)выкрашены,
(не)терп..щий
боли,
(не)уча..ствуя
в соревнованиях,
(не)отыскав
в бумагах,
(в)течении..
отпуска,
(н..)стихая
(н..)на минуту,
Делит…ся
(по)братски,
Опоздать
(на)встречу,
Двигаться
(на)встречу колонне.
|
Списать
слова, обозначая условия выбора орфограммы.
|
Взаимопроверка
по образцу.
Нет
ошибок – 10 баллов, 1 – 2 ошибки – 8 баллов, 3 – 4 ошибки – 6 баллов, 5 и
более – 0 баллов.
|
УЭ – 2
10 минут
|
Цель:
проверить владение теоретическим материалом
Упражнение
1. Вспомни, что такое обособленные члены предложения, какие признаки они
имеют. (4 минуты)
Проверь
себя по материалам §38 (3 минуты)
Упражнение
3. Тест (3 минуты)
Укажи
неверные утверждения:
А. Члены
предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.
Б. На
письме обособленные члены предложения выделяются запятыми, реже – тире.
В.
Обособляются определения и приложения, если они стоят после определяемого
существительного.
Г. Не
обособляются определения и приложения, если они относятся к личному
местоимению.
Д.
всегда обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием.
Е.
обособляются обстоятельства уступки с любыми предлогами.
|
Кратко
запишите свой ответ в рабочей тетради.
Допиши
недостающую информацию ручкой зеленого цвета.
Выполни
тест.
|
Самопроверка.
Все указано
верно – 2 балла, частично верно – 1 балл
Самопроверка.
Нет
ошибок – 3балла, 1 ошибка – 2 балла.
|
УЭ – 3
5 минут
|
Цель:
правильно произносить предложения, осложненные обособленными членами предложения.
Упражнение
1.
Укажите предложение, соответствующее
интонационной схеме (знаки препинания опущены).
1.
Ветер дувший со всех сторон усиливался.
2.
Сгибаемая ветром трава ложилась на землю.
3.
В небе стояли лёгкие перистые облака предвещавшие
хорошую погоду.
4.
Геолог он исколесил всю Россию.
|
Спиши
это предложение в тетрадь, расставь знаки препинания, указывая условия
выбора.
Остальные
предложения прочтите, соблюдая правильную интонацию.
|
Самопроверка
по образцу.
Выполнено
без ошибок – 1 балл.
|
УЭ – 4
20 минут
|
Цель:
соотнести предложения и правила обособления членов предложения.
Условия
обособления (необособления) членов предложения
|
Примеры
предложений
|
1.
Определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда
|
1.
По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет тёплый ветер.
|
2.
Согласованные определения, выраженные прилагательным с зависимыми словами,
обособляются, если они стоят после определяемого существительного
|
2.
Мне нравится его спокойствие и ровная речь, простая и ясная.
|
3.
Приложения с союзом как, имеющим значение “в качестве”, не
обособляются
|
3.
Алёша, задумчивый, направился к отцу.
|
4.
Два и больше нераспространённых определения обособляются, когда они стоят
после определяемого слова, особенно если перед этим словом уже есть
определение
|
4.
Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.
|
5.
Согласованные определения, выраженные причастным оборотом, обособляются,
если они стоят после определяемого существительного
|
5.
Всходит солнце, бодрое от холода.
|
6.
Деепричастия, полностью перешедшие в наречия, не обособляются
|
6.
Молоденькая девушка, симпатичная, с карими глазами, подошла к остановке
автобуса.
|
7.
Распространённые приложения обособляются, если они стоят после
определяемого слова
|
7.
Как человек от природы осторожный, Дмитрий Сергеевич не стал сокращать путь
и пошёл дальше по той дороге, которая была лучше освещена.
|
8.
Приложения с союзом как обособляются, если имеют добавочное
обстоятельственное значение причины
|
8.
А. С. Грибоедов как композитор известен лишь немногим знатокам.
|
9.
Одиночное (нераспространённое) определение обособляется независимо от
своего места в предложении, если имеет добавочное обстоятельственное
значение
|
9.
И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра.
|
10.
Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места
расположения по отношению к глаголу-сказуемому
|
10.
Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам?
|
11.
Несогласованные определения обычно обособляются, если они стоят после
определяемого слова и связаны сочинительной связью с согласованными
определениями
|
11.
И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
|
12.
Дополнения со значением включения, исключения, замещения обособляются, если
автор намерен выделить их по смыслу и интонационно
|
12.
Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.
|
13.
Всегда обособляются обстоятельства уступки с предлогами несмотря на
…, невзирая на …
|
13.
Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.
|
14.
Одиночные деепричастия и
деепричастные
обороты не обособляются, если деепричастие включается в устойчивый оборот
(фразеологизм)
|
14.
Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.
|
|
Соотнесите
условия обособления (необособления) членов предложения с примерами. Ответ
запишите следующим образом: например, 2 – 7 или 4 – 11 и т. Д.
|
Взаимопроверка
по образцу. Максимум – 14 баллов.
|
УЭ – 5
15минут
|
Цель:
находить в тексте предложения, осложненные различными конструкциями.
Мы
ехали берегом Лены на юг, а зима догоняла нас с севера. Однако могло
показаться, что она идет нам навстречу, спускаясь сверху, по течению реки.
В
сентябре под Якутском было еще довольно тепло, на реке еще не было видно ни
льдинки. На одной из близких станций мы даже соблазнились чудесною лунною
ночью и, чтобы не ночевать в душной юрте станочника, только что смазанной
снаружи (на зиму) еще теплым навозом, легли на берегу, устроив себе постели в
лодках и укрывшись оленьими шкурами. Ночью мне показалось, однако, что кто-то
жжет мне пламенем правую щеку. Я проснулся и увидел, что лунная ночь еще
более побелела. Кругом стоял иней, иней покрыл мою подушку, и это его прикосновение
казалось мне таким горячим. Моему товарищу, спавшему в одной лодке со мною,
снилось, вероятно, то же самое. Луна светила ему прямо в лицо, и я видел
ужасные гримасы, появлявшиеся на нем то и дело. Сон его был крепок, и,
вероятно, очень мучителен. В это время в соседней лодке встал другой мой
спутник, приподняв дохи и шкуры, которыми он был покрыт. Все было бело и
пушисто от изморози, и весь он казался белым привидением, внезапно возникшим
из холодного блеска инея и лунного света.
(В.Г.
Короленко)
|
Внимательно
прочитайте текст.
К какому
стилю относится данный текст, к какому типу речи? Почему? Ответ запишите в
рабочей тетради.
Выпишите
предложения, осложненные однородными членами предложения, обособленными
определениями, приложениями и обстоятельствами, уточняющими членами
предложения. Графически объясните постановку знаков препинания.
|
Проверка
учителя.
2 балла.
Проверка
учителя.
Если
продемонстрированы все случаи, указанные в задании, ученик получает 8 баллов.
|
УЭ – 6
25 минут
|
Цель:
определение роли обособленных членов предложения в речи.
Упражнение
1. Напиши сочинение-рассуждение о роли обособленных членов предложения в
языке.
|
В
качестве примера используй материалы предыдущего упражнения. Объем работы –
50 – 70 слов.
|
Проверка
учителя. Максимум – 10 баллов.
|
УЭ – 7
4 минуты
|
Цель: Оцените
свою работу на уроке, домашнее задание.
Домашнее
задание: Упражнение 355, выписать слова с пропущенными орфограммами, указать
условия выбора.
Выписать
предложения, осложненные однородными членами, вводными конструкциями,
обращениями, обособленными и уточняющими членами предложения, графически
обозначить условия постановки знаков препинания и начертить схемы.
|
1. Прочитайте ещё раз в технологической карте цели урока.
2 . Достигли ли вы целей
урока?
3. В какой степени? Что
помогло и
что помешало вашей работе на
уроке.?
4.посчитайте количество
набранных вами баллов.
5. Спланируйте
индивидуальное задание
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.