Жаксыбаева
Роза Муратовна Урок самопознания в 4 классе
Тема
:Учимся взаимопониманию.
Цель: “Расширять представления о ценности взаимопонимания”.
Задачи: - раскрывать значение понятий “взаимное согласие,
взаимопонимание ”;
-развивать стремление уважать
мнение других людей;
-воспитывать чуткое и
внимательное отношение к людям.
Ход урока.
- Позитивный
настрой:
- Всех в наш круг я позову
Радостно произнесу:
Здравствуйте, милые дети!
Лучшие дети на свете!
- Пусть этот цветок приподнимет
ваше настроение (Дети, передавая друг другу волшебный цветок, говорят добрые
пожелания).
2. Минутка
тишины
Звучит
тихая мелодия.
- Ребята, сегодня мы отправимся в
удивительное путешествие. Сядьте поудобнее , закройте глазки. Итак, мы
отправляемся с вами в сказочную страну. Но эта страна особенная, потому что
она удивительная и красивая. В этой стране живет много маленьких волшебников.
А маленькие волшебники это Анжела, Едиль, Валера, Сережа, Олег, Юля,
Сагандык, Маша. Они очень заботливые и любят совершать добрые дела. А
взрослые люди этой сказочной страны очень любят своих маленьких волшебников за
их добрые сердца. Почувствуйте, как приятно быть добрыми волшебниками и
дарить людям радость. Добрый человек необходим людям и, очень нужен миру,
планете, на которой мы с вами живем.
Медленно открываем глазки.
-Вы почувствовали себя
волшебниками?
3.
Прослушивание аудиозаписи басни.
А. И. Крылов “Лебедь, щука
и рак”. С просмотром иллюстраций на интерактивной доске.
Беседа:
- Ребята, можно ли героев басни
назвать товарищами?
- Почему?
- Чему им нужно поучиться? И мы с
вами, ребята, сегодня на уроке будем учиться взаимопониманию.
- Как вы думаете, а у людей так
бывает?
- Отчего происходит
непонимание среди людей?
- А какое чувство лежит в основе
взаимопонимания?
(Ответы детей)
-Совершенно верно, им нужно учиться
договариваться, учиться понимать друг друга .-Как вы думаете , а у людей так
бывает?
-Отчего происходит непонимание
между людьми?
-А какое чувство лежит в основе
взаимопонимания?
(Ответы детей)
-
4. Цитата урока:
- Ребята , обратите внимание на цитату
нашего урока: “Взаимопонимание – основа любви”. Народная мудрость.
- Как вы понимаете смысл цитаты?
( Ответы уч-ся).
5. Разыгрывание
сценки:
- А сейчас мы разыграем сценку
“Бывает и так!”
Комната. Посередине стол,
стулья. Входят Боря и Лёва.
Боря: -Рая! Сегодня у нас встреча
в клубе с известным футболистом. Нам с Левой поручено ехать за ним и
проводить его в школу. Слышится голос Раи:
- Мусора много накопилось, нужно
срочно вынести, помоги. Я не подниму. Пожалуйста!
Боря:- Некогда мне с твоим мусором
возиться!
Рая: (Входит в комнату с большим
пакетом, под тяжестью которого сгибается). - Боря! Никуда не уходи!
Помоги мне!
Боря:- Вспомнила! Нужно было
раньше просить.
Рая: -Я тебя просила, а ты все
“некогда, некогда”
Боря (медленно) :- Раиса Петровна!
Вам русским языком говорят: я тороплюсь! У меня есть поважней дела, чем
ваш мусор.
Рая:- Боря! Ты некуда не уйдешь
пока не сделаешь то, о чем я тебя прошу.
Боря : (Повышая голос).- Со
старшими таким тоном не разговаривают. Марш отсюда!
(Уходит с Левой в другую
комнату).
Рая (подходит к стулу, где висит
куртка Бори).- И очень хорошо, а ты все равно не уйдешь. (Мальчики
возвращаются в комнату, Боря надевает куртку, хочет застегнуть
пуговицы).
Лёва:- Да, срезаны… .Лежат вот на
столе.
Боря (подходит к двери в
комнату)- Р - рраиса!
Рая (за дверью) -
Чего тебе?
Боря.- Пришей пуговицы.
Рая-Еще чего!
(Мальчики пытаются пришить
пуговицы сами, но у них ничего не получается.)
Лева.(безнадежно)
–Можем не успеть. Времени у нас час.
Боря( кричит).
-Райка! Выходи сейчас же и пришей пуговицы! Или я тебе
оторву уши.
Лева. - Криками не поможешь.
Постарайся убедить.
Боря (ласково) - Ты же не
маленькая. Мне надо уходить.
Рая. - Вынеси мусор, тогда
пришью.
Лёва. - Рая! У Бориса важное
дело.
Рая. - Мама придет с работы
усталая, а мусор не вынесен.
Боря (подумав). – Ладно… .Так и
быть.(Боря и Лева вместе берут пакет и уходят)
Рая. Ну, вот и молодцы! (Берет
куртку и пришивает пуговицы)
-Почему Рая и ее брат не
смогли договориться сразу?
-Как можно было разрешить
возникший конфликт?
(Ответы детей)
-Хорошо, молодцы, ребята!
А сейчас мы почитаем
6.Чтение
притчи «Два друга».
Два мальчика дружили
много лет и никогда не ссорились. Они были неразлучны. Их
всегда видели вместе, люди удивлялись их многолетней
дружбе.
Но вот однажды, они вдруг
подрались. Все соседи были поражены! Их разняли и начали спрашивать,
что случилось. Ребята молчали. Ни один из них не хотел признаться в том, что
произошло. Но соседи допытывались: “Странно! Вы никогда не ссорились. Что же
вы не поделили?”
Они кивали друг на друга, говоря:
- Пусть он скажет!
- Нет, ты сам говори!
Потом один из них рассказал
следующее:
- Мы сидели на песке, на берегу
реки. Мой друг сказал, что, когда он вырастет, он купит себе буйволицу. Тогда
я сказал: “Не делай этого, потому что я в это время куплю ферму и, если твоя
буйволица придет и потопчет мои посевы, тогда с нашей дружбой будет
покончено”. Сказав это, я начертил на песке границу своей фермы и сел
на трон посередине. Но он начал спорить: “Я первый решил купить буйволицу, и
если ты не хочешь потерять нашу дружбу, то не должен покупать ферму, потому
что я не смогу целый день бегать и следить за ней. И конечно, она забредет на
твою ферму. ” И он нарисовал буйволицу на моей ферме. И тоже сел на трон. Тут
мы подрались. Я хотел выбросить его буйволицу с моей фермы, а он напал на
меня.
- Как вы думаете, эти ребята
реальные друзья?
- Что нужно делать, чтобы не
потерять дружбу?
- Если друзья поссорились, есть
ли у них пути к примирению? Какие?
(Размышления детей).
-Взаимопонимание – это умение
слушать, слышать и понимать друг друга. Взаимопонимание достигается в
искреннем общении, при внимательном и уважительном отношении друг другу.
Взаимопонимание – это основа добрых отношений между людьми. Приятно иметь
собеседника, который умеет слушать, слышать и понимать другого.
7.
Разминка. Встаньте друг против друга. Сделайте три
глубоких вдоха и выдоха. Вытяните руки вперед. А теперь представьте себе, что
в ваших руках находится огромнейший букет чудесных цветов, это могут
быть розы, ромашки, астры, пионы или полевые цветы. Вы чувствуете их аромат?
Подарите свой букет однокласснику, однокласснице, а вместе с букетом
добрые пожелания. Пусть очарование этого момента останется надолго.
8. Работа в
тетради.
- Рассмотрите рисунок.
Разукрасьте и напишите несколько советов по достижению взаимопонимания .
(Звучит тихая музыка).
На партах лежат шары.
9. Тренинг
«Шары с обидами»
- Прошу вас надуть шары. Представьте,
что шарик символизирует человека, а находящийся в нем воздух
- чувство обиды.
- Что будет, если обида
переполнит человека?
- Как помочь человеку?
(Нужно отпускать обиду, уметь
прощать). (Ответы детей)
10. Опыт с
сахаром.
- Ребята, а хотели бы вы сегодня
простить того, на кого вы обижены? Возьмите сахар, символизирующий
обиду, бросьте его в вазу с водой.
- Закройте глаза и подумайте о
том, насколько важно уметь прощать.
(Меняю вазы)
-Откройте глаза , что вы видите ?
Вы простили человека - и у вас в душе расцвели цветы.
-В прощении – сила
Человека.
В прощении смысл жизни скрыт.
Лишь тот достоин жизни этой,
Кто смог поверить и простить.
11.Размышление
над ситуацией:
Три путника шли по дороге, каждый
из них нес по два мешка. Повстречали они на пути мальчика.
-Что несете вы в своих мешках? –
спросил мальчик.
Первый путник отвечал:
-Я несу впереди мешок, набитый
своими проблемами ,а за спиной –мешок с проблемами моих друзей.
Второй путник отвечал:
-Я несу впереди мешок со своими
добрыми делами и показываю их людям. Мешок за спиной- мои ошибки и обиды.
Третий путник отвечал:
-Я несу впереди мешок с чудесными
мыслями о жизни и людях. Мешок за спиной- с дырой и поэтому он всегда пуст -
я туда складываю все дурное и обидное.
И мальчик пошел с … .
-А с кем бы пошли вы? И почему?
-Хорошо , ребята. Еще древние
говорили: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него
ни один ветер не будет попутным.»
А наша пристань -
взаимопонимание. Если мы будем жить в гармонии с собой , то и мир будет
нести гармонию добра и любви.
12. Составление
синквейна:
Слово «взаимопонимание»
13. Творческая
работа: »Заселение поляны человечками»
У всех детей на партах
человечки разных цветов, разных размеров.
-Посмотрите на человечков,
которые у вас на партах.
-Есть ли одинаковые у кого – нибудь
?
- Так и все мы , мы разные:
у каждого свой характер , свои желания, свое отношение к различным ситуациям.
И , наверное, поэтому нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому
нужно стремиться и помнить, что все мы разные и нужно уважать мнения друзей,
их чувства и переживания.
-Давайте покажем при помощи этих
человечков, что хотя мы все разные, но мы можем дружить. Сделаем дружный
хоровод.
(Дети прикрепляют каждый своего
человечка на поляну, делая хоровод.)
-Посмотрите, так как все
человечки разные , получился яркий дружный хоровод. Это красиво . Так и мы ,
когда все дружим, уважаем друг друга, любим-это красиво! Это здорово !
И нам нужно учиться уважать других, невзирая на различия, быть
внимательными к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
14.Рефлексия
(Дети становятся в
круг и исполняют песню « Улыбка» )
-Я вам желаю ,чтобы вы
всегда дорожили своими друзьями, чтобы вы умели ценить общение, были
благожелательными, чтобы вы всегда и везде дарили свет своей души
, тепло своего сердца.
-Давайте понимать друг
друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не
ошибиться снова.
Давайте жить , во всем друг другу
потакая,-
Тем более , что жизнь короткая
такая.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.