Инфоурок Литература КонспектыУрок русского языка " Причастный оборот"

Урок русского языка " Причастный оборот"

Скачать материал

 

Технологическая карта урока 

 

Организационная информация

Предмет

Русский язык

Класс

6 класс

Тема

«Ступеньки наверх, или Как обособляется причастный оборот»

Автор урока (ФИО, должность)

Александрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МАОУ «Гимназия «Гармония»

Федеральный округ России

Россия

Республика/край

Новгородская область

Город

Великий Новгород

Описание урока

Тип

Урок получения новых знаний

Время реализации урока

40 минут

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные:

  • Расширить представление обучающихся о причастном обороте, его обособлении на письме;
  • Учить анализировать информационный текст;
  • Учить работать с понятием;

Развивающие:

         Формировать умение работать с информацией разного типа: находить, анализировать, преобразовывать, создавать собственные информационные продукты, оценивать и корректировать информацию;

         Развивать творческое мышление;

         Повышать речевую мотивацию обучающихся;

         Развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности;

         Развивать умение осуществлять рефлексивную деятельность;

Воспитательные:

         Содействовать формированию нравственных качеств;

         Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе коллективе;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать

ü определение причастного оборота;

ü правило обособления причастного оборота;

·          Уметь

ü Находить причастный оборот в предложениях;

ü Правильно оформлять причастный оборот на письме;

ü Конструировать предложения с причастным оборотом;

    

Личностные:

•          Уметь мотивировать себя на участие в деятельности, самоопределяться в изучении темы;

•          Выражать свое отношение к  нравственным понятиям;

Метапредметные:

•          Уметь организовывать учебную деятельность (ставить цель, прогнозировать результат, оценивать и корректировать знания);

•          уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

•          Уметь работать с информацией, анализировать, синтезировать и структурировать информацию в соответствии с учебной задачей;

•          Уметь анализировать, оценивать полученные знания, способы действия.

УУД

·         Личностные

(смыслообразование, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор);

 

·         Регулятивные

(выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; целеполагание, прогнозирование, саморегуляция);

 

·         Познавательные

(извлечение необходимой информации; выбор оснований и критериев для сравнения, формулирование собственного мнения, исследовательские);

 

·         Коммуникативные

 (инициативное сотрудничество в процессе дискуссии, в поиске и сборе информации, формулирование и отстаивание собственной точки зрения по проблемному вопросу).

            Дидактическая структура урока

Этапы урока, приемы

Деятельность учителя и обучающихся

Описание приема

Результат (метапредметный)

Стадия вызова

 

Метод «Футбольное поле»

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Лингвистическая метафора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Корректор»

 

 

 

 

 

 

Прием «Стоп проблема» (Формулирование темы и цели урока)

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Таблица «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ»(част1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Древо ожиданий»

 

 

 

 

 

 

Слайд со словами «Я рада вас видеть»  «Удачи на уроке» (слайд №1)

 

На слайде картинка с футбольным полем  (слайд2)

Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 1 на футбольном поле, отразив тем самым свое состояние в данный момент. Если есть желающие, предлагают выступить с объяснениями.

 

 

 

На слайде текст притчи (слайд №3)

Учитель читает притчу

Давным-давно жил один молодой человек, который очень стремился к знаниям. Как-то он услышал, что самый мудрый человек на земле живет на вершине горы, что находится в самом отдаленном районе. Юноша решил, что доберется до мудреца, который живет там. Он отправился в трудное и  опасное  путешествие. Пройдя через множество опасностей, молодой человек достиг своей цели. Истощенный долгим путешествием  юноша подошел к старцу и сказал:

- О мудрый человек, я потратил целый год на путешествие, которое истощило все мои силы и запасы только для того, чтобы добраться до вас на вершину этой горы. Я хочу стать умным человеком и знать ответы  на все вопросы.

            Мудрец сказал:

-           Я очень польщен всем этим и рад тебя видеть. Но почему ты не воспользовался ступеньками, которые вырубили другие посетители?

 

После прочтения притчи учитель организует ее обсуждение:

-Как эта притча связана с нашим уроком?

 

Учитель обращает внимание на выделенные фрагменты текста (слайд №3) и предлагает ответить на вопрос:

-Почему они выделены? (будем с ними работать)

- Вспомните тему прошлого урока и предложите, что мы можем сделать с этими сочетаниями? (изучали причастный оборот, значит, можем попытаться заменить их причастными оборотами)

-Откорректируйте текст, заменив выделенные фрагменты причастными оборотами и грамотно поставьте знаки препинания. (получившийся текст-слайд №4)

 

Учитель задает проблемные вопросы, связанные с дальнейшими действиями по целеполаганию и осмыслению темы

-Как нужно пунктуационно оформить получившиеся предложения? (не уверены в постановке знаков препинания, возникли затруднения)

- Каким образом мы должны действовать дальше? (познакомиться с правилом обособления причастного оборота)?

-Сформулируйте тему и вашу цель на уроке? (тема-обособление причастного оборота)

-Как мы можем получить данные знания (посмотреть в учебнике или самим сформулировать правило)

-Как мы будем работать и почему? (сами формулировать правило и учиться обособлять причастный оборот на письме, потому что информация, полученная практическим путем усваивается надолго).На слайде появляется  тема и цель урока (слайд №5)

  

 Учитель предлагает вспомнить, что учащиеся знают уже по теме урока и записать в первую графу таблицы (слайд №6). Во вторую графу записать –цель урока).

Учитель организует обсуждение.

 

 

Обособление причастного оборота

знаю

цель на уроке

узнал на уроке

Не понял, есть вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель раздает заранее приготовленные бумажные фрукты и предлагает написать свои «ожидания» от урока  на яблоках, «опасения» - на лимонах и поместить их на дерево (которое расположено на стене. «Ожиданий» и «опасений» может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, а опасения исчезать, т. е. фрукты начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку.(слайд №7)

 

 

 

 

Прием «Футбольное поле»

Цель метода:

-Выяснение состояния  учащихся в определенный момент урока, их позицию на уроке

Происхождение метода: Метод предложен Ел.Абрамова, Валентиной Степаненквой, Надеждой Линевой («Копилочка АМО»)

Необходимые материалы:

-Лист А-4 с изображенным на нем полем с игроками в разных позициях: играющие, защитники, нападающие, вратарь отдыхающие, сидящие на скамейке запасных, находящиеся в комнате отдыха, в душе и т.д.( по количеству учащихся), маркеры,

Прием «Лингвистическая метафора»

Цель: создание условий для развития способности  к экстраполяции скрытых смыслов, пробуждения творческих  ресурсов

Происхождение: М.А. Павлова «Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП» Москва, Издательство «Совершенство» 1997-136с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Корректор»

Цель: активизация имеющих знаний и создание затруднений

Происхождение: авторский

Технология проведения: учитель придумывает задание, которое будет опираться на имеющиеся знания, но содержит затруднение, с которым учащимся не справиться без получения новых знаний

 

Прием «Стоп проблема»

Цель: создание условий для развития способности решать проблемные вопросы, постановки цели и темы урока

Происхождение: авторский

Технология проведения:

Учитель задает проблемные вопросы, связанные с дальнейшими действиями по целеполаганию и осмыслению темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Таблица «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ» (часть 1)

Цель метода: анализ и графическая организация имеющихся по  теме знаний(часть 1), приобретенных в процессе изучения(часть2)

Происхождение метода: адаптированный

Метод предложен в книге С.И. Заир –Бека, И.В. Муштавинской «Развите критического мышления на уроке» М., «Просвещение», 2011

Предварительная подготовка: приготовить лист бумаги с заранее расчерченной таблицей  «Знал- цель- узнал – не понял», ручка

Примечание: Метод позволяет проанализировать имеющие знания участников и спроектировать дальнейшие шаги по изучению темы

 

Метод «Древо ожиданий и опасений»

Цель: создание условий для развития способности  прогнозировать результат, формулировать и оценивать ожидаемый результата обучения

Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12

Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок и лимонов по количеству участников, приготовить необходимые материалы. Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом».

Технология проведения: В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные фрукты. На них участники пишут свои «ожидания» на яблоках, «опасения» - на лимонах от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на дерево. «Ожиданий» и «опасений» может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, а опасения исчезать, т. е. фрукты начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку.

Варианты проведения метода: яблоки и лимоны можно заменить другим фруктом.

Личностные учебные действия:

Самоопределение (личностное, жизненное); смыслообразование         (установление участниками связи между результатом обучения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).

Коммуникативные учебные действия, а именно

умение слушать и вступать в диалог; 

умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

 

Регулятивные учебные действия

(целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

 

Стадия осмысления

Прием «Лаборатория филолога»

 

 

 

 

 

Прием «Конструктор»

 

Прием «Тренажер»

 

Прием «Футбольное поле» (часть 2)

 

 

 

Учитель формулирует задание:

-На слайде (№8) выписаны  из притчи предложения с причастными оборотами в два столбика. Как вы думаете, почему? (в первом столбике –выделены запятыми, во втором –не выделены)

-Ваша задача, проанализировать предложения и увидеть закономерность выделения (обособления) или не выделения причастного оборота. Время работы 4 минуты. Что будет результатом вашей работы? (сформулированное правило)

В какой форме вы представите результат? (тестом или схемой)

Учитель организует обсуждение полученных правил, после выработки общего правила предлагает сравнить полученный результат с правилом в учебнике, отметить различия (если есть) и сходства. Сделать вывод.

Учитель предлагает учащимся составить предложения с одним и тем же причастие, включив его в причастный оборот,  обособленный и необособленный. (слайд №9-13)

Обсуждение получившегося.

  

  Учитель предлагает применить полученные знания при выполнении заданий тренажера (слайды №14-15).  

 

На слайде картинка с футбольным полем  (слайд№16  )

Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 2 на футбольном поле, отразив тем самым свое состояние в данный момент.

-Если есть желающие выступить с объяснениями, выскажитесь.

Метод «Лаборатория филолога»

Цель: создание условий для развития способности  работать  над понятием, правилом

Происхождение метода: авторский

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Конструктор»

Прием «Тренажер»

Цель: применение полученных знаний при выполнении самостоятельного практического задания

 

Происхождение: авторский

 

 

Прием «Футбольное поле» (часть 2)

Цель метода:

-Выяснение состояния  учащихся в определенный момент урока, их позицию на уроке

Происхождение метода: Метод предложен Е..Абрамова, В.Степаненквой, Н. Линевой («Копилочка АМО»)

 

Познавательные учебные действия:

извлечение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выбор оснований и критериев для сравнения

 

Коммуникативные учебные действия:

 инициативное сотрудничество в процессе дискуссии, в поиске и сборе информации

 

Стадия рефлексии

Прием «Крестики -нолики»

 

 

 

 

Прием «Таблица «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ»(часть 2)

 

 

 

 

 

Прием «Оценочное поле»

 

 

 

 

Прием «Взгляд назад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Древо ожиданий» (часть 2)

 

 

 

Прием «Футбольное поле» (часть 3)

Учитель предлагает выполнить нестандартное задание: на слайде предложения, записанные строго по строчкам (5). Если в предложении необходимо обособить оборот, ставим «+», если не надо – «0». Затем соединить непрерывной линией только крестики. Если задание выполнено правильно, получится 5.(слайд №17-22)

Учитель предлагает вернуться к таблице «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ» и заполнить  графы   «УЗНАЛ» и «НЕ ПОНЯЛ, ЕСТЬ ВОПРОС» таблицы (слайд №23)Учитель организует обсуждение.

Обособление причастного оборота

знаю

цель на уроке

узнал на уроке

Не понял, есть вопрос

 

 

 

 

 

Учитель предлагает оценить себя уроке: выбрать магнитик и поместить его в соответствующую ячейку окна (слайд №24):

Учитель предлагает учащимся вспомнить тему, цель и прогнозируемый результат урока и ответить на вопрос: достигли ли они цели, получился ли запланированный результат. Предлагает вспомнить, как они достигли цели. Оценить свою работу на уроке по 5 бальной шкале (слайд № 26-27)

Учитель обращает внимание на Древо ожиданий и опасений и предлагает снять «созревшие» фрукты. Анализируют оставшиеся «фрукты» и при необходимости ищут совместно пути решения «несозревших» фруктов(слайд №27)

 

 

 

 

На слайде картинка с футбольным полем (слайд №28 )

 Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 3 на футбольном поле, отразив тем самым свое состояние в данный момент.

-Если есть желающие выступить с объяснениями, выскажитесь.

Прием  «Крестики –нолики»

 

Цель: применение полученных знаний при выполнении практического задания

 

Происхождение: авторский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Таблица «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ»(часть 2)

Цель метода: анализ и графическая организация полученных по  теме знаний, сравнение их с первоначальными знаниями и выяснение непонятных моментов по теме урока

Происхождение метода: адаптированный

Метод предложен в книге С.И. Заир –Бека, И.В. Муштавинской «Развите критического мышления на уроке» М., «Просвещение», 2011

 

Прием «Оценочное окно»

Цель: создание условий для развития рефлексивных умений-анализ предметных знаний, полученных на уроке

Происхождение: авторский

Технология проведения: На заранее расчерченной схеме обучаемые определенным значком отмечают уровень их знаний и умений по изученной на уроке теме

 

 

Прием  «Взгляд назад»

Цель: создание условий для развития рефлексивных умений -анализ своей деятельности на уроке

Происхождение: авторский

 

 

 

 

 

Метод «Древо ожиданий и опасений»

Цель: создание условий для развития умения анализировать свои ожидания и опасения от урока 

Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12

 

Прием «Футбольное поле» (часть 3)

Цель метода:

-Выяснение состояния  учащихся в определенный момент урока, их позицию на уроке

Происхождение метода: Метод предложен Е..Абрамова, В.Степаненквой, Н.Линевой («Копилочка АМО»)

Рефлексивные учебные действий: анализ полученных знаний, умений, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

 

Коммуникативные учебные действия:

 инициативное сотрудничество в процессе дискуссии, в поиске и сборе информации

 

Домашнее задание

 

Учитель предлагает выбрать задание из предложенного списка(слайд№29):

·         описать картину И.К.Айвазовского «Бурное море ночью», используя обособленные и необособленные  причастные обороты.

·         № 634 - составить описание из готовых словосочетаний с причастиями

·         разработай интерактивное задание по теме «Обособленные и необособленные причастные обороты»

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка " Причастный оборот""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок содействует реализации ФГОС, так как он спроектирован в технологии развития критического мышления через чтение и письмо и ИКТ, которые являются развивающими технологиями и отвечающими главной цели реализации ФГОС : формированию умения учиться, т.е развитию УУД. Представленный урок разработан в соответствии с принципами этих технологий. Каждый этап урока имеет свои задачи и набор активных и интерактивных методов обучения. ИКТ позволяет эффективно использовать время урока, визуализировать материал, разнообразить формы систематизации информации и знаний, значительно повышает эффективность обучения, помогает создать продуктивную атмосферу на уроке, развить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, сформировать у них универсальные УД. В данном уроке структурным стержнем является интерактивная презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. Данный мультимедийный продукт содержит следующие ресурсы: графическое изображение, ссылки, анимационные эффекты, интерактивный тренажер. Урок получения новых знаний по теме «Ступеньки наверх, или как обособляется причастный оборот» в ТРКМЧП относится к типу «Работа с информацией» и позволяет выйти на новый уровень развития информационной культуры учащихся, формирование которой также является приоритетным в ФГОС нового поколения. Соответственно подобран и методический инструментарий. В уроке достаточно много рефлексивных моментов, которые являются неотъемлемой частью реализации ФГОС нового поколения. Акцент делается на умении анализировать, оценивать и корректировать не только предметные знания, но и свою деятельность: умение ставить цель, прогнозировать результат, планировать работу, участвовать в коммуникации. Диагностика усвоенного материала проходит с помощью разработанного тренажёра и нестандартных заданий, что позволяет повысить мотивацию учащихся при усвоении нового материалы и осуществить корректный контроль результата деятельности обучающихся, сохранив комфортную психологическую атмосферу на уроке.Использование на уроке ИКТ позволяет выполнить еще одно требование ФГОС и сделать урок более продуктивный и визуализированным, а следовательно, и результативным. Умение работать с компьютером, пользоваться Интернет информацией необходимо современным школьникам. В современных условиях при реализации ФГОС предпочтение отдается системно-деятельностному подходу, который ставит главной задачей развитие личности ученика, обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность , поэтому разработанный урок соответствует требованиям данного подхода, так как включает в себя активную самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на формирование универсальных учебных действий.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.11.2020 235
    • DOCX 7.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сабетова Ольга Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сабетова Ольга Геннадьевна
    Сабетова Ольга Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 65496
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 705 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе