Тема: Виды
сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Цель:
- повторить ранее изученный
материал по теме "Сложное предложение";
- закрепить навыки и умения при
постановке знаков препинания в ССП;
- разобрать задания ЕГЭ, связанные
с речевыми нормами в этих типах предложений;
- продолжить работу, связанную с
нахождением и определением художественных средств и приемов в предложениях
и поэтических текстах;
- подготовка к ЕГЭ.
Средства
оборудования:
мультимедиа, тесты, таблицы.
Ход урока.
I. Организация
урока.
Сообщение темы и целей урока
II. Основная часть
урока.
1.Наиболее затруднительным для вас
на сегодняшний день является задание В8. Поэтому сейчас мы с вами проведем
небольшую работу, связанную с определением художественных средств.
Фронтальный опрос:
- 1.Это средство создает резкое
противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста.
Антитеза
- 2.Это слова, выражающие
отношения говорящего к тому, что он сообщает.
- 3.Этот прием из ораторской
речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься.
Риторический вопрос
Работа с
мультимедиа
4.Попробуйте теперь определить,
какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах:
Брожу ли я вдоль
улиц шумных,
Вхожу ли во
многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей
безумных,
Я предаюсь моим
мечтам.
Анафора
синтаксическая
И опять стреляют,
как в живого,
В мертвого. В
убитого. В меня.
Парцелляция
Богатый и в будни
пирует,
А бедный и в
праздник горюет.
Антитеза
Как низко, вольно
и просторно степных отав раскинут круг!
И как легко фатой
узорной плывут два облачка на юг!
Инверсия, анафора,
синтаксический параллелизм
Не сломлюсь, не
дрогну, не устану,
Ни крупицы не
прощу врагам.
Градация
Но с корабля, заря жизни, град
пуль, закат пылает.
Метафора
Юрий Бондарев "Горячий
снег"
Оксюморон
Твой ум глубок,
что море.
Твой дух высок,
что горы.
Парцелляция
Мой край,
задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за
горой
Рукою машет
белоснежной.
Риторическое
обращение, эпитет, олицетворение
2. Наша
сегодняшняя тема связана со сложным предложением.
Скажите, пожалуйста, какие виды
сложных предложений вы знаете?
ССП, СПП и БСП
Прокомментируйте схемы:
[ ], ( ).
[ ], ( ), ( ).
[ ], ( ), ( ).
( ), [ ], ( ).
[ ], но [ ].
[ ] : [ ].
Мультимедиа
Объясните, какое это предложение:
простое или сложное, нужны ли знаки препинания?
- Желтым и кранным огнем
полыхают вязы и клены в пойме.
- Я открыл глаза и увидел черное
небо, усеянное яркими крупными звездами.
3. Обратите
внимание на схемы, попытайтесь их объяснить и найти предложения, которые будут
соответствовать схемам:
3.1 [ ] и [ ].
Еще накануне ничто
не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно.
В сумерки в небе
начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.
Вывод: В
предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами
не ставится.
Задание №1.
Используя данные обстоятельства
времени в качестве общего второстепенного члена, придумайте пять ССП:
- через полчаса, поздно вечером, к
полудню, с раннего утра, весь день.
Задание №2.
Продолжите предложения по схемам: [
O и O ]. [ ] и [ ].
1.А у другого
берега плещется рыба и …
2.На сосне, совсем
рядом, запел зяблик и …
3.На бурой хвойной
подстилке белеют поганки и …
3.2. ССП с общей
придаточной частью: [ ] и [ ], ( ).
О чем говорит вам эта схема?
Задание №3.
Посмотрите внимательно на схему и
найдите общую придаточную часть.
Когда наступил
вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь.
Как только открыли
двери, послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню.
Едва солнце
взошло, туман начал рассеиваться и у воды стало холодно.
Задание №4.
Придумайте пять ССП по схеме,
используя союзы: когда, пока, как только, лишь только, перед тем как.
СПП с двумя однородными
придаточными с сочинительной связью: [ ], ( ) и( ).
В данное ниже правило вставьте
пропущенные слова (на проекторе высвечивается запись правила, учащиеся сами
должны сделать вывод) :
Если однородные придаточные
соединяются неповторяющимися сочинительными союзами, запятая не ставится, как
при однородных членах предложения, соединенных таким же образом.
Задание №5.
Пользуясь схемой, найдите главное и
придаточные предложения.
Ты просила написать о том, что
здесь было и что здесь стало.
Получили известие, что Волга встала
и через нее потянулись обозы.
(Учащиеся еще раз
делают вывод).
Задание №6.
Расставьте знаки препинания:
На поле, где цвела
рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади.
Слышно было, как
дышит корова и ходит по стойлу теленок.
4. Создание
проблемной ситуации:
Задание №7.
Объясните, почему перед союзом и не
нужна запятая.
(На проекторе
высвечиваются предложения, учащиеся дают обратную связь, проговаривая каждое
предложение и подытоживая урок).
1.Словом, время
уже истекло и пора было уходить. Вводное слово.
2.С деревьев
капало и вокруг пахло листвой. Безличные предложения.
3.Где будет
собрание и кто его председатель? Вопросительные предложения.
4.Как тихо вокруг
и как чисто звездное небо! Восклицательные предложения.
Тире в ССП.
Если во второй части ССП содержится
неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо
запятой перед союзами ставится тире.
Тут раздался
легкий свист - и Дубровский умолк.
Полчаса на отдых -
и опять за работу!
Я спешу туда ж - а
там уж весь город.
III. Сделайте
выводы.
IV. Оценки.
V. Домашнее
задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.