Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 3-м классе по теме «Устойчивые выражения»

Урок русского языка в 3-м классе по теме «Устойчивые выражения»

Название документа 3кл. устойчивые выражения.docx

Урок русского языка в 3-м классе по теме

«Устойчивые выражения»

Цель: сформировать у детей представление об устойчивых выражениях.

Задачи:

  • Иметь представление о фразеологизмах.

  • Уметь работать со словарём устойчивых выражений; находить в тексте фразеологизмы; объяснять их значение.

Планируемые результаты:

  • Личностные:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- применение установленных правил в планировании способа решения задания;

- самоконтроль и взаимоконтроль результатов выполненного задания.

  • Познавательные:

- находить необходимую информацию в словаре;

- выполнять задания с использованием рисунков, схем;

-проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

  • Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы.

Тип урока – урок введения нового знания.

Технологии: ИКТ технологии, деятельностный подход, здоровье – сберегающие технологии

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Этапы урока:

  1. Самоопределение к деятельности

  2. Постановка учебной задачи

  3. Открытие нового знания

  4. Первичное закрепление

  5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

  7. Рефлексия деятельности

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс, 1часть», карточки с заданиями, рисунки к устойчивым выражениям, мультимедийный проектор, презентация.





Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент.)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне (1-2 минуты)

Слайд 1. - Прозвенел звонок на урок. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь им. И пусть хорошее настроение не покидает вас до конца урока. Садитесь.

Слайд 2. – Ребята, сегодня к нам на урок приехали гости издалека, можно сказать, из-за тридевять земель. Сегодня на уроке у нас так много гостей, что яблоку негде упасть. Надеюсь, что между нами завяжется такая дружба, что водой не раз0льешь. Я волнуюсь, но думаю, что мы все найдём общий язык.

(На доске поочерёдно появляются данные выражения)

Вам понравилось мое приветствие? Что в нём необычного? Какой вопрос возникает? Может кто – то хочет поделиться своими мыслями?

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений «Чего мы ещё не знаем?»; проговаривание целей урока в виде вопросов, на которые предстоит ответить, определение темы урока. (4-5 минут)

Слайд 3. – Прочитайте тему нашего урока «Устойчивые выражения». Какие вопросы возникают? (учащиеся устно проговаривают возникшие вопросы)

Слайд 4. – Посмотрите, сколько много вопросов у нас возникло. Прочитайте их.

  1. Что такое устойчивые выражения?

  2. Как они называются?

  3. Когда и зачем их употребляют в речи?

  4. Где можно найти значения устойчивых выражений?

- Эти вопросы и будут целью нашего сегодняшнего урока. Попробуем найти на них ответы.

  1. Открытие учащимися нового знания.

Цель: решение задач (поиск ответов на вопросы), (10 - 15 минут)

- Послушайте историю, которая однажды приключилась с Мишей.

(Учитель читает по учебнику, с. 112, авторский текст до слов «Есть такое выражение «Взять себя в руки»»)

- Ребята, что же Миша понял не правильно?

- А что имела в виду Анишит Йокоповна?

- Кто же из них понял это выражение в прямом значении, а кто в переносном?

- А в каком же значении нужно употреблять это выражение? Как вы его понимаете?

- Давайте прочитаем, что ответила Анишит Йокоповна Мише? (Читают со слов «Есть такое выражение «Взять себя в руки»»…)

- Ребята, а как вы считаете Анишит Йокоповна сама придумала это выражение? (читают подсказку Летучей Мыши, с. 113)

- Вернёмся к с.112, прочитаем устойчивое выражение данное вверху страницы. (Как воды в рот набрать

- Что оно означает? В каком значении мы им будем пользоваться в прямом или переносном?

- А где мы можем найти это выражение и проверить правильно ли мы его поняли? (в словаре)

- Посмотрите на знак, каким словарём мы должны воспользоваться? Мы уже пользовались таким словарём? (словарь устойчивых выражений)

- Найдите это выражение в словаре, проверьте, правильно ли мы его поняли? (поиск в словаре, чтение словарной статьи)

Слайд 4. - Итак, вернёмся к вопросам и сделаем вывод, что же мы уже узнали об устойчивых выражениях? (отвечают на вопросы)

- На какой вопрос мы не нашли ответа в учебнике? (Как они называются?)

- Найдем ответ на этот вопрос. Разбейтесь на группы по рядам и выполните задание на карточке. Выполнив его правильно, вы найдёте ответ на поставленный вопрос (работают в группах)

  • Задание: Отгадайте загадки, а в клеточки впишите только первые буквы отгадок

  • Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша (Фрукты)

  • Она появляется после дождя и семицветная          (Радуга)

  • Ледяная глыба, которая плавает в море                 (Айсберг)

  • Их у человека 32                                                        (Зуб)

  • Главный герой сказки «По щучьему велению»      (Емеля)

  • Зима, весна, лето                                                        (Осень)

  • Царь зверей                                                                 (Лев)

  • Что плывёт по небу                                                    (Облако)

  • В нём 12 месяцев                                                        (Год)

  • Без неё нельзя пришить пуговицу                            (Иголка)

  • Полосатая лошадь                                                       (Зебра)

  • Его даёт корова                                                           (Молоко)
















Слайд 5. - Как же называются устойчивые выражения в русском языке? (Фразеологизмы)

  1. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания (4 – 5 минут)

Слайд 6.- Вернёмся, к моему приветствию в начале урока. Вы сказали, что оно было необычным. Ч то я использовала в речи? (Фразеологизмы)

- Как вы их понимаете?

из-за тридевять земель - издалека

яблоку негде упасть – очень много людей

водой не разольешь – крепкая дружба

найти общий язык – понимать друг друга

- Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Работа по учебнику, с. 113 – 114, Упр. 103, 104 (с.29 упр.23, 26)

- Составьте предложения с данными фразеологизмами.

- Ребята, оказывается, можно даже рисовать весёлые картинки, используя фразеологизмы. (работают в группах у доски, получив задание на карточке)

1) Выберите фразеологизм для рисунка.

2) Объясните, что оно обозначает?

3)Придумайте предложение, используя это устойчивое выражение

img5

img2

лить крокодильи слёзы

жить как кошка с собакой

собачий холод

Клевать носом

как белая ворона

лить крокодильи слёзы


- Ответы групп (взаимооценка)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет (4-5 минут)

Тема «Устойчивые выражения»

1. Определите, какое предложение из пары содержит фразеологизм.

А) За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Б) Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

2. Подберите к фразеологизму синоним-значение:

Точить лясы

Набить карманы

Водить за нос

Гол, как сокол

Клевать носом

Баклуши бить

лентяйничать

дремать

обманывать

болтать

бедный

разбогатеть

Слайд 7.- Проверьте и оцените свою работу.

задания

Задание

Количество баллов

1

За каждое правильное предложение - 1 балл


2

За каждый правильный синоним-значение – 1 балл



Отметка:


Критерии оценивания:

«5» - 7 баллов

«4» - 6-5 баллов

«3» - 4 балла

«2» - 3 балла и меньше

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Слайд 8,9,10,11.- Мы охотно употребляем устойчивые выражения сами того не замечая. Оказывается, у людей разных профессий возникали свои фразеологизмы. Попробуйте догадаться, с какой профессией связаны данные фразеологизмы:

1)

  • топорная работа;

  • без сучка и без задоринки;

  • снять стружку;

  • разделать под орех. (Столяр)

2)

  • на один покрой

  • трещать по швам;

  • семь раз отмерь, один отрежь;

  • шито белыми нитками.  (Портной)

3)

  • калачом не заманишь;

  • заварить кашу;

  • толочь воду в ступе;

  • попасть как кур в ощип. (Повар)

4)

  • подсластить пилюлю;

  • как рукой сняло;

  • затаить дыхание (Доктор)

- Значит, устойчивые выражения нельзя составить самому, их нужно запоминать и чем больше вы будете знать крылатых выражений, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

- Вот послушайте стихотворения, в которых встречаются крылатые выражения.

Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он
язык прикусил
И сильней заголосил.

-Что случилось с мальчиком? Почему это произошло? Как надо понимать это выражение?

-А теперь найдите крылатые выражения в этих стихах и объясните их значение.

Оказался молодцом,
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И
не сел в галошу.


Ежатки-детки хоть куда
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку и тряпку…
Но никогда и нигде
Не
вешайте носа в беде.

  1. Подведение итогов урока (1 – 2 минуты)

Слайд 12. - Обобщим все, что мы узнали сегодня на уроке. (отвечают на вопросы)

  1. Рефлексия деятельности

- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде(13):

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.



  1. Домашнее задание

Слайд 14 . Т. Упр.24 или 25 С полученными устойчивыми выражениями составить предложения.

















Название документа Устойчивые выражения.pptx

Урок русского языка 3 класс УМК "Перспективная начальная школа" Учитель: Леб...
из-за тридевять земель яблоку негде упасть водой не разольешь найти общий язык
Устойчивые 			выражения
Вопросы: Что такое устойчивые выражения? 2. Как они называются? 3. Когда и за...
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
из-за тридевять земель яблоку негде упасть водой не разольешь найти общий язык
Тема «Устойчивые выражения» 1. Определите, какое предложение содержит фразеол...
на один покрой трещать по швам семь раз отмерь, один отрежь шито белыми нитк...
топорная работа без сучка и без задоринки снять стружку разделать под орех СТ...
подсластить пилюлю как рукой сняло затаить дыхание
калачом не заманишь заварить кашу толочь воду в ступе ПОВАР
Вопросы: Что такое устойчивые выражения? 2. Как они называются? 3. Когда и за...
1. Я переливал из пустого в порожнее. 2. Я устал и вышел из себя. 3. Я работа...
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Тетрадь с. 72 – 73, Упр.78 или 79 С полученными устойчивыми...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок русского языка 3 класс УМК "Перспективная начальная школа" Учитель: Лебеде
Описание слайда:

Урок русского языка 3 класс УМК "Перспективная начальная школа" Учитель: Лебедева Татьяна Алексеевна

№ слайда 2 из-за тридевять земель яблоку негде упасть водой не разольешь найти общий язык
Описание слайда:

из-за тридевять земель яблоку негде упасть водой не разольешь найти общий язык

№ слайда 3 Устойчивые 			выражения
Описание слайда:

Устойчивые выражения

№ слайда 4 Вопросы: Что такое устойчивые выражения? 2. Как они называются? 3. Когда и зачем
Описание слайда:

Вопросы: Что такое устойчивые выражения? 2. Как они называются? 3. Когда и зачем их употребляют в речи? 4. Где можно найти значения устойчивых выражений?

№ слайда 5 ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Описание слайда:

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

№ слайда 6 из-за тридевять земель яблоку негде упасть водой не разольешь найти общий язык
Описание слайда:

из-за тридевять земель яблоку негде упасть водой не разольешь найти общий язык

№ слайда 7 Тема «Устойчивые выражения» 1. Определите, какое предложение содержит фразеологи
Описание слайда:

Тема «Устойчивые выражения» 1. Определите, какое предложение содержит фразеологизм. А) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Б) Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. 2. Подберите к фразеологизму синоним-значение: Точить лясы Набить карманы Водить за нос Гол, как сокол Клевать носом Баклуши бить лентяйничать дремать обманывать болтать бедный разбогатеть

№ слайда 8 на один покрой трещать по швам семь раз отмерь, один отрежь шито белыми нитками
Описание слайда:

на один покрой трещать по швам семь раз отмерь, один отрежь шито белыми нитками  ПОРТНОЙ

№ слайда 9 топорная работа без сучка и без задоринки снять стружку разделать под орех СТОЛЯ
Описание слайда:

топорная работа без сучка и без задоринки снять стружку разделать под орех СТОЛЯР

№ слайда 10 подсластить пилюлю как рукой сняло затаить дыхание
Описание слайда:

подсластить пилюлю как рукой сняло затаить дыхание

№ слайда 11 калачом не заманишь заварить кашу толочь воду в ступе ПОВАР
Описание слайда:

калачом не заманишь заварить кашу толочь воду в ступе ПОВАР

№ слайда 12 Вопросы: Что такое устойчивые выражения? 2. Как они называются? 3. Когда и зачем
Описание слайда:

Вопросы: Что такое устойчивые выражения? 2. Как они называются? 3. Когда и зачем их употребляют в речи? 4. Где можно найти значения устойчивых выражений?

№ слайда 13 1. Я переливал из пустого в порожнее. 2. Я устал и вышел из себя. 3. Я работал,
Описание слайда:

1. Я переливал из пустого в порожнее. 2. Я устал и вышел из себя. 3. Я работал, не покладая рук. 4. Я устал, но взял себя в руки. 5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

№ слайда 14 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Тетрадь с. 72 – 73, Упр.78 или 79 С полученными устойчивыми вы
Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Тетрадь с. 72 – 73, Упр.78 или 79 С полученными устойчивыми выражениями составить предложения.

Название документа материалы к уроку.docx





  • Задание: Отгадайте загадки, а в клеточки впишите только первые буквы отгадок

  • Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша __________________

  • Она появляется после дождя и семицветная          __________________

  • Ледяная глыба, которая плавает в море                 ___________________

  • Их у человека 32                                                        ___________________

  • Главный герой сказки «По щучьему велению»      ___________________

  • Зима, весна, лето, …                                                  ___________________

  • Царь зверей                                                                 ___________________

  • Что плывёт по небу                                                    ___________________

  • В нём 12 месяцев                                                        ___________________

  • Без неё нельзя пришить пуговицу                            ___________________

  • Полосатая лошадь                                                      ___________________

  • Его даёт корова                                                           ___________________


















_________________________________________________________________________________________________





  • Задание: Отгадайте загадки, а в клеточки впишите только первые буквы отгадок

  • Как назвать одним словом: слива, яблоко, груша __________________

  • Она появляется после дождя и семицветная          __________________

  • Ледяная глыба, которая плавает в море                 ___________________

  • Их у человека 32                                                        ___________________

  • Главный герой сказки «По щучьему велению»      ___________________

  • Зима, весна, лето, …                                                  ___________________

  • Царь зверей                                                                 ___________________

  • Что плывёт по небу                                                    ___________________

  • В нём 12 месяцев                                                        ___________________

  • Без неё нельзя пришить пуговицу                            ___________________

  • Полосатая лошадь                                                      ___________________

  • Его даёт корова                                                           ___________________


























img5

























img2









лить крокодильи слёзы

_________________________________________

жить как кошка с собакой

______________________________________

собачий холод

___________________________________________

клевать носом

_______________________________________________

как белая ворона

___________________________________________________________

лить крокодильи слёзы

_______________________________________________________________________________________________











Тема «Устойчивые выражения»

1. Определите, какое предложение из пары содержит фразеологизм.

А) За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Б) Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

2. Подберите к фразеологизму синоним-значение (соединив стрелками):

Точить лясы

Набить карманы

Водить за нос

Гол, как сокол

Клевать носом

Баклуши бить

лентяйничать

дремать

обманывать

болтать

бедный

разбогатеть

задания

Задание

Количество баллов

1

За каждое правильное предложение - 1 балл


2

За каждый правильный синоним-значение – 1 балл



Отметка:


Критерии оценивания:

«5» - 7 баллов «4» - 6-5 баллов «3» - 4 балла «2» - 3 балла и меньше

___________________________________________________________________________________________________

Тема «Устойчивые выражения»

1. Определите, какое предложение из пары содержит фразеологизм.

А) За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Б) Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

2. Подберите к фразеологизму синоним-значение (соединив стрелками):

Точить лясы

Набить карманы

Водить за нос

Гол, как сокол

Клевать носом

Баклуши бить

лентяйничать

дремать

обманывать

болтать

бедный

разбогатеть

задания

Задание

Количество баллов

1

За каждое правильное предложение - 1 балл


2

За каждый правильный синоним-значение – 1 балл



Отметка:


Критерии оценивания:

«5» - 7 баллов «4» - 6-5 баллов «3» - 4 балла «2» - 3 балла и меньше






Замолчи, Петрусь,
Говорят!
Прикуси язык,
Говорят!
Он
язык прикусил
И сильней заголосил.




Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шапку,
И веревку и тряпку…
Но никогда и нигде
Не
вешайте носа в беде.


Ежатки-детки хоть куда
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых рукавицах.



Оказался молодцом,
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И
не сел в галошу.











Урок русского языка в 3-м классе по теме «Устойчивые выражения»
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка в 3-м классе по теме «Устойчивые выражения»

Цель: сформировать у детей представление об устойчивых выражениях.

Задачи:

  • Иметь представление о фразеологизмах.
  • Уметь работать со словарём устойчивых выражений; находить в тексте фразеологизмы; объяснять их значение.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
  • - самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • Регулятивные:
  • - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • - применение установленных правил в планировании способа решения задания;
  • - самоконтроль и взаимоконтроль результатов выполненного задания.
  • Познавательные:
  • - находить необходимую информацию в словаре;
  • - выполнять задания с использованием рисунков, схем;
  • -проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
  • - строить объяснение в устной форме по предложенному плану.
  • Коммуникативные:
  • - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • - задавать вопросы.

Тип урока – урок введения нового знания.

Технологии: ИКТ технологии, деятельностный подход, здоровье – сберегающие технологии

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Этапы урока:

  • 1.Самоопределение к деятельности
  • 2.Постановка учебной задачи
  • 3.Открытие нового знания
  • 4.Первичное закрепление
  • 5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • 6.Включение нового знания в систему знаний и повторение
  • 7.Рефлексия деятельности
Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс, 1часть», карточки с заданиями, рисунки к устойчивым выражениям, мультимедийный проектор, презентация.
Автор Титова Антонина Васильевна
Дата добавления 11.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2016
Номер материала 59152
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓