Главная / Русский язык и литература / Урок русского языка на тему: "Описание жизни Абая АКунанбаева"

Урок русского языка на тему: "Описание жизни Абая АКунанбаева"

Урок русского языка

8 класс

«Описание жизни Абая Кунанбаева»

Цели урока: 1)познакомить учащихся с жизненным и творческим путем Абая Кунанбаева, применять полученные сведения на письме;

2) способствовать развитию грамотной письменной речи;

3) воспитать уважение к поэзии акына, воспитать патриотические качества.

Тип урока : урок развития речи

оборудование : видеофильм «Момент истины», портрет Абая, высказывания поэта.

Эпиграф:

«Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих.

Для чутких слухом, сердцем и душой,

Для молодых я свой рождаю стих»

(Абай)

«О, Абай,

Ветер веков воспевает тебя,

Прислушайся.

Человечество вновь вспоминает тебя»

Гао Ман «Посвящение Абаю»

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой.

II. Краткий комментарий к выполнению задач.

III .Формирование новых понятий

Слово учителя:

Всю жизнь Абай боролся за высокое слово и сожалел, что у него нет читателя.

Работа с эпиграфом.

Каждый год наша республика отмечает день рождения великого казахского мыслителя и поэта Абая Кунанбаева.

Беседа.

Историческая справка (читает или рассказывает ученик).

Абай родился 10 августа 1845 года в Чингисских горах Семипалатинской области, в кочевьях рода Тобыкты.

Улжан, мать Абая, заменила официальное имя Ибрагим, данное отцом, на ласковое Абай, что означает «осмотрительный, осторожный, вдумчивый».

Духовной опорой для Абая была и бабушка Зере. Много повидавшая за свою долгую жизнь, познавшая всю тяжесть бесправного положения женщины, она всю ласку любящего сердца отдала внуку.

С ранних лет Абай был оторван от родных степных просторов и заключен в тесные стены медресе, где провел пять лет и получил духовное образование. Он великолепно знал Коран, учения Востока. Одновременно он изучал произведения русских классиков. Отец не дал закончить обучение в городе и, вернув его в аул, начал приучать к разбору тяжб, к будущей деятельности главы рода.

Трагически закончилась история первой любви. Его любимую Тогжан выдали замуж, а 15-го Абая женили по воле отца.

Писание стихов считалось занятием недостойным для степного аристократа. Тяготение Абая к русской культуре привело его к тому, что многие считали его неверным. Побывав в Семипалатинске, он научился отличать русский народ, представителей русской интеллигенции от ненавистных царских чиновников. Он стал горячим сторонником идеи братства и дружбы народов.

Но среда диктовала свои правила поведения, он был вынужден вмешиваться в межродовые распри. Он хотел заниматься творчеством, воспитывать молодежь. За аулом было установлено негласное наблюдение.

Абай решил обучать своих детей, а их было у него 10, в русских школах. Абдрахман и Магавья были посланы в город. Старший сын получил высшее светское образование, окончив престижное Михайловское училище в Петербурге. Стал военным инженером. Именно с ним, получившим европейское образование, поэт связывал большие надежды. Абдрахман был похож на Шокана Валиханова, мог бы принести большую пользу. Однако он умер, прослужив в Верном и умер в 1895, не дожив до 27 лет.

Только любовь народа поддерживала его в это горькое время. Поэтические творения Абая стали популярными, особенно среди молодежи.

Но коварная и завистливая свора степных правителей не могла смириться с растущей популярностью Абая, и поэта окружили злобой и ненавистью. Враги организовали заговор против него, покушение на жизнь. В итоге он был надломлен тяжелой бессмысленной борьбой . В довершении всех несчастий он получил еще один жестокий удар от судьбы: в рас цвете сил умер от чахотки сын Магавья. Раздавленный этим горем, он стал отказываться от пищи и умер на 60-м году жизни, пережив своего сына только на 40 дней. Похоронен Абай около своей зимовки – в долине Жидебай. А на 40-й день умер его первый сын Акылбай.



Творческая справка.

Творчество выходит за рамки традиционной казахской литературы. Поэтические произведения можно объединить в несколько тематических циклов:

первый цикл –обращения к молодежи,

второй-тема народа,

третий- философские стихотворения о добре и зле, о жизни и смерти, четвертый- просветительские стихи поэта.

Особая группа: о любви и природе. Позднее он напишет поэмы «Искандер», «Масгут», «Сказание об Азиме».

Чтение наизусть известных стихотворений, отрывков из «Слов назиданий».

Абай перевел с русского языка на казахский более 50 произведений: 7 отрывков из «Онегина», 28 стихотворений М.Ю. Лермонтова, 12 басен Крылова.

Просмотр фрагмента фильма «Момент истины». Обсуждение некоторых моментов на усмотрение учителя.

Составление плана.

  1. Жизненные поиски поэта.

  2. Творчество Абая.

  3. Работа над переводами.

  4. Огромный вклад Абая в культуру среднеазиатского региона.

IV. Применение новых способов деятельности.

Работа в черновиках.

V . Домашнее задание.

Закончить творческую работу

VI. Этап рефлексии



























Урок русского языка на тему: "Описание жизни Абая АКунанбаева"
  • Русский язык и литература
Описание:

«Описание жизни Абая Кунанбаева»

Цели урока: 1)познакомить учащихся с жизненным и творческим путем Абая Кунанбаева, применять полученные сведения на письме;

2) способствовать развитию грамотной письменной речи;

3) воспитать уважение к поэзии акына, воспитать патриотические качества.

Тип урока : урок развития речи

оборудование : видеофильм «Момент истины», портрет Абая, высказывания поэта.

Эпиграф:

«Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих.

Для чутких слухом, сердцем и душой,

Для молодых я свой рождаю стих»

(Абай)

«О, Абай,

Ветер веков воспевает тебя,

Прислушайся.

Человечество вновь вспоминает тебя»

Гао Ман «Посвящение Абаю»

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой.

II. Краткий комментарий к выполнению задач.

III .Формирование новых понятий

Слово учителя:

Всю жизнь Абай боролся за высокое слово и сожалел, что у него нет читателя.

Работа с эпиграфом.

Каждый год наша республика отмечает день рождения великого казахского мыслителя и поэта Абая Кунанбаева.

Беседа.

Автор Аликулова Айнагуль Бикеновна
Дата добавления 02.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 429
Номер материала 58759
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓