Главная / Логопедия / урок-"Слово и предложение." (1 класс)

урок-"Слово и предложение." (1 класс)

Тема занятия – Слово и предложение.

Цель занятия: Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.

Задачи: уточнить знания детей о том. Что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; развивать фонематическое восприятие, внимание и память.

Оборудование: сюжетные картинки изображающие животных и неодушевленные предметы; схемы предложений; зеркала и колючие мячи.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ну, Ребята, чур молчок! Начинается урок!

На меня все посмотрели и тихонько сели.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик». Упражнения для языка: «Часики», «Чистим зубки», «Футбол», «Хомячок». Одновременно с упражнениями в руках катаем колючие мячи. Упражнения на голосовые связки: пропеть гласные звуки в разной тональности.

3. Работа с предложением.

Учитель-логопед называет предложение из двух слов: Дети читали.

Затем задает вопросы: Про кого это предложение? (Про детей.) Что вы узнали про детей? (Дети читали.) А вы узнали, что дети читали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение: Дети читали сказку.

Что теперь вы узнали? (Что дети читали сказку.) А вы узнали, кому дети читали сказку? (Нет.) Добавим еще слово: Дети читали сказку бабушке.

Что теперь вы узнали? (Что они читали сказку бабушке.) Еще добавим одно слово: Утром дети читали сказку бабушке.

Что еще вы узнали? (Что утром дети читали сказку бабушке.)

Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.

4. Работа со словом.

Учитель-логопед предлагает ученикам вспомнить, какие звуки издают корова, собака, лягушка, ворона и т. д. Дети воспроизводят звукоподражания.

Учитель-логопед выясняет, понятен ли им смысл этих звукоподражаний, затем называет слова: гулять, писать, пить, ходить. А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл.

Различение слов и звукосочетаний.

Игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы, например кота, корову, сапоги. Учитель-логопед вперемешку называет слова и соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово (например, кот, пул, сапоги, бакуса и т. д.), ученики должны поднять соответствующую картинку и объяснить, почему на слово кот они подняли картинку, а на слово пул — не подняли. (Кот это слово, а пул это не слово, а набор звуков.)

Слова, обозначающие предметы.

Учитель-логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это? Ученики должны ответить одним словом, например: стол, доска, стул и т. д. Вопросы ученикам:

Кто спрашивал? (Вы.) Кто отвечал? (Мы.)

Как я спрашивала? (Что это?)

Учитель-логопед: ч т о это? — вопрос. Какой вопрос я задавала? (Что это?)

Вопрос что это? ставим к словам, которые обозначают предметы.

Слова, обозначающие живые и неживые предметы.

Учитель-логопед выставляет на доску в первый ряд картинки, изображающие неживые предметы, во второй ряд картинки, изображающие живые предметы. Затем учитель-логопед ставит вопрос к картинкам первого ряда: что это? Ученики должны ответить одним словом: куст, чашка, дом и т. д. К картинкам второго ряда: кто это? (Коза, собака, кошка и т. д.)

Вопросы ученикам:

Какой вопрос я задавала сначала? (Что это?) Какой вопрос я задавала потом? (Кто это?)

Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим —кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие живые.)

К каким предметам ставили вопрос что? (К неживым.)

К каким предметам ставили вопрос кто? (К живым.)

К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос что?

К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто?

Учитель-логопед ставит на доску вперемешку картинки, изображающие живые и неживые предметы, и предлагает ученикам разложить их на две группы: в одну — изображающие живые предметы, в другую — неживые, и поставить соответствующие вопросы.

5. Физкультминутка.

Дети отстукивают ритм стихотворения разными способами.

Как на пишущей машинке две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук! Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

И постукивают и похрюкивают.

5. Упражнения для развития зрительного внимания и памяти.

Учитель-логопед предлагает ученикам рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их, назвать сначала только те, которые обозначают живые, затем неживые предметы.

Например, предлагаются картинки с изображением стола, коровы, листа, козы. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивается.)

V. Итог занятия.

Учитель-логопед:- Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы.

Затем задает вопросы ученикам:

Какие предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.)

Какие вопросы научились ставить к словам-предметам? (Кто? Что?)

К каким словам-предметам ставим вопрос кто?

К каким — что?

Затем ученики самостоятельно рассказывают, что они узнали на этом занятии.

урок-"Слово и предложение." (1 класс)
  • Логопедия
Описание:

 Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.

 

Уточнить знания детей о том. Что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; развивать фонематическое восприятие, внимание и память.Цель занятия: Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.

Уточнить знания детей о том. Что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; развивать фонематическое восприятие, внимание и память.Цель занятия: Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти. уточнить знания детей о том. Что предложения состоят из слов, связанных между собой по смыслу; учить определять количество слов в предложении, составлять предложения из определенного количества слов; развивать фонематическое восприятие, внимание и память.

Автор Гарипова Эльвира Мухаметовна
Дата добавления 06.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 2480
Номер материала 6628
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы