Тема
занятия – Слово и предложение.
Цель занятия:
Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения.
Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие
зрительного внимания и памяти.
Задачи: уточнить
знания детей о том. Что предложения состоят из слов, связанных между собой по
смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения
из определенного количества слов; развивать фонематическое восприятие, внимание
и память.
Оборудование: сюжетные
картинки изображающие животных и неодушевленные предметы; схемы предложений;
зеркала и колючие мячи.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ну, Ребята, чур
молчок! Начинается урок!
На меня все
посмотрели и тихонько сели.
2. Артикуляционная
гимнастика.
Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик»,
«Трубочка», «Бублик». Упражнения для языка: «Часики», «Чистим зубки», «Футбол»,
«Хомячок». Одновременно с упражнениями в руках катаем колючие мячи.
Упражнения на голосовые связки: пропеть гласные звуки в разной тональности.
3. Работа с предложением.
Учитель-логопед называет предложение из двух
слов: Дети читали.
Затем задает вопросы: Про
кого это предложение? (Про детей.) Что вы узнали про детей? (Дети
читали.) А
вы узнали, что дети читали? (Нет.) Добавим еще слово в
предложение: Дети читали сказку.
Что теперь вы узнали? (Что
дети читали сказку.) А вы узнали, кому дети читали сказку? (Нет.)
Добавим еще
слово: Дети читали сказку бабушке.
Что теперь вы узнали? (Что
они читали сказку бабушке.) Еще добавим одно слово: Утром
дети читали сказку бабушке.
Что еще вы узнали? (Что
утром дети читали сказку бабушке.)
Мы добавляли в предложение по
одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в
предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит
предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять
полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься
сегодня на занятии.
4. Работа со словом.
Учитель-логопед предлагает ученикам вспомнить,
какие звуки издают корова, собака, лягушка, ворона и т. д. Дети воспроизводят
звукоподражания.
Учитель-логопед выясняет, понятен ли им смысл
этих звукоподражаний, затем называет слова: гулять,
писать, пить, ходить. А теперь вам понятно, что я
сказала? (Понятно.) В
первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во
втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет
определенный смысл.
Различение слов и звукосочетаний.
Игра «Определи слово».
Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы, например кота,
корову, сапоги. Учитель-логопед вперемешку называет слова и соответствующие им
по структуре звукосочетания. Услышав слово (например, кот,
пул, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны
поднять соответствующую картинку и
объяснить, почему на слово кот они
подняли картинку, а на слово
пул — не подняли. (Кот
— это слово, а пул —
это не слово, а набор звуков.)
Слова, обозначающие предметы.
Учитель-логопед указывает на предметы,
находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это? Ученики должны ответить одним
словом, например: стол, доска, стул и т. д. Вопросы ученикам:
Кто спрашивал? (Вы.)
Кто отвечал? (Мы.)
Как я спрашивала? (Что
это?)
Учитель-логопед: ч т о это? — вопрос. Какой
вопрос я задавала? (Что это?)
Вопрос что
это? ставим к словам, которые обозначают предметы.
Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
Учитель-логопед выставляет на доску в первый
ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд картинки,
изображающие живые предметы. Затем учитель-логопед ставит вопрос к картинкам
первого ряда: что это? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и
т. д. К картинкам второго ряда: кто это? (Коза, собака, кошка и т. д.)
Вопросы ученикам:
Какой вопрос я задавала сначала? (Что
это?) Какой вопрос я задавала потом? (Кто
это?)
Почему к одним
предметам я ставила вопрос что?, а к другим —кто? (Потому
что одни предметы неживые, а другие — живые.)
К каким предметам
ставили вопрос что? (К неживым.)
К каким предметам
ставили вопрос кто? (К живым.)
К словам, обозначающим
неживые предметы, ставим вопрос что?
К словам, обозначающим живые предметы, ставим
вопрос кто?
Учитель-логопед ставит на доску вперемешку
картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам
разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую — неживые,
и поставить соответствующие вопросы.
5. Физкультминутка.
Дети отстукивают ритм стихотворения разными
способами.
Как на пишущей машинке две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук! Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
И постукивают и похрюкивают.
5.
Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.
Учитель-логопед предлагает ученикам
рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их,
назвать сначала только те, которые обозначают живые, затем неживые предметы.
Например, предлагаются картинки с изображением
стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду
увеличивается.)
V. Итог занятия.
Учитель-логопед:-
Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы.
Затем
задает вопросы ученикам:
Какие
предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.)
Какие
вопросы научились ставить к словам-предметам? (Кто?
Что?)
К
каким словам-предметам ставим вопрос кто?
К
каким — что?
Затем
ученики самостоятельно рассказывают, что они узнали на этом занятии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.