Главная / География / Урок-соревнование в 8 классе по теме "Моря России"

Урок-соревнование в 8 классе по теме "Моря России"

Самандас Елена Анатольевна, учитель географии

МБОУ «Опытненская СОШ»

Урок проверки знаний в 8 классе по теме «Моря России»


Цели: обобщить и закрепить знания об особенностях морей России; активизировать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; развивать коммуникативные навыки при работе в группах; выявить степень усвоения материала.


Оборудование: Физическая карта России, карты атласа, картины


Тип урока: Познавательная игра в форме соревнования.


Подготовительный этап. Сформировать команды по 5-6 человек. Выбрать жюри (можно пригласить старшеклассников).


Ход урока


Вступительное слово учителя:


Россия – морская держава. Она омывается водами 12 морей, которые принадлежат к бассейнам трех океанов, и Каспийского моря-озера. Эти моря очень разнообразны по природным условиям и ресурсам, по степени их изученности и освоенности. Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего, это дешевые транспортные пути, соединяющие нашу страну как с другими государствами, так и с отдельными её районами. Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей, в первую очередь их рыбные богатства.

Моря всегда притягивали человека своими ресурсами и условиями для установления торговых отношений с другими народами. В наше время бурного развития техники роль морей в жизни человека неизмеримо возросла.

Сегодня ребята вы проверите свои знания, которые получили на предыдущих уроках.


1-й тур. Разминка


Определить о каком море идет речь. Назвать и показать по карте.

  1. Море-озеро. (Каспийское)

  2. Море, в котором создан первый в России заказник для охраны и производства крабов. (Охотское)

  3. Море, где выращивают моллюсков. (Японское)

  4. Море, которое географы называют «ледяным мешком», «ледяным погребом». (Карское)

  5. Море меньше Черного в 2000 раз. (Азовское)

  6. Самое глубокое море в России. (Берингово)

  7. Незамерзающие моря. (Баренцево, Японское, Черное)

  8. Море, в котором наблюдаются самые высокие приливы. (Охотское)

  9. Самое чистое море в России. (Чукотское)

  10. Самое большое море у берегов России (Берингово)

  11. Самое мелкое море у берегов России. (Азовское)


2-й тур. Реклама морей


Команда по жребию выбирает моря какого-либо из трех океанов. Представитель команды выходит к карте и дает их полную характеристику. Ответ могут дополнить участники из других команд. За что могут получить дополнительные очки.

3-й тур. Игра «Третий лишний»


Проанализируйте ряд слов и назовите то слово, которое не соответствует всем другим. Свой выбор обоснуйте.

1. Черное, Азовское, Белое.

2. Каспийское, Охотское, Японское.

3. Белое, Чукотское, Японское.

4. Каспийское, Черное, Азовское.

5. Баренцево, Карское, Балтийское.

6. шельф, склон, промилле, желоб.

4-й тур. Диктант по понятиям


Задание выполняют все учащиеся, письменно.


Найди соответствие:

Понятие Определение

А) БОРА 1. Хаотичное нагромождение льда.

Б) МУССОНЫ 2. Волны, вызванные землетрясением и извержением вулкана.

В) ТАЙФУН 3. Молодой неподвижный лёд у берега.

Г) АЙСБЕРГ 4. Материковый лёд.

Д) БЕРЕГОВОЙ ПРИПАЙ 5. Дрейфующие многолетние льды.

Е) ПАКОВЫЕ ЛЬДЫ 6. Озера, образующиеся от таяния льда.

Ж) ПРИЛИВ 7. Ветры, меняющие свое направление два раза в год.

З) ТОРОСЫ 8. Тропические ураганные ветры.

И) СНЕЖНИЦЫ 9. Холодный сильный порывистый ветер, вторгающийся

через перевал на побережье.

К ) ЦУНАМИ 10. Периодический подъём уровня воды в океане.


5-й тур. Проверка номенклатуры


1-й вариант. Команды получают фрагменты контурных карт. На этих фрагментах необходимо определить географические объекты (моря, заливы проливы, острова, полуострова, реки).

2-й вариант. Учитель показывает объекты на карте, а ученики их названия пишут на листочках. (Берингов пролив, Белое море, о.Врангеля, мыс Дежнева, пролив Лаперуза, Курильские о-ва, Азовское море, Керченский пролив, Баренцево море, п-ов Таймыр, Финский залив и др.)

6-й тур. «Рассуждалки - Объяснялки»


1. Если бы не было тектонических движений Земли, то какие бы были моря на юге России Черное, Азовское, Каспийское?

2. В Баренцевом море обитает 114 видов рыб, а в море Лаптевых 28 – 30 видов рыб, потому что…..

3. На побережье Черного и Азовского морей берут гальку, строительный материал. К чему это приводит?

4. Если бы не было на севере России о. Новой Земли какая температура была бы в Карском море?

5. В Черном море обитает на дне жизнь, так ли это?

6. Почему вода в морях имеет разную соленость?

7. Северный морской путь способствует (чему?)……..

8. Почему опытная приливная электростанция была построена не в Пенжинской губе, где самые высокие приливы?

9. Если загрязнять моря, к чему это может привести?

10. Цунами – это не город, а…..

11. Почему воды Черного моря ниже 200 метров лишены жизни?

12. Ламинария это не моллюск, а ….

13. Рыбаки на парусных судах уходят в море на рыбную ловлю ранним утром, когда солнце еще не появилось над горизонтом. Обратно возвращаются днем. Почему так?

14. Москва – порт пяти морей. Перечислите эти моря. Какие реки и каналы соединяют моря с Москвой-рекой?


7-й тур. «Блиц-турнир»


  1. Самое холодное море Дальнего Востока. (Охотское).

  2. Где гнездятся белые гуси? (о.Врангеля).

  3. Морская капуста – это…(Ламинария).

  4. Море-озеро – это… (Каспийское)

  5. Один из самых больших заливов России. (Финский).

  6. Море, имеющее более 50 названий. (Каспийское).

  7. Восточный мыс назван в честь (кого?). (С. Дежнёва)

  8. Белые медведи живут в морях. (Северного Ледовитого океана).

  9. Бурые водоросли достигают в длину. (50 см)

  10. Одно из морей, омывающих берега России, носит имя двоюродных братьев. Какое это море?. ( Дмитрия и Харитона Лаптевых, исследователей северного побережья )

  11. Одна из глубоководных впадин на Дальнем Востоке. (Курило-Камчатский желоб)

  12. Какое море раньше называли «Студенным»? (Баренцево).

  13. К каким островам относится остров Парамушир ? (Курильским)

  14. Какие пушные морские звери обитают на Командорских островах? (каланы, котики).

  15. В 1952 году волна высотой в 20 метров разрушила город. (Северокурильск).

  16. Самый большой остров нашей страны.(Сахалин)

  17. Самый большой полуостров России. (Таймыр).

  18. В какие ворота нельзя забить мяч? (пролив Карские ворота)

  19. Какое море древние славяне называли Варяжским морем? (Балтийское)

  20. Море, где сосредоточено до 80% мировых запасов осетровых рыб. (Каспийское).

  21. Какое море раньше называли Бобровое море? (Берингово)

  22. Самый длинный пролив России. (Татарский – 663 км)

  23. Этот остров является «роддомом» белых медведей. (о. Врангеля)

  24. В каком море у берегов России самый высокий прилив? (Охотское, Пенжинская губа)

  25. На берегах какого моря прошло детство великого ученого В.М.Ломоносова? (Белое)

  26. Когда впервые был полностью пройден Северный морской путь за одну навигацию? (В 1932 году ледоколом «Сибиряков»).

  27. В кипящей пене валуны,

Волна, блистая, заходила –

Её уж тянет, тянет сила

Всходящей за морем Луны

Какое природное явление описывает И.Бунин? (прилив)

  1. Море, на берегах которого находится второй по величине город России. ( Балтийское)

  2. На каком острове нашей страны рождается новый день всего мира? (о. Ратманова)

  3. Назовите остров страны, который расположен сразу в трех полушариях? (о.Врангеля , в восточном, западном, северном полушариях)



Подведение итогов. Награждение победителей.

Урок-соревнование в 8 классе по теме "Моря России"
  • География
Описание:

   Познавательная игра в форме соревнования по теме "Моря России". Можно проводить как в урочное так и внеурочное время, например, во время проведения предметной недели по географии.

    Цель: обобщить и закрепить знания об особенностях морей России, активизировать познавательный интерес и географическое мышление учащихся, развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

    Для проведения необходимо в подготовительный этап сформировать команды по пять-шесть человек, а также выбрать жюри (можно пригласить старшеклассников).

Оборудование: физическая карта России, картины или фотографии с изображением морей.

 

Автор Самандас Елена Анатольевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 435
Номер материала 18439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓