Главная / Начальные классы / Урок русского языка

Урок русского языка


учитель начальных классов

Федорова Нонна Леонидовна


Урок русского языка

«Однозначные и многозначные слова»

2 класс


Тип урока: изучение нового материала

Средства реализации УУД:  проблемно-диалогическая технология, организация работы в парах, методический аппарат учебника.

Задачи урока:

  1. Познавательная: сообщить о многозначных и однозначных словах.

  2. Практическая:  учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;

                               приобретение навыков работы со словарём.

 3.Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся.

 4. Воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному  языку, вызвать интерес к урокам  русского

                                 языка.

 5.  Развивать внимание, образное мышление, языковую   культуру, умение сравнивать и анализировать.

В результате:  

  • ученики должны знатьпонятия «однозначные» и «многозначные» слова,

  • способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова;

  • знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.

Уметь:

  • распознавать однозначные и многозначные слова среди данных;

  • находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;

  • находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением;

  •  определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова;

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация

«Однозначные и многозначные слова».


  1. Организационный момент:

Динь – динь -  динь,

звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.


  1. Повторение пройденного материала.

-На прошлых уроках мы с вами начали изучать раздел «Слова, слова, слова…», скажите мне пожалуйста, что же такое Слово? А как вы понимаете, что такое лексическое значение слова? Приведите пример.

(Ответы детей).


  1. Минутка чистописания.

-Откроем тетради и запишем число и классная работа.

С новой строки пропишем заглавную букву А в соединении с прописной а. АаАаАаА

ананас азбука акула

(Ни в полях, ни в садах, ни у вас, ни у нас,

А в тропических лесах вырастает ……..)

( Первая книжка для всех детишек:

Учит – мучит, а научит – радует)

(Серебристых рыбок стая промелькнула,

А за ними мчится хищная ……)


  1. Формулировка учащимися темы и целей урока.

(На доске висят несколько картинок: швейные иголки, иглы сосны, ежик и таблички с названиями).

-Ребята, посмотрите на доску, что можно сказать об этих картинках? Чем похожи предметы на рисунках? Соотнесите предметы и их названия. Работа с толковым словарем.

-Прочитайте, какое значение имеет слово игла.

-Что заметили?

(слово – одно, а значений несколько)

-Как называются такие слова в русском языке? (многозначные)

-Сформулируйте тему нашего урока.

«Многозначные слова»

-Какую цель поставим перед собой? (научиться различать однозначные и многозначные слова и растолковывать их лексическое значение)

  1. Работа по теме урока

-Растолкуйте, что значит многозначные слова?

-Какие вы знаете многозначные слова? Запишем слова, выделяя орфограммы.

(звезда, лисички, кран, ручка, ключ, кисть, нос, коса, лук, иголки и т.д.)

-Какие же слова называются многозначными?

-Рассмотрим схему на стр. 48 учебника.

Слова: 1) Однозначные слова- одно лексическое значение. 2) Многозначные слова- два и более лексических значений.

-Выполним упражнение 60 на стр. 48.

(Подумайте только, как много значений у слова дорога. дорогой зовут автостраду, и тропку, бегущую рядом, и шлях, что лежит на равнине, и путь каравана в пустыне, и шаг альпиниста по круче к вершине, упрятанной в тучах. И след корабля над волнами, и синие выси над нами... (скажите, в каких значениях употреблено слово дорога. Придумайте своё предложение с этим словом и запишите это предложение).

- Скажите, в каких значениях употреблено слово дорога.

-Это словарное слово, запишем его в словарь.

  1. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Пошагать придётся нам – выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.


  1. Задания по карточкам

-Подчеркни многозначные  слова:

Кисть, журчит, гребень,  рука,  ручка,  идёт, дорожка, спешат, иголка, язык,  ключ.

-Подчеркни однозначные слова:

Шляпка,  шапка, рукав, манжет.

-Найди  и подчеркни в тексте многозначные слова.

Удивительные вещи

Странные вещи в природе бывают.

Ножки у стула,  а стул не шагает.

Часто часы бьют. Но мы не слыхали,

Чтобы кого-то они обижали.

«Слон затрубил», - говорят. Интересно!

Что-то слона я не вижу в оркестре? (Карол Корд)




  1. Закрепление знаний и способов действий.

- Прочитайте стихотворение, найдите многозначное слова:

Говорят,

На быках

Мосты стоят!

Вот он, мост,

Под ним река –

Ни единого быка!..

НЕ пойму я ничего:

Утонули, что ли?

Или все до одного

Убежали в поле

От нелегкого труда?

Ну а мост на чём тогда?                                        А. Шибаев.


- Почему участники диалога не могут понять друг друга?

(В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» - «животное» и «бык» - «опора моста»,

Составьте и запишите предложение со словом бык. Можно использовать разные значения этого слова.


  1. Подведение итогов урока
    - Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?

- Где мы можем узнать значение слова?

-Дома поработайте с многозначными словами, выполнив упр.61 стр.49. 

  1. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, раскрасив смайлик соответствующим цветом.


Урок русского языка
  • Начальные классы
Описание:

учитель начальных классов

Федорова Нонна Леонидовна

Урок русского языка

«Однозначные и многозначные слова»

2 класс

Тип урока: изучение нового материала

Средства реализации УУД: проблемно-диалогическая технология, организация работы в парах, методический аппарат учебника.

Задачи урока:

1.Познавательная: сообщить о многозначных и однозначных словах.

2.Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово;

приобретение навыков работы со словарём.

3.Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся.

4. Воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному языку, вызвать интерес к урокам русского

языка.

5. Развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.

В результате:

ученики должны знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова,

способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова;

знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.

Уметь:

распознавать однозначные и многозначные слова среди данных;

находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;

находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением;

определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова;

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Автор Федорова Нонна Леонидовна
Дата добавления 28.07.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 408
Номер материала MA-067504
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы