Инфоурок Школьному психологу Рабочие программыУрок самопознания в 7 классе "Счастье человека"

Урок самопознания в 7 классе "Счастье человека"

Скачать материал

Урок самопознания

Школа: СОПШДО №17    урок №8, 2-ый урок

Тема урока:  «Счастье человека»

Ценность:  «Истина»

Качества:  любовь, дружба, отзывчивость, великодушие, самопожертвование,  терпимость, принятие.

Класс: 7

Тип урока:   урок-закрепление.

Формы работы: групповая,   индивидуальная

Разработала: Кенесбаева М.К., учитель самопознания

КГУ «СОПШДО №17»  г.Павлодар

 

Цель: углубить представление учащихся о понятии «Счастье человека» через общечеловеческую ценность – истина.

Задачи: 

  1. Формировать осознанное стремление быть счастливым;
  2. Развивать позитивное мировосприятие, способность радоваться жизни, единство мысли, слова и дела, скромность, видеть хорошее во всём, быть честным с самим собой, отличать хорошие поступки от плохих через истинные поступки;

3.      Воспитывать активную личность, стремящуюся к самовыражению, самосовершенствованию.

Ресурсы:

Интерактивная доска,  притча «Секрет счастья», ролик «Притча о счастье». цитата Р.Ингерсолла .  песня «Мы желаем счастья вам».Классическая музыка.

Ход урока:

         - Орг. момент.          

1.      Позитивный настрой.

    Путешествие на облаке.

 

(Попросите  учеников  сесть  ровно,  руки  положить на колени  или  на стол.  Ноги  не скрещивать. Следите  за  тем, чтобы  они  держали  спинку прямо. Включите  негромкую  спокойную музыку).

Закройте глаза. Мысленно представьте, что  стены и потолки нашего класса медленно и  тихо превращаются в голубые просторы прекрасного синего, чистого неба. И со всех сторон к нам, именно к нам, подплывают чудесные белоснежные, пушистые, сказочные облака, чтоб каждого из нас взять с собой в удивительное путешествие в страну наших грёз. Мы медленно взбираемся на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Мы чувствуем, как наши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Наше облако медленно поднимается в синее небо. Мы чувствуем, как ветер овивает наши лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть наше облако перенесет нас сейчас в такое место, где мы будем счастливы.

Каждый из нас  должен постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь мы чувствуем себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. У каждого из нас своё волшебство, это может быть исполнение наших желаний, нашей мечты. (пауза 30 сек.)

Теперь мы снова на своем облаке, и оно везет вас в нашу школу. Медленно мы сходим  с облака и поблагодарим его за то, что оно так хорошо нас покатало… Теперь мы наблюдаем мысленно, как оно медленно тает в воздухе… Мы  открываем глаза… , делаем глубокий вдох, задерживая наше дыхание на долю секунд, и снова ощущаем себя бодрыми, свежими и внимательными.

Сейчас в состоянии покоя мы очистили своё сознание.

Для достижения гармонии и душевного покоя необходимо очищать и успокаивать ум. Многие из великих ученых, музыкантов, поэтов и художников достигли вдохно­вения, погруженные в состояние покоя.

 

2.      Проверка опережающего домашнего задания.

Мы получили разные домашние задания

Пожалуйста, Даниил, ты должен был найти  на казахском языке пословицы или поговорки о счастье;

Никита, на английском языке;

Снежа и Саша,на русском языке

Как вы думаете, ребята, что общего в трактовке понятия «Счастья» во всех определениях на разных языках ?

3.      Научная работа над словарями (на доске)

Давайте, теперь обратимся к науке.

По Ожегову-Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 

 По Ушакову- 1. Состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью

По Далю- (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля. Счастье в нас, а не вкруг да около. 

— Что такое счастье?

— В чём оно выражается?

— Для чего человеку необходимо быть счастливым?

— Когда человек счастлив?

— Что человеку нужно для счастья?

— Доводилось ли вам встречать счастливых людей? По каким признакам вы определили, что они счастливы?

— Считаете ли вы себя счастливыми? В чем это выражается? От чего это зависит? Обо всём этом мы сегодня поговорим на нашем  уроке.

Какое определение  ближе всего именно к вам?

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Позитивное высказывание (цитата).

«Способ быть счастливым - сделать счастливыми других»

 

 

(Р.Ингерсолл)

1.    Как вы понимаете это высказывание?

2.    Как  можно охарактеризовать таких людей

3.    Есть ли среди ваших знакомых, родственников такие люди?

Счастье — это состояние души, наполненной чувством радости.

Счастливый человек ощущает себя здоровой, свободной, творческой и уважаемой всеми личностью.

Человеку трудно чувствовать себя счастливым, если он не понимает и не любит себя, окружающих его людей, природу, мир.

 

3 мин

 

Интерактивная

 доска

 

5.  Притча «Секрет счастья».(См. уч. стр. 38)

Некий купец отправил своего сына к мудрецу за секретом счастья. Сорок дней юноша шел по пустыне, пока не увидел на вершине горы великолепный замок. Там и жил мудрец, которого он разыскивал. Против ожиданий замок вовсе не походил на уединенную обитель праведника, а был полон народа: сновали, предлагая свой товар, торговцы, по углам разговаривали люди, маленький оркестр выводил нежную мелодию, а посередине зала был накрыт стол, уставленный самыми роскошными и изысканными яствами, какие только можно было найти в этом краю. Мудрец обходил своих гостей, и юноше пришлось ожидать своей очереди.
Наконец мудрец выслушал, зачем тог пришел к нему, но сказал, что сейчас у него нет времени объяснять секрет счастья. Он предложил юноше побродить по замку и вернуться в этот зал через некоторое время.
«И вот какая у меня к тебе просьба, – сказал он, про¬тягивая юноше чайную ложку с двумя каплями масла. – Возьми с собой эту ложечку, носи повсюду с собой и не разлей масло».
Юноша, не сводя глаз с ложечки, стал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, пока не предстал перед мудрецом.
«Ну, – молвил тот, – понравились ли тебе персидские ковры в столовой зале, сад, который искуснейшие мастера разбивали целых десять лет, старинные фолианты и пер¬гамента в моей библиотеке?»
Пристыженный юноша признался, что не видел ничего, ибо все внимание его было приковано к тем каплям масла, что доверил ему хозяин.
«Ступай назад и осмотри все чудеса в моем доме, – сказал тогда мудрец. – нельзя доверять человеку, пока не узнаешь, где и как он живет».
Юноша взял ложечку и снова двинулся по переходам замка. На этот раз он был не так скован и разглядывал редкости и диковины, все произведения искусства, укравшавшие комнаты. Он осмотрел сады и окружавшие замок I оры, оценил прелестные цветы и искусные картины и статуи.
Вернувшись к мудрецу, он подробно перечислил все, что видел.
«А где же те две капли масла, которые я просил донести, Не пролив?» – спросил его мудрец.
И тут юноша увидел, что пролил их.
«Вот это и есть единственный совет, который я могу тебе дать, – сказал ему мудрец. – Секрет счастья в том, чтобы видеть все, чем чуден и славен мир, и никогда при этом не забывать о двух каплях масла в чайной ложке».

Работа над притчей- (таксономия Блума)

1 уровень-знание -Сформулируйте понятие « счастье?» Назовите признаки счастливого человека.

2 уровень- понимание-Определите, какие чувства испытывал юноша, когда ему не удалось выполнить просьбу о двух каплях масла?

3 уровень- использование- В чем смысл совета мудреца? Опишите юношу до эксперимента мудреца и после.
4 уровень-анализ- Что значит «не забывать о двух каплях масла в чайной ложке»?
5 уровень-синтез -Представь себя на месте юноши, как бы ты поступил? В чем смысл притчи?

6 уровень- оценка-Как вы думаете, удалось ли мудрецу донести до юноши смысл счастья?

6.Работа над легендой «Тюльпаны» . См. раб. тетр. Стр. 26. Под музыку

Как вы думаете , почему раскрылся цветок счастья? Вспомните счастливые моменты своей жизни.

Какое чувство испытывает счастливый человек? –Радость.

Корнем слова “радость” является древнеегипетское слово «Ра», означающее “Солнце”. Радуем – значит, наполняем светом и любовью. Радость – одна из граней любви.
Кому же мы дарим радость через творчество? В первую очередь – самим себе. Мы дарим миру нашу любовь, чтобы доставить себе удовольствие через внешний мир, через других людей.
Внешний и внутренний миры едины. Поэтому количество радости, уважения, любви к себе равно количеству радости, уважения и любви, которым нас одаривают люди, окружающий нас мир, Вселенная. Получается, наша жизнь, наши мысли и действия – это следствие любви к самому себе. Оглянитесь вокруг, посмотрите на себя в зеркало, на окружающий вас мир, и вы сможете многое о себе узнать.
Окружающий мир – это отличный ориентир отношения нас к самим себе. То есть с помощью творчества мы передаем наше отношение к самим себе. Разве радуется и любит себя человек, который суетится и занимается неинтересным ему делом, рутинной работой, отрицая и игнорируя окружающий мир, не уделяя внимание своему здоровью, внешнему виду и своему телу?
- В чем смысл радости?

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

7. Групповая работа.

Давайте поработаем в группах.

1 группа

Подумает о составляющих счастья

2 группа

 Подумает об истоках счастья

3 группа

Составит рецепт счастья

А теперь, давайте проверим, насколько группы сплотились.

Каждой группе я предлагаю  навести порядок в ларцах. Они перемешались. Первая группа соберёт сокровища самые важные для высоко- нравственного человека.

Вторая группа соберёт сокровища для  жадного, расчётливого  человека

Третья группа соберёт сокровища для  человека, живущего нереальными целями. 

Как вы думаете, чьи сокровища, на ваш взгляд самые ценные? В чём их ценность? Как вы думаете это какие ценности?

. Групповая работа. Учебник , стр. 39. (Группы объединяются в 2 группы- деление на физическое и духовное здоровье)
Учитель предлагает ученикам выполнить задание, данное и учебнике, предварительно разделившись на группы. Внимание учеников следует обратить на то, что ведение здорового образа жизни помогает человеку сохранить и укрепить здоровье, а здоровье – одно из условий обретения счастья. Кроме того, при выполнении задания групповым методом учащиеся совместно обсуждают, коллективно постигают значение и смысл формулируемых утверждений, что способствует расширению представлений об изучаемых понятиях.
Прочитайте утверждения. Добавьте необходимые по смыслу слова и словосочетания. Дайте комментарий к каждому утверждению. Сформулируйте определения понятий “физическое здоровье”, “духовное здоровье”.
По А. Джексону
- Чтобы заслужить любовь окружающих, человеку нужно научиться … им свою любовь.
- Чтобы быть бодрым, человеку необходимо …на свежем воздухе.
- Чтобы быть физически развитым, человеку важно заниматься … которые доставляют ему удовольствие.
- Чтобы не засорять организм вредными продуктами, человеку следует …
- Чтобы выглядеть подтянутым, человеку нужно следить за …
- Чтобы быть жизнерадостным, человеку важно научиться …

 

10 мин

8.Подарок от учителя.  

Просмотр ролика «Притча о счастье»

Вопросы к ролику.

Какие чувства вы испытывали , когда просматривали этот ролик?

Какие фразы вам запомнились больше всего и почему?

С кем бы вы хотели поделиться своим счастьем?

 

5 мин

9. А. Индивидуальная работа. (по карточкам)

Пять ступеней счастья

1.      Удовлетворённость самим фактом существования –я живу

2.      Удовлетворённость материальными благами –у меня есть

3.      Удовлетворённость общением с другими людьми –я не одинок

4.      Удовлетворённость творчеством –я созидаю, создаю, творю, оставляю что-то после себя.

5.      Удовлетворённость от совершенствования своей жизни –я отдаю, я изменяюсь.

10. Б. Взаимооценивание. На ваш взгляд ваш одноклассник…

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Творческая работа. Коллаж « Я счастлив и поделюсь с тобой» или же  «Я счастлив, когда…»

«Я особенно счастлив, когда рядом со мной…»

«Я был бы счастлив, если бы…»

3 мин

12. . Опережающее домашнее задание. Упр. 1 стр.32 в раб тетради.

Одной из составляющей счастья, мы сегодня говорили – это общение. На следующий урок в своих тетрадях вы запишите вопросы для диспута о значении культуры общения в жизни современного человека.

1 мин

Групповое исполнение песни «Мы желаем счастья вам!»

МЫ ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ ВАМ!
Сл. И. Шаферана Муз. С. Намина

В мире, где кружится снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Где подолгу добрую
Ждем порой мы весть.
Чтобы было легче в трудный час,
Нужно верить каждому из Нас,
Нужно верить каждому
В то, что счастье есть.

Припев:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом!
Как солнце по утрам
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам
И оно должно быть таким:
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим!
В мире, где ветрам покоя нет,
Где бывает облачным рассвет,
Где в дороге дальней
Нам часто снится дом,
Нужно и в грозу, и в снегопад,
Чтобы чей-то очень добрый взгляд,
Чей-то очень добрый взгляд
Согревал теплом.
Припев

 

3:16 мин

Видео- песня со словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная минута тишины.

Прежде чем  закрыть глаза прослушайте:

А теперь закройте  глаза,  вспомните  все  то,  что о чём мы  сегодня

 Говорил.   Мысленно пошлите свет любви тем людям, которые несут нам счастье, кому мы сами приносим счастье.

Урок окончен! Будьте  счастливы и делитесь своим счастьем!

 

2 мин

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок самопознания в 7 классе "Счастье человека""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок разработан в соответствии нового стандарта современного урока самопознания. В планировании урока были применены современные методические приёмы такие как Диаграмма Вена и таблица Блумма. Разработку данного урока могут использовать учителя самопознания , работающие в 7-х классах . В разработке урока использованы дополнительные материалы в виде видеороликов, аудио-материала, а также презентация к этапам урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 994 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2020 340
    • DOCX 93.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кадыров Олег Михайлович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кадыров Олег Михайлович
    Кадыров Олег Михайлович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 62522
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции задержки речевого развития у детей

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 311 человек

Курс повышения квалификации

Основы детской патопсихологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 110 человек

Курс повышения квалификации

Основы психологии личности, социальной и дифференциальной психологии

72/108/144 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сельский и индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы образовательной политики и информатики

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе