Главная / Русский язык и литература / Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»

«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»).

Цели урока:

  • выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;

  • показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

  • формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

  • воспитывать у обучающихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

Оборудование:

Ноутбук, проектор;

Презентация. Аудиозапись

ХОД УРОКА.

I стадия «Вызов»

- Сегодня мы начнем наш урок со стихотворения, давайте внимательно послушаем его. (Кашутина Алена) (1 слайд)

(Чтение стихотворений в сопровождении фонозаписи «Русские колокола»)

 

1 мин.

    Константин Случевский

                  «Кукла»

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

Ребята, о чем мы будем говорить на уроке? ( о небрежном отношении людей к окружающим, о бездушии, о жестокости)

- А какие звуки вы услышали во время чтения стихотворения? (тревожная, набат)

(2 слайд)

(НАБАТ - удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги.

2) о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь).

А вот о каком призыве звучит колокол сегодня, мы ответим с вами в конце урока.

II стадия «Осмысление»

- Сегодня мы познакомимся с рассказом Е.И.Носова «Кукла». (3 слайд)

Какие цели поставим перед собой?

2 мин.

(попытаемся раскрыть нравственный смысл этого рассказа, будем учиться пониманию поступков людей и мотивов их поведения)

И начнём с сообщения о жизни писателя.

(Выступление подготовленного ученика)

5 минут

II. Рассказ о писателе (сообщение подготовленного ученика)

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ . (4 слайд)

Родился 1 января 1925г в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. 
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска. 
В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности. 
С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. 
В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе". 
В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965). 
Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе. 

III. Аналитическая работа по тексту.

Ребята, понравилось ли вам произведение Евгения Ивановича Носова «Кукла»? Какие чувства и эмоции вызвало?

Первая реакция – потрясение, «шок». Это обусловлено, прежде всего, тем, что начало рассказа, неторопливое, размеренное, на первый взгляд, не связано с дальнейшими событиями. Настроившись на описание пейзажа, читатель предполагает, что речь пойдет либо о природе, либо о встрече двух знакомых люде.

Ребята, на доске вы видите слова, которые вы встретили в тексте, смысл этих слов не совсем понятен. Послушаем Плотникову Елену.

(4 слайд)

В

2 мин.

ыгон - место, где пасётся скот; пастбище.

Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого.

Сижи – места рыбалки.

Споро – быстро, проворно.

Худо – зло, неприятно.

Язь – вид речной рыбы.

Внапашку – внакидку.

Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист – просторечные названия сорняков.

Избыть – избавиться от чего-либо.

Е

1 мин.

.И. Носов начинает свой рассказ с описания природы. Давайте и мы пойдём вслед за ним и прочитаем первое описание природы.
(Чтение текста со слов « В не так далекое время…» до слов «…матерый хозяин-сом»).

Так начинается рассказ Е.И.Носова «Кукла».

Почему автор начинает рассказ с этого описания природы?

(Потому что он любит родную землю, подчеркивает в пейзажной зарисовке величие природы).
Но в этом отрывке уже звучат тревожные ноты, которые омрачают восторженное настроение читателя. С чем это связано? Найдите это место в описание пейзажа. («Часами здесь кружат… обломки вездесущего пенопласта…»).
– Какую же роль играет описание природы в начале рассказа?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос разделимся на 2 группы.

К

5 мин

ласс делится на 2 группы, каждой предлагается фрагмент пейзажной зарисовки, который ученики должны внимательно перечитать, проанализировать, найти выразительные средства, используемые писателем для описания природы, и по возможности наиболее полно и обоснованно дать ответ на вопрос.

Карточка для 1 группы

(Обучающиеся первой группы отмечают, что предложенная им для анализа  пейзажная зарисовка наполнена «ощущением праздничности и радости бытия». Светлые, по-летнему яркие краски вызывают чувство тепла, комфорта, пробуждают воспоминания о лете, и лишь палый лист, похожий на рыбку-верховку, да запахи влажной земли и яблочной прели напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе. Голоса и звуки, доносящиеся со спортивной площадки, довершают  радостную картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний. (Замечу, что дети разных типов восприятия – аудиалы, визуалы, кинестетики – отметят то, что им ближе.) Автор использует олицетворения, эпитеты, сравнения, по­казывает через них гармонию в природе.)

Карточка для 2 группы

(Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски мрачные, темные, грязные. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: «русло сузилось», «чистые пески…затянуло» и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: олицетворения («язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста», «свободно прет черная донная тина»); метафора («горбом выпер грязный се­рый меляк»); сравнение («меляк, похожий на большую околевшую рыбину») –  усиливают мрачность, безотрадность представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в бездумном  хозяйствовании, использовании большого количества химических удобрений, чужеродных богатству родной земли –  «прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей».

О чем заставляет задуматься нас автор, сравнивая прежнюю и нынешнюю реку? (Об уродливом отношении человека к земле, воде, о гибели живой природы. Мы чувствуем вину перед природой за трагическое ее состояние).

Вывод. Светлое, доброе начало в природе противопоставлено жестокости, бессердечию людей.)

V. Работа по тексту рассказа.

На фоне меняющейся природы автор знакомит нас с Акимычем.

Давайте попробуем составить словесный портрет Акимыча. Каким вы его себе представляете.

(ответы детей)

Кто такой Акимыч, и что связывает автора с ним?

(«Мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии… Ранило Акимыча бескровно»)

Как вы думаете, что значат слова автора «ранен бескровно?

(То есть он был контужен. Это общее поражение организма взрывной волной. Последствия такого ранения могут быть очень серьезными: от временной потери слуха, зрения, речи, до сложнейших психических расстройств. Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно, в моменты сильнейших переживаний стресса он утрачивает способность говорить. Именно в такой момент встречает автор героя)

Найдите описание Акимыча в момент их встречи.

(С грустью описывает автор новую встречу с Акимычем. «Акимыч, бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и, как всегда в таких случаях, намертво заклинило»)

Что же происходит с Акимычем? Почему он не замечает красоты природы вокруг? Что его так взволновало? Куда идет Акимыч?

(«Шел молча и споро…», «сдавленно обронил»).

Прочитайте описание куклы.

Какое чувство вызвал у вас этот эпизод?

А вам доводилось видеть такую картину в жизни? Если да, то, как вы относитесь к этому?

Носов описывает куклу как человека, докажите это примерами из текста.

(подчеркивает ее сходство с беспомощным ребенком «миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах», «светлые шелковистые волосы»).

И все-таки кукла – это просто игрушка, это не живое существо.

Почему же так сильно страдает Акимыч? Как он это объясняет? («Может, со мной с войны такое… На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий»).

Итак, можно сделать вывод, что кукла для Акимыча – не только внешнее подобие человека. Кукла – это лицо войны, детство, искалеченное войной.

Именно об этом стихотворение В.Тушновой «Кукла». Я попросила Даниила подготовить выразительное чтение этого стихотворения. Послушаем.

(чтение стихотворения)

Кукла напомнила Акимычу пережитое во время войны. Но Акимыч страдает не только из-за этого.

Что ещё глубоко ранит его душу? Найдите в тексте ответ на этот вопрос. («А люди идут мимо… и заговорит он теперь не скоро»).

Назовите всех героев этого отрывка, не только активно действующих, но и тех, которые просто упоминаются в тексте.

(Акимыч, рассказчик, кукла, неизвестный, который растерзал куклу, дети-ученики, влюбленные, мамаши с колясками, учителя).

Давайте расположим на вертикальной оси всех героев рассказа, исходя из их поступков – нравственного выбора. Объясните свое решение. (слайд 5,6)

(слайд 7 Объяснение)

-4 – неизвестный, так как он совершил кощунство.

-3 – учителя, профессия которых обязывает учить детей красоте и добру, показывать им пример своими поступками, но вместо этого они равнодушно проходят мимо куклы.

-2 – мамы, главное назначение которых – воспитывать своих детей. В их колясках маленькие дети, совсем такие же, как эта беззащитная кукла. Неужели кукла не напомнила им собственных детей?

-1 – влюбленные, будущие родители, но они тоже глухи к добру.

0 – дети-ученики, от взрослых зависит, какими они будут.


1 – кукла, она приносит радость, счастье, но не может чувствовать, не может причинить зла.

2 – рассказчик, он не равнодушен к случившемуся, у него есть душа.

3 – Акимыч, он не только близко к сердцу принял увиденное, страдал, как от собственной боли. Более того, он похоронил куклу, как человека.

Почему же люди остались безучастными к случившемуся?

Акимыч и на этот вопрос дает ответ в тексте. Найдите его.

( «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

Невозможно равнодушно читать эпизод, когда Акимыч хоронит куклу. («Он сутуло, сгорбенно перешагнул кювет…»).

Почему Акимыч копает настоящую могилу, как для человека? Не кажется ли вам странным его поведение?

Рассказ заканчивается короткой горькой фразой Акимыча: «Всего не закопать…» Как вы понимаете эти слова?

(Случай с куклой не единичен. Это только один эпизод. Зла много, в одиночку с ним не справиться).

(слайд 8)

Посмотрите на экран, где перечислены пороки человеческой личности. Выберите тот из них, который присущ неизвестному, растерзавшему куклу.

Жестокость

Злость

Легкомыслие

Безответственность

Равнодушие

Зависть

Трусость

Предательство

Лицемерие

Жадность

(Жестокость, безответственность)

А какой порок присущ остальным людям, оказавшимся в минусовой части нашей оси? (Равнодушие).

Равнодушие может привести к проявлению зла, жестокости и в итоге к преступлению. В подтверждение этих слов мне хочется прочитать слова польского писателя Бруно Ясенского: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Итак, ребята, давайте сделаем выводы, какой урок преподает нам Е.И.Носов своим рассказом?

(звук колокола)

Ответьте на вопрос: к чему призывает нас тревожный звук колокола?

(не быть равнодушными, быть добрее, бережнее относиться к природе)

У всех у вас возникли самые разные мысли и чувства по поводу рассказа и поднятых в нем проблем. Какой же вывод мы сделаем? «Если ты слеп, если душа твоя глуха», какой же ты человек?

Учитель обращает внимание учащихся на выставку кукол, принесённых девочками на урок, и говорит о том, что игрушки не только развлекают ребёнка, но и готовят его к взрослой жизни. Мальчики, играя с машинами, танками, самолётами, готовятся стать защитниками слабых, а девочки, качая куклу, играя с ней, готовятся стать в будущем хорошими мамами. Закономерен вопрос: к чему же готовили себя те, кто так надругался над куклой? (1 мин.)

III. Рефлексия:

Закончите предложение.

Я понял(а), что…

Подходит к концу наш урок. Я уверена в том, что все вы усвоили главный урок Евгения Носова: не будь равнодушным, не проходи безучастно мимо зла и жестокости.

Далее учитель рекомендует обучающимся прочитать и другие произведения Е.И.Носова:

« В чистом поле за просёлком»

« Варька»

« Подпасок»

«Лесной хозяин»

Домашнее задание: 

Прочитать рассказ Носова «Живое Пламя»

написать письмо людям от имени куклы











Карточка для 1 группы

«В природе было еще солнечно, тепло и даже празднично, как иногда бывает в начале погожего октября, когда доцветают по­следние звездочки цикория и еще шарят по запоздалым шапкам татарника черно-бархатные шмели. А воздух уже остер и крепок и дали ясны и открыты до беспредельности.
Прямо от школьной ограды, вернее, от проходящей мимо нее дороги, начиналась речная луговина, еще по-летнему зеленая, с бе­лыми вкраплениями тысячелистника, гусиных перьев и каких-то луговых грибов. И только вблизи придорожных ив луг был усы­пан палым листом, узким и длинным, похожим на нашу сеймскую рыбку-верховку. А из-за ограды тянуло влажной перекопанной землей и хмельной яблочной прелью. Где-то там, за молодыми яблонями, должно быть, на спортивной площадке, раздавались хлесткие шлепки по волейбольному мячу, иногда сопровождаемые всплесками торжествующих, одобрительных ребячьих вскриков,и эти молодые голоса под безоблачным сельским полднем тоже соз­давали ощущение праздничности и радости бытия».

План ответа группы:

Предложенная нам для анализа  пейзажная зарисовка наполнена _________ __________________________________________________________________._______, _________ краски вызывают чувство ____________, ____________, пробуждают воспоминания __________, и лишь __________________________________________________________________напоминают об осени, но не вызывают сожаления, а только напоминают о закономерностях в природе.

__________________________________________________________________ довершают  ___________ картину, «оживляют» пейзаж, но не вносят в него дисгармонию. В приведенном отрывке природа дана во всём своём многообразии красок, запахов, звуков, состояний.

Автор использует такие изобразительно выразительные средства, как ___ __________________________________________________________________



















Карточка для 2 группы

«Поехал и не узнал реки.
Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затя­нуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей... Там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину».

План ответа группы:

Вторая зарисовка является полной противоположностью первой. Краски _____________, ___________, ______________. Ясные и открытые «до беспредельности» дали сменяются другими картинами: _______________ ___________________________________________________ ___________ и др. Используемые писателем средства выразительности в этом отрывке: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ –  усиливают _____________, _________________ представив­шейся нашему взору картины. Причину обмеления реки, изменений в природе автор видит в_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.





















В.Тушнова «Кукла».

Много нынче в памяти потухло,

А живет безделица, пустяк:

Девочкой потерянная кукла

На железных скрещенных путях.


Над платформой пар от паровозов

Низко плыл, в равнину уходя...

Теплый дождь шушукался в березах,

Но никто не замечал дождя.


Эшелоны шли тогда к востоку,

Молча шли, без света и воды,

Полные внезапной и жестокой,

Горькой человеческой беды.


Девочка кричала и просила

И рвалась из материнских рук,—

Показалась ей такой красивой

И желанной эта кукла вдруг.


Но никто не подал ей игрушки,

И толпа, к посадке торопясь,

Куклу затоптала у теплушки

В жидкую струящуюся грязь.


Маленькая смерти не поверит,

И разлуки не поймет она...

Так хоть этой крохотной потерей

Дотянулась до нее война.


Некуда от странной мысли деться:

Это не игрушка, не пустяк,—

Это, может быть, обломок детства

На железных скрещенных путях














НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ . (4 слайд)

Родился 1 января 1925г в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. 
Закончил до войны восемь классов. Отечественная война застала его, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска. 
В 1945 под Кенигсбергом был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ "Красное вино победы". Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности. 
С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. 
В 1958 выходит его первая книга рассказов и повестей "На рыбачьей тропе". 
В 1961 возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького. Окончив их в 1902, продолжает серьезно заниматься самообразованием. В эти годы были опубликованы "Тридцать зерен" (1961), "Дом за триумфальной аркой"(1963), "Где просыпается солнце" (1965). 
Произведения Е.Носова печатаются в журналах "Новый мир", "Наш современник", "Огонек", занимая достойное место в русской литературе. 



Выгон - место, где пасётся скот; пастбище.

Глумиться – злобно и оскорбительно издеваться.

Кювет – канава для стока воды, идущая вдоль дороги.

Святотатство – поругание, оскорбление чего-либо святого.

Сижи – места рыбалки.

Споро – быстро, проворно.

Худо – зло, неприятно.

Язь – вид речной рыбы.

Внапашку – внакидку.

Дурнишник, белокопытник, куга, стрелолист – просторечные названия сорняков.

Избыть – избавиться от чего-либо.







Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»
  • Русский язык и литература
Описание:

 «Если ты слеп, если душа твоя глуха…»

(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»).

     Цели урока:

·                     выяснить нравственный смысл рассказа Е.И.Носова «Кукла»;

·                     показать протест писателя против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру;

·                     формировать понимание поступков, мотивов поведения людей;

·                     воспитывать у обучающихся чувство сострадания, протест против эгоизма, равнодушия и зла сегодняшней жизни.

Оборудование:

Ноутбук, проектор;

Презентация. Аудиозапись

 

Автор Григорьева Анастасия Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1009
Номер материала 47217
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓