Инфоурок Математика КонспектыУрок " Решение треугольников"

Урок " Решение треугольников"

Скачать материал

Тема урока: Решение треугольников

 

 Цели урока:

• повторить и обобщить тему “Треугольник”;

• проверить усвоение теоремы косинусов и теоремы синусов, теоремы о сумме углов треугольника, отрабатывать умение применять  теорему косинусов, теорему синусов решая задачи, тесты;

   • развивать навыки исследовательской работы учащихся;

• развивать, выработать активность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, интерес к предмету, коллективное обучение.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

 

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть – 3 мин.

Треугольник… Знакомый вам с детства, и начиная с 7 класса, с уроков геометрии, геометрическая фигура, таит в себе немало интересного и загадочного, как Бермудский треугольник, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты. Знакомые нам фигуры квадрат, параллелограмм, прямоугольник, ромб, трапеция состоят из двух треугольников, если провести одну диагональ и из четырех треугольников, если провести две диагонали. В 10-11 классах тоже применяются решения треугольников, поэтому вы должны научиться решать любой треугольник. Прежде чем решать задачи, повторим тему “Треугольник”, отправимся в путешествие в страну “Треугольник”, повторим определение, элементы, виды, свойства треугольников и каждый раз будем удивляться полученным открытиям, удивительной формой, красотой, свойствами треугольников. В путешествие отправимся рядами, будем соревноваться, кто больше знает об этой стране “Треугольник”.

 

Условия состязания:

• быть внимательными и сообразительными;

• не оставлять ни одного вопроса без ответа;

• на каждое задание минимум времени, но максимум усердия;

• не подглядывать, не подслушивать, не мешать соседям.

 

II. Первая остановка в путешествии  «Сосчитай-ка»

 

Сколько треугольников в фигуреЧасто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то, как не знать…
Но совсем другое дело —
Очень быстро и умело
Треугольники считать!
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И “по краю” и “внутри”.                                                        

 

Ответ: 32

 

III. Вторая  остановка в путешествии “Решение кроссворда” “Треугольник”. Остановка – 5 минут.

 

 По горизонтали: 1. Луч, делящий угол пополам. 4. Элемент треугольника. 5.6.7. Виды треугольника (по углам). 11. Математик древности. 12. Часть прямой. 15. Сторона прямоугольного треугольника. 16. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

По вертикали: 2. Вершина треугольника. 3. Фигура в геометрии. 8. Элемент треугольника. 9. Вид треугольника (по сторонам). 10. Отрезок в треугольнике. 13. Треугольник, у которого две стороны равны. 14. Сторона прямоугольного треугольника. 17. Элемент треугольника.

 

Ответы:

По горизонтали: 1. Биссектриса. 4. Сторона. 5. Прямоугольный. 6. Остроугольный. 7. Тупоугольный. 11. Пифагор. 12. Отрезок. 15. Гипотенуза. 16. Медиана.

По вертикали: 2. Точка. 3. Треугольник. 8. Вершина. 9. Равносторонний. 10. Высота. 13. Равнобедренный. 14. Катет. 17. Угол.

 

IV. Мы повторили немного о треугольнике, еще лучше узнаем о нем на следующей остановке. Остановка называется “Ответы на вопросы”– 7 минут

Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель вопрос трактовал, как мыслительную форму, обеспечивающую переход от незнания к знанию.

Вопросы (команды задают друг другу):      

1. Какую фигуру называют треугольником?

2. Перечислите элементы треугольника.

3. Назовите виды треугольников по углам.

4. Назовите виды треугольников по сторонам.

5. Какой треугольник называется равносторонним?

6. Как называется третья сторона в равнобедренном треугольнике?

7. Перечислите свойства равнобедренного треугольника.

8. Перечислите свойства равностороннего треугольника.

9. Перечислите свойства прямоугольного треугольника.

10. Синусом, косинусом, тангенсом что называем?

11. Чему равна сумма углов в треугольнике?

12. Синус 30°,  синус 60°, косинус 45°, косинус 90°

13. Что значит решить треугольник?

14. Как называется треугольник со сторонами 3, 4, 5?  (Сообщение  ученика. Землемеры Древнего Египта для построения прямого угла пользовались следующим приемом. Веревку делили узлами на 12 равных частей и концы связывали. Затем веревку растягивали на земле так, чтобы получился треугольник со сторонами 3, 4, 5 делений. Угол треугольника, противолежащий стороне с пятью делениями, был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла, треугольник со сторонами 3, 4,5 иногда называют египетским.)

 

Слова знаменитого древнегреческого ученого Аристотеля подтвердили. Продолжим путешествие.

 

V. Работа с сигнальными карточками.

Тест на определение истинности (ложности) утверждения и правильности формулировок.

  1. В треугольнике против угла в 150° лежит большая сторона. (И)
  2. В равностороннем треугольнике внутренние углы равны между собой и каждый равен 60°.(И)
  3. Существует треугольник со сторонами: 2 см, 7 см, 3 см. (Л)
  4. Прямоугольный равнобедренный треугольник имеет равные катеты. (И)
  5. Если один из углов при основании равнобедренного треугольника равен 50°, то угол, лежащий против основания, равен 90°.(Л)
  6. Если острый угол прямоугольного треугольника равен 60°, то прилежащий к нему катет равен половине гипотенузы. (И)
  7. В равностороннем треугольнике все высоты равны. (И)
  8. Сумма длин двух сторон любого треугольника меньше третьей стороны. (Л)
  9. Существует треугольник с двумя тупыми углами. (Л)
  10. В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90°.(И)
  11. Если сумма двух углов меньше 90°, то треугольник тупоугольный. (И)

VI. Отработка формул.

Найдите ошибку в ответе товарища:

1) а2 = в2 + с2 + 2вc cos                            4)

2) в2 = а2 + с2 – 2вс cos                            5)

3) а2 = а2 + с2 - 2ас sin                              6)

 

VII. Геометрический диктант.

 


Вариант 1.

  1. Один из углов прямоугольного треугольника равен 48°. Чему равен второй острый угол? (42°)
  2. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 70 см, другая 26 см. Чему равна длина основания? (26 см)
  3. В треугольнике ABC угол В — наибольший. Какая из сторон треугольника наибольшая? (АС)
  4. Запишите теорему синусов для треугольника MPK. (= 2R).
  5. Запишите теорему косинусов для треугольника МРК ( МР2=МК2 +КР2– 2МK·РК·cosÐK)

  Вариант 2.

  1. Один из углов прямоугольного треугольника равен 35°. Чему равен второй острый угол? (55°)
  2. В равнобедренном треугольнике одна сторона равна 25 см, другая 58 см. Чему равна длина основания? (25 см)
  3. В треугольнике ABC угол C — наибольший. Какая из сторон треугольника наибольшая?B)
  4. Запишите теорему синусов для треугольника BCD. (= 2R).
  5. Запишите теорему косинусов для треугольника BCD ( BC2=BD2 +DC2– 2BD·DC·cosÐD)

 VIII. Решение задач.

Задача:    С помощью программы «Решение треугольников»  (можно свободно скачать в Интернете)  вычислите неизвестные элементы треугольника АВС (два ученика садятся за компьютеры и выполняют работу):

а

b

c

img4.gif (59 bytes)A

img4.gif (59 bytes)B

img4.gif (59 bytes)C

1

 

3

4

135°

 

 

2

5

 

 

 

30°

45°

3

7

2

8

 

 

 

4

 

 

12 

36°

25°

 

5

 14

 

 

 

64°

48°

6

3

5

 

 

 

60°

7

15

18

24

 

 

 

 

Ответы:

а

b

c

img4.gif (59 bytes)A

img4.gif (59 bytes)B

img4.gif (59 bytes)C

1

 6,5

3

4

135°

 26

 19

2

5

 2,6

 3,7

 105

30°

45°

3

7

2

8

 54

 13

 113

4

 8,1

5,8

 12

36°

25°

 119

5

 14

 13,6

11,2

68

64°

48°

6

3

5

 4,4

 37

83 

60°

7

15

18

24

 39

 48

 93

 

Задача № 1.   Пожарная лестница, стоящая на машине, может быть выдвинута на 20 м, а её крутизна может достигать 700. Основание лестницы находится на высоте 2 м. До какого этажа можно по ней добраться, если высота этажа 3 м?

 

Задача № 2.   Спортивный самолёт летит по замкнутому треугольному маршруту. Два угла этого треугольника равны 600 и 1000. Сторону, лежащую против третьего угла, он пролетел за 1 час. За сколько времени он пролетит весь маршрут, сохраняя постоянную скорость?


Решение

Ответ: за 4 часа самолёт пролетит весь маршрут.

 

Задача № 3.  Найдите длину отрезка, в концы которого упираются ножки циркуля-измерителя, длиной 15 см, если они образуют угол в 300.


Решение

Ответ: 7,8 см.

Закончим урок словами великого итальянского ученого Галилео Галилея: “Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать”.

 

6. Задание на дом.  № 1036, индивидуально 1038

 

Источники:

1. «Геометрия 7 – 9» Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2012.

2. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации к учебнику/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2000

3. http://math66.ucoz.ru/  Программа "Решение треугольников"

4. http://festival.1september.ru/ Оготоева К. П., "Уроки обобщающего повторения в 9 классе"

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок " Решение треугольников""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок позволяет повторить и систематизировать знания по применению теоремы синусов и теоремы косинусов.Цели повторить и обобщить тему “Треугольник”;• проверить усвоение теоремы косинусов и теоремы синусов, теоремы о сумме углов треугольника, отрабатывать умение применять теорему косинусов, теорему синусов решая задачи, тесты; • развивать навыки исследовательской работы учащихся; • развивать, выработать активность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, интерес к предмету, коллективное обучение.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 675 076 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.05.2020 796
    • DOCX 119 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полтева Альбина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Полтева Альбина Александровна
    Полтева Альбина Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 135042
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 301 человек

Курс повышения квалификации

Применение возможностей MS Excel в профессиональной деятельности учителя математики

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 195 человек

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 493 человека

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 114 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 54 человека

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосоматика детей и взрослых: психологические аспекты различных заболеваний

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе