Урок по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»
Автор: Рогалева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ №3г.Лысково, Нижегородской области
Предмет: Литература
Класс: 10 класс
Тема урока: Час суда по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и
Сальери»
Тип урока: имитационный урок
Форма проведения: урок - суд
Цели урока:
- создать условия для творческого осмысления учащимися трагедии
А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»;
- развивать умения нравственного анализа и
нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей;
- развивать умения самостоятельной работы с текстом в
соответствии с заданными параметрами (судебное заседание);
- формировать умения давать нравственный анализ и
оценку жизни литературных персонажей;
- формировать умение аргументировать свою позицию,
уважать мнение противоположной стороны («audiatur at altera pars» -лат.- должна быть выслушана и другая
сторона).
Оборудование:
столы, расставленные в
соответствии с ролевой игрой, компьютер, мультимедийный проектор, запись фильма
- спектакля ленинградского театра драмы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».1958г.
Режиссёр - постановщик Л.С.Вивьен.
Предварительная работа.
1.
Чтение учащимися
произведения А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».
2.
Создание инициативной
группы, которая готовит ролевую игру.
3.
Распределение ролей.
4.
Данный этап строится на
основе прочитанного и осознанного текста.
5.
Задача учащихся – выявить
факторы, оправдывающие или обвиняющие Сальери, и, как следствие,
самоопределиться в собственной позиции: обвинять или защищать героя.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем изучение творчества А.С.Пушкина,
сегодня наш урок пройдёт в форме ролевой игры – урока-суда. В конце урока нам
предстоит ответить на вопрос: «Гений и злодейство - две вещи несовместные»?
- Как вы думаете, кто из героев произведения задавал себе подобный
вопрос? (Моцарт и Сальери)
Действительно, сегодня мы будем анализировать образы главных героев.
Перед тем, как мы начнём судебное заседание, вспомним правила поведения в суде…
3.Работа по теме урока.
Фрагменты фильма «Моцарт и Сальери».
Секретарь. Встать! Суд идёт!
Судья. Прошу всех садиться. Слушается дело по поводу
обвинения господина Сальери в преднамеренном убийстве господина Моцарта.
Подсудимый, встаньте! Назовите себя.
Сальери. Сальери.
Судья. Господин прокурор, огласите, в чём обвиняется
господин Сальери?
Прокурор. Господин Сальери в трактире «Золотого льва» во время
званого обеда отравил своего друга Моцарта, всыпав ему в стакан с вином яд. Причём
сделал это преднамеренно. Вынашивал своё преступление годами…18 лет хранил яд… Причина
этого гнусного злодеяния - зависть. Господин Сальери, ведь вы завидовали своему
другу?
Сальери. О да!
До Моцарта
Никогда я зависти не знал,
О, никогда!
А ныне – сам скажу – я ныне
Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений – не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан –
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?...
Прокурор Ваша честь, предлагаю выслушать свидетелей со стороны
обвинения.
Свидетель 1 со стороны обвинения. Зависть, ваша честь, страшная, пагубная
страсть, способная, как мы видим в нашем случае, убить человека. Но, мне
кажется, тут дело значительно глубже. Дело не только в страсти…«Нет правды на
земле», - это общеизвестная истина, но Сальери из этого постулата выводит
следующий: «Но правды нет и выше!».
Сальери противопоставляет себя миру. Он даёт свою
точку зрения на правду, делая свой собственный вывод: правды нет и выше. Таким
образом, он отвергает бытие самого Творца, божественные законы, которые лежат
в основе любой цивилизации.
Он считает, что имеет право за Создателя вершить судьбы людей. Таким
образом, он оказывает пагубное влияние на молодое поколение, что приводит в
конечном счёте к его нравственному падению и опустошению.
Секретарь суда. Слово просит адвокат и сторона защиты.
Судья. Предоставить слово господину адвокату.
Адвокат. Давайте посмотрим на это дело несколько иначе…
Явление Моцарта несправедливо, потому что он – «гуляка праздный», он не
заработал своих райских песен, они достались ему даром. А Сальери не
бесчувственный злодей, а утончённый вершитель человеческой справедливости,
законник, позитивист, поклонник земной пользы. Сальери это делает во имя
справедливости, но земной…
(Голос из зала) ибо не видит справедливости Небесной!
Судья. Призываю к порядку, господа. Вы хотите высказаться?
Прошу вас, представьтесь суду.
Свидетель 2 со стороны обвинения. Современник Фёдора Михайловича Достоевского.
Каин и Авель… Сальери и Моцарт…. Каина мучила не
искусность Авеля, а Божие предпочтение, отданное Авелю. Это же мучит и Сальери,
который выбирает путь Каина: устранение соперника, разрушение, убийство.
Эта же тема повторится и на Христе: причина осуждения Его на смертную
казнь - бунт против Бога.
Авель перечёркивал все старания Каина, Христос - все
принципы фарисеев, Моцарт также опровергает систему ценностей Сальери. И
сегодня этот принцип ненависти к Свету, который мешает греховно жить, мы можем
наблюдать всюду. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к
свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:20).
«Оказывается, для преступления нужно не так много:
всего лишь отвергнуть существование правды «на земле» и «выше»… Преступление – это
окольный и ложный путь сделать мир лучше, чем он сделан. Преступление – это
всегда отвержение Высшей правды во имя устроения пользы, удобства». Преступление
– это всегда следствие неверия. Эту мысль Пушкина Фёдор Михайлович Достоевский
воплотит в своих романах.
Секретарь суда. Слово просит адвокат и сторона защиты.
Судья. Предоставить слово господину адвокату.
Адвокат. Да, Сальери противоречив. Но по-человечески его
жалко. Он всю жизнь стремился к высокому и прекрасному искусству, к внутренней
гармонии, хотя у него это не всегда получается.
Сальери рано понял своё призвание, он трудолюбив и настойчив в
достижении цели. Я правду говорю, Сальери?
Сальери. О да!
Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался – слёзы
Невольные и сладкие текли.
Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрёкся я и предался
Одной музыке.
Усильным, напряжённым постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашёл созвучия своим созданьям.
Я счастлив был: я наслаждался мирно
Своим трудом, успехом, славой; также
Трудами и успехами друзей,
Товарищей моих в искусстве дивном.
Нет! Никогда я зависти не знал,
О, никогда!
Свидетель 1 со стороны защиты. Я учитель
Сальери.
Да, образование Сальери можно назвать односторонним: он занимался и
развивал только музыкальные способности, на всё остальное у него не оставалось
времени. Его даже можно назвать добровольным музыкальным затворником. Он
чересчур требователен к себе (вспомним, что он уничтожает свои произведения как
несовершенные). Он стремился стать композитором, и он им стал.
Свидетель 3 со стороны обвинения. Но Сальери превратил музыку в ремесло.
Ведь так, Сальери?
Сальери.
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.
Свидетель 3 со стороны обвинения. Вот видите, господин судья, музыка его мертва,
в его творчестве отсутствует вдохновение.
Свидетель 2 со стороны защиты. А я не согласен, что Сальери бездарен. Когда
бессонница Моцарта томила, когда он набросал свой «Реквием», ему хотелось
слышать мнение Сальери… Ценил он мнение Сальери …и другом, гением его считал.
Вспомним, как Моцарт сказал о Бомарше: «Он же (Бомарше) гений, как ты да я»…И
пьёт Моцарт за здоровье, за « искренний союз двух сыновей гармонии…» Более
того, музыка Сальери Моцарту нравится:
Да! Бомарше ведь был ему(Сальери) приятель;
Сальери для него «Тарара» сочинил,
Вещь славную. Там есть один мотив…
И этот мотив Моцарт всё твердит, « когда он счастлив…»
Крики из зала: Что его оправдывать? Бездарный злодей! Ни капли в
нём вдохновения нет! Из зависти отравил гения!
Судья. Прошу тишины, господа!
Адвокат. Да, Сальери не так талантлив, как Моцарт, но он
чувствует в этом свою ущербность. Всё это свидетельствует о глубоком душевном
кризисе. Сальери стремится к музыке, но она уже не приносит ему той радости,
которая должна возникать при занятии любимым делом. Таким образом, это – не
умышленное убийство. Нарушение гармонии между жизнью и творчеством приводит
Сальери к преступлению.
Свидетель 1 со стороны обвинения. Но это не
даёт ему право убивать!!! А он убивает… убивает своего друга, который так ему
доверял, который нёс ему первому свои шедевры…
Адвокат. Разве можно быть таким доверчивым в наше время?
Свидетель 2 со стороны обвинения. Да, Моцарт несколько наивен. Но он живёт в
гармонии с самим собой, музыкой и окружающим миром. Да, Моцарт исподволь
чувствует отношение Сальери (зависть),но не даёт себе возможности ( и не имеет
желания) разобраться в истинных чувствах своего «друга». Он жизнерадостен,
щедр от безмерности таланта, от человечности.
Моцарт любит мир, величественную, оживающую весной природу, и грязные
улицы, и скрипку старика, его музыка вбирает всё прекрасное и безобразное, но
он любит жизнь во всех её проявлениях. Он любит… любил народ…
Сальери. А кто сказал, что он любит народ и что народу нравится
творчество Моцарта?
Свидетель 3 со стороны обвинения. А.С. Пушкин, автор, господин Сальери.
Музыку Моцарта тонко чувствуют народ, самые низшие слои населения: старик
пытается воспроизвести на скрипке арию Керубино из оперы «Свадьба Фигаро».
Пародию на своё творчество Моцарт воспринимает с юмором, легко и непринуждённо.
Это связано с тем, что музыка доставляет ему истинное удовольствие, радость
жизни. Сальери же, напротив, негативен к пародии. Его труд не приносит ему
радости. Он злится, когда произведения «калечат».
Судья (обращаясь к Сальери). Господин Сальери, Вам
предоставляется последнее слово. Считаете ли Вы себя виновным?
Сальери. Нет, не считаю. Я избавил человечество,
культуру нации от зла - от гения Моцарта.
Я избран, чтоб его
Остановить – не то мы все погибли,
Мы все жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой…
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты ещё достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падёт опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нём? Как некий херувим,
Он несколько занёс нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Судья. Слово
предоставляется защите.
Адвокат. Мой подзащитный не настолько гениален, как жертва. Но он несомненно
талантлив и, как все люди, противоречив. Он всю жизнь стремился к высокому и
прекрасному искусству, но его всегда «чуть-чуть недоставало». Его зависть и
убийство Моцарта бессмысленны. Он совершенно не выигрывает от смерти Моцарта:
Моцарт гибнет физически, а гибель Сальери происходит на наших глазах. Причём
гибель эта духовная. Его стоит пощадить. Он не гений!
Судья. Слово
предоставляется стороне обвинения.
Прокурор. Да, он не гении: он злодей, он преступник. Такие, как
он, убивают всё самое лучшее в жизни, самое светлое, самое талантливое, самое
жизнеспособное. Моцарт – яркая звезда. Он живёт не ради музыки, он живёт
музыкой. Его сочинения вдохновлены самой жизнью. Гений, он живёт в гармонии с
самим собой, музыкой и окружающим миром.
Секретарь суда. Всем встать! Суд удаляется для вынесения судебного
решения.
(После совещания).
Секретарь суда. Всем встать! Провозглашается судебное решение.
Судья. Суд постановил: считать господина Сальери виновным в
смерти господина Моцарта. Сальери не гений. Моцарт - гордость, цвет любой
нации. Всем потомкам – сейчас и через века живущим - запомнить: гений и
злодейство - две вещи несовместные. И ещё: Правда есть и Выше.
А сейчас я поясню свою позицию.
Во-первых, в Моцарте сосредоточивается враждебное Сальери творческое
начало, свойственное самой жизни, самому бытию. Устами Моцарта говорит сама
природа, её справедливые и благие законы, законы Творца, сама гармония, сыном
которой он выступает. Ему дано счастье ощутить Небесный идеал и передать
гармонию бытия, недоступную людям, погружённым в заботы дня. Он гений,
способный чувствовать и воплощать мировую, Небесную гармонию в искусстве.
Во-вторых, Пушкин передал Моцарту часть своей души, поэтому образ
Моцарта так лиричен. В нем запечатлелось величие гения, жизнерадостность и
праздничность таланта, артистизм его духовного облика.
В-третьих, такие, как Сальери, губят не только
других - они губят себя…
«Гений и злодейство - две вещи несовместные», потому что зло вредит в
первую очередь самому человеку, уничтожая вместе с совестью способность
прозревать прекрасное. Если гениальность и может жить в пороке, то не
благодаря, а вопреки ему. Благодаря тому, что угольки совести не угасают
напрочь никогда, оставляя возможность вновь появиться свету. «Сквозь тёмный мир
преступных помыслов, идей и деяний, из недоступной тайны человеческой души
через всё ужасное мерцает свет прекрасного, который есть там потому, что правда
есть и Выше. Это отражение в душе солнечного света Божьей правды есть совесть,
«генетическая память» человечества о своём божественном происхождении». И
забывать об этом - значит уподобиться Сальери.
Репортёр (выходя из зала суда) И всё же … Был ли
Сальери гениальным? А статью я назову «Гений и злодейство - две вещи
несовместные?» (обращаясь к зрителям). Присылайте и вы, уважаемые зрители, свои
размышления по данному вопросу. Лучшие работы я опубликую в своём журнале.
4.Итоги урока.
Домашнее задание: Сочинение «Гений и злодейство - две вещи
несовместные»?
Используемая литература:
1.
А.С.Пушкин. «Маленькие
трагедии» («Моцарт и Сальери»);
2.
АбдуллинаЛ.И., Будникова
Н.Н., Полторжицкая Г.И. Нетрадиционные уроки литературы: 5-11 классы - М.:
ВАКО, 2011,224с.- (мастерская учителя-словесника).
3.
Лобастов Н.А. О русской
литературе. Записки сельского учителя в трёх частях. Часть 1, РОССПЭН, Москва,
2013.
4.
Непомнящий В.С. Да ведают
потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. М.: Сестричество во имя
преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 2001.
5.
Русская литература XIX
века. Учебник для общеобразовательных учреждений Базовый и профильный уровни в
двух частях В.И. Коровин Часть 1 Москва «Просвещение» 2007.
6.
Фильм-спектакль
ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».1958г.
Режиссёр- постановщик Л.С.Вивьен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.