Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок русского языка

Урок русского языка

Скачать материал

 

учитель начальных классов

Федорова Нонна Леонидовна

 

Урок русского языка

«Однозначные и многозначные слова»

2 класс

 

Тип урока: изучение нового материала

Средства реализации УУД:  проблемно-диалогическая технология, организация работы в парах, методический аппарат учебника.

Задачи урока:

1.     Познавательная: сообщить о многозначных и однозначных словах.

2.     Практическая:  учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;

                               приобретение навыков работы со словарём.

 3.Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся.

 4. Воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному  языку, вызвать интерес к урокам  русского

                                 языка.

 5.  Развивать внимание, образное мышление, языковую   культуру, умение сравнивать и анализировать.

В результате:  

·   ученики должны знатьпонятия «однозначные» и «многозначные» слова,

·   способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова;

·   знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.

Уметь:

·   распознавать однозначные и многозначные слова среди данных;

·   находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;

·   находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением;

·    определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова;

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

«Однозначные и многозначные слова».

 

1.     Организационный момент:

Динь – динь -  динь,

звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

 

2.     Повторение пройденного материала.

-На прошлых уроках мы с вами начали изучать раздел «Слова, слова, слова…», скажите мне пожалуйста, что же такое Слово? А как вы понимаете, что такое лексическое значение слова? Приведите пример.

(Ответы детей).

 

3.     Минутка чистописания.

-Откроем тетради и запишем число и классная работа.

С новой строки пропишем заглавную букву А в соединении с прописной а. АаАаАаА

ананас   азбука   акула

(Ни в полях, ни в садах, ни у вас, ни у нас,

А в тропических лесах вырастает ……..)

( Первая книжка для всех детишек:

Учит – мучит, а научит – радует)

(Серебристых рыбок стая промелькнула,

А за ними мчится хищная ……)

 

4.     Формулировка учащимися темы и целей урока.

(На доске висят несколько картинок: швейные иголки, иглы сосны, ежик и таблички с названиями).

-Ребята, посмотрите на доску, что можно сказать об этих картинках? Чем похожи предметы на рисунках? Соотнесите предметы и их названия.  Работа с толковым словарем.

-Прочитайте, какое значение имеет слово игла.

-Что заметили?

(слово – одно, а значений несколько)

-Как называются такие слова в русском языке? (многозначные)

-Сформулируйте тему нашего урока.

«Многозначные слова»

-Какую цель поставим перед собой? (научиться различать однозначные и многозначные слова и растолковывать их лексическое значение)

5.     Работа по теме урока

-Растолкуйте, что значит многозначные слова?

-Какие вы знаете многозначные слова? Запишем слова, выделяя орфограммы.

(звезда, лисички, кран, ручка, ключ, кисть, нос, коса, лук, иголки и т.д.)

-Какие же слова называются многозначными?

-Рассмотрим схему на стр. 48 учебника.

Слова: 1) Однозначные слова- одно лексическое значение. 2) Многозначные слова- два и более лексических значений.

-Выполним упражнение 60 на стр. 48.

(Подумайте только, как много значений у слова дорога. дорогой зовут автостраду, и тропку, бегущую рядом, и шлях, что лежит на равнине, и путь каравана в пустыне, и шаг альпиниста по круче к вершине, упрятанной в тучах. И след корабля над волнами, и синие выси над нами... (скажите, в каких значениях употреблено слово дорога. Придумайте своё предложение с этим словом и запишите это предложение).

- Скажите, в каких значениях употреблено слово дорога.

-Это словарное слово, запишем его в словарь.

6.     Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Пошагать придётся нам – выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.

 

7.     Задания по карточкам

-Подчеркни многозначные  слова:

Кисть, журчит, гребень,  рука,  ручка,  идёт, дорожка, спешат, иголка, язык,  ключ.

-Подчеркни однозначные слова:

Шляпка,  шапка, рукав, манжет.

-Найди  и подчеркни в тексте многозначные слова.

Удивительные вещи

Странные вещи в природе бывают.

Ножки у стула,  а стул не шагает.

Часто часы бьют. Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил», - говорят. Интересно!

Что-то слона я не вижу в оркестре? (Карол Корд)

 

 

 

8.     Закрепление знаний и способов действий.

- Прочитайте стихотворение, найдите многозначное слова:

Говорят,

На быках

Мосты стоят!

Вот он, мост,

Под ним река –

Ни единого быка!..

НЕ пойму я ничего:

Утонули, что ли?

Или все до одного

Убежали в поле

От нелегкого труда?

Ну а мост на чём тогда?                                        А. Шибаев.

 

- Почему участники диалога не могут понять друг друга?

(В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» - «животное» и «бык» - «опора моста»,

Составьте и запишите предложение со словом бык. Можно использовать разные значения этого слова.

 

9.     Подведение итогов урока
- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова?

-Дома поработайте с многозначными словами, выполнив упр.61 стр.49. 

10. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, раскрасив смайлик соответствующим цветом.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русского языка"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

учитель начальных классов Федорова Нонна ЛеонидовнаУрок русского языка«Однозначные и многозначные слова»2 классТип урока: изучение нового материалаСредства реализации УУД: проблемно-диалогическая технология, организация работы в парах, методический аппарат учебника.Задачи урока:1.Познавательная: сообщить о многозначных и однозначных словах.2.Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; приобретение навыков работы со словарём. 3.Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся. 4. Воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному языку, вызвать интерес к урокам русского языка. 5. Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.В результате: ученики должны знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова,способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова;знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.Уметь:распознавать однозначные и многозначные слова среди данных;находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 852 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.07.2020 316
    • DOCX 37.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маркина Надежда Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маркина Надежда Юрьевна
    Маркина Надежда Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92304
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 829 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе