учитель
начальных классов
Федорова
Нонна Леонидовна
Урок русского языка
«Однозначные и многозначные слова»
2 класс
Тип урока: изучение
нового материала
Средства
реализации УУД: проблемно-диалогическая технология,
организация работы в парах, методический аппарат учебника.
Задачи
урока:
1.
Познавательная: сообщить о многозначных
и однозначных словах.
2.
Практическая: учить определять в
каком лексическом значении употреблено многозначное слово;
приобретение навыков работы со словарём.
3.Работа по
развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся.
4. Воспитывать ценностное
отношение к слову, уважение к родному языку, вызвать интерес к урокам
русского
языка.
5. Развивать внимание,
образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
В
результате:
· ученики
должны знатьпонятия «однозначные» и «многозначные» слова,
· способы
отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного
слова;
· знать
об общем сходстве между разными значениями многозначного слова.
Уметь:
· распознавать
однозначные и многозначные слова среди данных;
· находить
в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;
· находить
многозначные слова с указанным общим лексическим значением;
· определять
общий элемент между лексическими значениями многозначного слова;
Оборудование: мультимедийный
проектор, компьютер, презентация
«Однозначные
и многозначные слова».
1.
Организационный момент:
Динь – динь - динь,
звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
2. Повторение
пройденного материала.
-На прошлых уроках
мы с вами начали изучать раздел «Слова, слова, слова…», скажите мне пожалуйста,
что же такое Слово? А как вы понимаете, что такое лексическое значение слова?
Приведите пример.
(Ответы детей).
3. Минутка
чистописания.
-Откроем тетради и
запишем число и классная работа.
С новой строки
пропишем заглавную букву А в соединении с прописной а. АаАаАаА
ананас
азбука акула
(Ни в полях, ни в
садах, ни у вас, ни у нас,
А в тропических
лесах вырастает ……..)
( Первая книжка
для всех детишек:
Учит – мучит, а
научит – радует)
(Серебристых рыбок
стая промелькнула,
А за ними мчится
хищная ……)
4. Формулировка
учащимися темы и целей урока.
(На доске висят
несколько картинок: швейные иголки, иглы сосны, ежик и таблички с названиями).
-Ребята,
посмотрите на доску, что можно сказать об этих картинках? Чем похожи предметы
на рисунках? Соотнесите предметы и их названия. Работа
с толковым словарем.
-Прочитайте,
какое значение имеет слово игла.
-Что
заметили?
(слово
– одно, а значений несколько)
-Как
называются такие слова в русском языке? (многозначные)
-Сформулируйте
тему нашего урока.
«Многозначные
слова»
-Какую
цель поставим перед собой? (научиться различать однозначные и многозначные
слова и растолковывать их лексическое значение)
5. Работа
по теме урока
-Растолкуйте,
что значит многозначные слова?
-Какие
вы знаете многозначные слова? Запишем слова, выделяя орфограммы.
(звезда,
лисички, кран, ручка, ключ, кисть, нос, коса,
лук, иголки и т.д.)
-Какие
же слова называются многозначными?
-Рассмотрим
схему на стр. 48 учебника.
Слова:
1) Однозначные слова- одно лексическое значение. 2) Многозначные слова- два и
более лексических значений.
-Выполним
упражнение 60 на стр. 48.
(Подумайте
только, как много значений у слова дорога. дорогой зовут автостраду, и тропку,
бегущую рядом, и шлях, что лежит на равнине, и путь каравана в пустыне, и
шаг альпиниста по круче к вершине, упрятанной в тучах. И след корабля над
волнами, и синие выси над нами... (скажите, в каких значениях употреблено слово
дорога. Придумайте своё предложение с этим словом и запишите это предложение).
- Скажите, в каких
значениях употреблено слово дорога.
-Это словарное слово,
запишем его в словарь.
6. Физкультминутка
На зарядку солнышко
поднимает нас
Поднимаем
руки мы по команде «раз»,
А над
ними весело шелестит листва.
Опускаем
руки мы по команде «два».
Пошагать
придётся нам – выше голова!
Мы
шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай
за птичками, головой верти.
Вот
зарядка кончилась.
Сядь и
отдохни.
7. Задания
по карточкам
-Подчеркни
многозначные слова:
Кисть,
журчит, гребень, рука, ручка, идёт, дорожка, спешат, иголка,
язык, ключ.
-Подчеркни
однозначные слова:
Шляпка,
шапка, рукав, манжет.
-Найди
и подчеркни в тексте многозначные слова.
Удивительные вещи
Странные вещи в природе
бывают.
Ножки у стула, а
стул не шагает.
Часто часы бьют. Но мы
не слыхали,
Чтобы кого-то они
обижали.
«Слон затрубил», -
говорят. Интересно!
Что-то слона я не вижу
в оркестре? (Карол Корд)
8. Закрепление
знаний и способов действий.
- Прочитайте стихотворение, найдите многозначное слова:
Говорят,
На
быках
Мосты
стоят!
Вот
он, мост,
Под
ним река –
Ни
единого быка!..
НЕ
пойму я ничего:
Утонули,
что ли?
Или
все до одного
Убежали
в поле
От
нелегкого труда?
Ну а
мост на чём тогда?
А. Шибаев.
-
Почему участники диалога не могут понять друг друга?
(В их
речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» - «животное» и «бык» - «опора
моста»,
Составьте
и запишите предложение со словом бык. Можно использовать разные значения этого
слова.
9. Подведение
итогов урока
- Какие слова мы называем однозначными?
-
Какие слова мы называем многозначными?
- Где
мы можем узнать значение слова?
-Дома
поработайте с многозначными словами, выполнив упр.61 стр.49.
10. Рефлексия
Оцените
свою работу на уроке, раскрасив смайлик соответствующим цветом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.