Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка " Причастный оборот"

Урок русского языка " Причастный оборот"

урок Александровой И.А.


Технологическая карта урока 


Организационная информация

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

Тема

«Ступеньки наверх, или Как обособляется причастный оборот»

Автор урока (ФИО, должность)

Александрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МАОУ «Гимназия «Гармония»

Федеральный округ России

Россия

Республика/край

Новгородская область

Город

Великий Новгород

Описание урока

Тип

Урок получения новых знаний

Время реализации урока

40 минут

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

  • Расширить представление обучающихся о причастном обороте, его обособлении на письме;

  • Учить анализировать информационный текст;

  • Учить работать с понятием;

Развивающие:

  • Формировать умение работать с информацией разного типа: находить, анализировать, преобразовывать, создавать собственные информационные продукты, оценивать и корректировать информацию;

  • Развивать творческое мышление;

  • Повышать речевую мотивацию обучающихся;

  • Развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

  • Развивать умение осуществлять рефлексивную деятельность;

Воспитательные:

  • Содействовать формированию нравственных качеств;

  • Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе коллективе;

Планируемые результаты


Предметные:

  • Знать

  • определение причастного оборота;

  • правило обособления причастного оборота;

  • Уметь

  • Находить причастный оборот в предложениях;

  • Правильно оформлять причастный оборот на письме;

  • Конструировать предложения с причастным оборотом;

Личностные:

• Уметь мотивировать себя на участие в деятельности, самоопределяться в изучении темы;

• Выражать свое отношение к нравственным понятиям;

Метапредметные:

• Уметь организовывать учебную деятельность (ставить цель, прогнозировать результат, оценивать и корректировать знания);

• уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

• Уметь работать с информацией, анализировать, синтезировать и структурировать информацию в соответствии с учебной задачей;

• Уметь анализировать, оценивать полученные знания, способы действия.

УУД

  • Личностные

(смыслообразование, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор);


  • Регулятивные

(выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; целеполагание, прогнозирование, саморегуляция);


  • Познавательные

(извлечение необходимой информации; выбор оснований и критериев для сравнения, формулирование собственного мнения, исследовательские);


  • Коммуникативные

(инициативное сотрудничество в процессе дискуссии, в поиске и сборе информации, формулирование и отстаивание собственной точки зрения по проблемному вопросу).


Дидактическая структура урока

Этапы урока, приемы

Деятельность учителя и обучающихся

Описание приема

Результат (метапредметный)

Стадия вызова


Метод «Футбольное поле»
















Прием «Лингвистическая метафора»























Прием «Корректор»












Прием «Стоп проблема» (Формулирование темы и цели урока)















Прием «Таблица «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ»(част1)



















Прием «Древо ожиданий»












Слайд со словами «Я рада вас видеть» «Удачи на уроке» (слайд №1)


На слайде картинка с футбольным полем (слайд2)

hello_html_c62213d.png

Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 1 на футбольном поле, отразив тем самым свое состояние в данный момент. Если есть желающие, предлагают выступить с объяснениями.



На слайде текст притчи (слайд №3)

Учитель читает притчу

Давным-давно жил один молодой человек, который очень стремился к знаниям. Как-то он услышал, что самый мудрый человек на земле живет на вершине горы, что находится в самом отдаленном районе. Юноша решил, что доберется до мудреца, который живет там. Он отправился в трудное и опасное путешествие. Пройдя через множество опасностей, молодой человек достиг своей цели. Истощенный долгим путешествием юноша подошел к старцу и сказал:

- О мудрый человек, я потратил целый год на путешествие, которое истощило все мои силы и запасы только для того, чтобы добраться до вас на вершину этой горы. Я хочу стать умным человеком и знать ответы на все вопросы.

Мудрец сказал:

- Я очень польщен всем этим и рад тебя видеть. Но почему ты не воспользовался ступеньками, которые вырубили другие посетители?


После прочтения притчи учитель организует ее обсуждение:

-Как эта притча связана с нашим уроком?


Учитель обращает внимание на выделенные фрагменты текста (слайд №3) и предлагает ответить на вопрос:

-Почему они выделены? (будем с ними работать)

- Вспомните тему прошлого урока и предложите, что мы можем сделать с этими сочетаниями? (изучали причастный оборот, значит, можем попытаться заменить их причастными оборотами)

-Откорректируйте текст, заменив выделенные фрагменты причастными оборотами и грамотно поставьте знаки препинания. (получившийся текст-слайд №4)


Учитель задает проблемные вопросы, связанные с дальнейшими действиями по целеполаганию и осмыслению темы

-Как нужно пунктуационно оформить получившиеся предложения? (не уверены в постановке знаков препинания, возникли затруднения)

- Каким образом мы должны действовать дальше? (познакомиться с правилом обособления причастного оборота)?

-Сформулируйте тему и вашу цель на уроке? (тема-обособление причастного оборота)

-Как мы можем получить данные знания (посмотреть в учебнике или самим сформулировать правило)

-Как мы будем работать и почему? (сами формулировать правило и учиться обособлять причастный оборот на письме, потому что информация, полученная практическим путем усваивается надолго).На слайде появляется тема и цель урока (слайд №5)

Учитель предлагает вспомнить, что учащиеся знают уже по теме урока и записать в первую графу таблицы (слайд №6). Во вторую графу записать –цель урока).

Учитель организует обсуждение.



Обособление причастного оборота

знаю

цель на уроке

узнал на уроке

Не понял, есть вопрос














Учитель раздает заранее приготовленные бумажные фрукты и предлагает написать свои «ожидания» от урока на яблоках, «опасения» - на лимонах и поместить их на дерево (которое расположено на стене. «Ожиданий» и «опасений» может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, а опасения исчезать, т. е. фрукты начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку.(слайд №7)





Прием «Футбольное поле»

Цель метода:

-Выяснение состояния учащихся в определенный момент урока, их позицию на уроке

Происхождение метода: Метод предложен Ел.Абрамова, Валентиной Степаненквой, Надеждой Линевой («Копилочка АМО»)

Необходимые материалы:

-Лист А-4 с изображенным на нем полем с игроками в разных позициях: играющие, защитники, нападающие, вратарь отдыхающие, сидящие на скамейке запасных, находящиеся в комнате отдыха, в душе и т.д.( по количеству учащихся), маркеры,

Прием «Лингвистическая метафора»

Цель: создание условий для развития способности к экстраполяции скрытых смыслов, пробуждения творческих ресурсов

Происхождение: М.А. Павлова «Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП» Москва, Издательство «Совершенство» 1997-136с.













Прием «Корректор»

Цель: активизация имеющих знаний и создание затруднений

Происхождение: авторский

Технология проведения: учитель придумывает задание, которое будет опираться на имеющиеся знания, но содержит затруднение, с которым учащимся не справиться без получения новых знаний


Прием «Стоп проблема»

Цель: создание условий для развития способности решать проблемные вопросы, постановки цели и темы урока

Происхождение: авторский

Технология проведения:

Учитель задает проблемные вопросы, связанные с дальнейшими действиями по целеполаганию и осмыслению темы










Прием «Таблица «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ» (часть 1)

Цель метода: анализ и графическая организация имеющихся по теме знаний(часть 1), приобретенных в процессе изучения(часть2)

Происхождение метода: адаптированный

Метод предложен в книге С.И. Заир –Бека, И.В. Муштавинской «Развите критического мышления на уроке» М., «Просвещение», 2011

Предварительная подготовка: приготовить лист бумаги с заранее расчерченной таблицей «Знал- цель- узнал – не понял», ручка

Примечание: Метод позволяет проанализировать имеющие знания участников и спроектировать дальнейшие шаги по изучению темы


Метод «Древо ожиданий и опасений»

Цель: создание условий для развития способности прогнозировать результат, формулировать и оценивать ожидаемый результата обучения

Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12

Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок и лимонов по количеству участников, приготовить необходимые материалы. Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом».

Технология проведения: В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные фрукты. На них участники пишут свои «ожидания» на яблоках, «опасения» - на лимонах от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на дерево. «Ожиданий» и «опасений» может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, а опасения исчезать, т. е. фрукты начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку.

Варианты проведения метода: яблоки и лимоны можно заменить другим фруктом.

Личностные учебные действия:

Самоопределение (личностное, жизненное); смыслообразование (установление участниками связи между результатом обучения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).

Коммуникативные учебные действия, а именно

умение слушать и вступать в диалог; 

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации


Регулятивные учебные действия

(целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)


Стадия осмысления

Прием «Лаборатория филолога»











Прием «Конструктор»



Прием «Тренажер»


Прием «Футбольное поле» (часть 2)







Учитель формулирует задание:

-На слайде (№8) выписаны из притчи предложения с причастными оборотами в два столбика. Как вы думаете, почему? (в первом столбике –выделены запятыми, во втором –не выделены)

-Ваша задача, проанализировать предложения и увидеть закономерность выделения (обособления) или не выделения причастного оборота. Время работы 4 минуты. Что будет результатом вашей работы? (сформулированное правило)

В какой форме вы представите результат? (тестом или схемой)

Учитель организует обсуждение полученных правил, после выработки общего правила предлагает сравнить полученный результат с правилом в учебнике, отметить различия (если есть) и сходства. Сделать вывод.

Учитель предлагает учащимся составить предложения с одним и тем же причастие, включив его в причастный оборот, обособленный и необособленный. (слайд №9-13)

Обсуждение получившегося.

Учитель предлагает применить полученные знания при выполнении заданий тренажера (слайды №14-15).



На слайде картинка с футбольным полем (слайд№16 )

Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 2 на футбольном поле, отразив тем самым свое состояние в данный момент.

-Если есть желающие выступить с объяснениями, выскажитесь.

hello_html_c62213d.png

Метод «Лаборатория филолога»

Цель: создание условий для развития способности работать над понятием, правилом

Происхождение метода: авторский









Прием «Конструктор»

Прием «Тренажер»

Цель: применение полученных знаний при выполнении самостоятельного практического задания


Происхождение: авторский



Прием «Футбольное поле» (часть 2)

Цель метода:

-Выяснение состояния учащихся в определенный момент урока, их позицию на уроке

Происхождение метода: Метод предложен Е..Абрамова, В.Степаненквой, Н. Линевой («Копилочка АМО»)


Познавательные учебные действия:

извлечение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выбор оснований и критериев для сравнения

Коммуникативные учебные действия:

инициативное сотрудничество в процессе дискуссии, в поиске и сборе информации



Стадия рефлексии

Прием «Крестики -нолики»








Прием «Таблица «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ»(часть 2)











Прием «Оценочное поле»








Прием «Взгляд назад»















Прием «Древо ожиданий» (часть 2)







Прием «Футбольное поле» (часть 3)

Учитель предлагает выполнить нестандартное задание: на слайде предложения, записанные строго по строчкам (5). Если в предложении необходимо обособить оборот, ставим «+», если не надо – «0». Затем соединить непрерывной линией только крестики. Если задание выполнено правильно, получится 5.(слайд №17-22)

hello_html_4ac7a9e7.png

Учитель предлагает вернуться к таблице «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ» и заполнить графы «УЗНАЛ» и «НЕ ПОНЯЛ, ЕСТЬ ВОПРОС» таблицы (слайд №23)Учитель организует обсуждение.

Обособление причастного оборота

знаю

цель на уроке

узнал на уроке

Не понял, есть вопрос







Учитель предлагает оценить себя уроке: выбрать магнитик и поместить его в соответствующую ячейку окна (слайд №24):

hello_html_m5389e2f0.png

Учитель предлагает учащимся вспомнить тему, цель и прогнозируемый результат урока и ответить на вопрос: достигли ли они цели, получился ли запланированный результат. Предлагает вспомнить, как они достигли цели. Оценить свою работу на уроке по 5 бальной шкале (слайд № 26-27)

hello_html_517c3ea4.pnghello_html_m3ac4d638.png

Учитель обращает внимание на Древо ожиданий и опасений и предлагает снять «созревшие» фрукты. Анализируют оставшиеся «фрукты» и при необходимости ищут совместно пути решения «несозревших» фруктов(слайд №27)






На слайде картинка с футбольным полем (слайд №28 )

Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 3 на футбольном поле, отразив тем самым свое состояние в данный момент.

-Если есть желающие выступить с объяснениями, выскажитесь.

Прием «Крестики –нолики»


Цель: применение полученных знаний при выполнении практического задания


Происхождение: авторский










Прием «Таблица «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ»(часть 2)

Цель метода: анализ и графическая организация полученных по теме знаний, сравнение их с первоначальными знаниями и выяснение непонятных моментов по теме урока

Происхождение метода: адаптированный

Метод предложен в книге С.И. Заир –Бека, И.В. Муштавинской «Развите критического мышления на уроке» М., «Просвещение», 2011


Прием «Оценочное окно»

Цель: создание условий для развития рефлексивных умений-анализ предметных знаний, полученных на уроке

Происхождение: авторский

Технология проведения: На заранее расчерченной схеме обучаемые определенным значком отмечают уровень их знаний и умений по изученной на уроке теме



Прием «Взгляд назад»

Цель: создание условий для развития рефлексивных умений -анализ своей деятельности на уроке

Происхождение: авторский






Метод «Древо ожиданий и опасений»

Цель: создание условий для развития умения анализировать свои ожидания и опасения от урока

Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12


Прием «Футбольное поле» (часть 3)

Цель метода:

-Выяснение состояния учащихся в определенный момент урока, их позицию на уроке

Происхождение метода: Метод предложен Е..Абрамова, В.Степаненквой, Н.Линевой («Копилочка АМО»)

Рефлексивные учебные действий: анализ полученных знаний, умений, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения


Коммуникативные учебные действия:

инициативное сотрудничество в процессе дискуссии, в поиске и сборе информации



Домашнее задание



Учитель предлагает выбрать задание из предложенного списка(слайд№29):

  • описать картину И.К.Айвазовского «Бурное море ночью», используя обособленные и необособленные причастные обороты.

  • № 634 - составить описание из готовых словосочетаний с причастиями

  • разработай интерактивное задание по теме «Обособленные и необособленные причастные обороты»










11


Урок русского языка " Причастный оборот"
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок содействует реализации ФГОС, так как он спроектирован в технологии развития критического мышления через чтение и письмо и ИКТ, которые являются развивающими технологиями и отвечающими главной цели реализации ФГОС : формированию умения учиться, т.е развитию УУД. Представленный урок разработан в соответствии с принципами этих технологий. Каждый этап урока имеет свои задачи и набор активных и интерактивных методов обучения. ИКТ позволяет эффективно использовать время урока, визуализировать материал, разнообразить формы систематизации информации и знаний, значительно повышает эффективность обучения, помогает создать продуктивную атмосферу на уроке, развить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, сформировать у них универсальные УД. В данном уроке структурным стержнем является интерактивная презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. Данный мультимедийный продукт содержит следующие ресурсы: графическое изображение, ссылки, анимационные эффекты, интерактивный тренажер.

Урок получения новых знаний по теме «Ступеньки наверх, или как обособляется причастный оборот» в ТРКМЧП относится к типу «Работа с информацией» и позволяет выйти на новый уровень развития информационной культуры учащихся, формирование которой также является приоритетным в ФГОС нового поколения. Соответственно подобран и методический инструментарий. В уроке достаточно много рефлексивных моментов, которые являются неотъемлемой частью реализации ФГОС нового поколения. Акцент делается на умении анализировать, оценивать и корректировать не только предметные знания, но и свою деятельность: умение ставить цель, прогнозировать результат, планировать работу, участвовать в коммуникации. Диагностика усвоенного материала проходит с помощью разработанного тренажёра и нестандартных заданий, что позволяет повысить мотивацию учащихся при усвоении нового материалы и осуществить корректный контроль результата деятельности обучающихся, сохранив комфортную психологическую атмосферу на уроке.

Использование на уроке ИКТ позволяет выполнить еще одно требование ФГОС и сделать урок более продуктивный и визуализированным, а следовательно, и результативным. Умение работать с компьютером, пользоваться Интернет информацией необходимо современным школьникам.

В современных условиях при реализации ФГОС предпочтение отдается системно-деятельностному подходу, который ставит главной задачей развитие личности ученика, обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность , поэтому разработанный урок соответствует требованиям данного подхода, так как включает в себя активную самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на формирование универсальных учебных действий.
Автор Александрова Ирина Александровна
Дата добавления 01.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 481
Номер материала MA-064325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓