Главная / Биология / Урок-смотр знаний по темам "Внутренняя среда организма. Транспорт веществ". Биология, 8 класс.

Урок-смотр знаний по темам "Внутренняя среда организма. Транспорт веществ". Биология, 8 класс.


Тема урока:

Смотр знаний по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ».

Цели урока:

Проверить знания терминологии по теме, названий элементов крови, умения описывать их особенности, понимание сущности процессов; о движении крови по кругам кровообращения, работе сердца, образовании тромба, формировании иммунитета. Обобщить и провести контроль знаний о сердечно-сосудистых заболеваниях и их профилактике. Расширить знания учащихся о вреде никотина, алкоголя, наркотиков для работы органов системы кровообращения, о необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.

Развивать умения оказывать первую помощь при всех видах кровотечения.

Межпредметные связи:

С физикой.

Методы и приемы:

Частично поисковый. Организация конкурсов.

Формы активизации познавательной деятельности учащихся

Конкурсы, терминологический диктант, моделирование процессов, ребусы, работа с текстами по нахождению ошибок, оказание ПМП «пострадавшим», сообщения учащихся.

Литература:

1)УМК Сонина Н.И.; 2) Балабанова В.В., Максимцева Т.А Открытые уроки по биологии. 7-9 классы.. – Волгоград: «Учитель», 2003. 3) Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: «Первое сентября», 2000.

Оборудование:

Таблички с номерами (названиями) команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри; бумага для проведения терминологического диктанта, эталоны ответов; карточки с цифровой информацией; карточки с текстами; реквизит для показа моделей; вата, жгут, носовой платок для оказания ПМП.

Формы организации учебной деятельности

Обобщающий, контрольно-учетный урок.

План урока:

1. Организационная часть. (Цели и задачи урока, условия проведения игры, представление жюри. Учащиеся выбирают цветные фишки и занимают места за игровыми столами).

2. Проверка знаний учащихся по темам. (Проводится в виде игр-конкурсов).

Перед каждым конкурсом ставится цель, по окончании конкурса подводятся итоги, исправляются и объясняются ошибки, жюри оценивает конкурсы.

3. Подведение итогов урока.

2. Проверка знаний учащихся.



























































































































































3. Подведение итогов урока.



1) Конкурс «Термины».

Условия: учитель читает определения, все учащиеся на местах записывают по порядку термины. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды (имеющие желтую фишку) выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ. Жюри исправляет ошибки и ставит оценки участникам конкурса, которые теперь, имея эталон ответа, в течение 10 минут проверяют работы своей команды.

Задания:

  1. Движение крови по сосудам. (Кровообращение).

  2. Самый крупный сосуд. (Аорта).

  3. Красные кровяные клетки. (Эритроциты).

  4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз).

  5. Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная).

  6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови. (Гемофилия).

  7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения).

  8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина).

  9. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты).

  10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет).

  11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены).

  12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор).

  13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин).

  14. Жидкая часть крови. (Плазма).

  15. Группа крови универсального донора. (1 или 00).

  16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело).

  17. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная).

  18. Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс).

  19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения).

  20. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии).

2) Конкурс «С точностью до …»

Условия: в конкурсе участвуют игроки, имеющие синюю фишку. Баллы будут набирать те игроки, которые быстрее других вспомнят, что означают следующие цифры и числа.

Задания:

  1. 90% (количество воды в крови).

  2. 300 г (масса сердца).

  3. 60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений).

  4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).

  5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).

  6. 0,9% (количество хлорида натрия в крови).

  7. 5 млн/мм3 (количество эритроцитов).

  8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).

  9. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).

  10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).

  11. 2,5 см (диаметр аорты).

  12. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).

3) Конкурс «Модели» (домашнее задание).

Условия: команды разыгрывают модели физиологических процессов: «Работа сердца», «Круги кровообращения», «Формирование иммунитета». Конкурсанты, имеющие зеленые фишки, комментируют выступление своей команды.

Модель «Работа сердца». Участвуют 6 человек, четверо из которых изображают камеры сердца, двое – кровь. Участники 1-4 стоят парами, лицом друг к другу, их руки образуют кольцо. На счет «1» «кровь» делает шаг и попадает в «предсердия». На счет «2-3-4» «кровь» переходит в «желудочки», на счет «5-6-7-8» «кровь» выходит из «желудочков», учащиеся занимают исходную позицию.

Модель «Круги кровообращения». Участвуют 4 человека: «кровь», «сердце», «тело», «легкие». «Кровь» идет от «сердца» к «телу», которому отдает красную фишку – «кислород» и берет у него синюю фишку – «углекислый газ». Затем «кровь» возвращается к «сердцу» и далее движется к «легким», где отдает синюю фишку и берет красную. «Кровь» возвращается к «сердцу», и все повторяется.

Модель «Формирование иммунитета». Действующие лица: девочки (две клетки), хулиган (болезнетворный микроорганизм), милиционер (лейкоцит) и боец спецназа (антитело).

Девочки-клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них налетает хулиган, который начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок (клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя с собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана. Делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

4) Конкурс «Найди ошибку».

Условия: команды получают тексты (по жеребьевке), в которых допущены ошибки. В течение 1-2 минут в группах идет работа по выявлению ошибок, затем игрок, имеющий красную фишку, зачитывает текст и комментирует ошибки.

Текст 1. Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.) Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной формы (двояковогнутая лепешка), не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).


Текст № 2. Лейкоциты.

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное)тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов (И.И.Мечников).

Текст № 3. Сердце.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи (снаружи – соединительная ткань), и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (с).

5) Конкурс «Прием в травмпункте».

Условия: в конкурсе участвуют ребята, имеющие белую фишку. Они должны оказать ПМП «пострадавшему» (задания выбирают жеребьевкой).

Задание 1.

У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови – алый.

Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.


Задание 2.

У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.


Задание 3.

У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

6) Конкурс «Сообщения».

Условия: выступают участники команд, подготовившие сообщения (регламент – 3 минуты).

  • Влияние алкоголя, табака, наркотиков на работу ССС.

  • Значение физических упражнений для укрепления ССС.

  • Зачем нужны прививки?


1. Выставление оценок за терминологический конкурс.

2. Оценки за участие в конкурсе «Модели».

3. Общие итоги и выводы.


.



Урок-смотр знаний по темам "Внутренняя среда организма. Транспорт веществ". Биология, 8 класс.
  • Биология
Описание:

Урок-смотр знаний  проводится после изучения  тем "Внутренняя среда организма" и  "Транспорт веществ". Проверка знаний идет в виде игр-конкурсов мкжду тремя командами восьмиклассников: терминологический диктант, "С точностью до ...", представление моделей биологических процессов, работа с текстами "Найди ошибку", "Прием в травмпункте", сообщения от каждой команды по гигиене сердечно-сосудистой системы. Команды формируются заранее, им необходимо придумать модели и прорепетировать их для показа, составить текст сообщения. На урок можно пригласить учителей, родителей.

Автор Пузанова Альбина Степановна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1333
Номер материала 13385
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓