Главная / Классному руководителю / урок самопознания " Учимся общению"

урок самопознания " Учимся общению"

План урока самопознания



Школа: СШ Пограничная

Дата 17.11.15

9



Тема: Учимся общению

Ценность: Праведное поведение  . Любовь

Качества: Долг, совесть, благодарность, управление желаниями , любовь в семье

Педагог: Дубгорная М.М.

4 класс

Кол-во уч-ся 6 человек

Цель:   расширять представление о важности взаимопонимания и искренности в общении людей

 Задачи: раскрывать значение понятий: «взаимопонимание», «искренность»;

развивать умение понимать и принимать себя и другого человека;

воспитывать чуткость и доброе отношение к другим людям.

Ресурсы: ноутбук

проектор; цветные карандаши; аудиозапись муз произведения, видеобасня « Лебедь, рак и щука», песня « Улыбка»

бумага А4-3листа, полоск-брёвнышки

Минута позитивного настроя Садитесь поудобнее. Закройте глаза. (Звучит музыка). Я приглашаю вас совершить путешествие. Представим себе, что мы идем на высокую-высокую гору (пауза). Яркое солнышко своими золотыми лучиками радостно освещает дорогу на пути к высокой горе. Нам радостно и легко идти (пауза). Путь нелёгкий, но рядом с нами друзья. Они помогают нам в пути: поддерживают, подают руку (пауза). Мы каждую минуту чувствовали . Мы оказались на самой вершине горы (пауза). Нам легко и радостно вместе с друзьями. Почувствуйте, как хорошо, когда рядом друг/подруга (пауза). Запомните это чувство (пауза). Пожмите друг другу руки. Запомните тепло дружеских рук (пауза). Сейчас мы будем возвращаться в свой класс. Солнце своими лучами осветило нам дорогу в родную школу. Мы счастливые и радостные идем на урок в класс.



- Что вы почувствовали?



Звучит лирическая мелодия «Хрустальная грусть»



3мин

Проверка д/з Рассказ о человеке, с которым легко общаться.

4 мин

Игра «Дорисуй картинку» ( в паре)Учащиеся по очереди дорисовывают на картине какой то предмет, соответствующий замыслу предыдущего «Художника»

Беседа

  • -Легко ли было рисовать?

  • -Понятна ли была тема рисунка?

  • -Было ли взаимопонимание между вами?

  • -Как вы думаете, что больше всего мешает людям понимать друг друга?

  • -Что происходит с людьми, когда они не понимают друг друга?

  • -Как вы думаете, что лежит в основе взаимопонимания?

-Кто уже догадался о теме урока?

5 мин

Задание:

1. Чтение по ролям «Бывает и так» стр 36



-Почему ребята сразу не смогли договориться?

- Предложите свои способы разрешения конфликта.



2. давайте между ребятами построим « мостик взаимопонимания» из тех  качеств, которые лежат в его основе

 

Понимание - результат совместных усилий общающихся людей, терпимость  к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть  это проявление терпения, понимания и уважения к личности другого человека, независимо от каких-либо отличий. Ну ,  а мир , дружба , сострадание ,  понимание , любовь ,  доброта , уважение , забота , верность- все это лежит в основе взаимопонимания. 



8 мин







(Дети  берут  “брёвнышки”- слова  и  строят  мост : Мир , дружба , забота , любовь , сострадание , понимание , доброта , уважение , верность).


Позитивное высказывание. «Взаимопонимание-начало согласия».Бенедикт Спиноза

«Понять – значит почувствовать». К.Станиславский:

- Как вы понимаете эти выражения?

4мин

Подарок от учителя притча « Лебедь, рак и щука».

И. Крылов

    Беседа:   

- можно ли героев басни назвать товарищами? Почему?

-- Как вы думаете, а у людей так бывает?

- Отчего происходит  непонимание среди людей?

- А какое чувство лежит в основе взаимопонимания?

- Что удалось вам понять? какова мораль басни?

7 мин

5.Творческая работа. Составить синквейн (пятистишие) на тему «Взаимопонимание»

Первая строкаодно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строкадва прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строкатри глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строкакороткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строкаодно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

7 мин

Д/з чтение и пересказ « Зимний дуб». Ю. Нагибин

1мин

6.Групповое пение.     песня « Улыбка»

3 мин

Заключительная минута тишины.

А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним. А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу.

3мин





Взаимопонимание это не только умение слушать и слышать другого, но и умение определить настроение другого человека. А лучше всего об этом нам может рассказать мимика нашего лица.

Упражнение «Определи мимику» Ученики по мимике определяют настроение человека. Сравнивают свои ответы с ответами на доске.

Обобщение

Люди общаются не только при помощи слов, но и используют жесты, мимику. Самое главное в общении - быть чутким и внимательным к собеседнику, уметь слушать, не перебивая. Важно почувствовать его настроение. Я хочу вам дать советы, по улучшению человеческих отношений. ( Просмотр слайдов).

Помните, ребята так же и о том, что слово может как возвысить человека, так и ранить его. Давайте сейчас посмотрим «Притчу о гвоздях»

Просмотр видео. Беседа.

Согласны ли вы с тем, что сказал сыну отец? Почему?

Бывали ли у вас случаи, когда вы кого то обидели словом, или вас кто то обидел?

Как вы вышли из этой ситуации?

Рефлексия. Дорогие ребята, мне очень интересно ваше мнение об этом уроке. Заполните пожауйста листочки, продолжив предложение

На этом уроке я научился……

Больше всего на уроке мне понравилось…...

После урока я буду…..

В заключении урока учитель предлагает детям спеть песню. Песня «Улыбка»



оурочное планирование урока самопознания

Школа              №5                        Дата  29.10./31.10.2015              № 9

Тема:               « Учимся взаимопониманию»







Ресурсы:   учебники, тетради,

Ход урока:

1.Организационный момент.

Минутка тишины

«Сад любви и добра».

Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки. 

2.Проверка домашнего задания

Повторение, проверка домашнего задания

Анализ урока:

3.Цитата   Нидерландский философ

Как вы понимаете это выражение?

Творческая деятельностьРазыграйте сценку. Обсудите ее по вопросам

1группа Почему Рая и ее брат не смогли договориться сразу?

Кто виноват в сложившейся ситуации?

2группа Как можно было разрешить возникший конфликт?

Итоговое задание. Приведите примеры спорных ситуаций. Покажите пути выхода из них.

6.Домашнее задание   Стр  36 прочитать рассказ Зимний дуб

8Минутка тишины

Заключительная минута урока (минута тишины):

Солнце большое – оно на небе.

А есть маленькое – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Поразмышляйте над тем, что вы ощущаете делая добрые дела





аксыбаева Роза Муратовна Учимся взаимопониманию.

Жаксыбаева Роза Муратовна Урок самопознания в 4 классе

 

Тема :Учимся взаимопониманию.

    Цель: “Расширять представления о ценности взаимопонимания.                                                        

    Задачи: - раскрывать значение понятий “взаимное согласие, взаимопонимание ”;

-развивать стремление уважать мнение других людей;

-воспитывать чуткое и внимательное отношение к  людям.

                                                                       Ход урока.

  1. Позитивный настрой:

- Всех в наш круг я позову

  Радостно произнесу:

  Здравствуйте, милые дети!

  Лучшие дети на свете!

- Пусть этот цветок приподнимет ваше настроение (Дети, передавая друг другу волшебный цветок, говорят добрые пожелания).

2. Минутка тишины

 Звучит тихая мелодия.

- Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Сядьте поудобнее , закройте глазки. Итак, мы отправляемся с вами в сказочную страну. Но эта страна особенная, потому что она удивительная и красивая. В этой стране живет много маленьких волшебников. А маленькие волшебники это Анжела, Едиль, Валера, Сережа, Олег, Юля, Сагандык, Маша. Они очень заботливые и любят совершать  добрые дела. А взрослые люди этой сказочной страны очень любят своих маленьких волшебников за их добрые сердца. Почувствуйте, как приятно быть добрыми волшебниками и дарить людям радость. Добрый человек необходим людям и, очень нужен миру, планете, на которой мы с вами живем.

  Медленно открываем глазки.

 -Вы почувствовали себя волшебниками? 

3. Прослушивание аудиозаписи басни.

А. И. Крылов “Лебедь, щука и рак”. С просмотром иллюстраций на интерактивной доске.

    Беседа:   

- Ребята, можно ли героев басни назвать товарищами?

- Почему?

- Чему им нужно поучиться? И мы с вами, ребята, сегодня на уроке будем учиться взаимопониманию.

- Как вы думаете, а у людей так бывает?

- Отчего происходит  непонимание среди людей?

- А какое чувство лежит в основе взаимопонимания?

                                     (Ответы детей)

-Совершенно верно, им нужно учиться договариваться, учиться понимать друг друга .-Как вы думаете , а у людей так бывает?

-Отчего происходит непонимание между людьми?

-А какое чувство лежит в основе взаимопонимания?

(Ответы детей)

 -

4. Цитата урока:

- Ребята , обратите внимание на цитату нашего  урока: “Взаимопонимание – основа любви”. Народная мудрость.

- Как вы понимаете смысл цитаты? ( Ответы уч-ся).

5. Разыгрывание сценки:

- А сейчас мы разыграем сценку “Бывает и так!”

 Комната. Посередине стол, стулья. Входят Боря и Лёва.

Боря: -Рая! Сегодня у нас встреча в клубе с известным футболистом. Нам с Левой поручено  ехать за ним и проводить его в школу. Слышится голос Раи:

- Мусора много накопилось, нужно срочно вынести, помоги. Я не подниму. Пожалуйста!

Боря:- Некогда мне с твоим мусором  возиться!

Рая: (Входит в комнату с большим пакетом, под тяжестью которого  сгибается). - Боря! Никуда не уходи! Помоги мне!

Боря:- Вспомнила! Нужно было раньше просить.

Рая: -Я тебя просила, а ты все “некогда, некогда”

Боря (медленно) :- Раиса Петровна! Вам русским языком говорят: я тороплюсь! У меня есть поважней  дела, чем ваш мусор.

Рая:- Боря! Ты некуда не уйдешь пока не сделаешь то, о чем я тебя прошу.

Боря : (Повышая голос).- Со старшими   таким тоном не разговаривают. Марш   отсюда!

(Уходит с Левой в другую комнату).

Рая (подходит к стулу, где висит куртка Бори).- И очень хорошо, а ты все равно не уйдешь. (Мальчики возвращаются в комнату, Боря надевает куртку, хочет  застегнуть пуговицы).

Лёва:- Да, срезаны… .Лежат вот на столе.

Боря (подходит к двери в комнату)- Р - рраиса!

  Рая (за дверью) - Чего тебе?

Боря.- Пришей пуговицы.

Рая-Еще чего!

(Мальчики пытаются пришить пуговицы сами, но у них ничего не получается.)

Лева.(безнадежно) –Можем не успеть. Времени у нас час.

  Боря( кричит). -Райка!  Выходи  сейчас же и пришей пуговицы!  Или я тебе оторву уши.

Лева. - Криками не поможешь. Постарайся убедить.

Боря (ласково) - Ты же не маленькая. Мне  надо уходить.

Рая. - Вынеси мусор, тогда пришью.

Лёва. - Рая! У Бориса важное дело.

Рая. - Мама придет с работы  усталая, а мусор не вынесен.

Боря (подумав). – Ладно… .Так и быть.(Боря и Лева вместе  берут пакет и уходят)

Рая. Ну, вот и молодцы! (Берет куртку и пришивает пуговицы)

 

-Почему  Рая и ее брат не смогли договориться сразу?

-Как можно было разрешить возникший конфликт?

(Ответы детей)

-Хорошо, молодцы, ребята!

А сейчас мы почитаем

 

6.Чтение притчи  «Два друга».

Два мальчика  дружили  много  лет  и никогда не ссорились. Они были неразлучны. Их всегда  видели вместе, люди удивлялись  их  многолетней  дружбе.

Но вот однажды, они вдруг подрались. Все соседи были поражены!  Их разняли и начали спрашивать, что случилось. Ребята молчали. Ни один из них не хотел признаться в том, что произошло. Но соседи допытывались: “Странно! Вы никогда не ссорились. Что же вы не поделили?”

Они кивали друг на друга, говоря:

- Пусть он скажет!

- Нет, ты  сам  говори!

Потом один из них рассказал следующее:

- Мы сидели на песке, на берегу реки. Мой друг сказал, что, когда он вырастет, он купит себе буйволицу. Тогда я сказал: “Не делай этого, потому что я в это время куплю ферму и, если твоя буйволица придет и потопчет мои посевы, тогда с нашей дружбой будет покончено”. Сказав  это, я начертил на песке границу своей фермы и сел на трон посередине. Но он начал спорить: “Я первый решил купить буйволицу, и если ты не хочешь потерять нашу дружбу, то не должен покупать ферму, потому что я не смогу целый день бегать и следить за ней. И конечно, она забредет на твою ферму. ” И он нарисовал буйволицу на моей ферме. И тоже сел на трон. Тут мы подрались. Я хотел выбросить его буйволицу с моей фермы, а он напал на меня.

 

- Как вы думаете, эти ребята реальные друзья?

 

- Что нужно делать, чтобы не потерять дружбу?

 

- Если друзья поссорились, есть ли у них пути к примирению? Какие?

(Размышления  детей).

 

-Взаимопонимание – это умение слушать, слышать и понимать друг друга. Взаимопонимание  достигается в искреннем общении, при внимательном и уважительном отношении друг другу. Взаимопонимание – это основа добрых отношений между людьми. Приятно иметь собеседника, который умеет слушать, слышать и понимать другого.

 

7. Разминка.  Встаньте друг против друга. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Вытяните руки вперед. А теперь представьте себе, что в ваших руках находится огромнейший букет чудесных  цветов, это могут быть розы, ромашки, астры, пионы или полевые цветы. Вы чувствуете их аромат?  Подарите свой букет однокласснику, однокласснице, а вместе с букетом добрые пожелания. Пусть очарование этого момента останется надолго.

 

8. Работа в тетради.  

- Рассмотрите рисунок. Разукрасьте и напишите несколько советов по достижению взаимопонимания .  (Звучит тихая музыка).

 

На партах лежат шары.

9. Тренинг  «Шары с обидами»

 

 

- Прошу вас надуть шары. Представьте,  что шарик символизирует  человека, а находящийся в нем воздух  -  чувство  обиды.

- Что будет, если обида переполнит  человека?

- Как помочь человеку?

(Нужно отпускать обиду, уметь прощать). (Ответы детей)

 

10. Опыт с сахаром.

- Ребята, а хотели бы вы сегодня простить того, на кого вы обижены?  Возьмите сахар, символизирующий обиду, бросьте его в вазу с водой.

- Закройте глаза и подумайте о том,  насколько важно уметь прощать.

(Меняю вазы)

-Откройте глаза , что вы видите ? Вы простили человека - и у вас в душе расцвели цветы.

-В  прощении – сила Человека.

В прощении смысл жизни скрыт.

Лишь тот достоин жизни этой,

Кто смог поверить и простить.

 

11.Размышление над ситуацией:

Три путника шли по дороге, каждый из них нес по два мешка. Повстречали они  на пути мальчика.

-Что несете вы в своих мешках? – спросил мальчик.

Первый путник отвечал:

-Я несу впереди мешок, набитый своими проблемами ,а за спиной –мешок с проблемами моих друзей.

Второй путник отвечал:

-Я несу впереди мешок со своими добрыми делами и показываю их людям. Мешок за спиной- мои ошибки и обиды.

Третий путник отвечал:

-Я несу впереди мешок с чудесными мыслями о жизни и людях. Мешок за спиной- с дырой и поэтому он всегда пуст - я туда складываю все дурное и обидное.

И мальчик пошел с … .

 

-А с кем бы пошли вы? И почему?

-Хорошо , ребята. Еще древние говорили: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.»

А наша пристань - взаимопонимание. Если мы будем  жить в гармонии с собой , то и мир будет нести гармонию добра и любви.

 

12. Составление  синквейна:

Слово «взаимопонимание»

 

13. Творческая работа: »Заселение поляны человечками»

 

У всех детей на партах  человечки разных цветов, разных размеров.

-Посмотрите на человечков, которые у вас на партах.

-Есть ли одинаковые у кого – нибудь ?

- Так и все мы ,  мы разные: у каждого свой характер , свои желания, свое отношение к различным ситуациям. И , наверное, поэтому нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что все мы разные и нужно уважать мнения друзей, их чувства и переживания.

-Давайте покажем при помощи этих человечков, что хотя мы все разные, но мы можем дружить. Сделаем дружный хоровод.

 

(Дети прикрепляют каждый своего человечка на поляну, делая хоровод.)

-Посмотрите, так как все человечки разные , получился яркий дружный хоровод. Это красиво . Так и мы , когда все дружим, уважаем друг друга, любим-это красиво! Это здорово ! И  нам нужно учиться  уважать других, невзирая на различия, быть внимательными к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

 

14.Рефлексия

 

(Дети  становятся  в  круг  и  исполняют  песню  « Улыбка» )

-Я вам желаю ,чтобы вы всегда  дорожили своими друзьями, чтобы вы умели ценить общение, были благожелательными, чтобы вы всегда и везде  дарили свет своей души  , тепло своего сердца.

 

-Давайте понимать  друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить , во всем друг другу потакая,-

Тем более , что жизнь короткая такая.

разработки учителей школ района paganel (09.01.2015)

51 0.0/0





урок самопознания " Учимся общению"
  • Классному руководителю
Описание:

Цель: расширять представление о важности взаимопонимания и искренности в общении людей Задачи: раскрывать значение понятий: «взаимопонимание», «искренность»;– развивать умение понимать и принимать себя и другого человека;– воспитывать чуткость и доброе отношение к другим людям. Игра «Дорисуй картинку» ( в паре)Учащиеся по очереди дорисовывают на картине какой то предмет, соответствующий замыслу предыдущего «Художника» Беседа-Легко ли было рисовать?-Понятна ли была тема рисунка?-Было ли взаимопонимание между вами?-Как вы думаете, что больше всего мешает людям понимать друг друга?-Что происходит с людьми, когда они не понимают друг друга?-Как вы думаете, что лежит в основе взаимопонимания?-Кто уже догадался о теме урока?

Автор Дубгорная Марина Михайловна
Дата добавления 17.11.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 729
Номер материала MA-062357
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓