Главная / Русский язык и литература / урок русского языка на тему "Буквы о-ё после шипящих в окончаниях имен существительных

урок русского языка на тему "Буквы о-ё после шипящих в окончаниях имен существительных

Урок русского языка в 5 классе по теме

«Буквы О-Е после шипящих в окончаниях существительных»


Учитель русского языка и литературы Баранова А. М.

Цель урока: Научиться определять буквы О-Е после шипящих

в окончаниях существительных

Планируемые результаты:

Предметные: умение правильно определять букв О-Е после шипящих

в окончаниях существительных.

Личностные: воспитание уважительного отношения к языку и культуре, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, осуществлять контроль своей деятельности , оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение  классифицировать,   строить  логическое рассуждение, и делать выводы; умение строить высказывание в устной и письменной форме.


Ход урока


1.Мотивационный этап.

Учащийся задает классу загадку и делает мини-сообщение о Масленице.

(Отгадайте загадку: зиму провожает, весну встречает.

Масленица – один из самых веселых праздников на Руси. Сопровождался играми, кулачными боями, посиделками, хороводами. Название праздника произошло от слова «масло», а главное блюдо праздника – блины, которые являются символом солнца. Ярким событием недели было сжигание чучела – своеобразные проводы зимы).

Сообщение сопровождается зрительными образами в презентации.


Действительно, на этой неделе к нам в гости пожаловала Масленица, поэтому этот праздник будет своеобразным фоном нашего урока.


2.Ориентировочный этап.

Ребята, отгадайте слова по определению:

-Ткань из нитей шелкопряда (шелк).

-Старинный славянский праздник проводов зимы называется (Масленицей).

-Хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой, называется (калачом).


Слова появляются на экране с пропущенными буквами после шипящих.


-Сравните эти слова: Что общего у этих слов? (Существительные, есть шипящие.)

Давайте запишем эти слова и вставим буквы. (учащиеся записывают слова, вставляют буквы, объясняют)

-В каждом ли слове смогли вставить букву?

-Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих? (нет)

-Почему? (Не в корне, а в окончании.)

-С какой проблемой мы столкнулись? (не умеем определять гласные о-е после шипящих в окончании).

-Что нам нужно сделать?

(научиться правильно писать слова с орфограммой «Буква о-е после шипящих в окончаниях имён существительных»).


3.Исполнительский этап.

-Предлагаю сравнить слова: с грачом, встречей, молодцом, удачей.

-Прочитайте эти слова, выделите окончания.

-Какую закономерность вы увидели? (под ударением в окончании после шипящих пишется буква о, в безударном положении – буква е).

-Давайте наши выводы сравним с правилом в учебнике. (один ученик читает правило вслух).

-Данное правило есть и в стихотворной форме:

Мы под удареньем пишем,
Без сомненья, то, что слышим.
Ну, конечно, букву о.
Если ж звук без ударенья
Вызвал сильное сомненье,
Напиши смелее букву е.

-Правило выяснили, давайте вернемся к словам масленицей, калачом. Правильно ли мы вставили буквы? Исправляем написание.

На масленичной неделе народ веселился, с удовольствием участвовал в различных состязаниях. Предлагаю и вам поиграть в игру «Назови другим словом».

- Распределительный диктант на 2 колонки. Отгадываем слова по определению совместно, записываем самостоятельно, один ученик записывает за доской.

1.Человека, который обладает чрезмерно большой физической силой, называют (силачом).

2.Человека с умелыми руками называют (умельцем).

3.Слабый мороз называют (морозцем).

4.Храброго человека называют (храбрецом).

5.Работника магазина, отпускающего товар, называют (продавцом)

6.Циркового артиста называют (циркачом).

7.Стукнешь о стенку – и я отскачу.
Бросишь на землю – а я подскачу.
Я из ладоней в ладошку лечу –
Смирно лежать я никак не хочу. (мячом)

8.Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнцем).


-Проверяем, объясняя изучаемую орфограмму в каждом слове.

-В чем были сложности, что не получилось?

-Оцените свою работу в листе оценки (приложение). Самооценка учащимися.


Устная разминка.

Собрались на ярмарку жители двух деревень О и Е. Посмотрим, кто из какой деревни сегодня пришел. Учащиеся по цепочке выходят к доске, прочитывая свое слово, объясняя орфограмму.


Храбрец- м горц- м молодц- м

Ключ- м удач- й чертеж- м

Каланч- й зайц- в румянц- м

Солнц- м встреч- й сторож- м

Красавиц- й улиц- й кож- й

Старц- м малыш- м нож- м

Пляж- м гостиниц- й близнец- м

Учебная ситуация.

-Готовится очередной номер газеты «Школьный калейдоскоп». Редакторы к вашему классу обратились с просьбой помочь написать статью «Рады Масленице».

-О чем будем писать в статье? (учащиеся предлагают варианты, которые фиксируются учителем на доске: история праздника, масленичная неделя, символы Масленицы, как празднуют в семье, школьное мероприятие).

-В соответствии с данными набросками предлагаю разделиться на 5 групп. Необходимо записать текст из 5 предложений на заданную тему, используя слова изучаемой орфограммы.

Заслушиваем тексты каждой группы. В группе проводится оценивание каждого ученика (приложение).

-Что не совсем удачно у нас получилось, выполняя это задание?

4.Контрольный этап.

-Какая была цель урока? (научиться правильно писать слова с орфограммой «Буква о-е после шипящих в окончаниях имён существительных»).

-Давайте проверим, научились ли определять буквы о-е после шипящих, выполняя тест, где только один правильный ответ. (Индивидуально)
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1.увитый плющ...м
2.куриц...й

3.чертеж...м
4.быть левш...й

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1.с товарищ...м
2.задач...й
3.этаж...м ниже
4.улиц...й

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1.дач...й
2.страж...й
3.чащ...й
4.грач...м

4. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1.горц...м
2.пальц...м
3.продавщиц...й
4.под крыльц...м

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1.перед зеркальц...м
2.с ландыш...м
3.с учительниц...й
4.украсить парч...й


-Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга, выставите баллы в лист оценивания (приложение). Поставьте итоговую отметку.


5.Рефлексивный этап.

-С масленицы не принято возвращаться с пустыми руками, а на экране мы видим пустую корзину. Что самое ценное, нужное вы положите в корзину, что возьмете с собой, уходя с урока? (Ответы учащихся)


-Домашнее задание: упражнение 556 или 557, с.221 (на выбор), задание по желанию: сочинить стихотворение о масленице или написать, как празднуете масленицу в своей семье.




ПРИЛОЖЕНИЕ Оценочный лист___________________________


задание

критерии оценивания

баллы

Распределительный диктант «Назови другим словом»

Все слова записал правильно – 3 балла.

6-7 слов записал правильно – 2 балла.

4-5 слов записал правильно – 1 балл.

Менее 4 слов правильно – 0 баллов.


Статья «Рады масленице»

Придумал предложение со словом изучаемой орфограммы - 2 балла.

Придумал предложение, где нет слова изучаемой орфограммы – 1 балл.

Не принимал участие в работе группы – 0 баллов.


Тест

5 правильных ответов – 3 балла.

4 правильных ответа – 2 балла.

3 правильных ответа – 1 балл.

2 правильных ответа – 0 баллов.


Итог:

8 баллов – «5»

6-7 баллов – «4»

4-5 баллов – «3»

Менее 4 баллов – «2»







урок русского языка на тему "Буквы о-ё после шипящих в окончаниях имен существительных
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: Научиться определять буквы О-Е после шипящих

в окончаниях существительных

Планируемые результаты:

Предметные: умение правильно определять букв О-Е после шипящих

в окончаниях существительных.

Личностные: воспитание уважительного отношения к языку и культуре, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности,умение самостоятельно планировать пути достижения целей,осуществлять контроль своей деятельности , оценивать правильность выполнения учебной задачи,умение классифицировать, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение строить высказывание в устной и письменной форме.

Автор Баранова Алена Михайловна
Дата добавления 09.08.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 121
Номер материала MA-067545
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓