Главная / Начальные классы / Урок русского языка на тему: "Родственные слова" ( 3 класс)

Урок русского языка на тему: "Родственные слова" ( 3 класс)

Урок  повторения и закрепления материала за 3 класс.

Тема: Родственные слова

Цели: дать понятие о родственных словах, развивать навыки самостоятельной работы с книгой,воспитывать уважение к каждодневному труду.

                           Ход урока

1. Чистописание.

Начинается урок с упражнения в чистописании.

оо  ол  ом  он  оу  ок  ос  од

-Назовите и запишите имена и фамилии одноклассника,которые начинаются на букву о.

-Прочитайте пословицы (запись на доске):

Одна пчёлка не много мёду натаскает.

Один ум хорошо,а два лучше.

-Чему нас учат эти пословицы?(Только вместе можно сделать большое добро; главное в любом деле- взаимовыручка; работать нужно дружно.)

-Запишите ту пословицу, которая вам понравилась.

2. Словарная работа.

-Ребята,вспомните словарные слова на букву о. ( Дети называют и записывают слова: обед,однажды,орех,отец,огород. Один ученик работает на индивидуальной доске. Проверка. Опрос ученика.)

3. Повторение изученного материала.

-Ребята у вас есть родители,братья,сёстры,бабушки и дедушки.Это члены вашей семьи.Как другими словами можно назвать членов одной семьи? ( Родные люди,родственники.)

-В семье родственники похожи друг на друга.Дочка похожа на маму, мама - на бабушку.У сына и папы одинаковые глаза,волосы,походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап.Родня помогает друг другу. Ведь они идут от одного общего рода.

  И в русском языке есть слова - родственники. Эти слова близки по смыслу и чем- то похожи друг на друга.Какие похожие слова были в моём рассказе?

(Открывается запись на доске.)

Родители

Родственники

Родня

Родные

Родина

-Ребята, какая общая часть во всех этих словах? (Род.)

-Слова-родственники в русском языке мы называли ... (родственными словами).А теперь работаем по группам. ( Учитель , учитывая индивидуальные особенности детей,делит их на три группы.)

1. Творческая группа ( сама придумывает родственные слова).

2. Группа детей с хорошо развитой тактильной памятью ( в карточках выбирает родственные слова).

3. Группа детей с хорошо развитой зрительной памятью ( выделяет общую часть родственных слов по образцу).

Сбор информации от групп.Проверка.Задание знатокам.

-Родственные ли слова вода,водить? (Нет. Эти слова не близки по смыслу.)

4. Физкультминутка.

Под музыку "Танцуйте сидя".

5. Работа по новой теме.

- Послушайте внимательно сказку и найдите слова-родственники.

                          Сказка про Ёлочку

В густом зелёном ельнике жили маленькая Ёлочка. Как и все маленькие,она была очень любопытна и часто задавала вопросы взрослым.

-Почему,- спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки,-на твоих ветках растут шишки,а на моих нет?

-Не огорчайся,- отвечала мама.- Подрастёшь , и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишки.

-Почему,- Спрашивала Ёлочка у бабушки- Старой Ели,- к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы,клесты?

-И к тебе будут прилетать в гости птицы,прибегать белки,-успокаивала Ёлочку бабушка.- В шишках прячутся еловые семена.Для белок,дятлов,клестов- это самая лакомая еда.

-Так какие же слова родственные? ( Ёлочка,Ёлка,Ель- слова-родственники.)

-А больше нет? Давайте ещё раз прочитаем. (После повторного чтения сказки дети находят ещё слова : ельник,еловые.)

6. Самостоятельная работа (упражнение учебника).

-Ребята,проверьте друг у друга правильно ли вы выполнили упражнение.

(У слабых детей обязательно проверяет учитель.)

7. Игра "Кто больше?"

Работа по группам.

-Подберите и запишите в тетради родственные слова.

Груз- ...

Двор- ...

Свет- ...

Сад- ...

Лес- ...

Проверка выполнения задания.

8. Итог урока.

-Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Что вспомнили? Все сегодня очень хорошо потрудились.

9. Домашнее задание.



Урок русского языка на тему: "Родственные слова" ( 3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок повторения и закрепления материала за 3 класс.

Тема: Родственные слова

Цели: дать понятие о родственных словах, развивать навыки самостоятельной работы с книгой,воспитывать уважение к каждодневному труду.

Ход урока

1. Чистописание.

Начинается урок с упражнения в чистописании.

оо ол ом он оу ок ос од

-Назовите и запишите имена и фамилии одноклассника,которые начинаются на букву о.

-Прочитайте пословицы (запись на доске):

Одна пчёлка не много мёду натаскает.

Один ум хорошо,а два лучше.

-Чему нас учат эти пословицы?(Только вместе можно сделать большое добро; главное в любом деле- взаимовыручка; работать нужно дружно.)

-Запишите ту пословицу, которая вам понравилась.

2. Словарная работа.

-Ребята,вспомните словарные слова на букву о. ( Дети называют и записывают слова: обед,однажды,орех,отец,огород. Один ученик работает на индивидуальной доске. Проверка. Опрос ученика.)

3. Повторение изученного материала.

-Ребята у вас есть родители,братья,сёстры,бабушки и дедушки.Это члены вашей семьи.Как другими словами можно назвать членов одной семьи? ( Родные люди,родственники.)

-В семье родственники похожи друг на друга.Дочка похожа на маму, мама - на бабушку.У сына и папы одинаковые глаза,волосы,походка. По внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап.Родня помогает друг другу. Ведь они идут от одного общего рода.

И в русском языке есть слова - родственники. Эти слова близки по смыслу и чем- то похожи друг на друга.Какие похожие слова были в моём рассказе?

(Открывается запись на доске.)

Родители

Родственники

Родня

Родные

Родина

-Ребята, какая общая часть во всех этих словах? (Род.)

-Слова-родственники в русском языке мы называли ... (родственными словами).А теперь работаем по группам. ( Учитель , учитывая индивидуальные особенности детей,делит их на три группы.)

1. Творческая группа ( сама придумывает родственные слова).

2. Группа детей с хорошо развитой тактильной памятью ( в карточках выбирает родственные слова).

3. Группа детей с хорошо развитой зрительной памятью ( выделяет общую часть родственных слов по образцу).

Сбор информации от групп.Проверка.Задание знатокам.

-Родственные ли слова вода,водить? (Нет. Эти слова не близки по смыслу.)

4. Физкультминутка.

Под музыку "Танцуйте сидя".

5. Работа по новой теме.

- Послушайте внимательно сказку и найдите слова-родственники.

Сказка про Ёлочку

В густом зелёном ельнике жили маленькая Ёлочка. Как и все маленькие,она была очень любопытна и часто задавала вопросы взрослым.

-Почему,- спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки,-на твоих ветках растут шишки,а на моих нет?

-Не огорчайся,- отвечала мама.- Подрастёшь , и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишки.

-Почему,- Спрашивала Ёлочка у бабушки- Старой Ели,- к тебе часто в гости прибегают рыжие белки и прилетают дятлы,клесты?

-И к тебе будут прилетать в гости птицы,прибегать белки,-успокаивала Ёлочку бабушка.- В шишках прячутся еловые семена.Для белок,дятлов,клестов- это самая лакомая еда.

-Так какие же слова родственные? ( Ёлочка,Ёлка,Ель- слова-родственники.)

-А больше нет? Давайте ещё раз прочитаем. (После повторного чтения сказки дети находят ещё слова : ельник,еловые.)

6. Самостоятельная работа (упражнение учебника).

-Ребята,проверьте друг у друга правильно ли вы выполнили упражнение.

(У слабых детей обязательно проверяет учитель.)

7. Игра "Кто больше?"

Работа по группам.

-Подберите и запишите в тетради родственные слова.

Груз- ...

Двор- ...

Свет- ...

Сад- ...

Лес- ...

Проверка выполнения задания.

8. Итог урока.

-Ребята, над какой темой мы сегодня работали? Что вспомнили? Все сегодня очень хорошо потрудились.

9. Домашнее задание.

Автор Дудник Наталья Васильевна
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2283
Номер материала 58880
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы