г.Усть-Илимск
МАОУ «СОШ №5»,
Учитель
русского языка и литературы: Денисюк Л.С.,
первая
квалификационная категория.
Урок-размышление
по рассказу В.Распутина "Рудольфио" (интегрированный урок литературы
и русского языка)
Денисюк
Лариса Серафимовна,
учитель
русского языка и литературы
МАОУ
«СОШ №5» г. Усть-Илимск
Цель: показать
старшеклассникам художественное воплощение моральных, нравственных,
философских проблем рассказа; закрепить умение анализировать текст; продолжить
подготовку к написанию сочинения части С по русскому языку; развивать продуктивное
творческое мышление; выявление способов раскрытия
драматических переживаний человека.
Ход
урока.
1. Звучит
песня Визбора «Милая моя» (клип основан на фильме «Рудольфио»)
2. Как вы
думаете, почему урок сегодня начинаем с этой песни?
3. Начнем
сегодня мы нашу работу с небольшого мини-сочинения «Мои впечатления от
рассказа «Рудольфио» ( заслушивание работ).
Скажите,
при чтении рассказа не возникло ли у вас чувство,, что
что-то недочитано, недопонято? Что всё не так просто! Давайте попытаемся
проникнуть вглубь, раскрыть все “странности” этого произведения.
Для этого ещё раз обратимся к тексту. С какой интонацией, с какими
чувствами должны быть произнесены реплики Ио? Рудольфа?
4. Размышление
над вопросами:
- а что
такое любовь?
- как
она возникает? что притягивает людей друг к другу?
- всегда
ли первая любовь – это счастье?
- какова
степень ответственности за любимого человека? (Ответы на вопросы по
кругу, передавая эстафету от одного к другому).
Любовь
– это скорее не слово, а определенные действия, благодаря которым ты понимаешь,
что тебя любят.
Любовь
– это энергия, которая заставляет двигать жизнью.
По
словам ученых, врачей любовь, это болезнь – острое психическое расстройство,
зависимость от другого человека.
Любовь
это болезнь, которая заразна, причем эмоциональное заражение в психическом
смысле. Эмоции или настроение одного человека передаются другому, так
происходит когда чувство взаимно.
Признаки
любви:
-отстраненный
взгляд, направленный внутрь себя;
-радостное
вздрагивание при каждом телефонном звонке, несчастный вид, если телефон долго
молчит;
-непредсказуемая
смена настроения;
-неадекватная
реакция: истерика или блаженная улыбка;
-повышенная
эгоистичность по отношению к проблемам других.
5.
Валентин Распутин усиливает чувства героев с помощью коротких
описаний природы. Найдите эти эпизоды и постарайтесь понять, почему писатель
использовал такую метафоричность.
Герои встречаются зимой, когда шёл снег, “такой мягкий, пушистый,
словно где-то там, наверху, теребят диковинных снежных птиц”. Такая
метафоричность узорной нитью будет пронизывать всё повествование. В следующий
раз мы вместе с героем почувствуем “пряный, острый запах наступающей весны,
сдувшей с него, словно пепел, зимнюю неясность и неотчётливость”. И вот весна
совсем наступила, а “весенние сны с мастерством опытной гадалки напророчили им
счастье и любовь”. Последняя встреча происходит в мае, “когда на солнечных
весах лето окончательно перевесило весну”.
Приход весны уже традиционно ассоциируется с пробуждением чувств
человека (томления, ожидания, мечтания). По шагам приближается весна – по шагам
развиваются чувства героев. Время словно раздвигает пространство. А ведь оно
здесь не так велико: трамвай – дорога домой – квартира Рудольфа, квартира Ио –
пустырь, берег реки. Может показаться, что герои зажаты толчеёй трамвая,
клеточным пространством своих квартир, но это не так. Мощная энергетика весны,
заражающая людей светом, теплом, любовью, рушит эти границы, и мы видим только
их: Ио и Рудольфа.
6. Почему
автор назвал рассказ «Рудольфио»? Сделаем выводы о ценностях и свойствах
характера Ио и Рудольфа. Воспользуемся схемой:
7. Работа с частью С ЕГЭ по русскому языку. (Алгоритм работы,
скрепы у обучающихся на столах).
- Сейчас обратимся к уроку русского языка и выполним тренировочные
упражнения по части С.
Сформулируйте
и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
(
Любовь – это не влечение, это родство душ и сердец, только сердце может угадать
того единственного, который предназначен судьбой).
Сформулируйте
позицию автора. Напишите, согласны или не согласны с его точкой зрения.
Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или
читательский опыт.
( Если
бы люди чаще прислушивались к своему сердцу, обращались к своей душе, тогда
меньше было бы в мире разбитых судеб, непонимания и злобы. Чем ближе человек
подпускает к себе другого человека, тем больше возрастает ответственность за
него. Любящие особенно беззащитны и ранимы, они лишены панциря, закрывающего от
житейских передряг, равнодушия, невнимания. Они требуют бережного отношения к
себе, но не всегда имеют это).
8.
Парадоксально, но в век, когда мы шагнули в нано технологии, всё
более облегчая нашу жизнь, мы всё меньше думаем о самом главном, что является
стержнем человека – о Душе. А ведь это она должна создавать законы жизни, чтобы
человек жил в согласии с миром и с самим собой. Она должна быть мерилом
человечности, она должна быть высшей ценностью. Уже тогда, в 1965 году,
писатель В.Распутин увидел эту проблему. И эта проблема не только не потеряла
своей актуальности, а, наоборот, стала ещё значимее.
9.
Чем же оказалась первая любовь Ио – счастьем, оттого что она
вообще была, или бедой, потому что всё так случилось? Над этим вопросом
поразмышляйте дома в письменной работе, а также допишите сочинение по русскому
языку, начатое в классе.
10.
Рефлексия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.