Главная / Русский язык и литература / Урок-сценарий на тему "Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского" (5 класс)

Урок-сценарий на тему "Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского" (5 класс)

Урок-сценарий

Тема: Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского.

Цель: Воспитание нравственных качеств читателей: бережное отношение к книге; 

Задачи:

  • Ознакомить читателей с личностью писателя, его биографией;

  • Ознакомить читателей с книгами автора, в том числе с теми, которые имеются в школьной библиотеке.

Оборудование: ИКТ-презентация, выставка книг писателя.

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока

На сегодняшнем мероприятии мы познакомимся с выдающейся личностью, с талантливым писателем, с общественным деятелем – Анатолием Ивановичем Домбровским. Он по-настоящему крымский писатель. В Крыму он родился, здесь жил и творил.

III. Основное содержание урока.

  1. Вступительное слово учителя.D:\Школа\Дневник кл. рук\Классные часы Фото\Домбровский\2014-12-08-1371.jpg

Родился 12 декабря 1934 года в селе Коммунарном Раздольненского района Крымской АССР.

Анатолий начал учебу в той же школе, в которой до 39-го года учительствовала его мать, поступил в 1941-м сразу во второй класс, потому что к тому времени уже умел читать, считать и писать. Но проучился недолго, осенью в Крым пришли немцы.

Годы оккупации остались в памяти мальчика как самые мрачные. Немцы выгнали их из дома.

О военных годах он расскажет через много лет после окончания войны, когда почувствует себя писателем.


  1. Чтение стихотворения (ученицей)


У ног моих Турецкий вал
            Немой, незыблемый лежал, 
            Покрытый сотнями могил.
            Он что-то грозное таил
            И о былом напоминал,
            Когда он весь в огне пылал, — 
            И неумолчный взрывов гул
            Над ним стоял. Он весь тонул
            Тогда в дыму пороховом,
            И смерть кружилася над рвом,
            Разя бойцов своим мечом,
            И засыпала их потом
            Окровавленная земля.
            Дрожали вкруг него поля — 
            То были тягостные дни
            Кровопролитнейшей войны...
            Теперь на тихих склонах рва
            Шумит высокая трава
            Да гордый сокол с высоты
            Взирает молча на кусты, 
            Затем стремглав бросаясь вниз.
            Здесь паровоза громкий свист
            Порой раздастся в тишине
            И где-то смолкнет в вышине.
            Здесь павшим памятник стоит
            И о минувшем говорит.
            Сюда приходят стар и млад,
            Рабочий, школьник и солдат,
            Чтоб павшим прошептать бойцам:
            Герои, слава, слава Вам!D:\Школа\Дневник кл. рук\Классные часы Фото\Домбровский\2014-12-08-1385.jpg

  1. Годы учебы писателя.

 В 1953 окончил с золотой медалью Раздольненскую среднюю школу и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета им. Жданова, который окончил в 1958.

Почему именно философский, а не литературный: он считал, что мало знает о жизни и о человеке.

По окончании университета Анатолий Домбровский решил уехать в далекий Казахстан. Он устроился на работу в Алма-Атинское пограничное училище.D:\Школа\Дневник кл. рук\Классные часы Фото\Домбровский\2014-12-08-1377.jpg

Но эта работа его не прельщала и он уволился. И стал сначала журналистом газеты для детей «Дружные ребята», потом республиканской — «Казахстанская правда».

  1. Знакомство с творчеством писателя.

«Сладкой каторгой» называл свой писательский труд Анатолий Домбровский, потому что это — и восторг от процесса постижения через творчество мира, человека, природы, и удовольствие поведать миру о сокровенном и наболевшем, и окрыленность от открытия все новых истин, но одновременно — и тяжелое бремя, ибо «знание достигается чрезмерным трудом, долгими исследованиями, обобщениями и доказательствами».

Он автор 24-х романов, 18-ти повестей, множества рассказов и статей, к тому же — неутомимый общественный деятель.

Первой была повесть «Птицы ничего не расскажут» в 1968 году, в этом же году вышла детская повесть «Зарянка» (о ребятах, живущих на целине).

В 1970-м увидела свет его замечательная повесть «Голубая тень белого камня» (о первой юношеской любви).

В 1971 вышла книга рассказов «Кто рядом чувствует плечо».

Затем в 1974-м историческая повесть «Красная каска» (о партизанском отряде Ивана Петриченко в Мамайских каменоломнях под Евпаторией в годы гражданской войны). В

У него была только одна слабость — путешествия. Он побывал в Венгрии, Болгарии, Румынии, Польше, Греции, Италии, Египте, Турции, Дании, Финляндии, Швеции, Чехословакии. Наверно, поэтому написал романы о Греции и об Италии — о Риме. D:\Школа\Дневник кл. рук\Классные часы Фото\Домбровский\2014-12-08-1383.jpg

Затосковав по родине, краю, который в его творчестве стал занимать все больше места, он решил вернуться в Крым. Сам крымский воздух казался ему бальзамом.

 «Есть на земле одно место, куда я стремлюсь беспрестанно, куда меня тянет, словно магнитом, с новой силой всякий раз, едва я расстаюсь с ним. Это отчий край, край моего детства — Крым. И нет в нем ничего такого, чем он мог бы засверкать в сравнении с другими землями. Поедешь ли, пойдешь ли куда — и всюду видишь его частичку. И попадется тебе вдруг знакомый с детства цветок-василек, то нежданно-негаданно обдаст тебя духом родного дома, то журавль прокурлычет, как в какую-то далекую одуванчиковую весну. Пригорюнишься, подобреешь, и уже видишь больше, слышишь лучше, чувствуешь чище и радуешься тому, что ты живешь...»

1975-м в Крыму — написал сразу две повести под общей обложкой: «Мальчишки из Васильков» и «Остров старой цапли», обе очень крымские, напоенные ароматом степей и моря. Еще одна детская повесть «Сладкая земля», написанная по воспоминаниям отца, увидела свет в 1977 году.

«Рассказы о философах» написаны тоже в Крыму.

  1. Содержание романа «Вернись и вспомни».

В конце 80-х вышел в свет его роман «Вернись и вспомни». По мысли автора – нельзя опережать природу, бессмысленно забегать вперед событий, которые намечены лишь пунктирно, не надо надсаживаться, рвать жилы, опережая время: законы жизни и наши желания, как правило, не совпадают, а потому и цели, которые мы перед собой ставим, оказываются недостижимыми. Иван Егоров, главный герой романа, восстанавливает сельскую электростанцию, гробит, что называется, себя на этой работе, полагая, что когда в домах односельчан вспыхнет свет, как было до войны, — вернется и вся прежняя жизнь: молодость, любовь, достаток, лад между людьми, все, что утрачено за долгие годы войны, разрухи, голода, всеобщего ожесточения, кровопролития и смертей. «И вот лампочки в конце концов зажглись, осветив убогие жилища, паутину в углах, пустые закрома, усталые лица, унылую, исковерканную жизнь»... Одно лишь дано человеку в утешение — простить всех и вся, принять жизнь такой как есть, не проклиная ее и не восхваляя, не поддаваясь бедам, обманам, иллюзиям.

  1. Общественная деятельность писателя.

Вскоре переехал в Симферополь и стал директором Симферопольского клуба писателей.

Литературный журнал «Брега Тавриды», Анатолий Домбровский основал ради того, чтобы крымские писатели могли с его страниц выходить к читателю. Он добился в 1994 г. его финансирования (госдотации), сплотил вокруг него не только писателей, но и ученых историков и философов — таких известных, как Е. Нечепорук, Ф.Лазарев, А. Потапенков, Л.Белый, а также деятелей искусства, культурологов, критиков, краеведов, своих единомышленников.

Заслуженный деятель искусств, лауреат литературной премии им. Н. З. Бирюкова, трижды лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым, им. Л. Н. Толстого, лауреат международной премии им. Платонова.

17 октября 2001 года Анатолия Ивановича не стало…

Имя писателя носят ныне Раздольненская районная библиотека, Дом писателей в Симферополе и Литературная премия. В сквере на перекрестке улиц Пушкина и Самокиша, напротив здания Дома Дружбы, где он работал председателем Крымского Фонда Мира, установлен Закладной Камень на месте, где ему будет установлен памятник.

Домбровский любил повторять слова Платона: «рожденные в красоте обретают бессмертие».D:\Школа\Дневник кл. рук\Классные часы Фото\Домбровский\2014-12-08-1390.jpg

IV. Итог урока

V. Рефлексия

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Что поняли?

  • Чему научились?



Урок-сценарий на тему "Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 5 классе на тему «Правописание суффиксов –чик-, -щик-».

Тертычная О. В., учитель русского языка и литературы Чистенского учебно-воспитательного комплекса  «Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней-гимназия»

 

Тема: Знакомство с творчеством крымского писателя А. И. Домбровского.

Цель:Воспитание нравственных качеств читателей: бережное отношение к книге; 

Задачи:

¾    Ознакомить читателей с личностью писателя, его биографией;

¾    Ознакомить читателей с книгами автора, в том числе с теми, которые имеются в школьной библиотеке.

Оборудование: ИКТ-презентация, выставка книг писателя.

Ход урока

І. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока

На сегодняшнем мероприятии мы познакомимся с выдающейся личностью, с талантливым писателем, с общественным деятелем – Анатолием Ивановичем Домбровским. Он по-настоящему крымский писатель. В Крыму он родился, здесь жил и творил.

III. Основное содержание урока.

1.      Вступительное слово учителя.

Родился 12 декабря 1934 года в селе Коммунарном  Раздольненского района Крымской АССР.

Анатолий начал учебу в той же школе, в которой до 39-го года учительствовала его мать, поступил в 1941-м сразу во второй класс, потому что к тому времени уже умел читать, считать и писать. Но проучился недолго, осенью в Крым пришли немцы. 

Годы оккупации остались в памяти мальчика как самые мрачные. Немцы выгнали их из дома.

О военных годах он расскажет через много лет после окончания войны, когда почувствует себя писателем.

 

2.      Чтение стихотворения (ученицей)

 

            У ног моих Турецкий вал                                
            Немой, незыблемый лежал, 
            Покрытый сотнями могил.
            Он что-то грозное таил
            И о былом напоминал,
            Когда он весь в огне пылал, — 
            И неумолчный взрывов гул
            Над ним стоял. Он весь тонул
            Тогда в дыму пороховом,
            И смерть кружилася над рвом,
            Разя бойцов своим мечом,
            И засыпала их потом
            Окровавленная земля.
            Дрожали вкруг него поля — 
            То были тягостные дни
            Кровопролитнейшей войны...
            Теперь на тихих склонах рва
            Шумит высокая трава
            Да гордый сокол с высоты
            Взирает молча на кусты, 
            Затем стремглав бросаясь вниз.
            Здесь паровоза громкий свист
            Порой раздастся в тишине
            И где-то смолкнет в вышине.
            Здесь павшим памятник стоит
            И о минувшем говорит.
            Сюда приходят стар и млад,
            Рабочий, школьник и солдат,
            Чтоб павшим прошептать бойцам:
            Герои, слава, слава Вам!

3.      Годы учебы писателя.

 В 1953 окончил с золотой медалью Раздольненскую среднюю школу и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета им. Жданова, который окончил в 1958.

Почему именно философский, а не литературный: он считал, что мало знает о жизни и о человеке.

По окончании университета Анатолий Домбровский решил уехать в далекий Казахстан. Он устроился на работу в Алма-Атинское пограничное училище.

Но эта работа его не прельщала и он уволился. И стал сначала журналистом газеты для детей «Дружные ребята», потом республиканской — «Казахстанская правда».

4.      Знакомство с творчеством писателя.

«Сладкой каторгой» называл свой писательский труд Анатолий Домбровский, потому что это — и восторг от процесса постижения через творчество мира, человека, природы, и удовольствие поведать миру о сокровенном и наболевшем, и окрыленность от открытия все новых истин, но одновременно — и тяжелое бремя, ибо «знание достигается чрезмерным трудом, долгими исследованиями, обобщениями и доказательствами».

Он автор 24-х романов, 18-ти повестей, множества рассказов и статей, к тому же — неутомимый общественный деятель.

Первой была повесть «Птицы ничего не расскажут» в 1968 году, в этом же году вышла детская повесть «Зарянка» (о ребятах, живущих на целине).

В 1970-м увидела свет его замечательная повесть «Голубая тень белого камня» (о первой юношеской любви).

В 1971 вышла книга рассказов «Кто рядом чувствует плечо».

Затем в 1974-м историческая повесть «Красная каска» (о партизанском отряде Ивана Петриченко в Мамайских каменоломнях под Евпаторией в годы гражданской войны). В

 У него была только одна слабость — путешествия. Он побывал в Венгрии, Болгарии, Румынии, Польше, Греции, Италии, Египте, Турции, Дании, Финляндии, Швеции, Чехословакии. Наверно, поэтому написал романы о Греции и об Италии — о Риме.

Затосковав по родине, краю, который в его творчестве стал занимать все больше места, он решил вернуться в Крым. Сам крымский воздух казался ему бальзамом.

 «Есть на земле одно место, куда я стремлюсь беспрестанно, куда меня тянет, словно магнитом, с новой силой всякий раз, едва я расстаюсь с ним. Это отчий край, край моего детства — Крым. И нет в нем ничего такого, чем он мог бы засверкать в сравнении с другими землями. Поедешь ли, пойдешь ли куда — и всюду видишь его частичку. И попадется тебе вдруг  знакомый с детства цветок-василек, то нежданно-негаданно обдаст тебя духом родного дома, то журавль прокурлычет, как в какую-то далекую одуванчиковую весну. Пригорюнишься, подобреешь, и уже видишь больше, слышишь лучше, чувствуешь чище и радуешься тому, что ты живешь...»

1975-м в Крыму — написал сразу две повести под общей обложкой: «Мальчишки из Васильков» и «Остров старой цапли», обе очень крымские, напоенные ароматом степей и моря. Еще одна детская повесть «Сладкая земля», написанная по воспоминаниям отца, увидела свет в 1977 году.

«Рассказы о философах» написаны тоже в Крыму.

5.      Содержание романа «Вернись и вспомни».

В конце 80-х вышел в свет его роман «Вернись и вспомни». По мысли автора – нельзя опережать природу, бессмысленно забегать вперед событий, которые намечены лишь пунктирно, не надо надсаживаться, рвать жилы, опережая время: законы жизни и наши желания, как правило, не совпадают, а потому и цели, которые мы перед собой ставим, оказываются недостижимыми. Иван Егоров, главный герой романа, восстанавливает сельскую электростанцию, гробит, что называется, себя на этой работе, полагая, что когда в домах односельчан вспыхнет свет, как было до войны, — вернется и вся прежняя жизнь: молодость, любовь, достаток, лад между людьми, все, что утрачено за долгие годы войны, разрухи, голода, всеобщего ожесточения, кровопролития и смертей. «И вот лампочки в конце концов зажглись, осветив убогие жилища, паутину в углах, пустые закрома, усталые лица, унылую, исковерканную жизнь»... Одно лишь дано человеку в утешение — простить всех и вся, принять жизнь такой как есть, не проклиная ее и не восхваляя, не поддаваясь бедам, обманам, иллюзиям.

6.      Общественная деятельность писателя.

Вскоре переехал в Симферополь и стал директором Симферопольского клуба писателей.

Литературный журнал «Брега Тавриды», Анатолий Домбровский основал ради того, чтобы крымские писатели могли с его страниц выходить к читателю. Он добился в 1994 г. его финансирования (госдотации), сплотил вокруг него не только писателей, но и ученых историков и философов — таких известных, как Е. Нечепорук, Ф.Лазарев, А. Потапенков, Л.Белый, а также деятелей искусства, культурологов, критиков, краеведов, своих единомышленников.

Заслуженный деятель искусств, лауреат литературной премии им. Н. З. Бирюкова, трижды лауреат Государственной премии Автономной Республики Крым, им. Л. Н. Толстого, лауреат международной премии им. Платонова.

17 октября 2001 года Анатолия Ивановича не стало…

Имя писателя носят ныне Раздольненская районная библиотека, Дом писателей в Симферополе и Литературная премия. В сквере на перекрестке улиц Пушкина и Самокиша, напротив здания Дома Дружбы, где он работал председателем Крымского Фонда Мира, установлен Закладной Камень на месте, где ему будет установлен памятник.

Домбровский любил повторять слова Платона: «рожденные в красоте обретают бессмертие».

IV. Итог урока

V. Рефлексия

¾    Что нового вы узнали на уроке?

¾    Что поняли?

¾    Чему научились?

 

Автор Тертычная Ольга Валерьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 601
Номер материала 37675
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓