Главная / Русский язык и литература / урок в 8 классе по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»

урок в 8 классе по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»

Цедрик Наталья Николаевна.

(урок в 8 классе по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Урок направлен на формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и речеведческой компетенций. Имея в своем арсенале языковые единицы и языковые средства, обладая умениями их употреблять и применять, ученик становится более компетентным в выборе и использовании языковых средств и в совершенствовании своей языковой культуры, а значит и общей культуры в целом.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- Создание в классе комфортной образовательной среды, способствующей саморазвитию.

- Развитие социально значимых качеств личности школьника: речевых, коммуникативных, поведенческих.


Работа с художественными текстами на уроках литературы способствует не только развитию речевой грамотности, но и формированию диалектического мировоззрения, ведь язык – это способ осмысления и постижения бытия. Уроки литературы – это диалог ученика с учителем, с другими учащимися, с автором художественного текста. Это поиск, открытие писателя, его замысла и себя через текст. Эта активная исследовательская деятельность, когда многие ответы на сложные вопросы, поставленные художественной литературой, приходится искать самому, и у каждого они могут быть свои. В художественном тексте мы видим внутреннюю силу языка. Язык помогает нам познать мир, думать, учиться, совершенствовать себя.


Тема: Образ Хлестакова

Цель: систематизировать знания учащихся об образе Хлестакова главного носителя миражной интриги;
Задачи: 

1.сформировать понятие у учащихся о миражной интриге в произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» и способах ее раскрытия;
2.продолжить формирование умения анализировать текст с опорой на речевые характеристики героев;
3.совершенствовать языковую культуру.

Оборудование: видеоролики: Гоголь «Ревизор». Начало, . Вранье Хлестакова, финал

Словарная работа: мираж, интрига, фантастика, гипербола, гротеск. 

На доске: эпиграф

« Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым…И ловкий гвардейский офицер… и государственный муж… и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым». (Н.В. Гоголь).

Ход урока.

Играет музыка, ученики заходят в класс, выбирают номера столов по цвету.

Рассаживаются по местам.

  1. Оргмомент. Приветствие.

  2. Актуализация. Начало спектакля. (2 минуты)

«К нам едет ревизор…» этими словами начинается знаменитая пьеса Гоголя «Ревизор». А в конце этой пьесы звучат слова, которые многие актеры обращают в зал «Над кем смеетесь?.. над собой смеетесь…», т.е. можно сказать что эти слова, вообще послание этой пьесы,обращены к зрителю, к читателю, ко всем людям. «Ревизор» самая знаменитая пьеса Гоголя, самая известная.

Как вы думаете – почему?

Гоголь что-то очень важное увидел, угадал в русской жизни, то что с тех пор не изменилось, то что остается и в современной России 21 века.

Как мы уже знаем, сюжет не нов. Некий проходимец выдает себя или его принимают за важную особу.

Итак, у нас сегодня на уроке речь пойдет о Иване Александровиче Хлестакове и еще мы попытаемся разобраться в новом для нас понятии «миражная интрига» и ответить на вопрос «Что такое хлестаковщина?»

Я желаю вам удачи и напоминаю, что вы все имеете равные права на собственную точку зрения.

  1. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. « Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым…И ловкий гвардейский офицер… и государственный муж… и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым». Так говорил Н.В. Гоголь.



- Что хотел сказать Н.В. Гоголь этими словами?

( Хлестаковы везде, они живут в нашем обществе,вот почему имя Хлестаков превратилось в нарицательное понятие "хлестаковщина"–еще одно новое понятие).

2. Осмысление.

Модель Фо Бокс Синектикс

- Сложите лист бумаги вдвое и ещё раз вдвое. Загните уголок.

- Нарисуйте квадратик в центре, пронумеруйте ячейки по часовой стрелке.

- В квадратике напишите «Образ Хлестакова».

- Итак, от кого читатель и зритель узнаёт о Хлестакове? ( Первым полную характеристику слуга Осип.)

Кадр из фильма Осип о Хлестакове в трактире (22.20-25.00)

- Задание перед прослушиванием : о каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип? Вам так же поможет материал учебника на стр.283.(действие П явл.1). Записываем ответ под цифрой 1 в правом левом углу, обсуждая ответы с партнёром по плечу. Начинает тот, у кого светлее волосы. Кто готов, покажите это.

- Итак,отвечают 3 номера столов. Что недописано, необходимо дописать.

«+» каждый день доставай билеты в театр

«-« профинтил денежки; сидит и хвост подвернул; не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прошпекту; в картишки играет; не платит в трактире.

- Поблагодарите партнёра.

-Чем вызван монолог Осипа?(недовольством Осипа своим хозяином. Он считает, что именно из-за легкомыслия хозяина они не могут ехать дальше и голодают)

- О каком периоде жизни Хлестакова нам поведал Осип? (Его жизни в Петербурге).

- Как относиться Осип к своему хозяину? (хотя Осип и осуждает Хлестакова, но ему, как и барину, нравиться лёгкая, весёлая жизнь в Петербурге).

- С какой целью ввёл драматург этот монолог?

(Для того, чтобы мы узнали правду о жизни Хлестакова).

- Почему именно Осип первым рассказывает нам о Хлестакове?(Кто, как не слуга, знает о барине всё.)

- А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах в трактире?


Итак, Хлестаков в трактире. Какие "+" и "-" черты нашли отражение в этой работе? Разыгрывается сцена действие П, явл.7-8,обсуждаем с партнёром по лицу и заполняем 2 ячейку нашей таблицы.

- Поблагодарим партнёра. Отвечают 2 номера, начиная со 2 стола.

-Какие черты характера проявляются у героя?

( наглость, умение найти выход из любой ситуации, любитель внешних эффектов, пустой позёр).

Словарная работа.

- Что означает слово позёр?(Это тот, кто старается произвести впечатление, своим поведением, словами, внешностью).

- Но более всего, намойвзляд, человек проявляется в действии, поступках. Поэтому кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова является речь и действия Хлестакова в доме городничего.

Структура Зум Ин

-На столе записаны утверждения. В столбике «До» поставьте поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. Анализ III действия 6 явления.

-Внимательно просмотрите фрагмент фильма. Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видео. (Видео Хвастовство Хлестакова 50.24.-61.30)




До



УТВЕРЖДЕНИЯ


После


С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют свою правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят все в больший испуг от речи гостя.



Враньё характеризует скудость его воображения.



Хлестаков играет роль не только ревизора, но и главнокомандующего, руководителя департамента.



Хлестакова трудно поймать на лжи в силу непреднамеренности его вранья.



Чиновники обращают внимание на оговорки Хлестакова.



Все чиновники верят вранью, их страх перед «ревизором» слишком силён, чтобы взглянуть правде в глаза.



В этом фрагменте Хлестаков выдаёт своё истинное положение в обществе.




Изменились ли ваши убеждения? Почему?

Какое из утверждений является ответом на вопрос:

« Почему явная ложь Хлестакова принимается чиновниками за чистую монету?»

-Теперь, по завершению просмотра видео, ещё раз прочтите утверждения.

- В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-«, если вы не согласны.

- Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

- Какими репликами можно охарактеризовать скудость его воображения? (Его преувеличения в разговоре, будучи «с Пушкиным на дружеской ноге», он не может придумать тему для разговора(«Ну что, брат Пушкин?»-«Да так, брат,- отвечает бывало, так как-то всё..»)

- Портрет Хлестакова был бы неполным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщинам. Декламация учащимися действия 4 , явления 12.

Структура Финк-Райт-Раунд Робин.

А сейчас подумайте,запишите, обсудите в команде об отношении Хлестакова к женщинам.(Объяснение в любви является тонко прикрытым пародированием любовной интриги. В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно, цинично, несерьёзно относится к женщинам).Прочитают 1 номера столов.

Дополните таблицу, прочитав афишу к комедии.

-Итак, кто такой Хлестаков? Это можно увидеть из нашей заполненной таблицы.

Анализируя образ Хлестакова, вы заполнили таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.

Положительное

Отрицательное

каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

одет по моде;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;


профинтил денежки”;

сидит и хвост подвернул, не горячится”;

кутит на батюшкины деньги”;

продаёт всё до последней рубашки”;

делом не занимается”;

гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

труслив;

высокомерен, нагл, груб со слугой;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице;

придумывает небылицы;




- Как вы думаете Хлестаков – положительный или отрицательный герой?

- Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. Какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерность, лень, наглость и т.д.)

Н. В. Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишенного нравственного закона, находит новый тип драматургического конфликта. Естественно было бы ожидать, что драматург пойдет путем введения в конфликт героя-идеолога, скажем, истинного ревизора, служащего делу, а не лицам, исповедующего истинные представления о назначении человека и способного разоблачить чиновников уездного города. Новаторство же Гоголя заключается в том, что он отказывается от жанра комедии с положительным героем.
Это определило принципиально новый характер драматургического конфликта. В комедии нет ни героя-идеолога, ни сознательного обманщика, водящего всех за нос. Чиновники сами обманывают себя, буквально навязывая Хлестакову роль значительного лица, заставляя его играть ее. Их возрастающий страх, затмевающий разум, заставляют принять сосульку, тряпку, вертопраха за ревизора. Герои, всячески обхаживая Хлестакова, устремляются в никуда, в погоню за пустотой, миражом. Именно это обстоятельство заставляет говорить о миражной интриге, которой оборачивается ситуация заблуждения в «Ревизоре».
4.Словарная работа.
Объясните значение записанных на доске слов: 
мираж, интрига, фантастика, фантасмагория, гипербола, гротеск.
Приведите примеры, подтверждающие использование автором выше названных средств,
в «Ревизоре» очень многое построено на преувеличении:
(фантастически преувеличена, доведена до идеальной не только глупость Хлестакова, но и общечеловеческое желание казаться хоть чуточку лучше, выше, чем есть на самом деле;
комически преувеличена ситуация заблуждения;
главное, в чем реализовался гоголевский гротеск - это миражная интрига, высветившая в фантастическом отблеске абсурдность человеческой жизни в ее погоне за многочисленными миражами, когда лучшие силы растрачиваются в стремлении настичь пустоту, столь гениально воплощенную в Хлестакове.


- В критике появляется такое понятие как "хлестаковщина". Что в вашем понимании «хлестаковщина»? Расскажите партнёру по плечу.

- Как объяснил это понятие твой партнёр?

- Действительно, Хлестакова можно назвать именем нарицательным. Словом «хлестаковщина» клеймится всякое проявление зазнайства, легкомыслия, внутренней пустоты, лживости и никчёмности, стремление казаться более значительным и важным, чем ты есть на самом деле.

- «Хлестаковщина»- это самоутверждение за счёт своей наглости и изворотливости.

- Как вы считаете, "хлестаковщина" существует по сей день?(Замечательно, мы пришли к выводу, что “хлестаковщина” существует и по сей день).

- Такие произведения, как комедия Гоголя “Ревизор”, являются классическими произведениями, так как нравственные уроки, изложенные в них, остаются всегда актуальными.

- На столе у каждого из вас лист самооценки, оцените себя.

Активность

Умение вести дискуссию

Уважение другого мнения

Умение слушать собеседника

- Домашним задание: написать эссе «Опасны ли хлестаковы для общества?» Перечитать финал комедии (8,9 явление).









урок в 8 классе по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор»
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок направлен на формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и речеведческой компетенций. Имея в своем арсенале языковые единицы и языковые средства, обладая умениями их употреблять и применять, ученик становится более компетентным в выборе и использовании языковых средств и в совершенствовании своей языковой культуры, а значит и общей культуры в целом.

Автор Иванова Екатерина Николаевна
Дата добавления 24.11.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 58
Номер материала MA-068712
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓