Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка "Текст как единица синтаксиса"

Урок русского языка "Текст как единица синтаксиса"

hello_html_m17aca5ef.gifhello_html_m596c190.gifhello_html_m4defe485.gifhello_html_m4f969de5.gifТема: Текст как единица синтаксиса

Цели:

развивающая: развитие рефлексивных умений обучающихся 5 класса средствами ТРКМЧП (технологии развития критического мышления через чтение и письмо) и ИКТ;

образовательная: систематизация знаний по теме «Текст, его особенности и признаки»;

воспитательная:. интерес к самостоятельному решению нестандартных задач.


Планируемые результаты:


На 1 этапе «Вызова» (стадия вызова):

  • умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

  • Умение анализировать имеющиеся знания по теме «ТЕКСТ»

  • Умение организовывать учебную деятельность ( ставить цель, прогнозировать результат, оценивать и корректировать знания)

  • Умение мотивировать себя на участие в деятельности, самоопределяться в изучении темы

На 2 этапе «Осмысления» (стадия осмысления)

  • обобщение и систематизация знаний по теме «ТЕКСТ »

  • определение способа связи предложений в тексте;

  • нахождение средства связи предложений в тексте;

  • определение тип речи текста;

  • восстанавление и редактирование текста;

  • умение работать с информацией, анализировать, синтезировать и структурировать информацию в соответствии с учебной задачей

На 3 этапе «Рефлексии» (стадия рефлексии)

  • Умение применять полученные знания при выполнении самостоятельных заданий

  • Умение анализировать, оценивать полученные знания, способы действия



Тип урока: обобщающий, урок «Работа с текстом» (тип урока в технологии развития критического мышления через чтение и письмо)





ХОД УРОКА

Технологическая карта

Этапы урока, приемы

Деятельность учителя и обучающихся

Результат метапредметный

Стадия вызова

Прием «Проблемный вопрос»

Прием «Поле с бабочками»



Прием «Восстанови текст»





















Прием «Закончи текст»























Формулирование темы и цели урока











Прием «Древо ожиданий»









Прием «Кластер»




На слайде фраза: «Все в твоих руках» (слайд2)

Учитель:

-Как вы понимаете эту фразу? (обсуждение)

-Почему я начинаю урок с неё?

-Возьмите в руки рисунок поля с бабочками и цифрой 1 отметьте свое состояние на данный момент, прокомментируйте, если есть желание (слайд 3)

Учитель выдает учащимся текст, разрезанный на части (слайд4)

-Перед вами разрезанные на части лист с предложениями. Прочитайте их. Вам понятна записанная на них информация. Почему? Какие будут у вас предложения по дальнейшей работе? (учащиеся высказывают свое мнение). Восстановите написанное (слайд 4 - передвижение предложений)

Но завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу.

Слава о нем и его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.

Но был человек, завидующий ему.

Эта история произошла давно-давно в старинном городке, в котором жил великий мудрец.

И вот решил хитрец придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог ответить.

И тогда мудрейший ответил

И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил её между ладонями и подумал:

«Спрошу-ка я мудрейшего, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая. Если он скажет - живая, я сомкну ладони и она умрет, если ответит – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит.»

Так все и случилось: завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил он у того: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?»


-Прочитайте то, что у вас получилось.

-Какая синтаксическая единица у вас получилась? Докажите, что это текст.

-Обладает ли этот текст смысловой законченностью? Закончите своей фразой. Объясните, почему так продолжили.

- Притча заканчивается такими словами (слайд 5).

Эта история произошла давно-давно в старинном городке, в котором жил великий мудрец.

Слава о нем и его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.

Но был человек, завидующий ему. И вот решил хитрец придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог ответить.

И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил её между ладонями и подумал:

«Спрошу-ка я мудрейшего, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая. Если он скажет - живая, я сомкну ладони и она умрет, если ответит – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит.»

Так все и случилось: завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил он у того: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?» И тогда мудрейший ответил


-Что связывает эти предложения в текст? ( по смыслу, общая тема, основная мысль, логическая связь)

-Вам знакома эта информация. Вы уверены в своих оценках? (если они есть) Если эта тема нами изучена, что мы должны сделать дальше.(систематизировать и обобщить знания)

-Что станет темой нашего урока? (текст, его признаки и особенности)

-Что будет целью урока? (систематизация знаний по теме)

(слайд 6–тема и цели урока)

ТЕМА

Текст, его особенности и признаки

Цели урока

Систематизировать и обобщить знания по теме «Текст, его особенности и признаки»

Учиться составлять и редактировать тексты

-Возьмите в руки вырезанные яблоки и напишите на них, что вы ожидаете от этого урока, лимоны- и напишите на них , чего вы опасаетесь

-Мы указали в цели – слов «систематизировать»? Что означает это слово? Что такое система? (упорядоченная схема элементов какого-нибудь понятия). В какой форме мы можем представить результат(схема-кластер). Какие признаки и особенности текста мы с вами уже знаем?

-Давайте наметим схему систематизации? В процессе урока мы будем заполнять эту схему.

особенности

текст



Типы речи



Средства связи пре

Способы связи




Личностные учебные действия:

Самоопределение (личностное, жизненное); смыслообразование (установление участниками связи между результатом обучения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).

Коммуникативные учебные действия, а именно

умение слушать и вступать в диалог; 

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации


Регулятивные учебные действия

(целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)


Стадия осмысления

Прием «Восстанови опору»







Прием «Найди ошибку»

Прием «Обобщи понятия»





Прием «Восстанови текст»





























Прием «Лови бабочку»

-Прочитайте внимательно ещё раз текст, вспомните определение текста и восстановите опорную схему (слайд 8)

После выполнения работы, уч-ся зачитывают свои варианты. Сравнивают с образцом, раскрывая спрятанные слова (Слайд8)

-Все предложения текста логически связаны. С помощью каких способов связи мы можем связать предложения (последовательная и параллельная). Проверьте определения на доске, исправьте ошибки и назовите обобщающее слово для этих определений.

-Вернитесь к тексту, расскажите, какой способ связи использован в нем.

-С помощью каких слов связаны предложения в тексте, докажите свое мнение. Посмотрите на слайд, дайте определение понятиям, приведите свои примеры, подберите обобщающее понятие для них (слайд 10)

-Анализируя текст, на какие ещё признаки мы должны обращать внимание.(тип речи). Назовите тип речи нашего текста. Какие ещё типы речи вы знаете? Посмотрите на слайд, дайте определение типам речи. Сравните с оригиналом.(11-12)

-Возьмите следующий лист (№2). Перед вами притча – в ней пропущены слова. Восстановите их так, чтобы получился текст, используя разные средства связи предложений. (слайд 13)

Обсуждение получившегося. (слайд13)

Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему сходить к волшебному колодцу в горах и спросить у него, в чем истина. Молодой человек нашел чудодейственный колодец и задал ему вопрос. Из колодца он услышал: «Иди на площадь в поселке и там найдешь, что ищешь».

Юноша отправился на площадь и увидел там три торговые лавки. В одной продавали дерево, в другой – металл, в третьей – тонкую проволоку. « Зачем мне эти вещи?» - подумал юнец и продолжил. разочарованный искать истину дальше.

Ушел совсем недалеко, когда услышал красивую музыку. Кто-то вдохновенно играл на ситаре. Он подошел ближе, чтобы рассмотреть инструмент, издающий такие чудесные звуки. Юноша увидел, что чудо-инструмент сделан из тонких проволочек-струн, металла и дерева, такие же, какие он видел в поселке. Молодой человек понял, нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача – собрать все воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда мы их соединяем, возникает новое целостное понимание.

-Какие средства связи предложений вы использовали в тексте и почему? Какой тип речи?

-Какова тема этой притчи? Как она связана с нашим уроком?

-Вернитесь к первой притчи, сравните эти две притчи. Сделайте вывод.

- Представьте себя бабочкой на летнем поле. Вы свободны, легки и веселы. Закройте глаза и полетайте по полю, присядьте на цветок. Послушайте музыку ветра.(слайд 14) 1-2 МИНУТЫ

Познавательные учебные действия:

извлечение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выбор оснований и критериев для сравнения

Коммуникативные учебные действия:

инициативное сотрудничество в процессе дискуссии, в поиске и сборе информации


Стадия рефлексии

Прием «Тренажер»













Прием «Древо ожиданий»



Прием «Оценочное поле»

















Прием «Поле с бабочками»

-Обратитесь к своим схемам, прокомментируйте свои записи.

-Мы систематизировали теоретический материал по теме «Текст», каким должен стать следующий шаг? (самост.применение знаний на практике). Посмотрите на слайд и выполните задания тренажера? (слайд 15-18)

-Как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? Где нам все это может пригодиться?

-Посмотрите, какая у нас была тема и цели урока. (слайд 19)

-Выполнили ли мы цели? Как мы шли к достижению целей?

-Узнали ли вы что-то новое на уроке? Что осталось непонятно? С чем вы не согласны?

-Что нам необходимо сделать дальше? Вернуться к Древу ожиданий и если появилась необходимость-«созрело» яблоко- можно плод снять и прокомментировать.(слайд 26)

-Оцените свой результат работы на уроке? Выберите бабочку и посадите её на поле, отметив свой уровень знаний по теме урока.(слайд 27)

Я все понял. Я, в целом, все понял, нужно почитать учебник.

Нужна помощь учителя, не все понял Ничего не понял

Объясните свой выбор.

-Вы получили сегодня новые знания и только в ваших руках решать, что делать дальше: вы можете их принять и понять, а можете - забыть, не стараться разобраться в них. (слайд28)

-Помните: Все в ваших руках.

-Давайте вернемся к началу урока. Ответьте теперь на мой первый вопрос: почему я начала урок с этих слов.

-Отметьте свое состояние на конец урока, прокомментируйте свое мнение (слайд29)

Рефлексивные учебные действий: анализ полученных знаний, умений, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения


Коммуникативные учебные действия:

инициативное сотрудничество в процессе дискуссии, в поиске и сборе информации


Домашнее задание


Выбираем:

Составить текст – рассуждение «Все в моих руках», определить все средства связи предложений в тексте.

Разработай интерактивное задание по теме «Текст, его особенности и признаки»




Урок русского языка "Текст как единица синтаксиса"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема: Текст как единица синтаксиса

Цели:

развивающая: развитие рефлексивных умений обучающихся 5 класса средствами ТРКМЧП (технологии развития критического мышления через чтение и письмо) и ИКТ;

образовательная: систематизация знаний по теме «Текст, его особенности и признаки»;

воспитательная:. интерес к самостоятельному решению нестандартных задач.

Планируемые результаты:

На 1 этапе «Вызова» (стадия вызова):

  • умение устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
  • Умение анализировать имеющиеся знания по теме «ТЕКСТ»
  • Умение организовывать учебную деятельность ( ставить цель, прогнозировать результат, оценивать и корректировать знания)
  • Умение мотивировать себя на участие в деятельности, самоопределяться в изучении темы

На 2 этапе «Осмысления» (стадия осмысления)

  • обобщение и систематизация знаний по теме «ТЕКСТ »

определение способа связи предложений в тексте;

нахождение средства связи предложений в тексте;

определение тип речи текста;

восстанавление и редактирование текста;

  • умение работать с информацией, анализировать, синтезировать и структурировать информацию в соответствии с учебной задачей

На 3 этапе «Рефлексии» (стадия рефлексии)

  • Умение применять полученные знания при выполнении самостоятельных заданий
  • Умение анализировать, оценивать полученные знания, способы действия

Тип урока: обобщающий, урок «Работа с текстом» (тип урока в технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

Автор Александрова Ирина Александровна
Дата добавления 01.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 539
Номер материала MA-064326
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓