Главная / Начальные классы / урок русского языка в 3 классе по теме: "Обобщение знаний о частях речи»

урок русского языка в 3 классе по теме: "Обобщение знаний о частях речи»





«Технологическая

карта

урока»






Выполнила:

Денщикова

Нина Семеновна

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия № 133

Кировского района

г. Самара













2014 год





Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языку

по теме: «Обобщение знаний о частях речи» в рамках ФГОС

Класс: 3 класс

УМК " Школа России"

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»

Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи»

Тип урока: Обобщение

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Обобщение знаний о частях речи»

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1) развитие умения различать части речи: (существительное, прилагательное, глагол),опираясь на вопрос и общее значение;

2) совершенствовать навыки употребления их в речи;

3) развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

4) развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;


Оборудование(создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- Интерактивная доска, схемы разбора частей речи, разноуровневые задания на карточках


                                                                                          

















Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы


ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Слово учителя

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

Улыбнулись мне, гостям

И садитесь по местам.

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
 

 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.

Представление гостей.

А) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые.

Как зовут нашего гостя? (Имя существительное)(слайд)

-Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке и на какие вопросы отвечают эти предметы. (Что? Солнце, тучка, дерево, дождь. Кто? Кот, собака)

Итак: Что обозначает существительное? На какие вопросы отвечает?

Б) Встречайте второго гостя Художницу нашу знает весь свет

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Оно с существительным живет на редкость дружно,

Изменит окончание, когда ему нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле:

Стоит в одном с ним роде и в одном числе.

-Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное)(слайд)

А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному?

Кошка была (Какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.

Дерево было (какое?) голое, а стало зеленое, ветвистое, высокое.

Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый.

Итак: Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

В) Встречайте третьего гостя

Я, страшное дело, какой деловой,

В любые дела ухожу с головой.

Сынишку соседки в коляске катаю,

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю,

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто – пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол)(слайд)

Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. Так какие действия выполняет глагол?

(Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает)

Итак: Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Какое общее название можно дать всем этим гостям? (Части речи)

Значит, что мы будем сегодня повторять? Правильно. Сегодня на уроке мы будем повторять части речи.

Какие вы еще знаете части речи?

О них мы поговорим на следующем уроке.

Наблюдение Работа по плану урока
 

 Ф
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

Объясняют написание пропущенных орфограмм








Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Словарный картинный диктант

3


Открываем тетрадь, записываем число, классная работа

Сядьте правильно, тетрадь под наклоном.

Словарный картинный диктант:

А сейчас посмотрите на экран и запишите самостоятельно в тетрадь слова, которые изображены на картинках (слайд)

Поставьте в словах ударение и выделите орфограмму.

Ученик, шел, желтый, лягушка, чёрный, самолет, язык

На какой вопрос отвечают все эти слова? Какая это часть речи?

А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте словарный диктант у товарища

Оцените себя:

«!» - выполнил задание без ошибок

«+» - допустил 1 ошибку

«-» - допустил больше 1 ошибки

Молодцы, написали красиво и грамотно!


Ф

П


Записывают слова в тетрадь. Выделяют орфограмму.

Работают в парах по исправлению ошибок.

Коммуникативные:

- взаимопроверка;

- формируют умения находить ошибки в тексте

- соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества


2

Работа в группах

А теперь работа в группах

«Найди лишнее слово»

Каждой группе даны задания. Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой цепочке лишнее слово. Запишите в тетрадь. Обоснуйте.

1) Береза, пчела, легкий, малина.

2) Написать, сказка, книга, окно.

3) Гора, морской, светлый, ясный.

Какие слова записали? Почему эти слова лишние?


Г


Записывают слова в тетрадь. Находят лишнее слово. Сверяют с записями на экране. Производят самооценку. Обосновывают свой ответ.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений, доказательств и их обоснований;

Коммуникативные:

- умение работать в группах;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Закрепление материала
 

 5
 

Развитие умения распознавать части речи. Выделять корень. Находить проверочные слова. 

Работа в парах (по вариантам)

Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное (предмет), имя прилагательное (признак), глагол (действие)

Выдели в них корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное слово. Задание дается по вариантам на карточках.

1 вариант:

Т…снота, т…сный, т…снить

Св…тлый, св…т, св…тает

Р…бит, р…бь, р…бой

2 вариант:

Н…чевать, н…чной, н…чь

Н…зкий, н…зина, зан…зить

Пр…вдивый, пр…вда, опр…вдать

Самостоя-тельная работа, рефлексия

Г

И

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

Запись слов в тетрадь. Вставляют пропущенные буквы. Подчеркивают проверочное слово. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопро-верку, рефлексию

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Гимнастика для глаз.

1

Снятие усталости с глаз

Мультимедийная презентация

Просмотр презентации

Ф

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации



3

Письмо по памяти

(Слайд)

Солнце брызжет, солнце греет.

Небо- василек.

Сквозь березки тихо веет

Теплый ветерок.

Прочитайте стихотворение. Сколько в нем предложений?

Прочитайте 1 предложение. Почему стоит запятая?

Прочитайте 2 предложение, 3 предложение. Объясните орфограммы. Прочитайте еще раз. Напишите по памяти. Разберите 3 предложение по членам и частям речи. Взаимопроверка. Поставьте карандашом оценку.


И

Развивает память и внимание.

Записывают стихотворение, сверяют с записью на экране.

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем


2

Физминутка

А сейчас ребята отдохнем и поиграем.

Встали, вышли из-за парт.

Если я буду называть глагол – вы приседаете, если имя существительное – встаете, руки по швам, если имя прилагательное – показываете руками волну.

Слова: Природа оживает. Птицы прилетают. День длинный, светлый. Листья распускаются. Травка зеленеет.

О чем говорится в этих предложениях? (о весне)

Какие признаки весны были перечислены?

Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов?

Молодцы!





Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.


 

 10
 


































































2
























Создание проблемной ситуации

Проблемная ситуация.

Даны слова:

Печь, пила, больной.

Придумайте в группах по 2 предложения, чтобы каждое из этих слов являлось разными частями речи.

Аргументируйте.

А сейчас закрепим наши знания и выполним упражнение по разбору частей речи. В этом вам помогут памятки. Все ребята будут выполнять задание в тетрадях.

Памятка по разбору частей речи

Имя существительное 
Вопрос (кто? что?) 
1. Одушевленное или неодушевлённое. 
2. Собственное или нарицательное. 
3. Род. 
4. Число. 

Имя прилагательное 
Вопрос (какой? какая? какие?) 
1. Число 
2. Род (если в ед. числе). 

Глагол 
Вопрос (что делает? что делают?) 
1. Число

2. Время

Весна – сущ., (что?) неодушев., нариц., ж. р., в ед. ч. 
Ранняя – прилаг., (какая?) в ед. ч., в ж. р. 
Наступила – глаг., (что сделала?) в ед. ч.. 
Проверка. 
Итак, какая часть речи имеет больше всего грамматических категорий?

Наблюдение, работа со словами

Ф


Записывают слова в тетрадь. Обосновывают выбор написания.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- делают самостоятельные выводы

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- проявлять активность в деятельности.


Разноуровне-вые задания.

Самостоятель-ная работа

1 уровень Определите к какой части речи относятся слова:

День, хорошая, друг, думает, смелый

Как вы определяли часть речи?

2 уровень Найди лишнее слово. Определи части речи.

1)береза, пчела, лёгкий, малина.

2)зелёная, сочная, свежая, растёт.

3)думает, считает, ученик, знает.

Как вы находили лишнее слово?

3 уровень Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.

Веселье- … , … .

Шум … , … .

Лес … , … .

Как вы подбирали однокоренные слова?

Вывод: Чтобы определить часть речи, нужно поставить к слову вопрос.














 Проверка понимания способа действия.
 

 Игра «Узнай»

Серый, хищный, жадный …(волк)

Рыжая, хитрая, ловкая…(лиса)

Большой, косолапый…(медведь)

Уч-л: Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идет речь?

Уч-к: Эти слова обозначают признаки предметов

Уч-ль: Какой частью речи они являются?

Уч-к: Имя прилагательное.

Уч-ль: Составьте предложения со вставленными словами и запишите.

1 группа - с первым словом

2 группа - со вторым

3 группа - с третьим

Подчеркните главные члены предложения и подпишите части речи.

 Работа в группах 

 Ф
 Г

 
 

 Записывают предложения в тетрадь. Подчеркивают главные члены предложения и подписывают части речи. 

Один человек объясняет решение группы у доски.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.



Этап разъяснения домашнего задания

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Выпишите из словаря «Однокоренные слова» с. 151 две группы слов. Укажите над каждым словом часть речи.

Работа с учебником упр. 261


Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Самопроверка

2


А теперь проверим свои знания с помощью теста. Взаимопроверка по ключу. Работа в парах. Выставление оценок.

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

4. Из данных слов выбери имена существительные.

а)светлый, добрый б)бегать, играть в)солнце, свет

5. Из данных слов выбери имена прилагательные.

а)светлый, добрый б)бегать, играть в)солнце, свет

6. Из данных слов выбери глаголы.

а)светлый, добрый б)бегать, играть в)солнце, свет

На экране ответ:

1-а,2-б,3-в,4-в,5-а,6-б.


И

Учит оценивать себя.

Выполняют тест в тетради. Самопроверка. Сверяют ответы с записью на экране.










Регулятивные:

- умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия.


Подведение итога урока

1

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Какие гости приходили к нам сегодня на урок?

Давайте расскажем о них то, что знаем урока. Посмотрите на алгоритм по которому вы будете отвечать(слайд)

Имя существительное, имя прилагательное, на какие вопросы отвечают? Что обозначают?


 

Ф

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.


1

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Оценивание учащихся:

- Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет

- Если вы считаете, что многое на уроке было непонятно, то прикрепите листик

- А если считаете, что на уроке было интересно, но вы испытывали некоторые затруднения, то прикрепите цветок.

- Если вы считаете, что на уроке узнали интересное, новое и полезное для вас, то прикрепите яблоко.

- Я вижу, что на вашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.

- Ребята, говорю вам за работу на уроке спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.

Д/з упр. 261 Выпишите из словаря «Однокоренные слова» две группы слов. Укажите над каждым словом часть речи.

Урок окончен.


Рефлексия,

Ф

Обеспечивает положитель-

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.



* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – группа)



урок русского языка в 3 классе по теме: "Обобщение знаний о частях речи»
  • Начальные классы
Описание:

Технологическая карта урока – монопроекта по русскому языку

по теме: «Обобщение знаний о частях речи» в рамках ФГОС

Класс: 3 класс

УМК " Школа России"

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»

Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи»

Тип урока: Обобщение

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Обобщение знаний о частях речи»

Автор Денщикова Нина Семёновна
Дата добавления 10.06.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1110
Номер материала 59932
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓