Главная / Русский язык и литература / Урок-семинар на тему "Наречие" (7 класс)

Урок-семинар на тему "Наречие" (7 класс)

УРОК – СЕМИНАР  

по теме «НАРЕЧИЕ»

(7 класс)

 Вопросы для обсуждения ( даются учителем заранее, для предварительной

подготовки):

1).Какие части речи вам известны? Какое место среди них занимает наречие? Дайте определение наречия.

2).С какими частями речи и в чем сходно наречие? Чем отличается от них?

Практические задания (для групповой  подготовки):

1)Какова этимология слова «наречие»? (обратитесь к этимологическому словарю)

2).Проследите историю образования наречий: дотла, невзначай, невмоготу, начеку, наружу, исподволь.(по этимологическому словарю )

3).Орфографическое задание. Какие орфограммы в теме « Наречие» кажутся вам самыми сложными? Приведите примеры.

4).Какие речевые ошибки возможны при употреблении наречий? Приведите примеры.

5).История некоторых фразеологизмов, в состав которых входят наречия.

6)Какое место занимают наречия в различных словарях (орфогр. словарь, русско-немецкий)

Практические задания для всего класса:

1).Роль наречий в нашей речи ( выписать отрывки из текстов, где много наречий, при чтении наречия выделите голосом. Тексты брать из учебников, журналов, книг).

2) Подобрать занимательные задания с наречиями (загадки, пословицы и др.)

   

                                                     ХОД  УРОКА:

1.Сообщение темы, цели урока ( обобщение и расширение знаний о наречии как части речи, употреблении, написании наречий.)

2.Беседа по теме:

-Какой литературой вы пользовались при подготовке к уроку?

-Много ли материала вы нашли в книгах о наречии ( по сравнению с сущ,, прил,. гл. )?(нет)

-Почему? ( у наречия меньше грамматических признаков, главный из них – неизменяемость, в правописании наречий меньше орфограмм, хотя это часто очень трудные написания.)

Слово учителя: Академик В.В.Виноградов писал: «Некоторые ученые подвергают сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи» и «Орфографические ошибки в наречиях – это следствие неопределенности этой категории». Почему в литературе о наречии часто встречается термин «категория состояния»?

-С какими частями речи и в чем сходно наречие?(с деепричастием – по смысловому вопросу, по неизменяемости, с прилагательным – обозначает признак, но не предмета, а признак  по действию, не изменяется, как прилагательное, по родам, числам, падежам).

-С какой частью речи можно спутать наречие? ( с сущ. За зимой придет весна. Зимой стоят морозы.)

-как же отличить  наречие от существительного?( сущ. обозначает предмет, в ряде падежей у них 2 вопроса: за чем? когда?(за зимой), а у наречия один вопрос и другое значение-времени (когда?) зимой.

-Изменяется ли наречие? ( нет, но может образовывать степени сравнения)

3.Практические задания. Работа в группах.

-Какова этимология слова «наречие»? (сообщение 1 группы)

-Каково происхождение наречий дотла, невзначай, невмоготу, начеку, наружу, исподволь? (сообщение 2 группы, краткая запись в тетради)

-На доске – основные орфограммы по теме. Какие из них показались вам особенно трудными? ( сообщение 3 группы)

-Только ли речевые ошибки возможны при употреблении наречий? (ещё речевые). Поставьте в словах ударение: пиши красИвее, сядь удОбнее, вытри дОчиста, сделать инАче, уехать надОлго).

-сценка «Рецепт» в исполнении учащихся. Задание: Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали?

 

Работа с отрывком из рассказа  Сладкова «О живучем слове ВДРУГ»

-Вывод: Как правильно употреблять наречия? ( Думать о лексическом значении слова, избегать повторения одного и того же слова, заменять его синонимами).

-4 группа рассказывает об истории некоторых фразеологизмов, предлагает классу заменить  наречия фразеологизмами.

-5 группа представляет сообщение о словарях. -Много ли вы нашли в орф. словаре наречий? ( мало по сравнению с другими частями речи.) А в русско-немецком? (мало). Надо ли иностранцу, изучающему русский язык, знать наречия? (надо. Это хоть и малочисленная, но очень важная часть речи, обозначающая признаки действия).

4. Практические задания для всего класса:

-Какова роль наречий в речи? ( анализ выбранных фрагментов текстов, богатых наречиями, стихов и др.)

-Занимательные задания. Загадки:

-По алфавиту в строгом порядке

40 фамилий в толстой тетрадке,

СПРАВА от них нарисованы клетки,

Чтоб не сбежали ваши отметки. ( что это?)

Есть место на Земле, ВОКРУГ куда ни смотришь-

ВСЮДУ юг. И СПРАВА юг, и СЛЕВА юг, и СПЕРЕДИ, и СЗАДИ,

Куда ни смотришь – ВСЮДУ юг и льды на водной глади. ( Сев. Полюс )

 

-Не для забавы сидят на носу

СЛЕВА и СПРАВА по колесу.

ЗИМОЮ был крышей для речки, пруда,

ВЕСНОЙ не осталось от крыши следа.

Снег сошел с бугра, и вот, поселившись ТЕСНО,

В желтых шапочках народ СРАЗУ  занял место.

По  ходу работы наречия выбираются и записываются под диктовку.

5. Подведение итогов урока:

-Итак, мы повторяли с вами на уроке материал о наречии.  А узнали ли вы что-нибудь новое, интересное об этой части речи? Что именно?

-Выставление оценок за урок.

6. Задание на дом.

Напишите небольшой связный рассказ , в котором употребите как можно больше наречий.


Урок-семинар на тему "Наречие" (7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

УРОК – СЕМИНАР  

по теме «НАРЕЧИЕ»

(7 класс)

 Вопросы для обсуждения ( даются учителем заранее, для предварительной

подготовки):

1).Какие части речи вам известны? Какое место среди них занимает наречие? Дайте определение наречия.

2).С какими частями речи и в чем сходно наречие? Чем отличается от них?

Практические задания (для групповой  подготовки):

1)Какова этимология слова «наречие»? (обратитесь к этимологическому словарю)

2).Проследите историю образования наречий: дотла, невзначай, невмоготу, начеку, наружу, исподволь.(по этимологическому словарю )

3).Орфографическое задание. Какие орфограммы в теме « Наречие» кажутся вам самыми сложными? Приведите примеры.

4).Какие речевые ошибки возможны при употреблении наречий? Приведите примеры.

5).История некоторых фразеологизмов, в состав которых входят наречия.

6)Какое место занимают наречия в различных словарях (орфогр. словарь, русско-немецкий)

Практические задания для всего класса:

1).Роль наречий в нашей речи ( выписать отрывки из текстов, где много наречий, при чтении наречия выделите голосом. Тексты брать из учебников, журналов, книг).

2) Подобрать занимательные задания с наречиями (загадки, пословицы и др.)

   

                                                     ХОД  УРОКА:

1.Сообщение темы, цели урока ( обобщение и расширение знаний о наречии как части речи, употреблении, написании наречий.)

2.Беседа по теме:

-Какой литературой вы пользовались при подготовке к уроку?

-Много ли материала вы нашли в книгах о наречии ( по сравнению с сущ,, прил,. гл. )?(нет)

-Почему? ( у наречия меньше грамматических признаков, главный из них – неизменяемость, в правописании наречий меньше орфограмм, хотя это часто очень трудные написания.)

Слово учителя: Академик В.В.Виноградов писал: «Некоторые ученые подвергают сомнению право наречий на звание самостоятельной части речи» и «Орфографические ошибки в наречиях – это следствие неопределенности этой категории». Почему в литературе о наречии часто встречается термин «категория состояния»?

-С какими частями речи и в чем сходно наречие?(с деепричастием – по смысловому вопросу, по неизменяемости, с прилагательным – обозначает признак, но не предмета, а признак  по действию, не изменяется, как прилагательное, по родам, числам, падежам).

-С какой частью речи можно спутать наречие? ( с сущ. За зимой придет весна. Зимой стоят морозы.)

-как же отличить  наречие от существительного?( сущ. обозначает предмет, в ряде падежей у них 2 вопроса: за чем? когда?(за зимой), а у наречия один вопрос и другое значение-времени (когда?) зимой.

-Изменяется ли наречие? ( нет, но может образовывать степени сравнения)

3.Практические задания. Работа в группах.

-Какова этимология слова «наречие»? (сообщение 1 группы)

-Каково происхождение наречий дотла, невзначай, невмоготу, начеку, наружу, исподволь? (сообщение 2 группы, краткая запись в тетради)

-На доске – основные орфограммы по теме. Какие из них показались вам особенно трудными? ( сообщение 3 группы)

-Только ли речевые ошибки возможны при употреблении наречий? (ещё речевые). Поставьте в словах ударение: пиши красИвее, сядь удОбнее, вытри дОчиста, сделать инАче, уехать надОлго).

-сценка «Рецепт» в исполнении учащихся. Задание: Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали?

 

Работа с отрывком из рассказа  Сладкова «О живучем слове ВДРУГ»

-Вывод: Как правильно употреблять наречия? ( Думать о лексическом значении слова, избегать повторения одного и того же слова, заменять его синонимами).

-4 группа рассказывает об истории некоторых фразеологизмов, предлагает классу заменить  наречия фразеологизмами.

-5 группа представляет сообщение о словарях. -Много ли вы нашли в орф. словаре наречий? ( мало по сравнению с другими частями речи.) А в русско-немецком? (мало). Надо ли иностранцу, изучающему русский язык, знать наречия? (надо. Это хоть и малочисленная, но очень важная часть речи, обозначающая признаки действия).

4. Практические задания для всего класса:

-Какова роль наречий в речи? ( анализ выбранных фрагментов текстов, богатых наречиями, стихов и др.)

-Занимательные задания. Загадки:

-По алфавиту в строгом порядке

40 фамилий в толстой тетрадке,

СПРАВА от них нарисованы клетки,

Чтоб не сбежали ваши отметки. ( что это?)

Есть место на Земле, ВОКРУГ куда ни смотришь-

ВСЮДУ юг. И СПРАВА юг, и СЛЕВА юг, и СПЕРЕДИ, и СЗАДИ,

Куда ни смотришь – ВСЮДУ юг и льды на водной глади. ( Сев. Полюс )

 

-Не для забавы сидят на носу

СЛЕВА и СПРАВА по колесу.

ЗИМОЮ был крышей для речки, пруда,

ВЕСНОЙ не осталось от крыши следа.

Снег сошел с бугра, и вот, поселившись ТЕСНО,

В желтых шапочках народ СРАЗУ  занял место.

По  ходу работы наречия выбираются и записываются под диктовку.

5. Подведение итогов урока:

-Итак, мы повторяли с вами на уроке материал о наречии.  А узнали ли вы что-нибудь новое, интересное об этой части речи? Что именно?

-Выставление оценок за урок.

6. Задание на дом.

Напишите небольшой связный рассказ , в котором употребите как можно больше наречий.

 

 

Автор Юсупова Зира Кадыровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1008
Номер материала 39135
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓