Главная / Начальные классы / Урок самопознания "О хорошем и плохом"

Урок самопознания "О хорошем и плохом"

Урок самопознания

«О хорошем и плохом»

Подготовила учитель начальных классов

КГУ Александровская основная школа

Третьякова Алёна Валерьевна

Цели и задачи:

-приводя примеры положительных и отрицательных поступков, помочь детям раскрыть смысл понятий «хорошо» и «плохо»;

- формировать умение искать выход из неприятных ситуаций;

-развивать мышление, речь, артистические способности.


Ход урока

Позитивный настрой

Мысленное путешествие в подводное царство

Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь.Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда –сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (учитель может помолчать несколько секунд)

А сейчас приготовимся в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое путешествие.

Возратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе ощущение покоя и тишины.

- Понравилось ли вам в подводном царстве?

- Кого вы там встретили?

- Хорошо ли вам там было?

- Как вы думаете хорошо ли обитателям подводного мира?

Беседа.

Ребята, вы уже не маленькие – ходите в школу и имеете кое-какие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, о том, что можно делать и говорить, а чего нельзя.

Приведите примеры хороших (положительных) поступков и примеры плохих (отрицательных) поступков. (Отклики детей)

Если ваши слова и поступки вызывают у окружающих отрицательные эмоции: обиду, слёзы, агрессию, желание перестать общаться с вами, значит, вы что-то делаете не так, то есть плохо. Если же люди тянутся к вам, мечтают с вами дружить, потому что вы спокойны, доброжелательны, никого не обижаете, всем помогаете, значит, будьте уверены: вы на правильном пути и поступаете хорошо.

Игра «Потопаем-похлопаем»

Давайте поиграем в игру «Потопаем-похлопаем». Я буду называть поступки и положительные, и отрицательные, которые иногда совершают дети. Если поступок, с вашей точки зрения, хороший – похлопайте в ладоши, если плохой - потопайте.

  • Анюта выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшими, со сверстниками же грубит.

  • Олежка при входе в школу всегда пропускает вперед учителей, завуча, директора, но не делает это по отношению к уборщицам.

  • Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняшке.

  • Антон старательно выполняет домашнее задание, но только в том случае, если ему за это родители пообещали денежное вознаграждение.

  • Оля очень любит бабочек, поэтому все летние каникулы проводит в лугах, гоняясь с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.

  • Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.

  • Денис встает в 6 часов утра, чтобы совершить пробежку по парку.

  • Настя никогда не моет руки в столовой – она пользуется принесенными с собой влажными салфетками.

  • Вася – очень весёлый мальчишка, он придумал каждому однокласснику прозвище-дразнилку.

  • Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить её, помочь по хозяйству.

  • В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфету и угостила всех одноклассников.

  • Намусорив в коридоре возле окна принесенными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщица.

Чтение и обсуждение стихотворений.

Послушайте стихи, специально приготовленные к классному часу ребятами.

Могучий Антон

Хвастался Антон: «Я все могу!

От коня пешком я убегу!

У пантеры завтрак отберу!

Сумку украду у кенгуру!

Я почищу зубы крокодилу!

Я заставлю танцевать гориллу!

Я сошью для бегемота брюки!

Сделаю скакалку для гадюки!

Научу истории осла!»

Тут Антошку мама прервала:

«Это все ужасно интересно,

Но, пожалуйста, скажи мне честно –

Как у нас с уроками сынок?

Ты решил задачу?» - «Нет не смог!

Знаешь, очень трудная попалась!

Но уроки что … такая малость!

А всё остальное я могу!

От коня пешком я убегу!

У пантеры завтрак отберу!

Сумку украду у кенгуру!..»

И так далее, пока не надоест…


-Что можно сказать об Антоне?

-Каким отрицательным качеством он обладает? (хвастунишка)


Рыцари.

В коридоре, в классе ли –

Всюду стены красили.

Терли краску, терли мел.

Каждый делал, что умел.


Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.


Шкаф тяжелый с книгами,

С книгами

Три девочки двигали,

Двигали.


А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

Отдыхали девочки,

Отдыхали мальчики:

Девочки – на лавочке,

Парни – на диванчике.


-Можно ли мальчиков в действительности назвать рыцарями?

-А как будет справедливо их назвать? (невнимательными, лентяями, лодырями).


Подарки

На диване я сижу

И цыпленку шарф вяжу.

Петушку и курочкам

Я свяжу тужурочки,

А коту на Новый год

Подарю полбанки шпрот,

А собачке – косточку,

А дедуле – тросточку.


-Какими положительными качествами обладает героиня этого стихотворения? (трудолюбие, заботливость)


Помощница

Падают снежинки

В праздник новогодний.

Полную корзину

Соберу сегодня.


Елочку укрою

Мягким снежным пледом,

Будем спать зимою,

Дожидаться лета.


Дед Мороз усталый,

Видно, не заметил.

Дел зимой немало

У него на свете.


-Что можно сказать об этой девочке? (добрая, заботливая)


Попробуй волшебником стать

Стать добрым волшебником –

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе – цветок.

Его листья повисли.

Грустит он … О чём?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

А что же сестрёнка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конём –

Галопом сестренка

Помчалась на нём!

Хоть мама еще

Не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Её думы-заботы:

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать.

Да надо с уборкой

Возиться опять».

И ты совершаешь

Веселое чудо –

Ковер засверкал,

Просияла посуда.

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

- Да это как в сказке…

Волшебник ты мой!


-Почему мама назвала мальчика волшебником?

-Какие добрые дела он сделал?


Творческая деятельность.

Предлагаю вам задание, в котором нужно все записанные на доске качества характера разделить в два столбика по принципу «хорошее-плохое».

Запись на доске: доброта, верность, мстительность, черствость, агрессивность, доброжелательность, заботливость, грубость, лень, хитрость, отзывчивость, внимательность.

Тренинг по выходу из неприятной ситуации

Наверняка каждый из вас, ребята, хоть однажды попадал в неприятную ситуацию, из которой не знал, как выйти достойно. Обычно в таких случаях дети просто убегают с места происшествия, но не потому, что им не стыдно и не хочется загладить свою вину, а потому, что они не знают, как это сделать.

Давайте потренируемся находить выход из подобных ситуаций.

Ситуации

  • Во время игры ты нечаянно толкнул товарища, тот упал, ударился головой, и у него пошла носом кровь. Твои действия?

  • Во время урока ты отпросился в туалет и, пробегая по коридору, случайно задел рукой стенд со стенгазетой. Он упал, стекло треснуло. Никто не видел, не слышал и, наверно, не догадается, что это сделал ты. Как ты поступишь?

  • Ты выходишь из школы и видишь, как хулиганы пристают к твоей однокласснице. Что ты сделаешь?

  • Ты взял у товарища поиграть дорогую игру и сломал её. Как выйдешь из этой ситуации?

Я заметила, что в начальных классах самым распространенным недостатком среди детей является желание обзываться. И в нашей школе эта проблема тоже есть. Возможно, избавиться от скверной привычки вам поможет басня С.Михалкова «Зеркало», которую мы сейчас увидим в исполнении наших учеников.

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.

- Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда.

-Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!

- Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!

- И чего это он ко мне пристает? – удивлялся добродушный Слон. – Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!

- Дяденька, достань воробушка! – смеялся Носорог над Жирафом.

- Сам-то больно хорош! – откуда-то сверху отвечал Жираф.

Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:

- Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!

От обиды бедный страус даже голову под крыло спрятал.

- Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя ближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь ?

- Конечно! –ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается?

- Ну тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.

Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:

- Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!

И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

Групповое пение

Исполнение песни «Мир, который нужен мне»

Игра «продаём – покупаем»

А теперь поиграем. Игра называется «продаём – покупаем» На полученных листочках напишите под словом ПРОДАЁМ все те качества, от которых вы хотели бы избавиться, а над словом ПОКУПАЕМ - те, которые бы вы хотели приобрести.

- Пройдёмся по кругу и попробуем «ПРОДАТЬ и КУПИТЬ»

- Трудно ли было «ПРОДАВАТЬ», а «ПОКУПАТЬ»?

- От каких качеств вы бы хотели избавиться, а какие приобрести?

Подведение итогов.

Давайте постараемся делать как можно больше хороших поступков и как можно меньше – плохих. А ещё давайте учиться отвечать за свои поступки и всегда думать перед тем, как что-то совершить.

Закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял …»

Урок самопознания "О хорошем и плохом"
  • Начальные классы
Описание:

Урок самопознания

«О хорошем и плохом»

Подготовила учитель начальных классов

КГУ Александровская основная школа

Третьякова Алёна Валерьевна

Цели и задачи:

-приводя примеры положительных и отрицательных поступков, помочь детям раскрыть смысл понятий «хорошо» и «плохо»;

- формировать умение искать выход из неприятных ситуаций;

-развивать мышление, речь, артистические способности.

Ход урока

Позитивный настрой

Мысленное путешествие в подводное царство

Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь.Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда –сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда... это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (учитель может помолчать несколько секунд)

А сейчас приготовимся в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое путешествие.

Возратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе ощущение покоя и тишины.

- Понравилось ли вам в подводном царстве?

- Кого вы там встретили?

- Хорошо ли вам там было?

- Как вы думаете хорошо ли обитателям подводного мира?

Беседа.

Ребята, вы уже не маленькие – ходите в школу и имеете кое-какие представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, о том, что можно делать и говорить, а чего нельзя.

Приведите примеры хороших (положительных) поступков и примеры плохих (отрицательных) поступков. (Отклики детей)

Если ваши слова и поступки вызывают у окружающих отрицательные эмоции: обиду, слёзы, агрессию, желание перестать общаться с вами, значит, вы что-то делаете не так, то есть плохо. Если же люди тянутся к вам, мечтают с вами дружить, потому что вы спокойны, доброжелательны, никого не обижаете, всем помогаете, значит, будьте уверены: вы на правильном пути и поступаете хорошо.

Игра «Потопаем-похлопаем»

Давайте поиграем в игру «Потопаем-похлопаем». Я буду называть поступки и положительные, и отрицательные, которые иногда совершают дети. Если поступок, с вашей точки зрения, хороший – похлопайте в ладоши, если плохой - потопайте.

  • Анюта выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшими, со сверстниками же грубит.
  • Олежка при входе в школу всегда пропускает вперед учителей, завуча, директора, но не делает это по отношению к уборщицам.
  • Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняшке.
  • Антон старательно выполняет домашнее задание, но только в том случае, если ему за это родители пообещали денежное вознаграждение.
  • Оля очень любит бабочек, поэтому все летние каникулы проводит в лугах, гоняясь с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.
  • Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.
  • Денис встает в 6 часов утра, чтобы совершить пробежку по парку.
  • Настя никогда не моет руки в столовой – она пользуется принесенными с собой влажными салфетками.
  • Вася – очень весёлый мальчишка, он придумал каждому однокласснику прозвище-дразнилку.
  • Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить её, помочь по хозяйству.
  • В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфету и угостила всех одноклассников.
  • Намусорив в коридоре возле окна принесенными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщица.

Чтение и обсуждение стихотворений.

Послушайте стихи, специально приготовленные к классному часу ребятами.

Могучий Антон

Хвастался Антон: «Я все могу!

От коня пешком я убегу!

У пантеры завтрак отберу!

Сумку украду у кенгуру!

Я почищу зубы крокодилу!

Я заставлю танцевать гориллу!

Я сошью для бегемота брюки!

Сделаю скакалку для гадюки!

Научу истории осла!»

Тут Антошку мама прервала:

«Это все ужасно интересно,

Но, пожалуйста, скажи мне честно –

Как у нас с уроками сынок?

Ты решил задачу?» - «Нет не смог!

Знаешь, очень трудная попалась!

Но уроки что … такая малость!

А всё остальное я могу!

От коня пешком я убегу!

У пантеры завтрак отберу!

Сумку украду у кенгуру!..»

И так далее, пока не надоест…

-Что можно сказать об Антоне?

-Каким отрицательным качеством он обладает? (хвастунишка)

Рыцари.

В коридоре, в классе ли –

Всюду стены красили.

Терли краску, терли мел.

Каждый делал, что умел.

Труд делили поровну

Мальчики и девочки:

Шкаф тащили в сторону

Девочки, девочки.

Шкаф тяжелый с книгами,

С книгами

Три девочки двигали,

Двигали.

А два парня-крепыша

Стул тащили не спеша.

Отдыхали девочки,

Отдыхали мальчики:

Девочки – на лавочке,

Парни – на диванчике.

-Можно ли мальчиков в действительности назвать рыцарями?

-А как будет справедливо их назвать? (невнимательными, лентяями, лодырями).

Подарки

На диване я сижу

И цыпленку шарф вяжу.

Петушку и курочкам

Я свяжу тужурочки,

А коту на Новый год

Подарю полбанки шпрот,

А собачке – косточку,

А дедуле – тросточку.

-Какими положительными качествами обладает героиня этого стихотворения? (трудолюбие, заботливость)

Помощница

Падают снежинки

В праздник новогодний.

Полную корзину

Соберу сегодня.

Елочку укрою

Мягким снежным пледом,

Будем спать зимою,

Дожидаться лета.

Дед Мороз усталый,

Видно, не заметил.

Дел зимой немало

У него на свете.

-Что можно сказать об этой девочке? (добрая, заботливая)

Попробуй волшебником стать

Стать добрым волшебником –

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе – цветок.

Его листья повисли.

Грустит он … О чём?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик струится

Из лейки твоей.

А что же сестрёнка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конём –

Галопом сестренка

Помчалась на нём!

Хоть мама еще

Не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Её думы-заботы:

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать.

Да надо с уборкой

Возиться опять».

И ты совершаешь

Веселое чудо –

Ковер засверкал,

Просияла посуда.

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

- Да это как в сказке…

Волшебник ты мой!

-Почему мама назвала мальчика волшебником?

-Какие добрые дела он сделал?

Творческая деятельность.

Предлагаю вам задание, в котором нужно все записанные на доске качества характера разделить в два столбика по принципу «хорошее-плохое».

Запись на доске: доброта, верность, мстительность, черствость, агрессивность, доброжелательность, заботливость, грубость, лень, хитрость, отзывчивость, внимательность.

Тренинг по выходу из неприятной ситуации

Наверняка каждый из вас, ребята, хоть однажды попадал в неприятную ситуацию, из которой не знал, как выйти достойно. Обычно в таких случаях дети просто убегают с места происшествия, но не потому, что им не стыдно и не хочется загладить свою вину, а потому, что они не знают, как это сделать.

Давайте потренируемся находить выход из подобных ситуаций.

Ситуации

  • Во время игры ты нечаянно толкнул товарища, тот упал, ударился головой, и у него пошла носом кровь. Твои действия?
  • Во время урока ты отпросился в туалет и, пробегая по коридору, случайно задел рукой стенд со стенгазетой. Он упал, стекло треснуло. Никто не видел, не слышал и, наверно, не догадается, что это сделал ты. Как ты поступишь?
  • Ты выходишь из школы и видишь, как хулиганы пристают к твоей однокласснице. Что ты сделаешь?
  • Ты взял у товарища поиграть дорогую игру и сломал её. Как выйдешь из этой ситуации?

Я заметила, что в начальных классах самым распространенным недостатком среди детей является желание обзываться. И в нашей школе эта проблема тоже есть. Возможно, избавиться от скверной привычки вам поможет басня С.Михалкова «Зеркало», которую мы сейчас увидим в исполнении наших учеников.

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.

- Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда.

-Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!

- Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!

- И чего это он ко мне пристает? – удивлялся добродушный Слон. – Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!

- Дяденька, достань воробушка! – смеялся Носорог над Жирафом.

- Сам-то больно хорош! – откуда-то сверху отвечал Жираф.

Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:

- Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!

От обиды бедный страус даже голову под крыло спрятал.

- Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя ближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь ?

- Конечно! –ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается?

- Ну тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.

Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:

- Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!

И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.

Групповое пение

Исполнение песни «Мир, который нужен мне»

Игра «продаём – покупаем»

А теперь поиграем. Игра называется «продаём – покупаем» На полученных листочках напишите под словом ПРОДАЁМ все те качества, от которых вы хотели бы избавиться, а над словом ПОКУПАЕМ - те, которые бы вы хотели приобрести.

- Пройдёмся по кругу и попробуем «ПРОДАТЬ и КУПИТЬ»

- Трудно ли было «ПРОДАВАТЬ», а «ПОКУПАТЬ»?

- От каких качеств вы бы хотели избавиться, а какие приобрести?

Подведение итогов.

Давайте постараемся делать как можно больше хороших поступков и как можно меньше – плохих. А ещё давайте учиться отвечать за свои поступки и всегда думать перед тем, как что-то совершить.

Закончите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял …»

Автор Третьякова Алёна Валерьевна
Дата добавления 02.03.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 229
Номер материала MA-065346
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓