Главная / Русский язык и литература / Урок-спектакль по рассказу К. Г. Паустовского

Урок-спектакль по рассказу К. Г. Паустовского

«Снова мамин голос слышу…»

Урок-спектакль по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» с обсуждением за круглым столом.

Цели урока: учить анализировать текст по заданному плану,

развивать навык инсценирования и обсуждения инсценировки,

воспитывать чувство уважения к близким, чувство ответственности за их судьбу.

Технология игровая.

Оснащение урока: портрет К.Г.Паустовского, отрывки из кинофильма «Телеграмма», аудиозапись с песней «Снова мамин голос слышу» в исполнении Анны Герман, стол (режиссер, участники спектакля, литературный критик, гости), стенд с рисунками учащихся к рассказу, в центре стенда – рисунок с отцветающим подсолнухом.

Предварительная подготовка: рисунки, репетиции спектакля, оформление декораций, подготовка к анализу рассказа по данному плану.

Аудитория: 8 класс (урок внеклассного чтения по рассказу),

11 класс (урок подготовки к сочинению-рассуждению по проблеме « отцы и дети»).

Ход урока.

1.Отрывок из песни «Снова мамин голос слышу…»

Вьюги землю заметали, кружилась листва.

Собиралась в гости к маме не день и не два.

А дорога поздней вышла – печальный рассвет.

Тот же дом и та же вишня – только мамы нет.

Дом тот же самый – второй от угла…

Здесь моя мама, здесь мама жила…

2. Монолог Насти на фоне кадров из кинофильма.

У меня сегодня много дел.

Надо зайти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза художников. Тимофеев жаловался на холод в мастерской и вообще на то, что его затирают и не дают развернуться.

И вообще у него замечательные скульптуры. Вот, например, скульптура Н.В.Гоголя. Он смотрит на человека насмешливо, как будто видя насквозь.

Тимофеев ведь не просто так создавал скульптуру. Он все хорошо изучил. Я видела кипу журналов и книг на столе.

Я доказывала председателю Союза художников, что выставка работ необходима.

Я рада, что выставка удалась.

(Кадр – Настя оглядывается на скульптуру Гоголя и хватается за карман, где лежит весточка с родины).

«Катя помирает. Тихон»

Какая Катя? Какой Тихон? (Еще раз оглядывается на Гоголя).

Все. Поздно. Мамы я больше не увижу…

3. Отрывок и песни.

Сядут все за стол, бывало, а ей недосуг.

Днем и ночью дел хватало для маминых рук.

А когда взрослели дети, смотрела им вслед.

Жизнь идет, и солнце светит – только мамы нет…

4. Ведущий.

А в далеком Заборье жила женщина, которая безумно любила свою ненаглядную доченьку и всегда ее ждала. Это была Катерина Петровна. Ей стало трудно вставать по утрам, смотреть в окно и видеть полегшую траву и доцветающий, еще не осыпавшийся маленький подсолнечник у забора. В глазах у нее появилась темная вода. Теперь она плохо видела. Даже картины отца-художника, висевшие на стенах, и то еле разбирала по памяти.

Иногда она тихонько плакала. От немощи, которая неотступно преследовала ее, а больше – от одиночества.

Навещали пожилую женщину только соседская девчушка Манюшка да Тихон, сторож при пожарном сарае…

5. Слова из песни.

Снег еще лежит на крышах, но пахнет весной.

Снова мамин голос слышу, такой молодой.

Мне бы ласковое что-то сказать ей в ответ

За любовь, за все заботы, только мамы нет…

6. Инсценировка «Письмо дочери».

(Катерина Ивановна одна сидит на кровати. В окно тихо стучат ветки клена. Скрипят половицы.)

Кто-то стучит. Нет, конечно, почудилось.

(Читает)

Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.

7. Кадры из кинофильма.

Манюшка, шмыгая носом, несет письмо на почту, долго не может засунуть его в почтовый ящик и все пытается заглянуть внутрь.

8. Слова из песни.

Дом тот же самый, второй от угла.

Здесь моя мама, здесь мама жила…

9. Кадры из кинофильма: Тихон на почте отправляет телеграмму.

10. Инсценировка «Разговор Тихона с Катериной Петровной».

- Бабка? А бабка? Ты живая?

- Что, Тиша?

- Похолодало, Катерина Петровна! Снег скоро выпадет. Оно к лучшему. Дорогу морозцем собьет, и ей будет способнее ехать.

- Кому?

- Да кому же другому, как не Настасье Семеновне. Кому, как не ей. Вот!

- Не надо, Тиша! Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку.

11. Слова из песни.

Мне бы ласковое что-то сказать ей в ответ

За любовь, за все заботы, только мамы нет…

12. Ведущий.

Хоронили Катерину Петровну на следующий день.

Хоронили всем селом.

Поставили гроб около свежей могилы. Простились. И застучали о крышку комья земли. Все. Не стало человека.

А за оградой в легком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля.

13. Слова из песни.

Вьюги землю заметали, кружилась листва.

Собиралась в гости к маме не день и не два.

А дорога поздней вышла, ложился рассвет.

Тот же день и та же вишня – ТОЛЬКО МАМЫ НЕТ…

14. Ведущий на фоне кадров из кинофильма.

В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм и холодную, темную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, давно ушла жизнь.

Настя проплакала всю ночь.

Уехала она крадучись, чтобы ее никто не увидел. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.

15. Заседание круглого стола. Выступления учащихся.

Вопросы для обсуждения.

- Место рассказа в творчестве К.Г.Паустовского.

- Удалось ли в спектакле передать содержание рассказа?

- Почему спектакль начинался с конца рассказа? Оправдано ли это?

- Какова главная проблема рассказа?

- Есть ли такая проблема в окружающей нас действительности?

- Как же ее решить?

- Какие средства выразительности речи использует автор и какова их роль?

- Какие детали использованы в тексте и какова их роль?

- Удачно ли название спектакля? Какой заголовок выбрали бы вы?

- Удачно ли вставлены в спектакль слова из песни?

- Удалось ли тем, кто участвовал в спектакле, передать чувства героев?

-Чему учит нас рассказ?

16. Под песню и демонстрацию кадров из кинофильма учащиеся и гости расходятся.





Урок-спектакль по рассказу К. Г. Паустовского
  • Русский язык и литература
Описание:

"Снова мамин голос слышу" - это урок - спектакль по рассказу Константина Геогиевича Паустовского. Может быть использован как урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе и как урок подготовки к сочинению-рассуждению на ЕГЭ по проблеме "отцы и дети". Урок имеет большое воспитательное значение. Использованы кадры из кинофильма "Телеграмма" и аудиозапись песни "Снова мамин голос слышу" в исполнении Анны Герман. Приводятся вопросы для обсуждения спектакля и анализа текста рассказа. Это обсуждение проходит в форме "круглого стола", где присутствуют "критики", сами участники спектакля и гости.

Автор Мишина Валентина Алексеевна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 485
Номер материала 11811
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓