Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-сценарий на тему "Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского" (5 класс)

Урок-сценарий на тему "Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского" (5 класс)

Скачать материал

Урок-сценарий

Тема: Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского.

Цель: Воспитание нравственных качеств читателей: бережное отношение к книге; 

Задачи:

¾    Ознакомить читателей с личностью писателя, его биографией;

¾    Ознакомить читателей с книгами автора, в том числе с теми, которые имеются в школьной библиотеке.

Оборудование: ИКТ-презентация, выставка книг писателя.

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока

На сегодняшнем мероприятии мы познакомимся с выдающейся личностью, с талантливым писателем, с общественным деятелем – Анатолием Ивановичем Домбровским. Он по-настоящему крымский писатель. В Крыму он родился, здесь жил и творил.

III. Основное содержание урока.

1.      Вступительное слово учителя.

Родился 12 декабря 1934 года в селе Коммунарном  Раздольненского района Крымской АССР.

Анатолий начал учебу в той же школе, в которой до 39-го года учительствовала его мать, поступил в 1941-м сразу во второй класс, потому что к тому времени уже умел читать, считать и писать. Но проучился недолго, осенью в Крым пришли немцы.  

Годы оккупации остались в памяти мальчика как самые мрачные. Немцы выгнали их из дома.

О военных годах он расскажет через много лет после окончания войны, когда почувствует себя писателем.

 

2.      Чтение стихотворения (ученицей)

 

            У ног моих Турецкий вал                                
            Немой, незыблемый лежал, 
            Покрытый сотнями могил.
            Он что-то грозное таил
            И о былом напоминал,
            Когда он весь в огне пылал, — 
            И неумолчный взрывов гул
            Над ним стоял. Он весь тонул
            Тогда в дыму пороховом,
            И смерть кружилася над рвом,
            Разя бойцов своим мечом,
            И засыпала их потом
            Окровавленная земля.
            Дрожали вкруг него поля — 
            То были тягостные дни
            Кровопролитнейшей войны...
            Теперь на тихих склонах рва
            Шумит высокая трава
            Да гордый сокол с высоты
            Взирает молча на кусты, 
            Затем стремглав бросаясь вниз.
            Здесь паровоза громкий свист
            Порой раздастся в тишине
            И где-то смолкнет в вышине.
            Здесь павшим памятник стоит
            И о минувшем говорит.
            Сюда приходят стар и млад,
            Рабочий, школьник и солдат,
            Чтоб павшим прошептать бойцам:
            Герои, слава, слава Вам!

3.      Годы учебы писателя.

 В 1953 окончил с золотой медалью Раздольненскую среднюю школу и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета им. Жданова, который окончил в 1958.

Почему именно философский, а не литературный: он считал, что мало знает о жизни и о человеке.

По окончании университета Анатолий Домбровский решил уехать в далекий Казахстан. Он устроился на работу в Алма-Атинское пограничное училище.

Но эта работа его не прельщала и он уволился. И стал сначала журналистом газеты для детей «Дружные ребята», потом республиканской — «Казахстанская правда».

4.      Знакомство с творчеством писателя.

«Сладкой каторгой» называл свой писательский труд Анатолий Домбровский, потому что это — и восторг от процесса постижения через творчество мира, человека, природы, и удовольствие поведать миру о сокровенном и наболевшем, и окрыленность от открытия все новых истин, но одновременно — и тяжелое бремя, ибо «знание достигается чрезмерным трудом, долгими исследованиями, обобщениями и доказательствами».

Он автор 24-х романов, 18-ти повестей, множества рассказов и статей, к тому же — неутомимый общественный деятель.

Первой была повесть «Птицы ничего не расскажут» в 1968 году, в этом же году вышла детская повесть «Зарянка» (о ребятах, живущих на целине).

В 1970-м увидела свет его замечательная повесть «Голубая тень белого камня» (о первой юношеской любви).

В 1971 вышла книга рассказов «Кто рядом чувствует плечо».

Затем в 1974-м историческая повесть «Красная каска» (о партизанском отряде Ивана Петриченко в Мамайских каменоломнях под Евпаторией в годы гражданской войны). В

 У него была только одна слабость — путешествия. Он побывал в Венгрии, Болгарии, Румынии, Польше, Греции, Италии, Египте, Турции, Дании, Финляндии, Швеции, Чехословакии. Наверно, поэтому написал романы о Греции и об Италии — о Риме.

Затосковав по родине, краю, который в его творчестве стал занимать все больше места, он решил вернуться в Крым. Сам крымский воздух казался ему бальзамом.

 «Есть на земле одно место, куда я стремлюсь беспрестанно, куда меня тянет, словно магнитом, с новой силой всякий раз, едва я расстаюсь с ним. Это отчий край, край моего детства — Крым. И нет в нем ничего такого, чем он мог бы засверкать в сравнении с другими землями. Поедешь ли, пойдешь ли куда — и всюду видишь его частичку. И попадется тебе вдруг  знакомый с детства цветок-василек, то нежданно-негаданно обдаст тебя духом родного дома, то журавль прокурлычет, как в какую-то далекую одуванчиковую весну. Пригорюнишься, подобреешь, и уже видишь больше, слышишь лучше, чувствуешь чище и радуешься тому, что ты живешь...»

1975-м в Крыму — написал сразу две повести под общей обложкой: «Мальчишки из Васильков» и «Остров старой цапли», обе очень крымские, напоенные ароматом степей и моря. Еще одна детская повесть «Сладкая земля», написанная по воспоминаниям отца, увидела свет в 1977 году.

«Рассказы о философах» написаны тоже в Крыму.

5.      Содержание романа «Вернись и вспомни».

В конце 80-х вышел в свет его роман «Вернись и вспомни». По мысли автора – нельзя опережать природу, бессмысленно забегать вперед событий, которые намечены лишь пунктирно, не надо надсаживаться, рвать жилы, опережая время: законы жизни и наши желания, как правило, не совпадают, а потому и цели, которые мы перед собой ставим, оказываются недостижимыми. Иван Егоров, главный герой романа, восстанавливает сельскую электростанцию, гробит, что называется, себя на этой работе, полагая, что когда в домах односельчан вспыхнет свет, как было до войны, — вернется и вся прежняя жизнь: молодость, любовь, достаток, лад между людьми, все, что утрачено за долгие годы войны, разрухи, голода, всеобщего ожесточения, кровопролития и смертей. «И вот лампочки в конце концов зажглись, осветив убогие жилища, паутину в углах, пустые закрома, усталые лица, унылую, исковерканную жизнь»... Одно лишь дано человеку в утешение — простить всех и вся, принять жизнь такой как есть, не проклиная ее и не восхваляя, не поддаваясь бедам, обманам, иллюзиям.

6.      Общественная деятельность писателя.

Вскоре переехал в Симферополь и стал директором Симферопольского клуба писателей.

Литературный журнал «Брега Тавриды», Анатолий Домбровский основал ради того, чтобы крымские писатели могли с его страниц выходить к читателю. Он добился в 1994 г. его финансирования (госдотации), сплотил вокруг него не только писателей, но и ученых историков и философов — таких известных, как Е. Нечепорук, Ф.Лазарев, А. Потапенков, Л.Белый, а также деятелей искусства, культурологов, критиков, краеведов, своих единомышленников.

Заслуженный деятель искусств, лауреат литературной премии им. Н. З. Бирюкова, трижды лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым, им. Л. Н. Толстого, лауреат международной премии им. Платонова.

17 октября 2001 года Анатолия Ивановича не стало…

Имя писателя носят ныне Раздольненская районная библиотека, Дом писателей в Симферополе и Литературная премия. В сквере на перекрестке улиц Пушкина и Самокиша, напротив здания Дома Дружбы, где он работал председателем Крымского Фонда Мира, установлен Закладной Камень на месте, где ему будет установлен памятник.

Домбровский любил повторять слова Платона: «рожденные в красоте обретают бессмертие».

IV. Итог урока

V. Рефлексия

¾    Что нового вы узнали на уроке?

¾    Что поняли?

¾    Чему научились?

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-сценарий на тему "Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Режиссер-постановщик

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание суффиксов –чик-, -щик-».

Тертычная О. В., учитель русского языка и литературы Чистенского учебно-воспитательного комплекса  «Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней-гимназия»

 

Тема: Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского.

Цель:Воспитание нравственных качеств читателей: бережное отношение к книге; 

Задачи:

¾    Ознакомить читателей с личностью писателя, его биографией;

¾    Ознакомить читателей с книгами автора, в том числе с теми, которые имеются в школьной библиотеке.

Оборудование: ИКТ-презентация, выставка книг писателя.

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока

На сегодняшнем мероприятии мы познакомимся с выдающейся личностью, с талантливым писателем, с общественным деятелем – Анатолием Ивановичем Домбровским. Он по-настоящему крымский писатель. В Крыму он родился, здесь жил и творил.

III. Основное содержание урока.

1.      Вступительное слово учителя.

Родился 12 декабря 1934 года в селе Коммунарном  Раздольненского района Крымской АССР.

Анатолий начал учебу в той же школе, в которой до 39-го года учительствовала его мать, поступил в 1941-м сразу во второй класс, потому что к тому времени уже умел читать, считать и писать. Но проучился недолго, осенью в Крым пришли немцы. 

Годы оккупации остались в памяти мальчика как самые мрачные. Немцы выгнали их из дома.

О военных годах он расскажет через много лет после окончания войны, когда почувствует себя писателем.

 

2.      Чтение стихотворения (ученицей)

 

            У ног моих Турецкий вал                                
            Немой, незыблемый лежал, 
            Покрытый сотнями могил.
            Он что-то грозное таил
            И о былом напоминал,
            Когда он весь в огне пылал, — 
            И неумолчный взрывов гул
            Над ним стоял. Он весь тонул
            Тогда в дыму пороховом,
            И смерть кружилася над рвом,
            Разя бойцов своим мечом,
            И засыпала их потом
            Окровавленная земля.
            Дрожали вкруг него поля — 
            То были тягостные дни
            Кровопролитнейшей войны...
            Теперь на тихих склонах рва
            Шумит высокая трава
            Да гордый сокол с высоты
            Взирает молча на кусты, 
            Затем стремглав бросаясь вниз.
            Здесь паровоза громкий свист
            Порой раздастся в тишине
            И где-то смолкнет в вышине.
            Здесь павшим памятник стоит
            И о минувшем говорит.
            Сюда приходят стар и млад,
            Рабочий, школьник и солдат,
            Чтоб павшим прошептать бойцам:
            Герои, слава, слава Вам!

3.      Годы учебы писателя.

 В 1953 окончил с золотой медалью Раздольненскую среднюю школу и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета им. Жданова, который окончил в 1958.

Почему именно философский, а не литературный: он считал, что мало знает о жизни и о человеке.

По окончании университета Анатолий Домбровский решил уехать в далекий Казахстан. Он устроился на работу в Алма-Атинское пограничное училище.

Но эта работа его не прельщала и он уволился. И стал сначала журналистом газеты для детей «Дружные ребята», потом республиканской — «Казахстанская правда».

4.      Знакомство с творчеством писателя.

«Сладкой каторгой» называл свой писательский труд Анатолий Домбровский, потому что это — и восторг от процесса постижения через творчество мира, человека, природы, и удовольствие поведать миру о сокровенном и наболевшем, и окрыленность от открытия все новых истин, но одновременно — и тяжелое бремя, ибо «знание достигается чрезмерным трудом, долгими исследованиями, обобщениями и доказательствами».

Он автор 24-х романов, 18-ти повестей, множества рассказов и статей, к тому же — неутомимый общественный деятель.

Первой была повесть «Птицы ничего не расскажут» в 1968 году, в этом же году вышла детская повесть «Зарянка» (о ребятах, живущих на целине).

В 1970-м увидела свет его замечательная повесть «Голубая тень белого камня» (о первой юношеской любви).

В 1971 вышла книга рассказов «Кто рядом чувствует плечо».

Затем в 1974-м историческая повесть «Красная каска» (о партизанском отряде Ивана Петриченко в Мамайских каменоломнях под Евпаторией в годы гражданской войны). В

 У него была только одна слабость — путешествия. Он побывал в Венгрии, Болгарии, Румынии, Польше, Греции, Италии, Египте, Турции, Дании, Финляндии, Швеции, Чехословакии. Наверно, поэтому написал романы о Греции и об Италии — о Риме.

Затосковав по родине, краю, который в его творчестве стал занимать все больше места, он решил вернуться в Крым. Сам крымский воздух казался ему бальзамом.

 «Есть на земле одно место, куда я стремлюсь беспрестанно, куда меня тянет, словно магнитом, с новой силой всякий раз, едва я расстаюсь с ним. Это отчий край, край моего детства — Крым. И нет в нем ничего такого, чем он мог бы засверкать в сравнении с другими землями. Поедешь ли, пойдешь ли куда — и всюду видишь его частичку. И попадется тебе вдруг  знакомый с детства цветок-василек, то нежданно-негаданно обдаст тебя духом родного дома, то журавль прокурлычет, как в какую-то далекую одуванчиковую весну. Пригорюнишься, подобреешь, и уже видишь больше, слышишь лучше, чувствуешь чище и радуешься тому, что ты живешь...»

1975-м в Крыму — написал сразу две повести под общей обложкой: «Мальчишки из Васильков» и «Остров старой цапли», обе очень крымские, напоенные ароматом степей и моря. Еще одна детская повесть «Сладкая земля», написанная по воспоминаниям отца, увидела свет в 1977 году.

«Рассказы о философах» написаны тоже в Крыму.

5.      Содержание романа «Вернись и вспомни».

В конце 80-х вышел в свет его роман «Вернись и вспомни». По мысли автора – нельзя опережать природу, бессмысленно забегать вперед событий, которые намечены лишь пунктирно, не надо надсаживаться, рвать жилы, опережая время: законы жизни и наши желания, как правило, не совпадают, а потому и цели, которые мы перед собой ставим, оказываются недостижимыми. Иван Егоров, главный герой романа, восстанавливает сельскую электростанцию, гробит, что называется, себя на этой работе, полагая, что когда в домах односельчан вспыхнет свет, как было до войны, — вернется и вся прежняя жизнь: молодость, любовь, достаток, лад между людьми, все, что утрачено за долгие годы войны, разрухи, голода, всеобщего ожесточения, кровопролития и смертей. «И вот лампочки в конце концов зажглись, осветив убогие жилища, паутину в углах, пустые закрома, усталые лица, унылую, исковерканную жизнь»... Одно лишь дано человеку в утешение — простить всех и вся, принять жизнь такой как есть, не проклиная ее и не восхваляя, не поддаваясь бедам, обманам, иллюзиям.

6.      Общественная деятельность писателя.

Вскоре переехал в Симферополь и стал директором Симферопольского клуба писателей.

Литературный журнал «Брега Тавриды», Анатолий Домбровский основал ради того, чтобы крымские писатели могли с его страниц выходить к читателю. Он добился в 1994 г. его финансирования (госдотации), сплотил вокруг него не только писателей, но и ученых историков и философов — таких известных, как Е. Нечепорук, Ф.Лазарев, А. Потапенков, Л.Белый, а также деятелей искусства, культурологов, критиков, краеведов, своих единомышленников.

Заслуженный деятель искусств, лауреат литературной премии им. Н. З. Бирюкова, трижды лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым, им. Л. Н. Толстого, лауреат международной премии им. Платонова.

17 октября 2001 года Анатолия Ивановича не стало…

Имя писателя носят ныне Раздольненская районная библиотека, Дом писателей в Симферополе и Литературная премия. В сквере на перекрестке улиц Пушкина и Самокиша, напротив здания Дома Дружбы, где он работал председателем Крымского Фонда Мира, установлен Закладной Камень на месте, где ему будет установлен памятник.

Домбровский любил повторять слова Платона: «рожденные в красоте обретают бессмертие».

IV. Итог урока

V. Рефлексия

¾    Что нового вы узнали на уроке?

¾    Что поняли?

¾    Чему научились?

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 982
    • DOCX 748.3 кбайт
    • 40 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тертычная Ольга Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тертычная Ольга Валерьевна
    Тертычная Ольга Валерьевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 7312
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 321 человек из 64 регионов

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы дизайна в Figma

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 20 регионов

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 28 регионов