Главная / Русский язык и литература / Урок-суд по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"(10 класс)

Урок-суд по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"(10 класс)

7


Урок по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»


Автор: Рогалева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №3г.Лысково, Нижегородской области


Предмет: Литература


Класс: 10 класс


Тема урока: Час суда по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»


Тип урока: имитационный урок


Форма проведения: урок - суд


Цели урока:

- создать условия для творческого осмысления учащимися трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»;

- развивать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения людей;

- развивать умения самостоятельной работы с текстом в соответствии с заданными параметрами (судебное заседание);

- формировать умения давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей;

- формировать умение аргументировать свою позицию, уважать мнение противоположной стороны («audiatur at altera pars» -лат.- должна быть выслушана и другая сторона).


Оборудование: столы, расставленные в соответствии с ролевой игрой, компьютер, мультимедийный проектор, запись фильма - спектакля ленинградского театра драмы А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».1958г. Режиссёр - постановщик Л.С.Вивьен.




Предварительная работа.

  1. Чтение учащимися произведения А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

  2. Создание инициативной группы, которая готовит ролевую игру.

  3. Распределение ролей.

  4. Данный этап строится на основе прочитанного и осознанного текста.

  5. Задача учащихся – выявить факторы, оправдывающие или обвиняющие Сальери, и, как следствие, самоопределиться в собственной позиции: обвинять или защищать героя.



Ход урока.


1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.


Мы продолжаем изучение творчества А.С.Пушкина, сегодня наш урок пройдёт в форме ролевой игры – урока-суда. В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: «Гений и злодейство - две вещи несовместные»?

- Как вы думаете, кто из героев произведения задавал себе подобный вопрос? (Моцарт и Сальери)

Действительно, сегодня мы будем анализировать образы главных героев. Перед тем, как мы начнём судебное заседание, вспомним правила поведения в суде…


3.Работа по теме урока.


Фрагменты фильма «Моцарт и Сальери».

Секретарь. Встать! Суд идёт!

Судья. Прошу всех садиться. Слушается дело по поводу обвинения господина Сальери в преднамеренном убийстве господина Моцарта. Подсудимый, встаньте! Назовите себя.

Сальери. Сальери.

Судья. Господин прокурор, огласите, в чём обвиняется господин Сальери?

Прокурор. Господин Сальери в трактире «Золотого льва» во время званого обеда отравил своего друга Моцарта, всыпав ему в стакан с вином яд. Причём сделал это преднамеренно. Вынашивал своё преступление годами…18 лет хранил яд… Причина этого гнусного злодеяния - зависть. Господин Сальери, ведь вы завидовали своему другу?

Сальери. О да!

До Моцарта

Никогда я зависти не знал,

О, никогда!

А ныне – сам скажу – я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,

Мучительно завидую. О небо!

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений – не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан –

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?...


Прокурор Ваша честь, предлагаю выслушать свидетелей со стороны обвинения.

Свидетель 1 со стороны обвинения. Зависть, ваша честь, страшная, пагубная страсть, способная, как мы видим в нашем случае, убить человека. Но, мне кажется, тут дело значительно глубже. Дело не только в страсти…«Нет правды на земле», - это общеизвестная истина, но Сальери из этого постулата выводит следующий: «Но правды нет и выше!».

Сальери противопоставляет себя миру. Он даёт свою точку зрения на правду, делая свой собственный вывод: правды нет и выше. Таким образом, он отвергает бытие самого Творца, божественные законы, которые лежат в основе любой цивилизации.

Он считает, что имеет право за Создателя вершить судьбы людей. Таким образом, он оказывает пагубное влияние на молодое поколение, что приводит в конечном счёте к его нравственному падению и опустошению.

Секретарь суда. Слово просит адвокат и сторона защиты.

Судья. Предоставить слово господину адвокату.

Адвокат. Давайте посмотрим на это дело несколько иначе…

Явление Моцарта несправедливо, потому что он – «гуляка праздный», он не заработал своих райских песен, они достались ему даром. А Сальери не бесчувственный злодей, а утончённый вершитель человеческой справедливости, законник, позитивист, поклонник земной пользы. Сальери это делает во имя справедливости, но земной…

(Голос из зала) ибо не видит справедливости Небесной!

Судья. Призываю к порядку, господа. Вы хотите высказаться? Прошу вас, представьтесь суду.

Свидетель 2 со стороны обвинения. Современник Фёдора Михайловича Достоевского.

Каин и Авель… Сальери и Моцарт…. Каина мучила не искусность Авеля, а Божие предпочтение, отданное Авелю. Это же мучит и Сальери, который выбирает путь Каина: устранение соперника, разрушение, убийство.

Эта же тема повторится и на Христе: причина осуждения Его на смертную казнь - бунт против Бога.

Авель перечёркивал все старания Каина, Христос - все принципы фарисеев, Моцарт также опровергает систему ценностей Сальери. И сегодня этот принцип ненависти к Свету, который мешает греховно жить, мы можем наблюдать всюду. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин.3:20).

«Оказывается, для преступления нужно не так много: всего лишь отвергнуть существование правды «на земле» и «выше»… Преступление – это окольный и ложный путь сделать мир лучше, чем он сделан. Преступление – это всегда отвержение Высшей правды во имя устроения пользы, удобства». Преступление – это всегда следствие неверия. Эту мысль Пушкина Фёдор Михайлович Достоевский воплотит в своих романах.

Секретарь суда. Слово просит адвокат и сторона защиты.

Судья. Предоставить слово господину адвокату.

Адвокат. Да, Сальери противоречив. Но по-человечески его жалко. Он всю жизнь стремился к высокому и прекрасному искусству, к внутренней гармонии, хотя у него это не всегда получается.

Сальери рано понял своё призвание, он трудолюбив и настойчив в достижении цели. Я правду говорю, Сальери?

Сальери. О да!

Ребёнком будучи, когда высоко

Звучал орган в старинной церкви нашей,

Я слушал и заслушивался – слёзы

Невольные и сладкие текли.

Отверг я рано праздные забавы;

Науки, чуждые музыке, были

Постылы мне; упрямо и надменно

От них отрёкся я и предался

Одной музыке.


Усильным, напряжённым постоянством

Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой. Слава

Мне улыбнулась; я в сердцах людей

Нашёл созвучия своим созданьям.

Я счастлив был: я наслаждался мирно

Своим трудом, успехом, славой; также

Трудами и успехами друзей,

Товарищей моих в искусстве дивном.

Нет! Никогда я зависти не знал,

О, никогда!

Свидетель 1 со стороны защиты. Я учитель Сальери.

Да, образование Сальери можно назвать односторонним: он занимался и развивал только музыкальные способности, на всё остальное у него не оставалось времени. Его даже можно назвать добровольным музыкальным затворником. Он чересчур требователен к себе (вспомним, что он уничтожает свои произведения как несовершенные). Он стремился стать композитором, и он им стал.

Свидетель 3 со стороны обвинения. Но Сальери превратил музыку в ремесло.

Ведь так, Сальери?

Сальери.

Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию.

Свидетель 3 со стороны обвинения. Вот видите, господин судья, музыка его мертва, в его творчестве отсутствует вдохновение.

Свидетель 2 со стороны защиты. А я не согласен, что Сальери бездарен. Когда бессонница Моцарта томила, когда он набросал свой «Реквием», ему хотелось слышать мнение Сальери… Ценил он мнение Сальери …и другом, гением его считал. Вспомним, как Моцарт сказал о Бомарше: «Он же (Бомарше) гений, как ты да я»…И пьёт Моцарт за здоровье, за « искренний союз двух сыновей гармонии…» Более того, музыка Сальери Моцарту нравится:

Да! Бомарше ведь был ему(Сальери) приятель;

Сальери для него «Тарара» сочинил,

Вещь славную. Там есть один мотив…

И этот мотив Моцарт всё твердит, « когда он счастлив…»


Крики из зала: Что его оправдывать? Бездарный злодей! Ни капли в нём вдохновения нет! Из зависти отравил гения!

Судья. Прошу тишины, господа!

Адвокат. Да, Сальери не так талантлив, как Моцарт, но он чувствует в этом свою ущербность. Всё это свидетельствует о глубоком душевном кризисе. Сальери стремится к музыке, но она уже не приносит ему той радости, которая должна возникать при занятии любимым делом. Таким образом, это – не умышленное убийство. Нарушение гармонии между жизнью и творчеством приводит Сальери к преступлению.

Свидетель 1 со стороны обвинения. Но это не даёт ему право убивать!!! А он убивает… убивает своего друга, который так ему доверял, который нёс ему первому свои шедевры…

Адвокат. Разве можно быть таким доверчивым в наше время?

Свидетель 2 со стороны обвинения. Да, Моцарт несколько наивен. Но он живёт в гармонии с самим собой, музыкой и окружающим миром. Да, Моцарт исподволь чувствует отношение Сальери (зависть),но не даёт себе возможности ( и не имеет желания) разобраться в истинных чувствах своего «друга». Он жизнерадостен, щедр от безмерности таланта, от человечности.

Моцарт любит мир, величественную, оживающую весной природу, и грязные улицы, и скрипку старика, его музыка вбирает всё прекрасное и безобразное, но он любит жизнь во всех её проявлениях. Он любит… любил народ…

Сальери. А кто сказал, что он любит народ и что народу нравится творчество Моцарта?

Свидетель 3 со стороны обвинения. А.С. Пушкин, автор, господин Сальери. Музыку Моцарта тонко чувствуют народ, самые низшие слои населения: старик пытается воспроизвести на скрипке арию Керубино из оперы «Свадьба Фигаро». Пародию на своё творчество Моцарт воспринимает с юмором, легко и непринуждённо. Это связано с тем, что музыка доставляет ему истинное удовольствие, радость жизни. Сальери же, напротив, негативен к пародии. Его труд не приносит ему радости. Он злится, когда произведения «калечат».


Судья (обращаясь к Сальери). Господин Сальери, Вам предоставляется последнее слово. Считаете ли Вы себя виновным?

Сальери. Нет, не считаю. Я избавил человечество, культуру нации от зла - от гения Моцарта.

Я избран, чтоб его

Остановить – не то мы все погибли,

Мы все жрецы, служители музыки,

Не я один с моей глухою славой…

Что пользы, если Моцарт будет жив

И новой высоты ещё достигнет?

Подымет ли он тем искусство? Нет;

Оно падёт опять, как он исчезнет:

Наследника нам не оставит он.

Что пользы в нём? Как некий херувим,

Он несколько занёс нам песен райских,

Чтоб, возмутив бескрылое желанье

В нас, чадах праха, после улететь!

Судья. Слово предоставляется защите.

Адвокат. Мой подзащитный не настолько гениален, как жертва. Но он несомненно талантлив и, как все люди, противоречив. Он всю жизнь стремился к высокому и прекрасному искусству, но его всегда «чуть-чуть недоставало». Его зависть и убийство Моцарта бессмысленны. Он совершенно не выигрывает от смерти Моцарта: Моцарт гибнет физически, а гибель Сальери происходит на наших глазах. Причём гибель эта духовная. Его стоит пощадить. Он не гений!

Судья. Слово предоставляется стороне обвинения.

Прокурор. Да, он не гении: он злодей, он преступник. Такие, как он, убивают всё самое лучшее в жизни, самое светлое, самое талантливое, самое жизнеспособное. Моцарт – яркая звезда. Он живёт не ради музыки, он живёт музыкой. Его сочинения вдохновлены самой жизнью. Гений, он живёт в гармонии с самим собой, музыкой и окружающим миром.

Секретарь суда. Всем встать! Суд удаляется для вынесения судебного решения.

(После совещания).

Секретарь суда. Всем встать! Провозглашается судебное решение.

Судья. Суд постановил: считать господина Сальери виновным в смерти господина Моцарта. Сальери не гений. Моцарт - гордость, цвет любой нации. Всем потомкам – сейчас и через века живущим - запомнить: гений и злодейство - две вещи несовместные. И ещё: Правда есть и Выше.

А сейчас я поясню свою позицию.

Во-первых, в Моцарте сосредоточивается враждебное Сальери творческое начало, свойственное самой жизни, самому бытию. Устами Моцарта говорит сама природа, её справедливые и благие законы, законы Творца, сама гармония, сыном которой он выступает. Ему дано счастье ощутить Небесный идеал и передать гармонию бытия, недоступную людям, погружённым в заботы дня. Он гений, способный чувствовать и воплощать мировую, Небесную гармонию в искусстве.

Во-вторых, Пушкин передал Моцарту часть своей души, поэтому образ Моцарта так лиричен. В нем запечатлелось величие гения, жизнерадостность и праздничность таланта, артистизм его духовного облика.

В-третьих, такие, как Сальери, губят не только других - они губят себя…

«Гений и злодейство - две вещи несовместные», потому что зло вредит в первую очередь самому человеку, уничтожая вместе с совестью способность прозревать прекрасное. Если гениальность и может жить в пороке, то не благодаря, а вопреки ему. Благодаря тому, что угольки совести не угасают напрочь никогда, оставляя возможность вновь появиться свету. «Сквозь тёмный мир преступных помыслов, идей и деяний, из недоступной тайны человеческой души через всё ужасное мерцает свет прекрасного, который есть там потому, что правда есть и Выше. Это отражение в душе солнечного света Божьей правды есть совесть, «генетическая память» человечества о своём божественном происхождении». И забывать об этом - значит уподобиться Сальери.

Репортёр (выходя из зала суда) И всё же … Был ли Сальери гениальным? А статью я назову «Гений и злодейство - две вещи несовместные?» (обращаясь к зрителям). Присылайте и вы, уважаемые зрители, свои размышления по данному вопросу. Лучшие работы я опубликую в своём журнале.


4.Итоги урока.

Домашнее задание: Сочинение «Гений и злодейство - две вещи несовместные»?


Используемая литература:


  1. А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери»);

  2. АбдуллинаЛ.И., Будникова Н.Н., Полторжицкая Г.И. Нетрадиционные уроки литературы: 5-11 классы - М.: ВАКО, 2011,224с.- (мастерская учителя-словесника).

  3. Лобастов Н.А. О русской литературе. Записки сельского учителя в трёх частях. Часть 1, РОССПЭН, Москва, 2013.

  4. Непомнящий В.С. Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. М.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 2001.

  5. Русская литература XIX века. Учебник для общеобразовательных учреждений Базовый и профильный уровни в двух частях В.И. Коровин Часть 1 Москва «Просвещение» 2007.

  6. Фильм-спектакль ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».1958г. Режиссёр- постановщик Л.С.Вивьен.

Урок-суд по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"(10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Имитационный урок  «Час суда по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»  создаёт условия для творческого осмысления учащимися данного произведения, развивает умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и  поведения людей,  навыки самостоятельной работы с текстом в соответствии с заданными параметрами (судебное заседание). Данный урок, построенный в форме ролевой игры, формирует у учащихся как умения давать нравственный анализ и оценку жизни литературных персонажей, так и умение аргументировать свою позицию, учит уважать мнение противоположной стороны.

Автор Рогалева Татьяна Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 603
Номер материала 45709
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓