Главная / Начальные классы / Урок русского языка во 2 классе на тему "Однокоренные слова"

Урок русского языка во 2 классе на тему "Однокоренные слова"

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18»

Учитель: Белянкина Вера Александровна рр

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова» (Первый урок).

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1
. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
4. Обогащать словарный запас учеников.
5. Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки. Тип урока: « открытие нового знания» Методы: частично- поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила)
Оборудование: А3-проблемные вопросы, А4- девиз урока, А4-самооценка-таблица, алгоритм, памятка «Работа в паре», словарь Ожегова, мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради, учебник, сигнальные карточки "светофоры", смайлики «Рефлексия».


Новые знания:
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

4. Признаки однокоренных слов





Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Цель этапа:

Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала.


-Послушайте и отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет,

то куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска ее боится.(улыбка)

-Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнем урок.

Включение в деловой ритм.

Эмоциональная настройка.









- улыбка

Л.:самоопределение

Р.:целеполагание

К.:планирование учебного сотрудничества с у чителем и сверстниками

2.Минутка чистописания.

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.




















Слайд 1

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись. Как можно назвать такое изречение?

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-С какого звука начинается первое слово?

-дайте характеристику звуку

-пропишите первую и вторую строчки. (рабочая тетрадь, с. 26)

- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.








Такое изречение можно назвать пословицей.



Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.

-Пишут буквуУу,Ульяна, умный



Пишут в тетради пословицу.




К.: планирование учебного сотрудничества с у чителем и сверстниками

П.:логические –анализ объектов с целью выделения признаков

3.Актуализация знаний (введение в тему урока)

Цель: воспроизведение ранее полученных знаний необходимых для «открытия» нового знания.

Отгадайте еще загадку: (Слайд 2)

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

-Сколько значений у слова корень?



-Какой вывод можно сделать?



- Арина нам подготовила  выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.

(Слайд 3)





- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?




























Корень есть у растений, у зуба, у слова.





Много

Слово «корень» - многозначное





Ученица зачитывает значение слова «корень»:

  1. подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3 )части слова

Это важная, необходимая часть.


П.: логические –анализ объектов с целью выделения признаков

К.: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации







































Индивидуальная работа (домашнее задание)

4. Постановка темы и цели урока.



Проблемные вопросы.

Цель: определение темы урока, постановка перед учащимися учебной проблемы.


























-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка?

- назовите тему урока

-Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

-Обозначим проблемные вопросы.



1) Что такое корень? (Слайд 4 )

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова .

5) Признаки однокоренных слов .

На уроке нас будет интересовать корень слова.

- корень слова

о корне слова,…(ответы детей)



Р.: целеполагание

К.: постановка вопросов

П.: общеучебные -самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы












5.Работа над новым материалом. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),упражнять в группировке слов по основанию – однокоренные слова, используя два признака(общность формы и смысла).






















































































(Слайд 5 )

- Прочитайте слова. Распределите их по группам.

-Обсудите в «паре» сколько групп у вас получилось.

- Сколько?

-1 ряд запишет 1группу ( со словом зима), (Слайд 6 )

-2 ряд- 2 группу (со словом воз),

-3 ряд – со словом боль

-Как называются слова в каждой группе?

-Почему?

- Может, кто-то из вас догадался, как называется общая часть в родственных словах?

- У родственных слов есть другое название –…

-Посмотрите на проблемные вопросы урока, найдите и прочитайте это слово.

- Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.

- Прочитайте вывод в учебнике.

- Выделим корень в словах, он выделяется вот таким значком.

Назовите корень в словах 1 группы, 2 группы, 3 группы. (Слайд 7 )








Зима, воз, зимушка, больница, перевозка, боль, зимний, заболеть, зимовать, увозить, больной, повозочный.







Три группы.











Учащиеся пишут.





Слова в каждой группе называются родственными.

В них есть общая часть. Они близкие по значению.

Общая часть в родственных словах называется корнем.











Однокоренные





Родственные слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень.

Читают вслух правило – с.80









- в словах : зима, зимушка, зимний, зимовать,

корень зим;

- в словах воз, перевозка, увозить, повозочный корень воз;

- в словах больница, боль, заболеть, больной корень боль



Р.: планирование, прогнозирование;

П.: моделирование, логические-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации





















































на доске таблица с проблемными вопросами урока











Учитель показывает на доске.





Фронтальная работа

6. Физкультминутка

Цель: переключить внимание с одного вида деятельности на другой, улучшить обменные процессы,

способствовать повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.




























































(Слайд 10 )

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.










Выполняют движения.











Наклоны

















Рывки руками перед грудью.









Наклоны, повороты головы















Дети садятся за парты.



7. Составление алгоритма.

Задание «Ловушка»

Цель: включить учащихся в выведение способа действий по определению однокоренных слов

(Слайд 8 )

Упражнение №6 (с.81) Работа в паре: Докажите своё мнение.

-Прочитайте песенку Водяного из мультфильма.

- Можно ли считать родственными выделенные слова?

В ходе обсуждения учитель фиксирует признаки однокоренных слов, выделенные детьми:

1) Корень – главная значимая часть слова, пишется одинаково.

2) В нём заключено общее значение однокоренных слов. Один корень должен иметь одно значение.

- Сделаем вывод: для определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и общее значение слов.

- Выпишите однокоренные слова и обозначьте корень.

-Какими словами можно дополнить этот ряд?

- Что нужно учитывать для определения однокоренных слов?

- Как будем действовать, определяя однокоренные слова?

-Составим алгоритм:

1шаг – определить корень по одинаковому написанию. (Слайд 9)

2 шаг – проверить, одинаковое ли значение имеет корень в словах.














Читают – с.81, №6





Доказывают свои точки зрения:



- вод- одинаковый корень

- вод- со значением вода,

-вод- со значением дружить.









для определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и общее значение слов.













вода, подводная, подводник, …

Р.: планирование, прогнозирование;

П.: моделирование, логические-решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

К.: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации









































































на доске тоже открывается алгоритм

8. Закрепление. Проверка способа.



Цель: различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями




































- Используя выведенный алгоритм, определите и докажите: являются ли слова однокоренными.

(Слайд 13 )

Копать, капать

Лесник, перелесок

Летний (день), летательный (аппарат).

- Работает наш способ? Помогает определять однокоренные слова?

-Выпишите только однокоренные слова, выделяя корень. (Слайд 14 )

- Проверьте.













Доказывают, опираясь на алгоритм (лексическое значение слов, одинаков ли корень)











Алгоритм помогает определить однокоренные слова.



Выписывают : лесник, перелесок, выделяют корень лес
















Р.: контроль, оценка, коррекция

П.: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

К.: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.














9. Самостоятельная работа.

Цель: первичное закрепление, формировать умение по овладению способами группировки однокоренных слов

- Упражнение в Рабочей тетради стр.26 №2 (1) Самостоятельная работа.

- Проверим. Посмотрите на экран. (Слайд 10)

- Оцените себя . (Слайд 15)




Самостоятельно выполняют задание в Рабочей тетради.







С заданием справился успешно, я доволен собой. profilepic84502_4



Мне было трудно, но я справился. sun-yellow-circle



Задание оказалось трудным. Мне нужна помощь. Krasniy_krug


Самооценка

«светофорики»



Р.: контроль, оценка, коррекция

П.: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

К.: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.


10. Подведение итогов урока.

Цель: выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового.


-В чём разница между нашими знаниями в начале урока и в конце урока?

-Какой прирост в знаниях мы получили?



- Что нового вы поняли на этом уроке?

Домашнее задание: упр.5, стр61, выучить правило


Знали, что в русском языке есть родственные слова, в которых общая часть.



Родственные слова называются однокоренными, общая часть называется корнем, как выделяется корень.



Однокоренные слова обладают двумя признаками: общий (одинаковый) корень, общее лексическое значение.

Р.: контроль, оценка, коррекция, зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач

Л.: интерес к приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию

11. Рефлексия.

Цель: анализируя, осознавать свои возможности, делать свой собственный выбор, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.








(Слайд 11)

-Покажите человечка, как для вас прошел урок.


«смайлики»



-всё было понятно



-есть сомнения



-ничего не понял







К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: рефлексия

Л.: смыслообразование

12. Домашнее задание.

Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал.

(Слайд 17)

Записать словарные слова на букву «о» из словаря учебника , №5 с. 81 (по выбору 3 любых слова).

-Спасибо за работу. Урок закончен. (Слайд18)







запись в дневниках





Источники:

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык»

Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой, М: Астрель, 2012

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Русский язык 2 класс, часть 1 /учебник/, М: Астрель

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Рабочая тетрадь №1 к учебнику Л.Я. Желтовской,

О.Б. Калининой «Русский язык» 2класс, М: Астрель

Обеспечение компетентностных результатов начального образования в условиях внедрения стандартов второго поколения / Методическое пособие/ Под общей редакцией Н.В. Калининой, А.П. Мишиной, В.В. Зарубиной, Ульяновск: УИПКПРО,2010

http://easyen.ru/ Современный Учительский портал.

http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования.

http://my-dictionary.ru/word/21562/perelesok/

http://images.yandex.ru/yandsearch картинки

http://www.irinaboichenko.com

http://netedu.ru/node Сетевое образование.Экспертиза.Учебники.








Урок русского языка во 2 классе на тему "Однокоренные слова"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок по теме «Корень. Однокоренные слова.» Проведён во 2классе по УМК «Планета знаний». На уроке были поставлены цели: развитие познавательной активности учащихся, развитие самостоятельности, развитие речи, обогащение словарного запаса, воспитание у детей стремления делать добрые дела и совершать добрые поступки. Работа проходила как фронтальная, так и групповая. Использовались различные виды работ. Все задания были направлены на деятельность учащихся, которые обеспечивали высокую познавательную активность детей, понимание ими материала, который изучается. На уроке были использованы пословицы, загадки, стихи, упражнения письменного и устного характера.


Автор Белянкина Вера Александровна
Дата добавления 03.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1262
Номер материала MA-062911
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓