Главная / История / Урок в 9 классе по теме « Всё для фронта, всё для Победы. Палласовский район в годы Великой Отечественной войны »

Урок в 9 классе по теме « Всё для фронта, всё для Победы. Палласовский район в годы Великой Отечественной войны »

Методическая разработка урока в 9 классе

по тематике Великой Отечественной войны






Название работы

« Все для фронта, все для Победы.

Палласовский район в годы Великой Отечественной войны »



































Все для фронта, все для Победы.

Палласовский район в годы Великой Отечественной войны.



Цели урока:

уяснить: всенародный характер войны, нарастающее сопротивление Красной Армии,

героизм тружеников тыла, значение разгрома фашистских армий под

Сталинградом, вклад Палласовского района в Великую Победу;


анализировать: явления, процессы, исторические документы и источники,

делать выводы на основе аргументации исследования.

формировать: чувство патриотизма, гордости за героизм, мужество и доблесть наших

земляков; осознавать, что каждая война антигуманна и несёт угрозу

человеческой цивилизации.


Тип урока: урок- семинар.

Форма организации деятельности:

работа в группах, класс разделён на 4 группы.

Ребята готовят сообщения по заранее разработанным темам.

Оборудование урока: - карта Палласовского района

-презентация «Палласовский район в годы

Великой Отечественной войны»

- раздаточный материал по теме.



План урока


  1. Палласовка в 1941- 1942 гг.

  2. Первая бомбёжка.

  3. Защитники Сталинградского неба.

  4. Герои - наши земляки. От Сталинграда до Берлина.

  5. Трудовой подвиг железнодорожников.

  6. Всё для фронта, всё для Победы. Вклад сельских тружеников в Великую Победу.

  7. Вечная память героям.

(слайд 1-3)

Ход урока.

Холодный гранит молчаливо хранит

Погибших в бою имена…

Ничто не забыто, никто не забыт

Не забыта война.

В. Жуков (местный поэт).


I. Вступительное слово учителя, постановка целей и задач:

Приближается великая и славная дата 70- летие Дня Победы, которая принёсла нам счастье и мир. Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. Не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу и ветераны войны, живущие среди нас. Сегодня наш урок посвящён событиям сурового времени в нашем Палласовском районе. В процессе работы на уроке вам предстоит вспомнить и узнать;

- как враг оказался на подступах к Сталинграду;

- какую помощь оказали труженики района, чтобы отстоять Сталинград;

- о героизме и мужестве героев - наших земляков;

- о трудовом подвиге железнодорожников;

- каков вклад сельских тружеников района для фронта и великой Победы.

Вам предстоит развивать навыки и научиться:

- анализировать различные источники, работать с картой, текстом, подготавливать тематические выступления, обобщать и делать выводы.


Актуализация знаний по теме (фронтальный опрос)

  1. назовите основные периоды Сталинградской битвы.

  2. Какие фронты были образованы в Сталинграде и кто ими командовал?

  3. Назовите дату контрнаступления под Сталинградом.

  4. Кого из героев Сталинградской битвы вы знаете?

  5. Почему Сталинградская битва стала коренным переломом в Великой Отечественной войне. (слайд 4)


II. Переход к новой теме.

1. Палласовка в 1941 – 1942 гг.

Передовая Великой Отечественной войны не дошла до Палласовки, но опалила её своим грозным дыханием. Когда в июле 1942 года фронт приблизился к Сталинграду, вся область была на военном положении, жизнь и быт людей в районе были подчинены фронту и его нуждам. С первых дней войны началась мобилизация.

1.Учащиеся в группах работают с документом из «Книги призыва райвоенкоматов».

Задание: проанализируйте сведения о мобилизации райвоенкоматами.

- почему наибольшее количество призывников выпадает на 1942 г.?

- почему наибольшие людские потери района приходятся на 1942 – 1943 г?

Какой вывод из этого документа вы можете сделать?

(Приложение №1)

2. Сообщение учащегося «Паалласовка в грозном 1942 году»

Задание:

- Как Палласовский район готовился отстоять Сталинград?

- Как проходила подготовка в районе для оказания помощи Сталинграду?

Учащиеся делают краткую запись в тетрадь:

1. Прокладка через территорию района участка нефтепровода Астрахань - Саратов

(важного военно- стратегического объекта).

2. Сооружение оборонительных рубежей, 5-ти временных аэродромов;

3. Развертывание в районе и Палласовке многочисленных военных госпиталей для

раненных бойцов из- под Сталинграда с сентября 1942г.

4. Оборона железнодорожной ветки Палласовка –Баскунчак.

(слайды 5-6)

2. Первая бомбёжка.

И стоит в привокзальном сквере станции Палласовка

Изваянный из камня с приспущенным знаменем солдат,

Оберегая вечный покой героев,

призывая живых помнить о них.

Самостоятельная работа с источником.

«Из воспоминаний Мариненко Марфы Евграфовны, работницы станции Палласовка »

Задание: ознакомьтесь с источником и ответьте на вопрос «Почему вражеская авиация стала жестоко бомбить Палласовку и близлежащие станции в 1942 году?» (слайд 7)

(Приложение № 2)


3. Герои – защитники Сталинградского неба.

Палласовские степи, палласовские дали.

Время свершает свой полет.

На пьедестале из камня и стали

Завис краснозвездный самолет.

Врага он таранил, стало небо светло.

Упал Сергей Танов на перебитое крыло.

К.Кекеев

Сообщения учащихся: «Комсомолец Сергей Танов» (слайд 8-9)

«В.С.Серогодский» (слайд 10)

«Майор Ежов В.С. – командир полка истребительной авиации» (слайд 11)

Задание: как вы оцениваете подвиги летчиков, погибших защищая наш район?


4. Герои – наши земляки. От Сталинграда до Берлина.

Краткий экскурс по материалам экскурсии в краеведческий музей города Палласовки.

«Бессмертный Сталинград» к 72 годовщине Сталинградской Битвы.

Подготовил ученик 9 класса Джумагалиев Равиль. (слайды 12-15)

Герои Советского Союза: Дранко Петр Александрович

Губарев Григорий Миронович

Ромашкин Иван Данилович

Полные кавалеры ордена Славы: Едиханов Абдулла

Машков Михаил Иванович

В местном историко-краеведческом музее имеются сведения о 32-х наших земляках, участниках Сталинградской битвы.


5.Трудовой подвиг железнодорожников.

Медаль за бой, медаль за труд.

Из одного металла льют.


Сообщения учащихся . (слайды 16- 18)


Работа с источником информации

Задание: почему трудовой подвиг железнодорожников можно прировнять к героизму и мужеству воинов?

(Приложение №3)

6. Всё для фронта, всё для победы!


Задание: Какие задачи встали перед тружениками нашего района в ходе войны?

Какой вклад внесли сельские труженики района в великую Победу?

Работа в группах с текстовым материалом, запись в тетрадь и заполнение таблицы.

(Приложение № 4) (слайды 19-23)


7. Вечная память героям.

Уходят герои. Уходят навечно.

Но в памяти ярок их след,

И мы будем помнить их подвиг извечный,

Спустя даже тысячу лет…

Мы свято чтим память погибших героев

И вечную память живых.

В. Дьяченко. Палласовка.

Подвиг палласовцев в Великой Отечественной войне никогда не померкнет в наших сердцах. В районе установлено 15 памятников воинам, погибшим при бомбардировках и умершим от ран в госпиталях во время Сталинградской битвы. Учащиеся школ города Палласовки и сельских школ района ухаживают за памятниками.

На территории района дислоцировалось в 1942-43г. – 24 госпиталя.

Палласовцы гордятся своими земляками, прославившимися в Великой Отечественной войне. Более 300 человек награждены орденами и медалями за трудовой подвиг.

1252 человека награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (слайды 24-30)



III. Закрепление изученного материала.

Тест (Приложение №5)

Домашнее задание: сочинение – эссе «Письмо с фронта».

Оценки.

Итог урока: сформулируйте ваше мнение об уроке. Ваши предложения.

Чтобы вы хотели узнать подробнее о событиях того времени, о жизни людей того времени в нашем крае?


Приложение № 1

«Из книг призыва бывших Эльтонского, Кайсацкого и Палласовского районов»

Количество призывников, мобилизованных райвоенкоматами составило:

В 1939г. – 103 человека

1940 г. – 165 чел.

1941 г – 4511 чел.

1942 г. – 6515 чел.

1943 г. - 1515 чел.

1944 г. – 772 чел.

Количество мобилизованных – 13583 чел.

Людские потери района в 1941 – 1945 гг. составили 4115 чел.

Наибольшие потери район понес в 1942 – 1943 гг. – 2974 чел.


Задание: проанализируйте сведения о мобилизации райвоенкоматами.

- почему наибольшее количество призывников выпадает на 1942 год?

- почему наибольшие людские потери нашего района выпадают на 1942 – 1943 гг.

Какой вывод из этого документа вы можете сделать?

Приложение № 2

Прочитайте строки из воспоминаний Мариненко М.Е., работницы станции Палласовка и выполните задание:

Первая бомбежка.

«2 октября 1942 года был первый налет на нашу станцию вражеской авиации. До этого немцы бомбили Баскунчакский узел, Эльтон, станции и разъезды к югу от Палласовки.

В этот день на станции стояли санитарный поезд, вагоны с боеприпасами, эшелоны, задержанные из-за налетов фашистов. Немцы появились неожиданно, наших истребителей не было, станцию прикрывали только зенитки. Бомбы и снаряды густо ложились на санитарный поезд и эшелоны. Занялись пожары, горели вагоны, дома, депо, горел опреснитель – самое высокое здание станции. Обезумевшие раненые ползли, прыгали из вагонов, кто мог, только бы подальше от этого ада. Лишь безногие да безрукие оставались в вагонах и медики возле них. В братской могиле, в привокзальном сквере, захоронили всех убитых на станции солдат и офицеров, врача – хирурга с дочерью и погибших на посту железнодорожников: стрелочницу Чулкову, работницу станции Марию Крец, телеграфистку Кынину, вагонника Супрунова. Имена воинов – солдат неизвестны, их более 300 человек.»

В 1953 году на месте гибели этих воинов установлен памятник «Надгробие герою».

Задание: Почему вражеская авиация стала жестоко бомбить Палласовку и близлежащие станции Палласовского узла в 1942 году?


Приложение № 3

Работа с источником информации.

Газета Управления Рязано – Уральской железной дороги «Рабочий транспорта» от 23 марта 1943 года писала:

«Тяжелейшие испытания выпали на долю коллектива станции Палласовка. Но в трудные дни наши паровозники не дрогнули, а выдержали все испытания. Многие из них работали на фронтовых участках, обеспечивая волжскую твердыню Сталинград всем необходимым для Победы. Машинист паровоза А.И.Волох не покидал локомотив по 15 суток практически без отдыха, подвергаясь многочисленным бомбежкам, но ни разу не жаловался на трудности. Наоборот, он всегда говорил: Где трудно, туда и шлите меня.»


Задание: Почему трудовой подвиг железнодорожников можно прировнять героизму и мужеству солдат – воинов?


Приложение № 4

Все для фронта, все для Победы.

Работа с текстом. Внимательно прочитайте текст и выполните задания:

  1. Какие задачи встали перед тружениками нашего района в ходе войны?

(выпишете кратко в тетрадь)

  1. Какой вклад внесли сельские труженики в Великую Победу?

(заполните таблицу)

Палласовский район – фронту.

№п/п

Наименование

Количество

1

Продовольствие: зерно

Мясо

Молоко

Фрукты, овощи


2

На строительство танков, самолетов, восстановление Сталинграда


3

Средства в фонд обороны страны


4

Индивидуальных посылок на фронт



«В годы войны сельские труженики района помогали одолеть врага, обеспечивая фронт продовольствием. Они сдали государству более 1 млн. пудов зерна, 72 тыс. пудов мяса, 2 млн. 600 тыс. литров молока. В фонд обороны только по займам передали 10 млн. руб. ими было собрано на строительство танков, самолетов и восстановление Сталинграда 400 тыс. руб. Фронту, сражающему Сталинграду нужны были продукты питания, теплая одежда. Сельские труженики, терпя огромные лишения, зачастую сами живя впроголодь, раздетые и разутые работали с полной отдачей сил, чтобы помогать фронту. Отправляли фронтовикам в качестве подарков печенные изделия, мясные продукты, всего 11 тыс. посылок. Шили полушубки, ватные брюки и фуфайки, шапки – ушанки, вязали шерстяные варежки и носки. В конце 1942 г. начал работать в Палласовке райпищекомбинат с большим подсобным хозяйством. Производили повидло, варенье, овощные косервы, соленья, колбасные и рыбные изделия, пряники. И вся эта продукция шла в основном на фронт. Военные полуторки увозили эту продукцию, а также картофель и капусту прямо с плантации в Сталинград. Открыта была и швейная артель «Расцвет». Швеи шили ватные фуфайки, шапки, юбки для женщин – воинов. Круглосуточно работали мельницы Палласовки, Кайсацкого, Савинки. Мука и крупы отправлялись защитникам Сталинграда. На плантациях, на молочно – товарных, животноводческих фермах работало много юных подростков. В 1946 г. 60 подростков района были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отесетвенной войне 1941-1945гг.»














Приложение № 5

Тест

1. Наибольшие людские потери наш район понес в :

а) 1941г.-1942г. б) 1942г.-1943г. в) 1943г.-1944г.


2. Когда был совершен первый налет вражеских самолетов на станцию Палласовка:

а) 2 октября 1942 г. б) 2 августа 1942г. в) 2 сентября 1943г.


3. В каком году установлен памятник «Надгробие герою» в Палласовке?

а) 1951г. б) 1962г. в) 1953г.


4. В парке возвышается каменная фигура летчика – героя Советского Союза:

а) С. Танова б) В. Серогодкого в) В. С. Ежова


5. Кто был начальником станции Палласовка в 1943 г.

а) И. Тучин б) А.Ф.Ванюков в) Г.Г.Латунов


6. Сколько установлено в районе памятников воинам, погибшим при бомбардировках и

умершим от ран в госпиталях во время Сталинградской битвы?

а) 15 б) 20 в) 25


7. Где находится могила командира 102 авиационного полка майора В.С.Ежова?

а) г. Палласовка б) пос. Венгеловка в) пос.Эльтон

8. Сколько госпиталей дислоцировались на территории нашего района в 1942-1943гг.?

а) 24 госпиталя б) 15 госпиталей в) 30 госпиталей


9. Сколько подростков нашего района в 1946 году были награждены медалями «За

доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

а) 50 б) 60 в) 70


10. Назовите имена героев Советского Союза наших земляков.



Используемая литература


1.Материал к уроку «Основы краеведения» 9 класс. С.А. Шевченко. Волгоград

2. «Герой – наш земляк» газета Рассвет от 17 мая 1994г.

(из материалов музея Савинской школы)

3. «Таран в небе Палласовки» газета Рассвет от 2 сентября 2000г. К.Кееев

4. «Вечная память героям» газета Рассвет от 23 февраля 1984г. А.Андрушкевич

5. «Все для фронта» газете Рассвет от 11 мая 2013г. М. Литвинова

6. « Штрихи памяти как рубцы» газета Рассвет от 8 мая 2007г. Д.Яковенко

7. Книга памяти. Палласовский район. Волгоград 1994г.

8. Архивные материала краеведческого музея г. Палласовка

9. «Энтузиазм плюс трудолюбие» газета Рассвет от 22 октября 1988г.

(репортаж из музея) В. Кравченко

10. Материал из личного архива В.В. Звонова

11. Интернет – ресурсы.

www.pallasovka.hut2.ru

http: //pallveterani.ucoz.ru


Урок в 9 классе по теме « Всё для фронта, всё для Победы. Палласовский район в годы Великой Отечественной войны »
  • История
Описание:


Цели урока:

уяснить: всенародный характер войны, нарастающее сопротивление Красной Армии,

героизм тружеников тыла, значение разгрома фашистских армий под

Сталинградом, вклад Палласовского района в Великую Победу;

анализировать: явления, процессы, исторические документы и источники,

делать выводы на основе аргументации исследования.

формировать: чувство патриотизма, гордости за героизм, мужество и доблесть наших

земляков; осознавать, что каждая война антигуманна и несёт угрозу

человеческой цивилизации.

Тип урока: урок- семинар.

Автор Зинченко Наталья Васильевна
Дата добавления 06.06.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 482
Номер материала 59883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓