Урок русского языка во 2 классе
Подготовила Котлярова Н.В.
Тема: Cлова, обозначающие действие предмета.
Цели:
1.
закрепить
знания учащихся о словах, обозначающих действие предмета, совершенствовать
умение ставить к ним вопросы и устанавливать связь между словами в предложении
2.
Развивать
орфографическую зоркость, развивать связную речь учащихся, умение делать
выводы.
3.
Воспитывать
трудолюбие, аккуратность.
Ход урока:
1. Организационный
момент. Мотивация. ( слайд 1).
Прозвенел и смолк
звонок
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно
сели,
Друг на друга
посмотрели.
И я прошу сегодня
вас, ребята,
Настроиться серьезно
на урок
И не шуметь, как
делали когда-то,
Не ждать, когда же
прозвенит звонок.
Учитель: Сегодня я
приглашаю вас в гости к...
Отгадайте: к кому?
(На экране меняются картины весны.)
( слайд 2) - Если речка голубая пробудилась ото сна
И
бежит в полях, сверкая, – значит,
к
нам пришла... (весна).
( слайд 3) - Если снег везде растаял, и трава в лесу
видна,
И поет пичужек стая – значит,
к нам пришла... (весна).
( слайд 4) - Если солнце разрумянит наши щеки
докрасна,
Нам еще приятней станет – значит,
к нам пришла... (весна).
Учитель: Итак, мы
идем в гости к весне. А точнее сказать, это она пришла в наши края. Весна –
прекрасное время года, время пробуждения природы.
- Дети, какой
сегодня день весны наступил? - 27 апреля.
Давайте запишем
дату нашей работы в тетрадях, укажем вид работы
- Классная
работа. (
слайд 5)
(учащиеся
записывают число и месяц)
II.
Минутка
чистописания.( слайд 6)
- С какой буквы
начинается слово «весна»? (с буквы В). Расскажите, что вам известно об
этой букве. (Это буква согласная, глухая, парная, образует пару с буквой
«Ф», образует два звука в, вь, на письме бывает заглавной и строчной ).
Пропишите буквы по
образцу по строчкам. ( слайд 7, 8).
III.
Орфографическая разминка
Учитель:
- Послушайте загадку ( слайд 9), отгадайте, что это?
(Сосулька) (слайд 10).
- В каких словах мы будем использовать заглавную букву В? (В
слове «Висит»). Где будем использовать строчную букву в? (В слове
«весной»). Объясните пропущенные орфограммы. Запишите в тетради,
заполняя пропуски.
- Проверьте написанное. (слайд 11).
- Определите
по загадке, о каком времени года мы будем говорить и писать? (О
весне).
- Да, сегодня мы отправляемся в гости к весне (слайд 12).
Помогут
нам побывать в гостях у весны изученные части речи.
Вспомните и перечислите их.
( Слова, которые обозначают предметы;
слова, которые обозначают признаки предметов;
слова, которые обозначают действия предметов.)
IV.
Актуализация
знаний об изученных частях речи
Дети перечисляют знакомые части речи: слова,
которые обозначают предметы; слова, которые обозначают признаки предметов;
слова, которые обозначают действия предметов.
Затем характеризуют каждую часть речи.
1. Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы кто? что?
Примеры слов.
2. Слова, которые обозначают признаки предмета, отвечают на вопросы:
какой? какая? какое? какие? Примеры слов.
3. Слова, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопросы
что делал? что сделал? что делали? Что будут делать?
- Как надо действовать, чтобы не перепутать части речи?
(Правильно задавать вопрос).
V.
Сообщение темы и
задач урока.
- Сегодня
на уроке мы повторим всё, что знаем о словах, которые обозначают действия
предметов, выясним, какую работу они выполняют в предложении и с какими словами
они в предложении связаны.
VI.
Обобщение знаний
учащихся.
1.
Самостоятельная
работа.
- Прочитайте слова, которые приготовила вам весна: (слайд 13)
Солнце, тёплая, бегут,
весёлые, светит, весна, яркое, ручьи, наступила.
- Запишите
слова в три столбика. Объясните свой выбор.
Кто?
что? Какой? какая? Какое? Что
делает?
- Проверка
написанного (слайды 14, 15, 16.)
- Как эти
слова можно объединить в предложения?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
( СЛАЙД 17)
2. Работа в
парах по карточкам. ( слайд 18)
Прочитайте
запись.
Электрическая пила.
Пила кофе. ( слайд 19)
Печь
пироги. Каменная печь. ( слайд 20)
Косой дождь.
Косить косой. ( слайд 21)
- Что обозначают
выделенные слова?
- На какие
вопросы они отвечают?
3 Работа с
учебником. (слайд 22)
Выполнение упражнения 547
Сосульки звенеть перестали, застыли, заблистали, заледенели.
Солнце встанет, возьмётся припекать.
Капель забарабанит.
4.
Игра «Будь внимателен!» ( слайд 23)
- Прочитайте слова:
Удар, пила, игра, письмо, дело, дружба, рисование, свет, стройка,
напиток, вязание, прыжок.
- Что называют эти слова?
- На какой вопрос они отвечают?
- Вы должны быстро и правильно образовать от данных слов слова,
обозначающие действия предметов. Какой ряд назовёт больше правильных слов, тот
и выиграет.
5.
Работа с учебником ( слайд 24)
Выполнение упражнения 548.
- Назовите весенние месяцы. (слайд 25)
6.
Работа над пословицами. ( слайд 26)
- Нужно соединить части пословиц о весенних месяцах, прочитайте их
полностью.
7. Выборочный
диктант.
- Запишите слова, обозначающие действия предметов.
Луна, сверкает, серебристый, бегут, цепь, вязать, изумруд, рисует,
душистая, уехать, зарядка.
Проверка выполнения задания.
VII.
Закрепление знаний
учащихся.
Самостоятельная работа. ( слайд 27)
- Среди данных слов найди слова, обозначающие действия предметов и
подчеркни их.
Веселье, веселиться, весёлый.
Смех, смешной, смеяться.
Зелень, зеленеть, зелёный.
Радость, радоваться, радостный.
Грустить, грустный, грусть.
VIII.
Итоги урока. (слайд
28)
-Хотелось бы отметить
работу уч-ся….
- Они
получают …(отметки), так как…
IX. Домашнее задание. с. 105, упр.549 (слайд 29)
Урок русского языка во 2 классе по теме «Произношение
ударных и безударных гласных в корне, их обозначение на письме»
2 урок по теме
Тип урока:
Традиционно-развивающий.
Цели урока:
1. Содействовать развитию у детей умений общаться в
коллективной игре и в работе в парах.
2. Закрепить умения проверять безударные гласные в
корне.
Задачи урока:
– Повторить правило проверки безударной гласной в
корне.
– Дать учащимся представление о том, что проверочным
словом может быть однокоренное слово или форма слова.
– Воспитывать чувство коллективизма.
– Развивать фонематический слух и речь учащихся.
Оборудование:
Учебник A.M. Зелениной для 2 класса; индивидуальные
словарики у учащихся; рисунки зайца и лисы, футбольных ворот, острова и
кораблика, картинка к словарному слову; карточки.
Ход
урока
1.
Организационный момент
Учитель:
Всем, всем – добрый день!
Прочь отбросим нашу лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
2. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Учитель: Кто испытал трудности при выполнении
домашнего упражнения?
Один ученик на доске обозначает ударение в словах,
ставит знаки препинания.
Подготовка к работе.
Учитель:
В морях Знаний есть много островов.
К острову Грамматика сейчас мы поплывём.
Рифы и препятствия все мы обойдём. (В словах
неправильно произносится ударение)
Учитель: На каком корабле мы отправимся в путь?
Дети: Корабль «Безударные гласные».
Учитель: Что вы заметили?
Дети: Вы неправильно произнесли слова.
Учитель: В чём ошибка?
Дети: Неправильно поставили ударение.
Учитель: Это тема нашего урока: «Произношение ударных
и безударных гласных». Какую задачу поставим перед собой?
Дети: Будем учиться правильно произносить слова,
находить безударные гласные и обозначать их на письме.
Учитель: В каких словах допущена ошибка?
Дети: Морях, корабле.
Учитель: Произнесём правильно: м_рях, к_рабле. Какие
буквы вставим в эти слова? Докажите.
Дети: В слове морях вставляем букву о, проверочное
слово – море.
3. Словарная работа
Учитель: Есть слова, в которых можно проверить
безударные гласные, а есть слова, в которых её нужно запомнить.
Дети: Корабль затрудняемся проверить.
Учитель: Я предлагаю вам запомнить это слово с помощью
стихотворения.
Корова на корабль взошла –
Корабль перевернулся!
Но буква «о» им помогла
Живыми в порт вернуться.
Как круг спасательный,
Она спасла корабль с коровой,
Им помогла всем, чем могла,
И оба эти слова
Со дня несчастного того не расстаются с буквой «О»!
Учитель: Запишем в словарь: к_рабль. Подберите родственные слова.
Дети: Кораблик, корабельщики, корабельная,
кораблестроители.
Учитель: Что надо запомнить в слове?
Дети:
Безударную гласную.
4.
Минутка чистописания
Учитель: Букву «О» приглашаем на минутку чистописания.
Приём на внимание.
Записать эти слоги столько раз, сколько услышите
хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).
Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?
Дети:
Осень.
Учитель: Запишем это слово: ос_нь. Какую букву
вставим? Как проверить?
Дети:
Осенний.
Запись с комментированием
Загл_нула ос_нь на л_сную п_ляну.
Учитель: Обозначим ударение в словах, подчеркнём
безударную гласную. Найдите
главные члены предложения.
5.
Работа по учебнику
Физкультминутка
Учитель:
Встанем, надо отдохнуть, наши пальчики встряхнуть.
Вскинем наши пальчики, как ушками шевелят зайчики.
Крадёмся тихо на носочках, как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом, и мы головки повернём.
Учитель: Что ещё вы знаете о лисе и зайце?
Рассказы
детей.
Дополнительно: Раненый заяц очень сильно кричит.
Подражая этим звукам, охотники стараются приманить лисиц. Зайчата едят траву в
возрасте двух недель. На лапах у лисы есть чувствительные волоски, которые
помогают ей ориентироваться и находить нужное направление. Лиса не пережёвывает
пищу, а только разрывает мясо на мелкие куски.
Учитель: Лиса, заяц – это слова, которые называют один
предмет, значит, они используются в единственном числе. Слова, которые называют
много одинаковых предметов - это слова во множественном числе. Произнесите
слова «заяц» и «лиса» во множественном числе.
6. Дидактическая игра «Забей гол»
Учитель: Вы образовали команды «Зайчики» и «Лисы»
(мальчики и девочки). На острове Грамматика очень любят футбол.
Р_чной, л_сной, и_ристый
М_рской, р_дной, л_систый,
Гр_да, ц_на, ск_ла, в_сна.
Проверить надо все слова!
Учитель: Запишите по два слова, вместе с проверочными
словами.
7. Работа в парах на карточках
Для первой группы: поставить знак ударения,
подчеркнуть безударные слоги в словах.
Дрозды, гаражи, шалаши, холодный, день, садовник,
сорняк.
Для второй группы: проверьте обозначение гласного
звука, подобрав проверочное слово.
Кр_ты – крот. С_сна – сосны.
М_чи – ... с_ва – ...
Сн_пы – ... г_ра – ...
Гр_бы – ... тр_ва – ...
Сл_ны –… спи_на – …
Для третьей группы: списать предложение, вставить
нужные буквы. Подчеркнуть главные члены предложения.
Л_ства к_вром л_жит под н_гами.
Проверка самостоятельной работы (Контрольный лист).
8. Рефлексия
Учитель: Покажите ваше настроение в конце урока. Кому было трудно? Интересно?
9.
Д/з по выбору
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.