Мир
груб и прост. Сердца сгорели.
Урок-размышление
по отрывку из романа В. Гроссмана « Жизнь и судьба».
Цели:
общая
- создать условия для размышления над тем, какое значение вкладывается в
понятие «пленный»; подвести учеников к пониманию того, что любому пленному
должна быть гарантирована жизнь и отношение к нему должно быть гуманны;
частная - продолжить работу над
формированием умением анализировать систему образов, работая над фрагментами
художественного произведения;
-.
Основные методические приемы: беседа, работа над текстом, чтение с
элементами комментария.
Оборудование: мультимедиа, выставка произведений близких к этой теме.
Эпиграфы:
«Воину надлежит
мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать»
А. Суворов
«Уважайте в себе
ив других человеческую личность»
Ход
урока:
1 фаза: «Вызов интереса»
Проявляется
первые слайды, которые знакомят учащихся с историей, именно, тем, что лично
касается их истории, истории их села. Без прошлого нет будущего.
Слово учителя:
Одной
из самых жестоких форм силового соперничества является война. Часто ее удары
обрушиваются на тех, кто не участвует или перестал участвовать непосредственно
в боевых действия, например, на мирных жителей, раненых, пленных.
Как
ты думаешь, существует ли сегодня потребность в правилах, обеспечивающих защиту
жертв вооруженных конфликтов? Почему?
2 фаза:
«Осмысление через погружение в текст»
Именно об этом
пойдет сегодня речь.
Чтение
фрагмента из романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» учителем.
…Водитель
машины любознательно сказал: «Глядите, товарищ подполковник! Четверо немцев
несли на шинели товарища. По их лицам, напружинившимся шеям было видно, что они
скоро сами упадут. Их мотало из стороны в сторону. Тряпье, которым они были
обмотаны, путалось в ногах, сухой снег лупил их по безумным глазам,
обмороженные пальцы цеплялись за края шинели.
«Доигрались
фрицы», - сказал водитель. Не мы их звали», -угрюмо сказал Даренский.
А потом вдруг счастье захлестывало его, - в снежном тумане степной целиной шли
на запад советские танки – тридцать четверки, злые, быстрые, мускулистые. … Из
люков, высунувшись по грудь, глядели танкисты в черных шлемах, в черных
полушубках. Они мчались по великому степному океану, в снежном тумане, оставляя
за собой мутную снеговую пену,- чувство гордости, счастья перехватывало
дыхание… Закованная сталью Россия, грозная, хмурая, шла на запад.
При въезде в деревню образовался затор. Даренский сошел с машины, прошел мимо
стоявших в два ряда грузовиков, мимо крытых брезентом «катюш. Через дорогу на
большак перегоняли группу пленных. Сошедший с легковой машины полковник в
папахе серебристого каракуля, какую можно было добыть либо, командуя армией,
либо находясь дружбе с фронтовым интендантом смотрел на пленных. Конвоиры
покрикивали на них, замахивались автоматами: «Давай, давай веселей!»
Невидимая стена отделяла пленных от водителей грузовиков и красноармейцев,
холод, больший, чем степная стужа, мешал глазам встретиться с глазами.
«Гляди, гляди хвостатый», - сказал смеющийся голос. Через дорогу на
четвереньках полз немецкий солдат. Кусок одеяла, с вылезшими клочьями ваты,
волочился следом за ним. Солдат полз торопливо, по собачьи перебирая руками и
ногами, не поднимая головы, точно чутьем вынюхивал след. Он полз на полковника,
стоявший рядом водитель сказал: «Товарищ полковник, укусит, ей – богу,
целится».
Полковник шагнул в сторону и, когда немец поравнялся с ним, пихнул его сапогом,
и некрепкого толчка хватило, чтобы, перешибить воробьиную силу пленного. Руки и
ноги расползлись в разные стороны.
Он
взглянул снизу на ударившего его, в глазах немца, как в глазах умирающей овцы,
не было ни упрека, ни даже страдания, одно лишь смирение.
-
Лезет г…, завоеватель, - сказал полковник, обтирая об снег подошву сапога.
Смешок прошел среди зрителей.
Даренский почувствовал, как затуманилась его голова и что уже не он, кто-то
другой, которого он знал и не знал, никогда не колеблющийся, руководит его
поступками.
-Русские
люди лежачих не бьют, товарищ полковник,- сказал он.
-
А я кто, по - вашему, не русский – спросил полковник.
-Вы
мерзавец, - сказал Даренский и увидел, что полковник шагнул в его
сторону, крикнул, предупреждая взрыв полковничьего гнева и угроз: - Моя фамилия
Даренский! Подполковник Даренский, инспектор оперативного отдела штаба
Сталинградского фронта. То, что Я вам сказал, я готов подтвердить
перед командующим фронтом и перед судом военного трибунала.
Полковник ненавистью сказал ему: – Ладно, подполковник Даренский, вам это даром
не пройдет, - и пошел в сторону.
Несколько
пленных оттащили в сторону лежащего, и, странно, куда ни поворачивался
Даренский, глаза его встречались с глазами сбившихся толпой пленных, их точно
притягивало к нему.
Он медленно зашагал к машине, слышал, насмешливый голос
сказал:
-Фрицевский
заступник отыскался.
Словарь понятий:
Целина - непаханая, не
подвергавшаяся обработке земля.
Затор - задержка в движении
от скопления движущихся по
одному
направлению людей, предметов.
«Катюши» - в годы Великой
Отечественной войны народное на-
звание
реактивного миномета особой системы.
Большак - большая дорога (в
отличие от проселочной).
Интендант - военнослужащий, ведающий
делами хозяйственного
снабжения и
войскового хозяйства.
Инспектор - должностное лицо, занятое
проверкой правильности
чих либо
действий.
Трибунал - суд, рассматривающий
дела о преступлениях
военнослужащих, военнообязанных, о шпионаже.
Аналитическая
работа по тексту:
1.
Перечислите всех, кто действует в этом
эпизоде. (Учитель записывает тех, кого называют
ученики: водитель машины, Даренский, полковник в папахе, конвоиры, толпа
пленных, ползущий пленный, толпа водителей машин и красноармейцев, кто-то со
смеющимся голосом в толпе красноармейцев, кто-то с насмешливым голосом в толпе
красноармейцев.
Учитель записывает слова в две колонки:
полковник Даренский
пленные
танкисты
«хвостатый»
Запись сохраняется на доске до конца урока).
Устраивает ли вас такая группировка, отражает ли она расстановку сил в
эпизоде? (Дети предлагают свои варианты
группировки персонажей. Учитель просит найти в тексте подтверждения именно
такому делению).
- Обратимся к
группе военнопленных. Как они описываются? Как переносят свое нынешнее
состояние? Почему в глазах у «хвостатого» пленного «смирение»?
- Охарактеризуйте
«ХВОСТАТОГО», используя в высказываниях слово «достоинство.
ДОСТОИНСТВО- Совокупность высоких моральных качеств, а также уважения
этих качеств самом себе.
(Учитель записывает все
предлагаемое учениками на доске.)
Как
вы понимаете слово достоинство? (Обращаемся к слайду)
Задача
учителя: работая на значение слово о достоинство добиться, чтоб ученики поняли:
что достоинство есть у каждого человека как бы он ни выглядел, как бы он не вел
себя.
- Как к пленным
относится толпа, состоящая из водителей машин и солдат? (Ненависть, любопытства, радость, от своей собственной силы,
развлечение.) Унижают ли они достоинство пленных? Чем это объясняется?
- Кто из активно
действующих персонажей разделяет отношение толпы к пленным? Кто своими
поступками противостоит? Каковы причины такого различного поведения офицеров
одной и той же армии?
Как к поведению
Даренского относятся наблюдающие все происходящее солдаты и толпа пленных? Почему
«холод больший, чем стужа», мешавший встретится глазам противостоящих друг
другу людей в начале предложенного вам эпизода сменяется в конце другой фразы:
«…странно, куда ни поворачивался Даренский, глаза его встречались с глазами
сбившихся толпой пленных, их точно притягивало к нему»? Как это
свидетельствует об авторском отношении к описываемой ситуации?
- Учитель сообщает
о том, что сейчас действует специальные нормы обращения с пленными.
Обращения
с военнопленными (Третья Женевская конвенция 1949г., первый Дополнительный
протокол 1977).
- Вернитесь к
записи ассоциаций, сделанной в начале урока. Появились ли у вас новые
ассоциации. Как вы думаете, с чем это связанно?
- Обратитесь к
записям персонажей, действующих в фрагменте. Кто из них поступал в
соответствии с гуманистическим духом Женевской конвенции? Вспомните то,
как вы сгруппировали этих персонажей в начале. Как бы вы теперь оценили
расстановку сил в этом конфликте? (Задача учителя: сделать понятным,
что Даренский занимает промежуточное положение между полковником и
«хвостатым» и, по большому счету, бреется за понимание, как со стороны
красноармейцев, так и со стороны пленных.)
Выводы
Совершенно
не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к
пленному вражеской армии. В то же время и чувства ненависти не должно помешать
соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на
гуманное обращение.
«Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать» -
так говорил великий русский полководец А. Суворов.
Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм
международного гуманитарного права.
Эти нормы распространяются не только на те, кто взят в плен, но и на
всех невоюющих, где бы они ни находились: на суше, на море, в воздухе.
Знаешь ли ты…
Совокупность правил (норм), действующих в условиях вооруженного
конфликта, называется международным гуманитарным правом. Эти правила содержатся
в четырех Женевских конвенциях 1949 года, которые подписали почти все
государства мира.
Международное гуманитарным право защищает гражданское (мирное)
население, а также, тех кто перестал принимать участие в боевых действиях
(например, раненых и больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и
т.д.).
Международное гуманитарное право ограничивает средства и методы ведения
войны.
В современном Международном праве установлен запрет на применение силы.
Принцип неприменения силы и угрозы силой закреплен в Уставе Организации
Объединенных Наций(ООН) (в пункте 4 статьи 2).
Однако в случае вооруженного нападения государство вправе прибегнуть к
силе. Право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено с статьи
51 Устава ООН. Вторым законным случаем применения силы является использование
вооруженных сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятым в
целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Международное гуманитарное право (МГП) не рассматривает вопрос о праве
государств применять силу. Оно вступает в действие с началом вооруженного
конфликта и устанавливает правила его ведения – единые для всех участников
конфликта.
Нормы Международного гуманитарного права будут применяться в любом
случае в равной степени ко всем участникам вооруженного конфликта.
Люди на
протяжении своей жизни могут сталкиваться с разными формами соперничества. К
сожалению, некоторые становятся участниками такой его разновидности, как война,
которая влечет за собой человеческие жертвы. На войне, как и во многих других -
силовых и не силовых – формах соперничества. Действуют определенные правила.
Цель этих правил - ограничение чрезмерно жестоких последствий.
Домашнее задание
Если вас
заинтересовали страницы этого романа, найдите возможность прочитать этот роман.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.