Стадия вызова
Метод «Футбольное поле»
Прием «Лингвистическая метафора»
Прием «Корректор»
Прием «Стоп проблема» (Формулирование темы и цели урока)
Прием «Таблица «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ»(част1)
Прием «Древо ожиданий»
|
Слайд со словами «Я рада вас видеть» «Удачи на уроке» (слайд №1)
На слайде картинка с футбольным полем (слайд2)
Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 1 на футбольном
поле, отразив тем самым свое состояние в данный момент. Если есть желающие,
предлагают выступить с объяснениями.
На слайде текст притчи (слайд №3)
Учитель читает притчу
Давным-давно жил один молодой человек, который очень стремился
к знаниям. Как-то он услышал, что самый мудрый человек на земле живет на
вершине горы, что находится в самом отдаленном районе. Юноша решил, что
доберется до мудреца, который живет там. Он отправился в трудное и
опасное путешествие. Пройдя через множество опасностей, молодой человек
достиг своей цели. Истощенный долгим путешествием юноша подошел к старцу и
сказал:
- О мудрый человек, я потратил целый год на путешествие, которое
истощило все мои силы и запасы только для того, чтобы добраться до вас на
вершину этой горы. Я хочу стать умным человеком и знать ответы на все
вопросы.
Мудрец сказал:
- Я очень польщен всем этим и рад тебя видеть. Но почему
ты не воспользовался ступеньками, которые вырубили другие посетители?
После прочтения притчи учитель организует ее обсуждение:
-Как эта притча связана с нашим уроком?
Учитель обращает внимание на выделенные фрагменты текста (слайд
№3) и предлагает ответить на вопрос:
-Почему они выделены? (будем с ними работать)
- Вспомните тему прошлого урока и предложите, что мы можем сделать
с этими сочетаниями? (изучали причастный оборот, значит, можем попытаться
заменить их причастными оборотами)
-Откорректируйте текст, заменив выделенные фрагменты причастными оборотами
и грамотно поставьте знаки препинания. (получившийся текст-слайд №4)
Учитель
задает проблемные вопросы, связанные с дальнейшими действиями по
целеполаганию и осмыслению темы
-Как нужно
пунктуационно оформить получившиеся предложения? (не уверены в постановке
знаков препинания, возникли затруднения)
- Каким
образом мы должны действовать дальше? (познакомиться с правилом обособления
причастного оборота)?
-Сформулируйте
тему и вашу цель на уроке? (тема-обособление причастного оборота)
-Как мы
можем получить данные знания (посмотреть в учебнике или самим
сформулировать правило)
-Как мы будем работать и почему? (сами формулировать правило и
учиться обособлять причастный оборот на письме, потому что информация,
полученная практическим путем усваивается надолго).На слайде появляется
тема и цель урока (слайд №5)
Учитель предлагает вспомнить, что учащиеся знают уже по теме урока
и записать в первую графу таблицы (слайд №6). Во вторую графу
записать –цель урока).
Учитель организует обсуждение.
Обособление
причастного оборота
|
знаю
|
цель на уроке
|
узнал на уроке
|
Не понял, есть вопрос
|
|
|
|
|
Учитель раздает заранее приготовленные бумажные фрукты и предлагает
написать свои «ожидания» от урока на яблоках, «опасения» - на лимонах и
поместить их на дерево (которое расположено на стене. «Ожиданий» и
«опасений» может быть несколько. По мере того, как пожелания будут
исполняться, а опасения исчезать, т. е. фрукты начнут «созревать», можно их
снимать и «собирать» в корзинку.(слайд №7)
|
Прием «Футбольное поле»
Цель метода:
-Выяснение состояния учащихся в определенный
момент урока, их позицию на уроке
Происхождение метода:
Метод предложен Ел.Абрамова, Валентиной Степаненквой, Надеждой Линевой
(«Копилочка АМО»)
Необходимые материалы:
-Лист А-4 с изображенным на нем полем с игроками в
разных позициях: играющие, защитники, нападающие, вратарь отдыхающие,
сидящие на скамейке запасных, находящиеся в комнате отдыха, в душе и т.д.(
по количеству учащихся), маркеры,
Прием «Лингвистическая
метафора»
Цель: создание условий для развития способности к экстраполяции скрытых
смыслов, пробуждения творческих ресурсов
Происхождение: М.А. Павлова «Интенсивный курс повышения грамотности на основе
НЛП» Москва, Издательство «Совершенство» 1997-136с.
Прием «Корректор»
Цель: активизация имеющих знаний и создание затруднений
Происхождение: авторский
Технология проведения: учитель придумывает задание, которое будет опираться на имеющиеся
знания, но содержит затруднение, с которым учащимся не справиться без
получения новых знаний
Прием «Стоп проблема»
Цель: создание условий для развития способности решать проблемные
вопросы, постановки цели и темы урока
Происхождение: авторский
Технология проведения:
Учитель задает проблемные
вопросы, связанные с дальнейшими действиями по целеполаганию и осмыслению
темы
Прием «Таблица
«ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ» (часть 1)
Цель метода: анализ и графическая организация имеющихся по теме знаний(часть
1), приобретенных в процессе изучения(часть2)
Происхождение метода: адаптированный
Метод предложен в книге С.И.
Заир –Бека, И.В. Муштавинской «Развите критического мышления на уроке» М.,
«Просвещение», 2011
Предварительная подготовка: приготовить лист бумаги с заранее расчерченной таблицей «Знал-
цель- узнал – не понял», ручка
Примечание: Метод позволяет проанализировать имеющие знания участников и
спроектировать дальнейшие шаги по изучению темы
Метод «Древо ожиданий и
опасений»
Цель: создание условий для развития способности прогнозировать
результат, формулировать и оценивать ожидаемый результата обучения
Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец»,
Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12
Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок и лимонов по количеству участников,
приготовить необходимые материалы. Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом».
Технология проведения: В начале занятия участникам раздаются заранее приготовленные
фрукты. На них участники пишут свои «ожидания» на яблоках, «опасения» - на
лимонах от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на дерево.
«Ожиданий» и «опасений» может быть несколько. По мере того, как пожелания
будут исполняться, а опасения исчезать, т. е. фрукты начнут «созревать»,
можно их снимать и «собирать» в корзинку.
Варианты проведения метода:
яблоки и лимоны можно заменить другим фруктом.
|
Личностные учебные действия:
Самоопределение (личностное, жизненное);
смыслообразование (установление участниками связи между результатом
обучения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется).
Коммуникативные учебные действия, а именно
умение слушать и вступать
в диалог;
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации
Регулятивные учебные действия
(целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено и того, что ещё неизвестно;
контроль в форме сличения способа действия
и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и
отличий от эталона)
|
Стадия
осмысления
Прием «Лаборатория филолога»
Прием «Конструктор»
Прием «Тренажер»
Прием «Футбольное поле» (часть 2)
|
Учитель формулирует задание:
-На слайде (№8) выписаны из притчи предложения с причастными
оборотами в два столбика. Как вы думаете, почему? (в первом столбике
–выделены запятыми, во втором –не выделены)
-Ваша задача, проанализировать предложения и увидеть закономерность
выделения (обособления) или не выделения причастного оборота. Время работы
4 минуты. Что будет результатом вашей работы? (сформулированное правило)
В какой форме вы представите результат? (тестом или схемой)
Учитель организует обсуждение полученных правил,
после выработки общего правила предлагает сравнить полученный результат с
правилом в учебнике, отметить различия (если есть) и сходства. Сделать
вывод.
Учитель предлагает учащимся составить предложения с одним и тем же
причастие, включив его в причастный оборот, обособленный и необособленный.
(слайд №9-13)
Обсуждение получившегося.
Учитель предлагает применить полученные
знания при выполнении заданий тренажера (слайды №14-15).
На слайде картинка с футбольным полем (слайд№16 )
Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 2 на футбольном
поле, отразив тем самым свое состояние в данный момент.
-Если есть желающие выступить с объяснениями, выскажитесь.
|
Метод «Лаборатория
филолога»
Цель: создание условий для развития способности работать над понятием,
правилом
Происхождение метода: авторский
Прием «Конструктор»
Прием «Тренажер»
Цель: применение
полученных знаний при выполнении самостоятельного практического задания
Происхождение: авторский
Прием «Футбольное поле» (часть 2)
Цель метода:
-Выяснение состояния учащихся в определенный
момент урока, их позицию на уроке
Происхождение метода:
Метод предложен Е..Абрамова, В.Степаненквой, Н. Линевой («Копилочка АМО»)
|
Познавательные учебные действия:
извлечение необходимой информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; выбор оснований и критериев для сравнения
Коммуникативные
учебные действия:
инициативное
сотрудничество в процессе дискуссии, в поиске и сборе информации
|
Стадия
рефлексии
Прием «Крестики -нолики»
Прием «Таблица «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ»(часть 2)
Прием «Оценочное поле»
Прием «Взгляд назад»
Прием «Древо ожиданий» (часть 2)
Прием «Футбольное поле» (часть 3)
|
Учитель предлагает выполнить нестандартное задание:
на слайде предложения, записанные строго по строчкам (5). Если в
предложении необходимо обособить оборот, ставим «+», если не надо – «0».
Затем соединить непрерывной линией только крестики. Если задание выполнено
правильно, получится 5.(слайд №17-22)
Учитель предлагает вернуться к таблице «ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ» и заполнить
графы «УЗНАЛ» и «НЕ ПОНЯЛ, ЕСТЬ ВОПРОС» таблицы (слайд №23)Учитель
организует обсуждение.
Обособление
причастного оборота
|
знаю
|
цель на уроке
|
узнал на уроке
|
Не понял, есть вопрос
|
|
|
|
|
Учитель предлагает оценить себя уроке: выбрать магнитик
и поместить его в соответствующую ячейку окна (слайд №24):
Учитель предлагает учащимся вспомнить тему, цель и
прогнозируемый результат урока и ответить на вопрос: достигли ли они цели,
получился ли запланированный результат. Предлагает вспомнить, как они
достигли цели. Оценить свою работу на уроке по 5 бальной шкале (слайд №
26-27)
Учитель обращает внимание на Древо ожиданий и опасений и предлагает
снять «созревшие» фрукты. Анализируют оставшиеся «фрукты» и при необходимости
ищут совместно пути решения «несозревших» фруктов(слайд №27)
На слайде картинка с футбольным полем (слайд №28 )
Учитель предлагает учащимся отметить себя цифрой 3 на футбольном
поле, отразив тем самым свое состояние в данный момент.
-Если есть желающие выступить с объяснениями, выскажитесь.
|
Прием «Крестики –нолики»
Цель: применение
полученных знаний при выполнении практического задания
Происхождение:
авторский
Прием «Таблица
«ЗНАЛ-УЗНАЛ-НЕ ПОНЯЛ»(часть 2)
Цель метода: анализ и графическая организация полученных по теме знаний,
сравнение их с первоначальными знаниями и выяснение непонятных моментов по
теме урока
Происхождение метода: адаптированный
Метод предложен в книге С.И.
Заир –Бека, И.В. Муштавинской «Развите критического мышления на уроке» М.,
«Просвещение», 2011
Прием «Оценочное окно»
Цель: создание
условий для развития рефлексивных умений-анализ предметных знаний,
полученных на уроке
Происхождение:
авторский
Технология проведения: На заранее расчерченной схеме обучаемые определенным значком
отмечают уровень их знаний и умений по изученной на уроке теме
Прием «Взгляд назад»
Цель: создание
условий для развития рефлексивных умений -анализ своей деятельности на
уроке
Происхождение:
авторский
Метод «Древо ожиданий и
опасений»
Цель: создание условий для развития умения анализировать свои ожидания и
опасения от урока
Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец»,
Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12
Прием «Футбольное поле» (часть 3)
Цель метода:
-Выяснение состояния учащихся в определенный
момент урока, их позицию на уроке
Происхождение метода: Метод
предложен Е..Абрамова, В.Степаненквой, Н.Линевой («Копилочка АМО»)
|
Рефлексивные учебные действий: анализ полученных знаний, умений, контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение
необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные
учебные действия:
инициативное
сотрудничество в процессе дискуссии, в поиске и сборе информации
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.