Главная / Начальные классы / Урок русского языка в 3 классе «Правописание родовых окончаний имён прилагательных».

Урок русского языка в 3 классе «Правописание родовых окончаний имён прилагательных».









Урок русского языка

в 3 классе

«Правописание родовых окончаний имён прилагательных».






















3 класс. Учебник Л.М. Зеленина

Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Обучающая цель:

-научить правописанию окончаний имён прилагательных с основой на мягкий и твёрдый согласный звук через проблемную ситуацию;

-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;

-закреплять умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род и число;

-способствовать развитию орфографической зоркости.

Развивающая цель:

-развивать внимание и логическое мышление;

-расширять словарный запас уч-ся.

Воспитательная цель:

-создание атмосферы доброжелательности между уч-ся, учителем;

- Учить работать в группах, парах.



Ход урока



1.Орг. момент

- Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

2.Проверка д/з

- Вспомните, какое домашнее задание выполняли?

( Сочинение-описание на тему «Моё любимое животное».)

-Как вы понимаете высказывание « Мы в ответе за тех, кого приручили».

-Скажите, какой частью речи являются слова при помощи, которых вы описывали животных?

- С какой целью используем в своей речи имена прилагательные?



3.Актуализация знаний.



Работа в парах.

- А что такое имя прилагательное и что вы о нём знаете, вы расскажите друг другу по команде, используя карточки-вопросы, которые лежат у вас на партах. На 1,2,3 вопросы отвечают ребята 1в., а на 4,5,6 вопросы отвечают ребята 2в.

(У детей на партах карточки-вопросы « Что я знаю об имени прилагательном»)

Что я знаю об имени прилагательном

1.Что такое имя прилагательное?

2.Что обозначает имя прилагательное?

3.На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Примеры.



4.С какой частью речи связано имя прилагательное?

5.Что образует имя прилагательное с существительным?

6.Какое слово главное, какое зависимое? Примеры.



4.Актуализация опорных знаний.

Словарная работа.

-Замените словосочетание именем прилагательным, имена прилагательные запишите, определите род и выделите окончание.





-Сок из моркови – морковный

-Варенье из земляники – земляничное

-Кисель из молока – молочный

-Суп из гороха – гороховый

-Салат из капусты - капустный

-Хлеб из пшеницы – пшеничный

-Пюре из картофеля – картофельное

- Печенье из овса – овсяное

- Сок из помидоров – томатный



Проверка.

- Поменялись тетрадями, проверьте работу друг друга.

-Какую тему вам напомнила словарная работа?





-Ребята, обратите внимание на задание, по данному заданию сформулируйте тему урока. (1 слайд)

1в. 2в.

Смешн… заяц Больш… деревня

смешн… песенка больш… город

смешн… происшествие больш… озеро

-Какую цель поставим себе на урок?

-А для чего нам это нужно?

- Как определить род имён прилагательных?

-На какой вопрос отвечают им. прилаг. мужского рода? (2 слайд)

- Какие имеют окончания? Примеры.

- На какой вопрос отвечают им. прилаг. женского рода?

Какие имеют окончания? Примеры.

- На какой вопрос отвечают им. прилаг. среднего рода?

-Какие имеют окончания? Примеры.

- Допишите окончания им. прилаг-ных.



1в. выполняет задание слева

2в. выполняет задание справа

-Докажите, что вы правильно написали окончания прилагательных?

-Как проверить правильность написания окончаний им. прилаг.?

6. Проблемная ситуация.

Работа в группах.

- Всегда ли можно проверить окончание имён прилагательных вопросом?

(столкновение мнения уч-ся с вопросом, уч-ся ещё раз вслух ставят вопросы и выясняют, что вопросы не всегда помогают в правильном написании окончаний имён прилагательныхных)

- А сейчас будете работать в группах.

- Определите, кто у вас будет спонсор знаний.

- 1-ой группе предлагаю исследовать:

- В каких случаях пишется окончание -ый, -ий у имён прилагательных мужского рода?

-2-ой группе предлагаю исследовать:

- В каких случаях пишется окончание -яя у имён прилагательных женского рода?

-3-ей группе предлагаю исследовать:

- В каких случаях пишется окончание -ее у имён прилагательных среднего рода?

-У вас на партах карточки со словосочетаниями, возьмите их и исследуйте окончания.

1 группа

Син… карандаш

Добр… человек

2 группа

Син… лента

Добр… ученица

3 группа

Син… небо

Добр… сердце



Поиск решений.

Учитель ведёт диалог.

1.Выделите основу слова имён прилагательных.

2.Посмотрите внимательно, на какой звук оканчивается основа слова.

- определите, твёрдый или мягкий звук?

- посмотрите, какое окончание пишется в этих случаях?

3. Влияет ли твёрдость и мягкость на окончание им. прилаг-ных?

- Сделайте вывод в своей группе, составьте схему с помощью карточек.

( Представитель 1 группы показывает схему, делает вывод.)

(Представитель 2 группы показывает схему, делает вывод.)

(Представитель 3 группы показывает схему, делает вывод.)

Вывод: Если основа прилагательного мягкая, то окончание начинаем писать с буквы обозначающей мягкость звука.



Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, мы тоже покажем,

Крылышки сложим назад.





7. Работа по учебнику.

с.111 упр.24

Уч-ся выполняют задание у доски с объяснением.

Вечерний туман, вечерняя заря, вечернее небо.

-В каких случаях пишутся окончания –ий, -яя, -ее?

Вывод:

8. Самостоятельная работа.

Храбрость, смелость, силач, крепыш, синева, зима.

- Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

-От данных слов образуйте имена прилагательные

-от 1 слова прилагательное мужского рода

-от 2 слова прилагательное женского рода

- от 3 слова прилагательное среднего рода

и снова м.р., ж.р., ср.р.

-Определите род, выделите окончания.

-Проверка.

Храбрый, смелая, сильное, крепкий, синяя, зимнее.

-Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовые окончания имён прилагательных?



9. Упражнение для закрепления.

Разноуровневые задания.

1 уровень

-Посмотрите на экран, следующее упражнение для закрепления. (3слайд)

-Допишите окончания имён прилагательных, определите род, выделите окончания.

- Определите значение слова лёгкий, заменяя его в каждом отдельном сочетании соответствующим синонимом.

Лёгк… работа - (нетрудная, несложная)

Лёгк… мороз - (небольшой, слабый)

Лёгк… ранение – (неопасное для жизни)

2уровень.

Запишите рассказ, выбирая имена прилагательные.

Сегодня ( отличн.., замечательн.., чудесн..) день.

Впереди виден ( густ.., таинствен.., незнаком..) лес.

В лесу ( высок.., зелён.., могуч..,) деревья.

Вдали ( старин.., камен.., таинствен.., ) крепость.

Мы идём по ( узк.., широк.., лесн..) тропинке к крепости.

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании родовых окончаний имён прилагательных?

10. Тест. (4слайд)

Выберите правильный ответ.

1. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета

б) предмет

в) действие предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:

а) кто? что?

б) какой? какая? какое? какие?

в) что делает? что сделал? что сделала?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное?

а) с глаголом

б) с существительным

4. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

а) –ой, -ый, -ий

б) –ая, -яя

в) – ое, -ее

5. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

а) – ой,- ый, -ий

б) –ая, -яя

в) –ое, -ее

6. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ой, -ый, -ий

б) –ая, -яя

в) –ое, -ее

-Обменяйтесь работами с соседом, проверьте правильность ответов.

Проверка. (5 слайд)

- Поднимите руку, кто справился с тестом.

11. Рефлексия.

Предлагаю вам закончить высказывание.

Сегодня на уроке я:

-научился

- было трудно

- было интересно

12.Домашнее задание стр. 111. упр.26.















Урок русского языка в 3 классе «Правописание родовых окончаний имён прилагательных».
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Обучающая цель:

-научить правописанию окончаний имён прилагательных с основой на мягкий и твёрдый согласный звук через проблемную ситуацию;

-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;

-закреплять умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род и число;

-способствовать развитию орфографической зоркости.

Развивающая цель:

-развивать внимание и логическое мышление;

-расширять словарный запас уч-ся.

Воспитательная цель:

-создание атмосферы доброжелательности между уч-ся, учителем;

- Учить работать в группах, парах.

Ход урока

1.Орг. момент

- Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

2.Проверка д/з

- Вспомните, какое домашнее задание выполняли?

( Сочинение-описание на тему «Моё любимое животное».)

-Как вы понимаете высказывание « Мы в ответе за тех, кого приручили».

-Скажите, какой частью речи являются слова при помощи, которых вы описывали животных?

- С какой целью используем в своей речи имена прилагательные?

Автор Гончарова Наталья Анатольевна
Дата добавления 05.04.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 459
Номер материала MA-066193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓