Главная / Начальные классы / Урок русского языка по теме "Корень слова"

Урок русского языка по теме "Корень слова"

Урок русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

Учителя начальных классов МБОУ «Центр образования №3»

Бизикиной Л. Н.

Цель: Обеспечить условия для:

  • Освоения понятия «корень слова» (выявить 2 основных признака: общая часть и основное значение), однокоренные слова.

  • Развития умения работать с определением, со сведениями русского языка.

  • Развития умения работать в парах.

Урок в системе развивающего обучения.

Методы:

  • Частично-поисковый

  • Наглядный

  • Контроля (самоконтроль, самооценка).

Технология:

  • Развивающего обучения

  • ИКТ

Ход урока:


- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с главной частью слова.

- Как она называется? (корень)

- Вспомним, что мы знали, узнаем новое.

- Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет;

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Какие зимние слова вы услышали в стихотворении? (снег, иней, лед)

- Пропустите строку и на следующей строке посередине, запишите слово лед

- Подберем к этому слову однокоренные слова.

- Какие слова называют однокоренными?

(Правило: слова, которые имеют общую часть и общее значение, называются однокоренными)

- Что мы должны помнить, когда подбираем однокоренные слова?

( У однокоренных слов разные основы)

лед

ледник

ледовый дворец

заледенеет

ледниковый период

ледянка

льдина

Ледовый океан

ледоход

ледостав

- Какие орфограммы встретились в однокоренных словах?

парные согласные

лед

- Какие слова являются проверочными? Почему? (Правило)

безударные гласные

ледник

ледовый дворец

заледенеет

ледниковый период

ледянка

льдина

Ледовитый океан

ледоход

ледостав

- Какое слово является проверочным? Почему? (Правило)

- Какие орфограммы в корне слова мы знали?

знали

безударные гласные

hello_html_70c186b4.gif

- Что можете сказать про парные согласные в слове

мороз и в слове крепкий

произношение и произношение и написание

написание расходятся не расходятся

- Какая же тема сегодняшнего урока?


Орфограммы корня

Запишите тему урока в тетради на строке, которую пропустили

- Послушайте ее раз стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет;

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Назовите, какие вы услышали слова с проверяемыми безударными гласными в корне?

(небесами, коврами, блестя, лежит, чернеет, зеленеет)

- Назовите слова с парными согласными в корне

(снег, лес, сквозь)

- А какое слово не содержит этих орфограмм?

(солнце)

- А что вы хотели бы узнать об этой орфограмме?

(как называется орфограмма?)


хотели узнать

- Послушайте, как звучит слово солнце

Напишем его транскрипцию

1) с о н ц э – солнечный -Что заметили?

солнце - Как пишется корень в однокоренных

словах? (одинаково)


2) з в е з н ы й – звезда

звездный

3) м э с н ы й – место

местный

4) з д р а с т в у й - здравие

здравствуй

- О какой орфограмме в корне вы узнали? (Непроизносимые согласные)


непроизносимые согласные

- Посмотрите внимательно на слова и ответьте на вопрос: Почему в этих словах согласный не произносится?

(Рядом стоят 3 согласные буквы. Произнести 3 согласных звука сложно, поэтому язык избавляется от одного звука. Стремится к легкости. Наш язык напевный, раздольный. Вспомним наши русские народные песни.

« Во поле березка стояла

Во поле кудрявая стояла»

В восточных языках наличие в слове нескольких согласных звуков норма. Например Мкртчян. Это фамилия армянского актера, 5 согласных звуков произносятся подряд. Для русского языка это неприемлемо)

- Итак, в некоторых словах согласные звуки не произносятся, но пишутся буквы.

- Посмотрите, при каких условиях это происходит?


Карточки

  1. слышим нц пишем лнц

  2. слышим зн пишем здн

  3. слышим сн пишем стн

  4. слышим рц пишем рдц

  5. слышим ств пишем вств

- Итак, если мы услышим сочетания: нц, зн, сн, рц, ств, то нужно быть внимательнее: в этих сочетаниях не произносится согласные звуки, но пишутся буквы л,д,т,в.

- Как проверять эту орфограмму?

(Правило: Надо подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки слышаться ясно, четко.

- Где же нам понадобятся знания об этой орфограмме? (В написании слов)

- Много ли таких слов, которые содержат эту орфограмму?


Работа с доской и листочками (у ребенка на парте)

1) чес…ный

поз…ний

прелес…ный

проез…ной

- Какое задание надо выполнить?

(Вставить непроизносимые согласные)

2) трос…ник

вкус…ный

окрес…ный

свис…нул

опас…ный

ужас…ный

интерес…ный

- Какое сочетание в этих словах сн

- Что узнали об этом сочетании (пишем букву т)

После работы с тремя словами вопрос.

- Что поможет нам узнать это задание?

(всегда ли есть непроизносимые согласные в сочетании сн)

- Подчеркните слова, где нет непроизносимых согласных.

- Прочитайте эти слова.

3) чу…ство

праз…ник

лес…ница

ше…ствие

- Какие сочетания в этих словах?

(ств, зн, сн)

- Какие буквы надо писать?

- Докажи, подбери проверочные слова.

- Что же мы узнали из этого задания? (Не всегда возможна проверка)

- Что же делать в таком случае?

(Обратиться к словарю, запомнить.)


Непроизносимые согласные

непроверяемые проверяемые

4) радос…ный

ярос…ный

чудес…ный

- Объясните написание пропущенных букв.

- Разберем слова по составу.

- Что же мы узнали, выполняя это задание?

(Непроизносимые согласные могут быть и в суффиксе)

- Запись предложения под диктовку.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

- Из какой сказки А.С. Пушкина эти строки?

- Кто говорит эти слова?

- К кому они обращены?

1 предложение

- Что же такое «князь ты мой прекрасный» (обращение)

- Как выделяется обращение на письме? (запятой)

- Расскажите о знаках препинания в первом предложении.

- Запишите.

2 предложение

- Что обозначают слова «как день ненастный» (сравнение)

- Расскажите о знаках препинания во втором предложении.

- Запиши.

- Какие слова на изученную орфограмму вам встретились?

(здравствуй, прекрасный, ненастный)

- С каким из этих слов мы уже знакомы? (здравствуй)

- Как вы его записали? Докажи! (здравие)

- Объясните написание новых слов.

прекрасный сн без «т» (красота, красивый, прекрасен)

ненастный сн с «т» (ненастье)

- Д/з: Подготовить диктант для одноклассников.

Подобрать 5 слов на изученное правило ( из любого источника), выделить корень, подчеркнуть букву, которая обозначает непроизносимый согласный.

- Итог урока:

Что знали об орфограммах слова:

  1. Мы знали об орфограммах корня: безударные гласные, парные согласные.

Что хотели узнать?

  1. Мы хотели узнать: какие есть еще орфограммы в корне.


Что узнали:

3) Мы узнали о новой орфограмме корня: непроизносимые согласные.


7


Урок русского языка по теме "Корень слова"
  • Начальные классы
Описание:

Данная методическая разработка рассчитана на обучающихся 3 класса общеобразовательных школ. Данный урок является первым уроком новой темы. «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении этого раздела в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, дети выполняют задания на нахождение однокоренных слов и корня в них.

Автор Бизикина Любовь Николаевна
Дата добавления 10.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 715
Номер материала MA-062133
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓