Учитель:
Рушанова З.А.
Предмет:
Русский язык
Класс: 2
класс
Тема
урока: Изменение глагола по числам. Обобщение изученного о глаголе.
Цель обучения (когнитивная): систематизировать и обобщить знания
обучающихся о существенных признаках глагола (обозначает действие предмета,
роль в нашей речи, изменение по числам, каким членом предложения бывает).
Цель личностного развития: Учебное
сотрудничество как средство повышения мотивации учащихся 2 класса на уроках
русского языка.
Оборудование: Учебник
«Русский язык» 2класс, интерактивная доска, компьютер (видеозапись физминутки;
ключи к тесту); материалы для познавательной деятельности учеников:
индивидуальные разноуровневые задания; карточки для самостоятельной работы.
Ход
урока:
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Психологический
настрой.
(1 мин)
|
1. Психологический настрой. Пальчиковая
гимнастика. Прозвенел для нас звонок, начинаем мы урок. - Что необходимо
взять с собою на урок, чтобы достичь цели? Давайте подготовим наши пальчики к
письму.
|
Положительный
эмоциональный настрой на урок.
Выполняют
пальчиковую гимнастику.
|
2.
Вызов. Актуализация знаний.
(10 мин)
|
2. Вызов. - Ребята,
прочитайте стихотворения на слайде. - Предположите, о чем мы будем сегодня
говорить на уроке? (О частях речи). - У каждого из вас
карточки, которые нужно заполнить. (Приложение 1)
Работа с
текстом: выборочный диктант. Учитель читает предложения, а школьники
выписывают слова в три колонки: 1) имена существительные; 2) имена
прилагательные; 3) глаголы. Данное задание выполняют индивидуально. - Какие
бывают части речи? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).-
Над какой частью речи мы работаем в данное время? Какие цели вы можете
поставить перед собой на урок?
|
Пробуждение
интереса к теме. Работают индивидуально. Определяют тему и цели, стоящие
перед каждым учеником.
Слайд 2.
|
3.Осмысление
содержания
(15 мин)
|
3.Осмысление содержания: Этап
обобщения изученного. Диаграмма Венна.
Работа в паре с карточками (Приложение
2). Учащиеся в ходе обсуждения заполняют карточку. Прием «Рыбий
скелет» или «Фишбоун».
|
Слайд 3.
Составляют диаграмму Венна.
Работают
в тетрадях. Выступает одна из групп, выполнивших первыми.
Остальные
внимательно слушают.
Слайды 4
– 12.
|
4.Проверочная
работа
|
4. Работа в
группах «Практическая работа» (карточки
с заданиями по теме для каждой группы (Приложение 3).
|
Работают
в соответствии с правилами группы. Выбирают ведущих. Во время групповой
работы ученики оценивают свою работу на уроке. Рассуждают, анализируют.
Выполняют
задания по карточкам. Самопроверка по ответам – образцам.
А: умеют аргументировать правильность
выделения глаголов из текста, вести продуктивный диалог.
В: умеют самостоятельно определить
глагол среди других частей речи; С: знают, что такое глагол и умеют находить
в тексте глаголы.
|
5.Физминутка
|
5. Физминутка
|
Выполняют
физминутку.
|
6.
|
6.
Разноуровневые задания. Индивидуальная
работа Самостоятельное решение теста и самооценивание. После
выполнения открываются ответы на слайде, учащиеся самостоятельно себя
проверяют и ставят себе оценку. (Приложение 4)
-
Оцените свою работу на уроке по критериям.
|
Работают индивидуально.
Контроль и оценивание своих действий и
действий сверстников.
Оценивание
результатов работы.
|
7.Рефлексия.
|
7. Рефлексия.
Приём «РАФТ» (Приложение 5)
- Ребята,
давайте подведем итог нашего урока. Надо устно составить небольшой текст.
Дома вы можете его записать. Одно ограничение: текст будет от имени Глагола.
Р
– роль. От чьего имени вы будете писать?
А
– аудитория. Кому вы будете писать?
Ф
– в какой форме вы будете писать (рассказ, диалог, эссе).
Т
– тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
|
Оценивание своих достижений.
Суммативное оценивание: выведение
итоговой оценки.
|
8.Домашнее
задание.
|
8. Домашнее задание (Разноуровневые задания. Приложение
6).
|
Дети
получают инструктаж по выполнению домашнего задания.
|
Приложение 1. Таблица
«Части речи»
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
|
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
|
ГЛАГОЛЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ива.
По берегам лесных малых рек и старым
канавам растёт зелёная ива. Кто не знает этого слабого лёгкого дерева?
Ранней весной цветёт нежная ива.
Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною
живут и поют голосистые соловьи.
Из ивовых тонких сучьев делают дети
дудки – свирели.
Из гибких прутьев ивы умелые люди
плетут большие корзины.
Приложение
2.
Прием «Рыбий скелет» или «Фишбоун».
В голове
скелета находится проблема, которая рассматривается в обучении. На самом
скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины
возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие
сформулированных причин. После заполнения схемы «Рыбий скелет» делают вывод:
люди используют глаголы для обозначения действий предметов.
Приложение
3.
Карточка 1.
Запишите слова в три столбика. Каждой группе слов дайте название. Составьте
предложение с любыми из данных слов.
Учит,
пенал, дружный, ловит, огромный, трава, тёплый, конь, принёс, мороз, шумит,
берёзовый.
______________ ___________________ ___________________
______________ ___________________ ___________________
______________ ___________________ ___________________
______________ ___________________ ___________________
Карточка 2. Запиши
слова в три столбика. Определите части речи.
Учит,
пенал, дружный, ловит, огромный, трава, тёплый, конь, принёс, мороз, шумит,
берёзовый.
______________ ___________________ ___________________
______________ ___________________ ___________________
______________ ___________________ ___________________
______________ ___________________ ___________________
______________ ___________________ ___________________
Составь
предложение с любыми из данных слов.
Шумит_____________
трава___________________________________. ____________принёс домой
тёплый________________. Огромный конь_______________________________________________.
Приложение
4.
Карточка
1. 1. Распредели слова в три столбика.
Учит,
пенал, дружный, ловит, огромный, трава, тёплый, конь, принёс, мороз, шумит,
берёзовый.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
|
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
|
ГЛАГОЛЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
Составь словосочетания: Дружный______________,
________________пенал, огромный______________, _______________трава,
принёс_________________ , берёзовый_______________ ,шумит__________________ .
3. Напиши подходящие глаголы. Машина__________________,
снег_________________, кошка_________________, ученик_________.
4. Напиши глаголы, противоположные по
смыслу.
Открывает - ____________, приходит - ____________, запомнят- _____, разрушает
-___________ .
5. Подчеркни глаголы в неопределённой
форме:
ловит, красить, назвал, добавить, включил, узнает, проверит, посадила, грозить,
спляшут, запоёт, отправить, осветило, покормить, измерил, залететь, клеить.
Приложение
5.
Приём «РАФТ».
На
стадии рефлексии используется прием «Рафт». (Дети уже знакомы с этим приемом)
-
Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Надо устно составить небольшой
текст. Дома вы можете его записать. Одно ограничение: текст будет от имени
Глагола. (Ученики получают таблички, напоминающие с какими параметрами
текста
они должны ознакомиться.)
Р
– роль. От чьего имени вы будете писать?
А
– аудитория. Кому вы будете писать?
Ф
– в какой форме вы будете писать (рассказ, диалог, эссе).
Т
– тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?
Пример
полученного текста в форме диалога.
-
Ребята, здравствуйте. Я – часть речи, которая обозначает действие предмета. Кто
я?
-
Глагол!
-
Правильно. Сегодня на уроке вы очень много про меня говорили. А что вам
запомнилось больше всего?
-
Глаголы изменяются по числам.
- Молодцы! Я с
вами не прощаюсь! До новых встреч!
Приложение
6.
Домашнее задание.
1. Запиши глаголы во множественном числе.
Открыл - ________________, хранит - __________________, посвистит-
_______________________, притащил- _________________________,
заснёт-_________________.
2. Запиши глаголы в единственном числе.
Читали-____________________, замолчат - ________________,
говорят-______________________,
встают-______________________, проверили-____________________ .
3.Спиши предложение. Выпиши из предложения
словосочетания. Шумные скворцы улетели на юг.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.