Учитель:
Рушанова З.А.
Предмет:
Русский язык
Класс: 2
класс
Тема
урока: Глагол как часть речи.
Цель обучения (когнитивная): формирование
понятия о глаголе и его грамматических признаках.
Цель личностного развития: Учебное
сотрудничество как средство повышения мотивации учащихся 2 класса на уроках
русского языка.
Оборудование: Учебник
«Русский язык» 2класс, интерактивная доска, макет солнышка, стикеры 4-х
цветов, компьютер: видеозапись физминутки; тренажёры; ключи к тесту.
Презентация. Ключи к тесту. Лучики для рефлексии.
Ход
урока:
Этап
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Организационный
момент
(1 мин)
|
- Наш урок мне хотелось бы начать с высказывания Р.Декарта
“Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять”. - Как вы думаете.
Какое отношение оно может иметь к нашему уроку? (Полученные ранее знания, мы
должны правильно применять).
|
Положительный
эмоциональный настрой на урок.
|
2.Мотивационный
этап (1 мин)
|
2. Деление на группы по
4 человека. Распределяются внутри группы, кто будет консультантом для
других учеников. Учитель раздает
стикеры 4-х цветов: 1 группа – зеленые, 2 – желтые, 3 –
красные, 4 – синие.
|
Работают
в соответствии с правилами группы. Выбирают ведущих. Стикеры четырех цветов.
|
3.
Осмысление.
(3 мин)
|
Минута чистописания. - На доске записаны слова. Прочитайте
слова, спишите, вставляя нужную орфограмму. Глуш… луч… арбуз… грач…
овощ… лихач… - Какое слово «лишнее» и почему?
- Из первых букв
этих слов составьте слово. - Что получилось? - Сегодня мы совершим
путешествие по необычной стране «Глагол». Запишите это слово.
3. Корзина идей
(с помощью наводящих вопросов учащиеся определяют тему и цели урока).
|
Определение
темы, целей и задач, стоящих перед каждым учеником.
|
4.Активизация
МД.Погружение в тему.
(3 мин)
|
4.
Мозговой штурм «Глагол». Работа в группах (составление кластера). (Приложение
1)
|
В
группах ученики составляют кластер по теме «Глагол». Во время групповой
работы ученики оценивают свою работу на уроке. Рассуждают, анализируют.
Выступление ведущих.
Оценивают
работу группы.
|
5.Обучающая
игра. (5 мин)
|
5. Обучающая игра «Найди свою
половинку». (Парная работа: повторение теории).
|
Работают
в паре (повторяют теорию). Взаимопроверка в парах.
|
6.Физминутка
(1 мин)
|
6. Музыкальная пауза (ритмическая гимнастика)
|
Выполняют под музыку
танцевальные движения.
|
7.Практическая
работа.
(10 мин)
|
7. Разноуровневые
задания. Проверка по ответам - образцам. (Приложение 2)
|
Выполняют разноуровневые задания. Проверяют по ответам-образцам
и оценивают.
|
8.Осмысление
содержания(10 мин)
|
8. Работа в
группах «Практическая работа» (карточки
с заданиями по теме для каждой группы)
(Приложение 3).
|
Работают в группах. Выступает одна из
групп, выполнивших первыми. Остальные внимательно слушают, оценивают с
помощью приёма «Большой палец». Контроль и оценивание своих действий и
действий сверстников. Оценивание результатов работы.
|
9.Самостоятельная
работа
(7 мин)
|
9. Индивидуальная работа по карточкам. Тест.
Самостоятельное
выполнение заданий по карточкам. Решение теста. После выполнения открываются
ответы на слайде, учащиеся самостоятельно себя проверяют и ставят себе
оценку. (Приложение 4 -5).
|
Работают
индивидуально по карточкам, находят глаголы, подчёркивают их. Проверяют
знания, выполняя тестовые задания. Самооценивание.
|
10.Рефлексия
(3 мин)
|
10. Рефлексия. ЧТО
Я УМЕЮ?
1. Выделять
глаголы среди слов других частей речи.
2. Задавать
вопросы к данным глаголам.
3. Определять
число, в котором стоит глагол. (поставьте +,-,?) На лучиках дети
дополняют предложения: Мне было легко… Я затруднялся…
|
Оценивают
результаты работы.
|
11.
Домашнее задание (1 мин)
|
По
учебнику: стр. 162 упр. 319. Дополнительные задания на карточках (уровни - на
выбор).
|
Записывают
в дневник. Получают полный инструктаж по выполнению домашнего задания.
|
Приложение
№ 1. Кластер
по теме «Глагол».
Приложение
№ 2. Разноуровневые
задания.
Карточка №1
1. Глагол - это часть речи, которая обозначает
_______________________________ и отвечает на вопросы
____________________________________________.
2. Подчеркни слова, которые отвечают на вопросы: что делает? что делают?
Дом, нарядный, лежит, капуста, жует, рисует, белый,
вершины, пишет, ползут, бодрый, год, играет, поет, машина, собрал.
3. Напиши по три слова, отвечающие на вопросы:
Что делает? Что делают?
___________ ___________
___________ ___________
___________ ___________
4. К данным словам подбери подходящие слова, отвечающие на
вопросы: что делал? что делала? что делали?
Ветер_________
. Собака ____________ .Вода__________ . Птицы ____________
5. Определи число глаголов. Читает ________________ . Пройдут ________________. Встало _________________.
Карточка №2.
1. Глагол-это часть речи, которая обозначает
__________________________ и отвечает на
вопросы:_________________________________________. Глаголы изменяются
по__________________________ .
2. Подчеркни глаголы. Определи число
глаголов.
Гудит, гудок, дело, зазвенели, писал, солнце, молчание,
прибегут, приехала, крик.
3. Напиши по три слова, отвечающие на вопрос:
Что делает? Что сделает?
__________ ___________
__________ ___________
__________ ___________
4.
Напиши слова, противоположные по значению.
Говорить ______________ Надеть_________________ . Гладить _______________ Падать_________________ .
5. Образуй от существительных глаголы. Крик ____________ _____________ ______________
. Зелень ____________ _____________
______________ . Рассказ ____________ _____________
______________
Дополнительный материал. Работа с текстом.
Наша д(и,е, я)ревня гр(а,о)ничит (с)б(а,о)л(ь)ш(ы,и)м с(а,о)сняком. Мы ч(а,о)сто ходим туда (за)гр(и,е,я)бами
и (за)з(и,е,я)мл(и,е,я)никой. Дал(ь)ше л(е,и,я)ж(ы,и)т (и,е,я)ловый
л(и,е,я)сок. За ним т(е,и,я)чет ш(и,ы)рокая р(е,и,я)ка (Д,д)убрава.
Приложение
3. Задания
для групп.
Тема «Глагол». Карточка 1.
1. От имён
существительных образуйте однокоренные слова-глаголы. Выделите корень.
Ходьба, чтение, бег, учитель, смотр,
письмо.
2. Спишите.
Найдите глаголы. Поставьте к ним вопросы, определите число.
Мальчик ел яблоко. Рабочие построили
дом. Снег тает, бегут ручьи.
|
Тема «Глагол». Карточка 2.
1. Составьте
предложения из слов. Подчеркните глаголы.
Пригревает, солнце, землю. Проталины, появились, первые.
2.
Образуйте
однокоренные слова-глаголы от имён существительных выделите корень.
Сад, стойка, цвет, лай, горение, ум.
3.
Спишите.
Найдите глаголы. Поставьте к ним вопросы, определите число.
Девочка поливает цветы. Медведи и другие животные проснулись после зимней
спячки. Лес ожил, поют птицы.
|
Тема «Глагол». Карточка 3.
1. Составьте
предложения из слов. Подчеркните глаголы.
Затопила, берега, река.
2.
Образуйте
однокоренные слова-глаголы от имён существительных выделите корень.
Веселье, поход, игра, строитель, праздник, радость.
3.
Спишите.
Найдите глаголы. Поставьте к ним вопросы, определите число.
По небу плывут лёгкие облака. Небесный ледоход уже тронулся. Земля ещё
покрыта льдом и снегом.
|
Тема «Глагол». Карточка 4.
1. Составьте
предложения из слов. Подчеркните глаголы.
Плыли, на, мы, лодке.
2.
Образуйте
однокоренные слова-глаголы от имён существительных выделите корень.
Сиянье, щебет, полёт, мечта, свет, плеск.
3.
Спишите.
Найдите глаголы. Поставьте к ним вопросы, определите число.
Ярко светило солнце. Над водой кружились чайки. Вода затопила норы мышей.
|
Тема «Глагол». Карточка 5.
1. Составьте
предложения из слов. Подчеркните глаголы.
Веселье, весёлый, веселить, радостный, радость, радовался, поход, походный,
ходил.
2.
К
данным существительным допишите подходящие по смыслу глаголы.
Собака……,
корова….., овца…., конь….., кот….., петух…. .
Слова
для справок: ржёт, мяукает, кукарекает, блеет, лает, мычит.
3.
Спишите.
Найдите глаголы. Поставьте к ним вопросы, определите число.
Пригрело
весеннее солнце. Проснулась ящерица. И лягушки тоже очнулись от зимнего сна.
|
Приложение 4. Индивидуальная проверочная работа.
1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни двумя линиями слова,
обозначающие действия предмета.
Т...кут руч…__и л…тят шумные стайки скв…рцов. Гр…чи
в…ют гнезда на д…рев…ях. Л…тают и п…ют птицы. Появилась з…лёная тра…ка.
В с…ду много работы.
2. Допиши подходящие по смыслу слова. Лает, кусает______________
. Скачет, квакает___________ . Льет, шумит______________
3. Определи число глаголов. Задует ____________ . Убирают _____________ .Прошло ____________ .
4. Ответь на вопрос. Девочка (что делает?)_________________ . Солнце (что сделало?)_________________
Цветы (что сделают?)_________________
5. Напиши три слова, отвечающие на вопросы?
Что делал? Что сделает?
___________ _ ___________
____________ ___________
____________
___________
Приложение 5. Тест «Глагол»
1. Отметьте глаголы: Вьют,
малыш, тает, кричит, опасный, холодок.
2.
Задайте правильный вопрос к словам:
Рычит
что делал?
Пищал
что делает?
Квакают что сделает?
Заговорит что
делают? Подчеркните орфограммы.
3. В какой строке все глаголы употреблены во
множественном числе?
а) Бежит, кричит, говорит. б) Прыгают, грохочут,
трещат. в) Гремит, льёт, глядит.
4. Собери пословицу. Соедини стрелками начало и конец.
а) Жить - … …………………..красоты не видал.
б) Береги, землю родимую … Родине служить.
в) Кто в Москве не бывал - … как мать любимую.
Результаты теста: Максимальная
сумма баллов – 10б.
От
9 до 10 баллов – тема усвоена на «5».
От
8 до 7 баллов – тема усвоена на «4».
От
6 до 5 баллов – тема усвоена на «3».
Менее
5 баллов – тема не усвоена.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.