№ 1
|
Урок
русского языка Класс: 5 класс Возраст:
10-11 лет
|
Тема
урока:
|
Состав
слова. Урок – обобщение.
|
Ссылки:
|
Календарное
планирование, учебник Русская речь, Алматы «Атамұра» 2006.
|
Цели:
|
·
Обобщить
знания о составе слова.
·
Активизировать
познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы
соревнования.
·
Развивать
интерес к языку, используя занимательные задания, интересные сведения о
языке.
|
Результат
обучения:
|
По
окончании занятия учащиеся:
·
научатся
разбирать слова по составу;
·
научатся
работать в группах;
·
приобретут
навыки критического мышления;
·
приобретут
коммуникативные умения.
|
Ключевые
идеи:
|
Состав слова,
морфемы, приставка, суффикс, корень, основа, окончание
|
Ресурсы:
|
ИКТ: Компьютер, проектор, экран.
Наглядный материал: схемы, таблицы.
|
|
Этапы проведе
ния урока
|
Время
– 45 минут
|
Атмосфера
в классе
|
Действия
преподавателя и действия учащихся
|
Примеча
ние
|
Психологический
настрой на урок
|
3
мин.
|
Доброжелательность,
взаимоподдержка. Преподаватель повышает чувство уверенности учащихся.
|
Я рада
видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость,
общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я
в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик,
все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к
работе. Я
работаю». (играет приятная расслабляющая мелодия)
|
|
Сообщение
темы и задач урока
|
5
мин.
|
Доброжелательный
настрой преподавателя на успех.
|
Урок
русского языка мы проведем в форме игры «Счастливый случай». На уроке мы
продолжим учиться красиво и грамотно писать, будем думать и рассуждать.
Сегодня встретятся 3 группы друзей. Наша задача проявить свои знания и выявить
группу - победительницу и лучших знатоков в каждой из них. За правильный
ответ дается жетон. Победит тот, у кого их соберётся больше. Чтобы дать
группам названия, ответьте на вопросы:
- Какие
части слова знаете?
- Что
такое приставка?
- Что
такое корень?
- Что
такое суффикс?
- Что
такое окончание?
Итак,
название 1 команды – корень, 2 – суффикс, 3 – окончание
|
Деление
на группы
|
Задание
1. Минутка чистописания
|
5
мин.
|
Активность,
сплочённость, аккуратность.
|
Если
вы правильно отгадаете загадки и расположите все слова по горизонтали в
порядке цифр(1, 7, 2, 3), то узнаете слово, зашифрованное в вертикальном
столбце.
По
горизонтали:
Хоть верь, хоть не верь,
Пробежал по лесу
зверь.
Нес на лбу он
неспроста
Два развесистых
куста. (Олень)
Горел в траве
росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк,
потух
И превратился в
пух. (Одуванчик)
Межи деревянные,
А поля
стеклянные. (Окна)
Что за дерево
такое,
Ветра нет, а
лист дрожит. (Осина)
- Какое
слово получилось? (Очки)
- Какая
орфограмма в слове очки?
- С
какой буквы оно пишется? Расскажите об этой букве, какой звук она обозначает?
Повторение
каллиграфического написания буквы, узора из соединения нескольких букв «о». Запись
слов-отгадок.
|
|
Задание
2. Словарный диктант
|
5
мин.
|
Активное взаимодей
ствие преподавателя с учащимися, развитие орфографической
зоркости, памяти, внимания, мышления, банк словарных слов.
|
(Устно
сигнализируют орфограмму сигнальной карточкой): (Карточки с гласными буквами
(а, о, я, и, е и т.д.).
Костер,
кровать, метро, заяц, театр, рябина, природа.
Разминка
закончилась, начинаем игру.
|
|
Задание
3. Игра «Счастливый случай» Обобщение темы.
Работа
в группе.
|
5
мин.
|
Активное
взаимодей
ствие
учащихся в составе групп, взаимоуваже
ние,
выслушиваниемнений других, толерантность, доброжелательность, взаимопомощь,
взаимопонимание, взаимоподдержка.
|
1-й
гейм. Найти друзей.
-
Прочитать слова, определить часть речи. От данных слов образовать
однокоренные слова.
1 группа:
лечить (лечение, лекарство, лекарь).
2 группа:
берег (бережок, набережная, береговой).
3 группа:
горка (горный, горец, пригорок).
2 гейм.
-
Составить из частей слово, разобрать по составу:
1 группа:
и, ник, под, снеж (подснежники);
2 группа:
а, к, по, сад (посадка);
3 группа:
а, ушк, корм (кормушка).
|
Группа,
закончившая задание, поднимаетсигнальную карточку. Оценивание работы жетонами
(разных цветов) красный-отл., зелёный-хор., жёлтый-удов.
|
Физминутка
|
3
мин.
|
Комфортность,
раскрепощённость, свобода, музыкальность, ритмика.
|
Танец
«Қара
жорға»
|
|
Задание
4. Продолжение игры.
|
8
мин.
|
Взаимоподдержка,
взаимопомощь, взаимопомощь.
|
3 гейм.
Написать по 3 слова к каждой схеме:
1 группа:
корень, суффикс, окончание;
2 группа:
приставка, корень, окончание;
3 группа:
приставка, корень, суффикс, окончание.
4 гейм.
Игра «Кто больше»: за 1 минуту записать как можно больше слов, образованных
при помощи приставок:
1 группа:
у, при, по, вы, за, с, пере, от, но и слова «ход»;
2 группа:
вы, об, за, при, пере, про, из, по, на, от, под, раз и слова «учить»;
3 группа:
от, за, пере, про, по, вы, раз, на, за, под и слова «работать».
|
Оценивание
работы жетонами, а закончившая раньше группа сидит и не мешает. Учитель
проходит и проверяет правильность выполненных заданий
|
Задание
№5 Игра-Это всё мы проходили
|
5
мин.
|
Сплоченность
групп
|
5 гейм.
Игра «Это все мы проходили»: У каждой группы по две карточки с вопросами,
ответы на которые есть на карточках в других группах. Задача: найти и
зачитать ответ на заданный вопрос. Остальные сигнализируют его правильность.
За правильный ответ зачитывается очко.
1 группа
задает вопросы: (ответы написать…
- Что
такое основа слова?
- Какая
часть слова бывает во всех словах? Заменить…… слова не имеют корня…….или
раск5рыть учителю….
2 группа:
- Что
называется корнем слова?
- Что
такое окончание?
3 группа:
- Что
такое приставка?
- что
такое суффикс?
6 гейм.
Стр. 170, упр.287. прочитать стихотворение, выписать однокоренные слова:
1 группа:
имена существительные;
2 группа:
имена прилагательные;
3 группа:
глаголы.
|
Оценивание
работы жетонами
|
Итоги
урока, награждение
поощрение
|
3
мин.
|
Повышение
мотивации, актизация учащихся, развитие самоконтроля, ответственности,
|
Вывод:
Помни, при разборе слова
Окончание и
основу
Первым делом
находи.
После корня
будет суффикс,
А приставка
впереди.
-Ребята как вы
думаете, чья группа была активна сегодня?
- Подсчитайте
свои жетоны и все узнают, какая группа работала лучше всех.
|
Самооценивание
, анализ своей работы каждой группы, используем стикеры для оценивания
|
Рефлексия
|
3
мин.
|
Активность
учащихся
|
-
Понравился ли вам урок? Чем?
- Чему
учились?
- Что
повторяли?
-
Ребята, вы все сегодня старательно поработали. Спасибо за урок.
|
|
Итого
|
45
мин.
|
|
|
|
Последующее
задание
|
1. Повторить
состав слова.
2.
Написать
синквейн с ключевыми словами: Лето, Речка, Каникулы.
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.